Где же настоящая могила Ермака? Место захоронения атамана ермака остается загадкой По приказу Строгановых
Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Согласно татарским преданиям Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.
По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. Но, по словам очевидцев, его тело пролежало на открытом воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане.
1 версия о месте захоронения
Как пояснил руководитель экспедиции Александр Адамов в интервью, поиск места осуществлялся по карте, составленной в 1806 году губернским землемером Василием Филимоновым на основе опроса местных жителей. «На своей карте Филимонов указал, что могила Ермака находится на возвышенности возле леса, где проходит пашня. Мы проверили эту информацию и действительно в районе села Бегишевское нашли возвышенность. Она находится недалеко от места, где, согласно легендам, Ермак принял свой последний бой», - рассказал ученый.
Адамов отметил, что возвышенность, указанная на карте XIX века, оказалась нетронутой рекой Иртыш, которая разливается во время весеннего паводка. «На возвышенности мы уже нашли захоронения X–XI веков. Теперь мы хотим исследовать ее методом геосканирования, чтобы найти в ее недрах другие захоронения. После того как будут получены результаты геосканирования, мы проведем точечные раскопки», - пояснил археолог.
2 версия о месте захоронения
Недавно в Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы, ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения - около 500 лет, в нем находятся останки неизвестного мужчины славянского происхождения, похороненного в соответствии с православной традицией.
"Возникла версия, что это ни много, ни мало, а могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере - генеалогическими древами", - говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов. Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно - до сих пор оставалось загадкой. Историки делать выводы не спешат. Кому 500 лет назад могло понадобиться везти тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы, неизвестно.
Считаю, что организовать экспедиции надо в оба района.
В Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Однако чтобы пролить свет на тайну гибели казачьего атамана, ученым предстоит провести еще ряд экспертиз.
Урок истории Отечества в киргиз-миякинской школе теперь дополняет новая глава: "Тайна гибели атамана Ермака раскрыта". Учитель рассказывает школьникам о новой версии захоронения легендарного завоевателя Сибири.
- Считается, что атаман Ермак похоронен в Сибири, но как вы знаете, теперь есть другая версия, что его прах покоится у нашей горы Миру мир.
Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения около 500 лет, в нем неизвестный мужчина славянского происхождения, похороненный в соответствии с православной традицией.
"Возникла версия, что это ни много, ни мало, могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере — генеалогическими древами", — говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов.
Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно до сих пор оставалось загадкой.
"Металлического оружия рядом найдено не было. Значит, какие я могу сделать выводы: он наверняка был в холщовых рубахе и штанах и пояс был", — предполагает краевед Сабир Гемеров.
Историки делать выводы не спешат: по официальной версии Ермак утонул в реке Иртыш, когда был разбит отрядом сибирского хана Кучума. Могила его не найдена, но есть сведения, что его похоронили в окрестностях деревни Баишево на территории современной Тюменской области. Кому 500 лет назад могло понадобиться вести тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы неизвестно.
"Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто работает с письменными источниками. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш", — объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев.
Гипотеза о якобы найденной могиле атамана уже наделала немало шума в прессе. За версию челябинских ученых выступили республиканские власти, которые рассчитывают, что находка может привлечь в Башкирию дополнительный поток туристов.
"Если здесь действительно похоронен Ермак, для нас это действительно будет еще один объект посещения. Мы его благоустроим. И если подтвердится, что это могила Ермака, наверное, желающих увидеть ее будет достаточно много", — считает глава администрации Миякинского района Зайнулла Насыров.
Бросить камень на погост - значит отдать дань уважения похороненному. Этой башкирской традиции не одна сотня лет. Кто бы ни покоился в найденной могиле, жители Киргиз-Мияков считают, что древнее захоронение нужно оставить в покое, но челябинские ученые собираются продолжить раскопки. Этим летом предполагаемую могилу Ермака будут изучать археологи. Возможно, они прольют свет на тайну гибели казачьего атамана.
