Эффективность отражения социальной действительности в журналистике. Введение в теорию журналистики Результативность журналистики и ее формы
Понятия действенности и эффективности как составные части результативности журналистики Каждое СМИ в своей работе стремится к выполнению поставленных перед ним задач, реализация которых соединяется в едином понятии – результат. Конечным результатом деятельности журналиста является воздействие на социальную ситуацию, изменение общественного мнения, сознания общества. Степень влияния СМИ на аудиторию различна вследствие многообразия тематики и проблематики выступлений, а также уровня их журналистского освещения.
Цели деятельности средств массовой информации, обусловленные особенностями определенного периода, конкретной ситуацией заставляют дифференцировать типы результатов. Составными частями, видами результативности являются действенность и эффективность. Первоэлементом результативности прессы является ЭФФЕКТ.
«Обычно под эффектом понимают социальный эффект - те сдвиги, которые произошли в обществе под влиянием журналистской системы и лежат за ее пределами» /2/. Однако ЭФФЕКТИВНОСТЬ (как и действенность) чаще всего связана не с одним эффектом, а с совокупностью их, предопределяющей поведение большинства социальных групп не столько на данном этапе общественного развития, сколько в обозримом будущем. /1/.
Эффективность - это совокупность социальных эффектов главным образом стратегического характера, происходящих в обществе, во многих его группах под влиянием журналистской системы. Именно стратегический характер материалов, нацеленных на эффективность, позволяет говорить об их заметной роли в управлении обществом.
В исходном понимании эффективность - степень удовлетворения потребностей общества в социальной информации, необходимого для его оптимального функционирования и развития. Эффективность журналистики - это отношение результатов, вызванных воздействием средств массовой информации, к функциям, целям, программам, поставленных перед журналистами, в соответствии с потребностями в социальной информации. Таким образом, ЭФФЕКТИВНОСТЬ - СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ.
ДЕЙСТВЕННОСТЬ же - степень влияния на социальные институты и должностных лиц. ДЕЙСТВЕННОСТЬ предполагает сдвиги локального характера в поведении и поступках аудитории (или какой-то части ее). В основе этой формы результативности лежит степень воздействия журналистики на социальные институты в связи с потребностями социально- экономического развития страны.
Показателем результативности функционирования систем СМИ является степень восприятия аудиторией сообщенных сведений, мыслей, эмоций, побуждений, рекомендаций, степень определенности ответной реакции читателей, слушателей, зрителей на публикации и программы.
Виды возможных реакций чрезвычайно многообразны: от немедленного поступка до длительного запоминания. Реакции многообразны, и лишь сравнительная небольшая часть их претворяется во внешние наблюдательные поступки. Большинство их протекает «внутренне» скрыто в недрах сознания, участвует в совокупности духовных процессов воспринимающей личности
ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКА В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? Долгое время в теории фигурировала однажды сформулированная мысль, что «достигнутым следует считать то, что вошло в культуру, в быт, в сознание». В журналистике все делается для прагматической адекватности произведения - ориентированности его на «потребителя» и для достижения необходимого воздействия.
Критерии результативности журналистики Для того, чтобы оценить журналистскую деятельность, нужно реально полученные результаты соотнести с поставленной целью. Поэтому результативность можно в начальной форме определить как МЕРУ ИЛИ СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ. Поскольку цель - это субъективное в соответствии со своим пониманием ситуации решение добиваться того или иного результата, то важно понимать основание разработки целей.
Цель ставится в соответствии с функциями журналистики применительно к конкретной ситуации. Понимание ситуации для журналиста - это понимание объективных потребностей того, в какой социальной, культурной жизни, находятся различные группы этого общества для нормального функционирования и развития в таком направлении и такими темпами, какие диктуются объективными законами.
Факторы, оказывающие существенное влияние на аудиторию (по Ю.Крикунову) 1. Новизна в постановке проблемы (новый поворот ее, неизвестные до настоящего времени факторы, проблемы) 2. Переосмысление широко известных фактов, переоценка их с учетом социальных изменений.
3. Адаптация проблемы применительно к различным сторонам общественной деятельности человека (мораль и культура, мораль и экономика, экономика и психология, культура и политика и т.д.) 4. Изменение «места действия» проблемы. 5. Полемичность выступления, использование в материале противоположных точек зрения. 6. Компетентность автора, его эрудиция в данной области /3, с.32-33/.