В Башкирии бытует поверье, что если ты съешь землю с могилы богатыря, то сможешь вылечиться от многих болезней. Историк Федор Жижилев обнаружил в поселке Киргиз-Мияки ранее неизвестное ученым древнее захоронение, которое ему показали старожилы этого поселка. Они уверяли историка, что в земле покоиться тело покорителя и первооткрывателя Сибири Ермака Тимофеевича. По старым заветам они скрывали это почти 500 лет.
Еще, будучи студентом, историк Федор Жижилев прочитал в архивах Казанского университета, что около Киргиз-Мияки находится странный и якобы святой курган. Афанасий Щапов, профессор кафедры русской истории, еще в 1870 году написал, что башкирские студенты описывали чудеса, которые якобы происходили на «кургане Василия Тимофеевича Ермака». В наши же дни Жижилеву поведали, что люди, веря в свое исцеление, едят землю с могилы Ермака. Роза Килеева, местный краевед, даже записала несколько случаев такого необычного исцеления. Она вместе с Салаватом Валиуливым (наследник старинного башкирского рода Мин) привела экспедицию историка Жижилева как раз к высокому холму, где на его вершине, по их словам, и покоиться прах почитаемого их предками «уруса» (русского).
По рассказам самого Жижилева, чтобы могилка Ермака не затерялась, на протяжении многих веков местные люди, проход мимо кидали камушки. Тайну местонахождения загадочной могилы передавали из поколения в поколение, и запрещалось говорить о ней властям.
За усыпанной камнями могилой «великого уруса» жители башкирского посёлка Киргиз-Мияки ухаживают более пяти веков
Веник под головой
Археологам удалось вскрыть захоронение. Под полутораметровым слоем земли сначала обнаружили воткнутый в землю шест. Под этим шестом, на глубине, была могила. Старожилы не обманули. Любопытные гости увидели, что в сколоченном дубовом гробу лежали человеческие останки. Гвозди, которыми сколачивали гроб, пояс покойного и даже часть пяточного материала Федор Жижилев отправил в Киевскую лабораторию НАН Украины, для проведения радиоуглеродного анализа. Оказывается, что усопший был мужчина и покоиться здесь уже примерно 450 лет.
Больше всего археологи были удивлены березовым веником, который они обнаружили под черепом. В старину такой веник часто подкладывали под голову усопшего славянина. Из-за очень низкой влажности чудом сохранились березовые веточки. Однако, Жижилева очень смутил тот факт, что покойник лежал головой не на запад, как положено у православных, а на восток. Но это, странное на первый взгляд, обстоятельство не противоречило версии о происхождении самого Ермака, и которое нам толком не известно до сих пор.
Есть версия о тюркском происхождении Ермака. В «Тюркологическом сборнике» за 2001 год (академическое издание) говорится, что Ермак был родом из Ногайской Орды, что он даже был вхож в дворцовое окружение, но, опасаясь мести, бежал оттуда по личным мотивам. Да и имя Ермак тоже тюркское. Оно до сих пор существует у башкир, казахов и татар, только произносится как Ермек. Поэтому-то, предавая тело земле, башкиры, а среди них в то время было очень много мусульман, соблюли два обычая. По православному – положили ему под голову веник, а по мусульманскому обычаю – положили головой на восток. Не исключено, что Ермак был действительно каким-то образом причастен к известному тогда роду Тайбугинов.
Это версия более точно объясняет, как Ермаку достаточно быстро и без партизанской войны удалось завоевать, хоть и ослабевшие междоусобицами, но достаточно обширные государства. Как мы видим, с точки зрения народа, которое тогда проживало в Сибирском ханстве, Ермак представлял собой истинного правителя, который хотел сотрудничать с русскими. Население спокойно отнеслось к его решению. Ведь, как мы знаем, так называемое покорение Сибири было совершенно бескровным.