3. Формы и методы изучения интересов аудитории как фактор повышения эффективности журналистики Перед любым изданием возникает вопрос о мере соответствия публикаций интересам аудитории. Многие читают, что в современной журналистике нет универсальных эталонов общения с читателями, слушателями, зрителями. Все рекомендации - это только ориентиры в поиске стимулов, побуждающих аудиторию высказывать свои суждения, а редакции изучать обратную связь.
Потенциальная аудитория для всей системы СМИ - все население страны, а с учетом масштабов действия данного органа информации -население данного региона. Реальная аудитория - те, кто регулярно обращается к данному источнику информации. Наиболее реальная аудитория, например, у газеты - это ее подписчики.
При анализе аудитории следует учитывать некоторые проблемы: 1. Интересы, оценки, запросы аудитории обусловлены не только ее собственными характеристиками, но и особенностями содержания и формы материалов и передач. Устойчивые характеристики средств массовой информации формируют последующие ожидания аудитории
2. Реальные интересы (выбор) материалов, передач обусловлен спецификой отношения аудитории к разным средствам массовой информации. Если материалы на данную тему не популярны в данном издании, то они могут оказаться популярными для этой аудитории в другом. Если передачи на какую- то тему плохо смотрят телезрители, то это не значит, что материал на эту тему люди не читают в газетах.
3. На содержание интересов и запросов влияет конкретная ситуация, внутренняя и международная «злоба дня». 4. Выбор данного источника информации, материалов и передач - только исходное условие для достижения эффективности информации (или начальный этап этого процесса). Более глубокие эффекты: информированность, согласие с точкой зрения, изложенной в материале, претворение предлагаемого решения в жизнь, принятие идеи - можно предсказать только с некоторой долей вероятности.
5. Основной принцип использования полученных данных - их учет при проведении информационной политики на основе объективности социальных интересов аудитории, которые могут и не совпадать с информационными. Для определения линии информационной политики необходимо как знание объективных интересов масс, вытекающих из общего направления социального развития, тек и знание ее сегодняшних интересов опора на них.
Существует немало испытанных методов изучения аудитории, однако наиболее популярным остается социологический опрос аудитории. В Казахстане еще не сложилась практика тесного взаимодействия средств массовой информации с центрами изучения общественного мнения, однако, бесспорно, будущее за масштабными социологическими исследованиями, которые будут планироваться и проводиться совместно с профессиональными социологами и журналистами.
Еще один резерв эффективности - углубление общения журналиста с представителями самых разных слоев населения, умение преодолевать предметно-логические, социально-психологические и психологические барьеры общения. На телевидении в связи с возросшей популярностью многочисленных многоэлементных программ, включая ток-шоу, важно умение создать максимально благоприятные условия для откровенного обмена мнениями, для привлечения телезрителей в обсуждении интересных тем.
Эффективность публицистики в значительной степени определяется единством творческого содержания и совершенной формы произведения. Принцип единства содержания и формы означает необходимость поиска совершенной аргументации, оптимальной системы выразительных средств, динамичной и впечатляющей организации сюжета и композиции, приемов стиля, богатство языка
Публицистика, как известно, синтезирует методы социального исследования со средствами документального отображения действительности. Между тем, в последнее время наблюдается ограниченное применение художественно- публицистических средств выразительности.
Список использованной литературы 1. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, С Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М, Крикунов Ю. Сила газетного слова. - Алма- Ата: Казахстан, С, 32-33, 4. Пшеничный Б. Журналистское воздействие и поведение аудитории. - М., С.26
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Эффективность отражения социальной действительности в журналистике
Журналистское познание социальной реальности обладает определенной спецификой, связанной с характером производства массовой информации.
В связи с этим следует, прежде всего, отметить, что одно лишь познание действительности не может быть самоцелью для творческого работника СМИ. Журналистское познание всегда осуществляется ради, или во имя чего-то.
Во-первых, ради информирования других членов общества о социально значимых событиях, фактах, явлениях, процессах.
Во-вторых, ради предупреждения общественности о неблагоприятно развивающихся, с точки зрения журналиста, процессах, которые потенциально несут в себе нежелательные для общества последствия.
В-третьих, ради преобразования состояния общественного сознания - в целом или в определенных частностях, во имя перемен в общественном мнении сегодня или в ближайшем будущем.
Иными словами, журналистское познание в главном можно считать состоявшимся, если оно оказывает то или иное воздействие на аудиторию газет, телевидения, радио. Вне массового информационного процесса журналистское познание социальной действительности приобретает иные качественные характеристики, преобразуясь в познавательные аспекты какой-либо иной профессиональной деятельности, скажем, социального аналитика, продукция которого, как изначально предполагается, поступает в распоряжение только узкого круга лиц - заказчиков исследования.
Итак, журналистский текст, с одной стороны, является конечным продуктом массового информационного производства, с другой - выступает в качестве промежуточного результата для дальнейшего его усвоения общественным сознанием. Все это подразумевает постановку ряда вопросов о степени полезности продукции потребителям, мере ее доступности, оперативности, точности, достоверности - об эффективности познания журналистом социальной реальности и превращения нового знания в журналистский текст. В целом это выводит нас на проблему оптимизации функционирования СМИ.
Сама по себе деятельность СМИ имеет какой-либо общественный (назовем его в данном контексте объективным) и собственно творчески-журналистский (обозначим его здесь как субъективный) смысл только в том случае, если реальная польза превышает общественные затраты (материальные и духовные) на ее поддержание. Во многом именно этим объяснимо внимание исследователей и журналистов к проблемам эффективности прессы. Вместе с тем журналистская деятельность, когда она в целом оптимальна, обеспечивает процесс массовой коммуникации в обществе.
Каким же образом измерить, оценить, сопоставить результат труда журналистов с его воздействием на общественную жизнь? Какие необходимо внести изменения в журналистскую деятельность для усиления соответствующего воздействия на аудиторию СМИ?
Понятие «воздействие на общественную жизнь» в данном контексте также широко. Это и формируемое в аудитории СМИ общественное мнение. И те изменения в общественном сознании, которые под их влиянием происходят с устоявшимися стереотипами, нормами, принципами совместной жизни людей. Наконец, те коррективы, которые благодаря журналистской деятельности вносят в свои программы и решения властные органы различного уровня.
Таким образом, во-первых, проблема оптимизации функционирования СМИ по своей сути комплексна. Она производна от социально-политической, экономической структуры общества, его социокультурных показателей и программных целей, обусловливающих выход в свет того или иного издания. Во-вторых, в постановке проблемы есть два «встречных» аспекта: каким образом общество относится к СМИ и как отдельные редакции воспринимают само общество и его составляющие. Поэтому проблема оптимизации функционирования СМИ не может быть решена без выяснения позиции редакционного коллектива исследуемого издания. Необходимо выяснять, каковы оптимальные условия его деятельности, которые приведут к заранее определенным (программным) результатам.
Оценка эффективности труда журналистов и деятельности СМИ подразумевает строгое определение объекта исследования. И здесь возникают варианты.
Под объектом исследования можно понимать институт журналистики в качестве составной части массовой коммуникации. В этом случае проблема эффективности сводится к изучению журналистской деятельности как организующей межсоциальное и межгрупповое общение по каналам СМИ.
Объектом изучения может выступать журналистская деятельность как часть системы социального управления. Здесь решается вопрос об эффективности деятельности журналистского корпуса - проводника управленческих решений различного уровня.
В качестве объекта исследования выделяются СМИ как относительно обособленный институт, функционирующий по присущим ему специфическим законам, а его сотрудники имеют корпоративные (социальные и профессиональные) интересы, которые институт СМИ и составляющие его структурные элементы способны отстаивать с разной вероятностью успеха. Следовательно, в данном варианте основную проблематику можно обозначить, как способность института СМИ поддерживать оптимальные условия своего функционирования.
Нельзя не назвать и еще один объект изучения - самого журналиста, творческого работника или творческие коллективы и организации. Тогда проблема эффективности находит свое выражение в изучении различных сторон творческого процесса создания журналистских текстов, их восприятия аудиторией СМИ.
Варианты выделения объекта исследования и соответствующей им проблематики имеют общие основания:
В основу решения проблемы эффективности журналистской деятельности (вне зависимости от определения основного объекта исследования) должно быть положено изучение места и роли журналистики в обществе, взаимодействия СМИ и аудитории;
Также независимо от определения объекта исследования крупным планом рассматривается личность журналиста;
Считается также, что проблема эффективности - это, прежде всего, проблема прагматической адекватности, т.е. расчета каждого шага журналистской деятельности на конечный результат.
Надо постоянно учитывать, что конечный результат многообразен. С одной стороны, это: а) отдельно взятый журналистский текст или б) их совокупность в пределах одного издания, ряда СМИ. С другой - в) восприятие текста (текстов) человеком, социальной группой или аудиторией в целом; г) факт социального поведения одного, группы индивидов, определенный воздействием журналистских текстов. Наконец - это д) последующее распространение информации, полученной человеком по каналам СМИ, та или иная ее интерпретация.