…башкирские старейшины не позволили гонцам Петра Первого перезахоронить в другом месте
Пустое захоронение
Большинство коллег Федора Жижилева подвергли сомнению истинность его находки. Главный их аргумент в том, что между местом смерти Ермака и холмом около тысячи километров. По летописям нам известно, что атаман Ермак погиб в тот день, когда с отрядом в 50 двигался по Иртышу. Когда они мирно спали в устье реки Вагай один из местных, этнический узбек Кучум, напал и практически уничтожил весь отряд. В своих тяжелых доспехах Ермак попытался доплыть до стругов, но в Иртыше утонул. Это было 6 августа 1585 г.
Вскоре рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук» выловил из реки тело атамана Ермака. Посмотреть на тело съехалось очень много знатных мурз. Приехал даже сам Кучум. Несколько дней татары пировали и стреляли в тело атамана из луков. Как сообщали очевидцы, останки, пролежав на воздухе месяц, даже не стали разлагаться. Затем тело захоронили в деревне, которая сейчас называется Баишево.
В свое время царь Петр I отправил туда гонцов, а также сулил большие деньги башкирским старейшинам, чтобы те указали точное место могилы великого воина-землепроходца. Но старейшины не позволили царским гонцам перезахоронить останки в другом месте. Петр получил донесение, в котором говорилось, что хитрые башкиры перевезли останки атамана Ермака в неизвестном направлении. Как сейчас известно, перевезли башкиры сюда, в Киргиз-Мияки! Сегодня, на холмике загадочного захоронения стоит деревянный крест.
СПРАВКА
* Ермак родился в 1532/1534/1542, погиб в 1585 г.
* На покорение Сибири отправился в 1581 (1582) г.
* Его отряд насчитывал около 840 человек, противостоял ему хан Кучум с 10-тысячной армией. Всего владыка Сибири правил лишь 30 тысячами человек взрослого мужского населения.
* Кучум держал народы Сибири — хантов, манси и других в подчинении благодаря чудовищной жестокости, поэтому его войска не отличались боеспособностью. Вооружены они были намного хуже казаков Ермака.
* Передовой отряд Ермака был разбит сибирскими татарами, но затем в четырех боях казаки одержали победу, и Кучум бежал в южные степи.
* Однако на следующий год борьба за покорение Сибирского ханства продолжилась.
По завету предков они скрывали его почти 500 лет. О странном и якобы святом кургане около Киргиз-Мияки историк Федор Жижилев еще в студенческую пору прочитал в архивах Казанского университета.
Профессор кафедры русской истории Афанасий Щапов в 1870 году записал свои беседы с башкирскими студентами, которые описывали чудеса, происходящие на «кургане Василия Тимофевича Ермака». Уже в наши дни Жижилеву рассказывали, что люди даже едят землю с могилы Ермака, веря, что она излечивает от разных недугов. Достоверно известно о нескольких случаях исцеления, которые записаны местным краеведом Розой Килеевой.
Она вместе с одним из наследников старинного башкирского рода Мин Салаватом Валиулиным и привела экспедицию Жижилева к высокому холму, на вершине которого упокоился прах некоего почитаемого их предками «уруса», то есть русского. - Чтобы оно не затерялось, местный люд, проходя мимо, на протяжении вот уже нескольких веков кидает камешки, - говорит Жижилев. - Тайну местонахождения загадочной могилы, о которой запрещалось говорить властям, почему - никто не помнит, передавали из поколения в поколение.
Веник под головой
Археологи вскрыли захоронение. Под полутораметровым слоем сначала появился воткнутый в землю шест. Под ним, на глубине, могила. Старожилы не обманули любопытных гостей: в сколоченном из тесаных дубовых досок гробу лежали человеческие останки. Пояс покойного, гвозди, которыми сколачивали гроб, и часть пяточного материала Жижилев отправил на радиоуглеродный анализ в Киевскую лабораторию национальной академии наук Украины.