Конечный результат несет в себе значительное социальное содержание, которое оценивается по ряду параметров.
1. Актуальность и новизна журналистского текста.
2. Соответствие содержания и формы текстов, методов работы творческих работников СМИ и самих средств информации присущим аудитории нормам и ценностям.
3. Полнота и оперативность информации, обеспечивающей коммуникационное взаимодействие социальных, этнических и политических групп общества.
4. Функциональность в установлении прямой и обратной связи власти и общества.
5. Наличие опережающей постановки актуальной социально-политической и культурной проблематики для ее обсуждения в аудитории.
6. Присутствие идеалов и социально-политических ориентиров.
7. Художественная выразительность подачи материалов.
8. Ориентация СМИ и журналистов на творческий успех.
В то же время нельзя не учитывать, что журналистика представляет собой творческий процесс, а журналисты - творческие работники, многое в деятельности которых не всегда оказывается бесспорным, несмотря на кажущуюся очевидность. Например, практически не вызывает сомнений ориентация редакций газет, телевидения, радио и самих журналистов на творческий успех. Однако само понятие разными журналистами истолковывается настолько неодинаково, что может показаться, будто речь идет о взаимоисключающих вещах. Так, для одного корреспондента творческий успех заключен в написании материала, в котором раскрывается сложнейшая социальная проблема. На подготовку такой публикации уходят недели и месяцы. Для другого это - поиск сенсационной информации, причем оценку ее достоверности он возлагает на аудиторию или заинтересованных в данной информации лиц. Одно издание гордится глубокими аналитическими публикациями, другое удовлетворяется перепечаткой скандальных слухов, эпатажем аудитории. Один журналист ищет успех у публики, другой более всего заботится о том впечатлении, которое он произвел на конкретных представителей политической элиты.
Следовательно, нельзя некритично воспринимать утверждение самого журналиста и даже целого редакционного коллектива об ориентации на творческий успех. В любом издании исследователю дадут понять, что здесь «высшим судией признают только читателя (радиослушателя, телезрителя)». Но не стоит спешить с оптимистическими выводами, потому что исследования социологов нередко говорят о другом. Так что само понятие «ориентация на творческий успех» следует разложить на более тонкие составляющие, по которым только и можно судить об истинности намерений сотрудников средств информации.
Есть также объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой - как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.
К внешним факторам эффективности журналистской деятельности относятся:
Конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов;
Конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация;
Социально-экономические условия, определяющие возможности общества поддерживать систему СМИ в том или ином ее качестве;
Социокультурные факторы развития страны, региона, в том числе уровень информационной и политической культуры общества.
Так, конституционно-правовое поле определяет юридическую меру свободы СМИ, свободы слова. А конкретная общественно-политическая ситуация вносит в это свои коррективы, когда СМИ и журналисты получают максимум или минимум возможностей для сбора и распространения информации.
Исследователи и практики признают, что наиболее последовательно принцип свободы печати воплощался в жизнь в последний период перестройки, в 1989-1991 гг. А между тем именно в это время правовое обеспечение свободного функционирования СМИ было далеким от совершенства. И, тем не менее, журналистика действовала в комфортном режиме, пользовалась всеобщим вниманием и была авторитетной даже для органов власти. Объясняется это особым политическим климатом периода перестройки, влияние которого оказалось сильнее и значительнее правовых норм.
Вот почему эффективность журналистской деятельности закономерно оценивается и по такому фактору, как мера обратного воздействия прессы на базовые институты, определяющие условия ее существования. В настоящее время, когда конституционно-правовое поле функционирования СМИ стало устойчивым, на первый план вышли социально-экономические факторы, в решающей степени оказывающие влияние на эффективность журналистской деятельности.
К внутренним факторам, которыми предопределяется эффективность журналистской деятельности, относятся:
Функционирование СМИ как системы (т.е. мера разветвленности различных СМИ, заполнения ими информационных ниш по социальным группам и слоям общества);
Научная обеспеченность журналистики;
Уровень профессиональной культуры журналистских кадров;
Этические основы журналистской деятельности и корпоративная солидарность.
Функционирование СМИ как системы детерминировано не только внутренними, но и внешними факторами, потому что основные параметры системы СМИ задает общество, регулирует государство. Однако многое зависит и от журналистского корпуса, если принять во внимание задачу обеспечения информационной продукцией наиболее значительных (социально и численно) групп общества. Именно журналисты должны помнить о том, что основные половозрастные группы общества нуждаются в специфически ориентированных на них газетах, программах телевидения и радио.
Современный информационный рынок демонстрирует удивительное разнообразие. Есть газеты, теле- и радиопрограммы для бизнесменов и для ищущих работу, издания для мужчин, женщин, скучающих обывателей, интеллектуалов. А маркетологи разыскивают еще не освоенные информационные ниши. Так складываются некоторые рыночные основы формирования СМИ как целостной системы, что не исключает идеи разумного государственного регулирования процесса. Но это лишь некоторые основания, так как в настоящее время развивается и постоянно укрепляется процесс поглощения российских СМИ финансово-промышленными группировками, олигархическим капиталом со всеми вытекающими из этого факта социально-политическими следствиями. Отмеченный процесс создает серьезные препятствия для повышения эффективности журналистской деятельности в условиях рыночного хозяйствования.
Взаимодействие СМИ с аудиторией остается основой основ в определении эффективности журналистской деятельности. Вот почему так важны проблемы профессиональной культуры журналистского корпуса. И вопросы: «Придерживаются ли редакции в своей деятельности этических норм, соблюдают ли принципы корпоративной солидарности?» - далеко не праздные. По тому, как сами журналисты отвечают на них, аудитория судит об изданиях, в которых они работают, определяет меру доверия к ним.
Корпоративная солидарность журналистов всегда связана с вопросами независимости, свободного функционирования СМИ, беспрепятственного исполнения репортерами и публицистами своих профессиональных обязанностей. Поэтому аудитория с одобрением относится к тем журналистам, которые в этом вопросе последовательно принципиальны. Однако в наши дни определенная часть российских СМИ корпоративную солидарность понимает выборочно, превалирует политическая целесообразность. В результате не каждый журналист может рассчитывать на профессиональную поддержку со стороны коллег, что в целом не способствует возвышению СМИ в глазах аудитории.
Основные методы и средства изучения эффективности журналистской деятельности заимствуются из социологии. Их конкретное применение зависит от целей, задач предполагаемого анализа и профессионального статуса исследователя.
Если изучение проводится социологами, то, во-первых, СМИ выступают в качестве возможного заказчика; во-вторых, исследовательский процесс строится в соответствии с методами и способами, принятыми в общественной науке. При этом следует подчеркнуть значение социологического знания, которое дается будущим журналистам в процессе обучения. Только глубокое знакомство с принципами и методами обществоведческого анализа, его возможностями позволяет журналистам вести со специалистами предметное обсуждение целей и задач предстоящего исследования, возникающих в его ходе гипотез и каких-либо проблем, а также критически оценивать полученные результаты, их достоверность. Если же сами журналисты выступают в качестве исследователей, то сугубо социологические методы преобразуются в социологический инструментарий профессиональной журналистской деятельности, максимально адаптированный к практике, возможностям редакций. При этом сохраняются основные научные требования, предъявляемые к любому социологическому исследованию.
Исследование эффективности журналистской деятельности, кем бы оно ни проводилось - профессиональным социологом или самой редакцией, - всегда опирается на выработанные и апробированные в практике методологические принципы научного познания социальной действительности. Данное положение не подлежит пересмотру, о каком бы специфическом проекте ни зашла речь. Любое исследование в области функционирования СМИ может иметь какую-либо научную или практическую ценность только в том случае, если основано на строгом соблюдении общетеоретических подходов к его проведению. Никакие ссылки на особенности журналистской деятельности не могут восприниматься иначе, как неуклюжая попытка оправдать неграмотно проделанную работу и никому не нужные ее результаты.
Заключение
Изучение вопросов оптимизации работы СМИ (как в целом, так и на уровне отдельно взятого издания) должно быть многофакторным. В поле зрения исследователей одновременно находятся аудитория, политические, социальные и культурные институты общества, органы государственного управления, сам журналистский корпус, редакционный процесс, а также многие другие факторы, имеющие отношение к сбору, анализу и распространению информации по каналам СМИ.
Подобные документы
Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.
курсовая работа , добавлен 03.11.2010
Российская расследовательская журналистика. Теория журналистского расследования. Метод проведения журналистского расследования. Опыт отечественных журналистов. Вероятность опасности в расследовательской журналистике. Расследование "свадьбы века".