Оказалось, что усопшего мужчину захоронили примерно 450 лет назад. Больше всего археологов удивил березовый веник, который они нашли под черепом. В старину такой подкладывали под голову покойного славянина. Березовые веточки чудом сохранились из-за очень низкой влажности. При этом Жижилева сильно смутил тот факт, что голова покойника указывала не на запад, как положено по православному обычаю, а на восток.
Однако это на первый взгляд странное обстоятельство не противоречило одной из версий о происхождении Ермака, которое толком до сих пор неизвестно. - Существует гипотеза о тюркском происхождении Ермака. В академическом издании «Тюркологический сборник» за 2001 год высказывается точка зрения, что Ермак родом из Ногайской Орды, был вхож в дворцовое окружение и бежал оттуда по личным мотивам, опасаясь мести. Да и имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек.
Поэтому, предавая тело земле, башкиры, среди которых в то время было много мусульман, соблюли как бы два обычая: положили его головой на восток, а не на запад, но подложили под нее веник, - говорит исследователь.
- Возможно, Ермак действительно был каким-то образом причастен к роду Тайбугинов.
Эта версия лучше всего объясняет, почему Ермак достаточно быстро и без последующей партизанской войны завоевал пусть ослабленное междоусобицами, но достаточно обширное государство.
Получается, что с точки зрения народа Сибирского ханства Ермак представлял собой законного правителя, который решил сотрудничать с русскими, и население довольно спокойно приняло его решение. Ведь так называемое покорение Сибири было практически бескровным
Пустое захоронение
Многие коллеги уже успели подвергнуть сомнению истинность находки Жижилева. Главный аргумент таков: между местом смерти Ермака и его новой могилой почти тысяча километров. Согласно летописям, атаман погиб 6 августа 1585 года, когда с отрядом в 50 человек шел по Иртышу.
Во время ночевки в устье реки Вагай этнический узбек визирь Кучум напал на мирно спавших казаков и истребил почти весь отряд. В тяжелых доспехах Ермак пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше. Тело Ермака вскоре выловил из реки рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.
Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали. По словам очевидцев, останки пролежали на воздухе месяц и даже не начали разлагаться. Позже тело захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево.- Но это, так сказать, туристическая могила. Она пустая, - говорит Жижилев. - В свое время Петр I отправлял туда гонцов и сулил большие деньги за указание точного места захоронения великого воина-землепроходца. Но его могилу так и не нашли. Петру отписали, что хитрые башкиры втайне перевезли останки Ермака в неизвестном направлении «зело далеко». Сюда они его перевезли, в Киргиз-Мияки!
Сейчас на холмике загадочного захоронения возвышается деревянный крест. Его поставили поисковики. Тем не менее местные жители по привычке, проходя мимо могилки, которую предки на протяжении веков наказывали не забывать, по-прежнему бросают на нее камешки.
СПРАВКА
* Ермак родился в 1532/1534/1542, погиб в 1585 г.
* На покорение Сибири отправился в 1581 (1582) г.
* Его отряд насчитывал около 840 человек, противостоял ему хан Кучум с 10-тысячной армией. Всего владыка Сибири правил лишь 30 тысячами человек взрослого мужского населения.
* Кучум держал народы Сибири - хантов, манси и других в подчинении благодаря чудовищной жестокости, поэтому его войска не отличались боеспособностью. Вооружены они были намного хуже казаков Ермака.
* Передовой отряд Ермака был разбит сибирскими татарами, но затем в четырех боях казаки одержали победу, и Кучум бежал в южные степи.
* Однако на следующий год борьба за покорение Сибирского ханства продолжилась
Марина КУЗЬМИЧЕВА
Где же настоящая могила Ермака?
Слава великих людей и после смерти не оставляет их. Профессиональные исследователи и просто любители истории пытаются отыскать новые подробности в их жизни или, на худой конец, в обстоятельствах смерти. Например, могилу атамана Ермака ищут чуть ли не со времени его гибели. Недавно в средствах массовой информации появилось сообщение о якобы совершенном открытии захоронения Ермака по мусульманскому обряду на окраине села Киргиз-Мияки (Республика Башкортостан). Версия башкирских краеведов подвергается большой критике. И действительно, можно указать несколько мест, среди которых с гораздо большей вероятностью может находиться настоящая могила Ермака. Например, одно из них расположено в Знаменском районе Омской области. Туда, в окрестности села Усть-Шиш, по сведениям омского краеведа Степана Викулова, Петр I даже собирался направить специальную поисковую экспедицию. Документы, в которых говорилось о необходимости ее организации, краевед встречал, а вот посещала ли экспедиция знаменские края, о том он документов не видел. А в Вагайском районе Тюменской области, если вы займетесь поиском могилы знаменитого станичника, вам расскажут, как минимум, о четырех местах захоронения Ермака. И каждый рассказчик будет настаивать на исключительной правдивости своей версии. Вот они, предполагаемые места захоронений Ермака: на одном из островов Иртыша неподалеку от устья Вагая, на кладбище татарской деревни Баишевская, на холме слева от трассы Вагай-Тобольск километрах в четырех от райцентра Вагай и в окрестностях села Старый Погост. Самое посещаемое туристами последнее из перечисленных мест. Оно в виде десятиметровой высоты кургана располагается в иртышской пойме километрах в пяти от Старого Погоста. Здесь установлен высокий деревянный памятный крест и мемориалы из камня. Считается, что курган - именно тот остров на реке Вагай, где в ночь на 6 августа 1585 года погиб Ермак. То, что курган располагается среди равнинных сенокосных угодий и до реки Вагай от него несколько километров, мало кого смущает. Почему же холм стал главным памятным местом? Я долго не находил ответа на этот вопрос. Разгадка появилась совершенно неожиданно, то есть не из книг и не от историков. В августе 2010 года, проверяя одну из версий о месте захоронения Ермака, я расспрашивал пожилую жительницу деревни Баишевской Анисью Шихову о могиле станичника на местном кладбище. Бабушка Анися эту гипотезу отвергла напрочь. По ее версии, Ермака и погибших вместе с ним казаков татары похоронили на холме, далеко лежавшем от места боя. Если следовать ее словам, то все указывает на окрестности Старого Погоста. Описание картины гибели атамана выглядит следующим образом. Ермак спал на берегу реки, когда из камышей появились татарские воины. Один из лучников наткнулся на атамана: он спал в доспехах, а шлем, который, видимо, мешал заснуть, лежал рядом. Стрелок не стал убивать спящего. Своей ногой слегка пошевелил ногу Ермака. Атаман открыл глаза, схватился за саблю, но понял, что шансов выиграть единоборство у него нет. Между воинами вроде бы произошел следующий диалог: Ермак встал, в левой руке он держал саблю, а правой осенил себя крестным знамением. Стрела, коротко жигнув, ударила в голову атамана. В грудь, покрытую панцирями, стрелять было бы бесполезно. Утром, сразу после ночного боя, татары всех погибших свезли к высокому холму, на котором и похоронили. Эти сведения бабушка помнит с тех пор, как училась в школе. А было это более полувека назад. Местный учитель, опрашивая татар, составил именно такую картину гибели атамана. Написал статью, послал кому-то в Москву, но понимания в научных кругах не нашел. Зато ему никто не мог запретить рассказывать эту историю своим школьникам. Упоминавшийся уже Степан Викулов говорит, что на самом деле Ермак не погиб на реке Вагай. Проштудировав все летописи, где упоминалось имя атамана, краевед пришел к выводу, что Ермак со своими казаками, собрав трофеи, покинул Прииртышье перед приходом войск из Москвы. Не хотел поступаться свободой. Где находится настоящая могила Ермака, сейчас вряд ли кто способен установить, считает Викулов.
- Пришло время, Ермак Тимофеевич, умирать, - сказал татарин.
- Дозволь же погибнуть, как пристало казаку: на ногах и перекрестившись, - попросил Ермак.
- Поднимайся, - разрешил татарин и отступил назад.