курсовая работа , добавлен 09.11.2015
Понятие журналистской этики, ее основные принципы и современные проблемы. Методы и организация исследования роли и значения правдивости журналистов, анализ и интерпретация результатов. Причины несоблюдения журналистской этики, сущность плагиата.
контрольная работа , добавлен 08.03.2013
Формирование класса журналистов. Специфика журналистской профессии. Обеспечение общества информацией. Профессия журналиста в обществе. Анализ трудностей и парадоксов журналистской профессии. Изменения, произведенные СМИ в общественном сознании.
курсовая работа , добавлен 23.05.2012
Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.
курсовая работа , добавлен 22.12.2010
Понятие эффективности журналисткой деятельности. Характеристика основных общественных задач работы журналиста. Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией. Творческие факторы эффективности и профессиональные качества журналиста.
курсовая работа , добавлен 17.08.2011
Нравственные качества и профессиональная пригодность человека к журналистике. Свод нравственных принципов теле- и радиожурналистики. Ответственность журналистов перед обществом, зрителем и личностью. Становление журналистской этики в постсоветский период.
курсовая работа , добавлен 20.11.2009
Основные понятия теории журналистики, аспекты массово-информационной деятельности. Методы журналистского познания, соотношение методов и жанров, этапы творческой деятельности при создании журналистского текста. Система информационных жанров; репортаж.
шпаргалка , добавлен 07.09.2010
Современные информационные технологии как составляющая журналистской деятельности. Особенности взаимодействия собственных корреспондентов белорусских СМИ с головным аппаратом. Специфика сбора, обработки и передачи информации американским собкором.
дипломная работа , добавлен 09.04.2011
Поводы к созданию журналистского расследования. Особенности профессиональной деятельности репортера-расследователя. Права журналистов на получение информации. Интервью как метод сбора фактов. Проекты журналистских расследований на примере compromat.ru.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТКИ (действенность, результативность) – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы*. Существуют прямые эффекты от выступлений в печати и эфире, когда результат воздействия на реальную практику совпадает с задачей журналиста, и обратные, когда ситуация развивается в прямо противоположном задуманному журналистом (редакцией) направлению. Содержательный показатель эффективности журналистских выступлений – принятие уполномоченными структурами решений, меняющих жизненную ситуацию. Формальные показатели: ответы заинтересованных организаций и граждан, письма-отклики, звонки в редакцию. ЭЖ повышается: при поддержке СМИ органами власти, общественными объединениями, политическими организациями, гражданами; профессионально корректной разработкой журналистами общественно значимых проблем.
Об эффективности надо говорить как о центральной профессиональной задаче сотрудников СМИ. В конечном счете, это вопрос о том, насколько оправдывают себя колоссальные материальные и интеллектуальные затраты общества на прессу. Это и вопрос о раскрытии возможностей журналистики как инструмента саморазвития и самоуправления социальной системы. Наконец, достижение видимого эффекта приносит удовлетворение и сотрудникам редакций, и представителям аудитории. В самом деле, познакомившись с публикациями «Известий» о злоупотреблениях губернатора одной из областей, президент страны поручил Генеральной прокуратуре провести расследование, потом было возбуждено уголовное дело, и вчерашний всесильный чиновник отбыл в места лишения свободы.
Е. Прохоров определяет результативность следующим образом. Это есть степень достижения журналистских целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации, с учетом реальных возможностей как ее производителей, так и потребителей.
Результативность СМИ складывается из действенности и эффективности. В теории журналистики в эти синонимичные на первый взгляд слова вкладывается разный смысл. Журналистский текст может быть обращен к массовой аудитории и к социальному институту. Под действенностью понимают воздействие на принятие решений и мер различными социальными институтами. Об эффективности СМИ говорят, когда речь идет о воздействии на массовую аудиторию.
Результативность массово-информационного процесса в равной степени зависит и от личности журналиста-коммуникатора, и тот его знания своей аудитории, и от универсальных творческих факторов, которые должны учитываться при подготовке журналистского произведения.
· Некоторые исследователи вообще предложили разделить читателей газеты на «деловых» и «эмоциональных» -- тех, кто читает данные материалы по долгу службы, и тех, кому они просто нравятся и потому интересны. Несмотря на всю условность такого разделения, в нём отражены обе стороны результативности деятельности СМИ - эффективность и действенность. Эффективность принято рассматривать в связи с воздействием на массовую аудиторию, действенность -- на социальные институты. В целом это оказывается воздействием физически на одних и тех же людей, но ситуативно -- в их разных функциях одни материалы апеллируют к ним как к конкретным представителям конкретных организаций в сфере их должностной компетенции, другие -- касаются их в той же мере, как и многих других людей разных профессий и возрастов, должности и положения.
На практике сложности вызывает вопрос о содержании эффективности прессы. Тому есть несколько причин, заложенных в природе журналистского взаимодействия с социальным миром. Во-первых, каждая редакционная акция, как мы уже знаем, дает несколько эффектов одновременно. Во-вторых, большинство изменений в действительности лишь частично зависят от прессы. Как правило, печать усиливает действие комплекса факторов, как бы ускоряет созревание верного решения. На сознание и поведение людей влияет, в первую очередь, окружающая их действительность. Так, редакция «Комсомольской правды» однажды всего лишь опубликовала официальные данные о том, какое меню ежедневно полагается в колонии для правонарушителей. Но эта безобидная информация спровоцировала бунт заключенных, не получающих свою норму. В-третьих, в создании эффекта наравне с жур-налистом участвует читатель, зритель, слушатель, с его индивидуальным способом восприятия информации, непредсказуемой психической организацией, субъективным взглядом на жизнь, наконец - с определенным уровнем грамотности и обшей культуры, который становится фильтром на пути слова от автора к аудитории. Редактор отдела моды солидной американской газеты как-то обратилась к читательницам с предложением более взыскательно относиться к своей манере одеваться. Она, например, сочла вопиющей безвкусицей сочетание строгого делового костюма и кроссовок. Однако в ответ газета получила не благодарность з* своевременную дружескую подсказку, а гневные письма протеста, кроссовки - это удобно, а кому не нравится, пусть не смотрят-Так в корне разошлись психологические ориентиры редакции (эстетика) и аудитории (прагматика). В-четвертых, для точного определения действенности необходимо использовать научный инструментарий, заимствуя его у социологии, социальной психологии, прогностики и других наук. В текущей журналистской практике это, конечно, непосильная задача.
Действенность как особая форма результативности,
измеряемый конкретной участием СМИ в решении социально-экономических, хозяйственных, культурных и т.д. задач и совокупностью принятых органами власти мер по материалам выступлений журналистов. Положительная и отрицательная действенность. Эффективность как степень удовлетворения потребностей аудитории в массовой информации. Факторы влияния журналистских материалов
Т глазных единиц для измерения влияния журналистского произведения в частности или какого-то издания в целом не существует. Газеты и журналы читают тысячи и десятки тысяч граждан, программы радиовещания и телевидения имеют миллионную аудиторию. Поэтому невозможно предсказать точный непосредственный эффект, который может дать накопление информации от постоянного общения с тем или иным органом массовой информации. Тем более, что следствие бывает иногда удаленный от причины длительным временем и опосредованный многими другими воздействиями. Читатель часто находится в поле действия не одного издания, а нескольких, которые имеют разновекторную направленность, что затрудняет учет влияния на него конкретного издания или программы. Однако журналистику как вид прагматической массово-информационной деятельности всегда интересовала степень собственной влиятельности на жизнь, а история журналистики накопила немало примеров такого взаимодействия периодического печатного слова и развития явлений действительности.
В пятом номере украинского журнала "Основа" в 1862 году была опубликована небольшая публицистическая статья Николая Костомарова "О преподавании на украинском языке" ("О преподавании на южнорусских языке"), которая содержала программу развития украинского образования в Российской империи. Хватит кормить народ книжками стихов и сказок, провозгласил Н. Костомаров, следует перейти к более существенного - образования на украинском языке.
Эта статья оказалась созвучной с политической ситуацией в России, эпохой Великих реформ Александра II Освободителя. Украинское образование в России уже реально существовала в виде воскресных школ, которые создавали добровольные общества сознательных Украинский "Громады" в Киеве, Полтаве, Харькове, Чернигове. Школы пользовались массовой популярностью, их посещали взрослое население: ремесленники и подмастерья, приказчики и мелкие чиновники, базары торговки и служанки. Были классы, насчитывали до двухсот учеников. Воскресные школы пробуждали Украинский стихию, формировали украинское национальное сознание в массах городских низов.
Статья Н. Костомарова всколыхнула круга украинофилов по всей России. Авторы начали составлять учебники для начального образования, а проукраински настроенные граждане - собирать деньги на их издание. Скоро на руках у Костомарова оказалась довольно большая сумма средств для издания книг, которые должны обеспечить Украинская начальную школу. Это так напугало царское правительство, что в связи с польским национально-освободительным восстанием он прибегнул к запрета украинского слова - появился печально Валуевский циркуляр 1863 года. Такие события развернулись после публикации небольшой статьи.
Жан Поль Марат с помощью газеты «Друг народа» стал лидером Великой Французской революции, определив направление ее углубления. А в газете "Искра" начался путь большевистской партии к власти. Журналистика привела и к разрушению политического режима российских большевиков на территории всего бывшего СССР в процессе так называемой перестройки, нового курса, провозглашенного М. С. Горбачевым. Как известно, одним из лозунгов перестройки была "гласность", то есть открытость для суда общественного мнения и публичного обсуждения вопросов исторического прошлого и современной политики коммунистической партии и Советского государства.
Но как только свет правды начало прорезать темноту при-хованости и запретов, оказалось, что страну к "светлому будущему" ведет кучка преступников, исторически обреченных на поражение. Народ, узнав через органы массовой информации о преступлениях коммунистической партии против своего народа и перманентную гражданскую войну, которую она вела с несколькими поколениями своих граждан, прозрел за короткое время, потянулся к свободе и сбросил оковы тоталитаризма.
Известный российский политолог Сергей Кургинян выразил это наблюдение максимально однозначно: "Демократов привели к власти средства массовой информации, привели за счет создания новых культурных кодов и разрушения старых". Далее он правда отметил кризис в самом демократическом лагере, который не смог выдвинуть в то время новые конструктивные идеи, которые смогли бы стать основанием для творческой консолидации общества.
Рассмотрены события безоговорочно доказывают, что журналистика сегодня стала фактором политических событий, любая уважающая политическая сила начинает утверждаться по организации собственной системы СМИ (именно СМИ, а не ОМИ, потому ОМИ являются органами общества в целом, а СМИ политических партий).
Теория журналистики выработала понятие для постижения результативности журналистики - это действенность и эффективность журналистской деятельности.
Действенность - это особая форма результативности, который определяется как конкретное участие журналистики в решении социально-экономических, хозяйственных, культурных и т.д. задач и измеряется совокупностью принятых органами власти мер по материалам журналистов. Под действенностью прессы понимаем оперативную, непосредственную реакцию (действие) общественных институтов и должностных лиц на ее выступления.
В советской политической системе, где все СМИ были органами определенных политических структур, партийными комитетами создавались специальные комиссии для рассмотрения и проверки критических выступлений прессы. Выводы таких временных комиссий и служили основанием для принятия решений на партийном и государственном уровне. Соответственно и газета следила за тем, чтобы ее выступления не оставались без последствий.
В демократическом обществе такой непосредственный жесткая связь между причинами (выступлениями прессы) и последствиями (правительственными мерами) исчез. Выступления прессы, кажется, никого ни к чему не обязывают. Такое положение вызвало разочарование в некоторых журналистов, особенно старой закалки, для которых реагирования на выступления СМИ правительственных структур было нормой общественной жизни. На совещаниях разного уровня и в прессе они обращают внимание на низкую действенность журналистики в новейшей украинской политической ситуации, отсутствие реакции на критику.
Но добились только того, что на правительственном уровне было отдано распоряжение руководителям ведомств и главам региональных органов власти "разобраться" с критическими выступлениями и сократить их количество. Это привело к борьбе чиновников, особенно на местах, с критическими выступлениями в пресс. Они боролись не с причинами (негативными явлениями), а последствиями (их освещением в журналистике). Распространилась практика недопуска в эфир или на страницы газет влиятельных оппозиционных политиков, замалчивание организованных ими мероприятий и т. Д. К сожалению, действенность украинской журналистики измеряется сейчас не столько принятыми за ее выступлениями решений, сколько разного типа преследования журналистов от взыскания через суд значениях сумм за нанесение морального вреда и прекращения отдельных изданий к физическому уничтожению непокорных журналистов, как было с Георгием Гонгадзе, Игорем Александровым, Василием Климентьевым.
В свое время взрыв негодования в среде журналистов вызвало распространение Администрацией Президента Украины Л. Кучмы так называемых "темников" - специальных инструкций, которые рассылались по адресам редакций, с требованиями одно событие или тему (откуда и остроумная название - "темники") игнорировать, а другие освещать полноценно. Такие неожиданные последствия вызвали нарекания журналистов на отсутствие правительственной реакции на критику, попытки восстановить предыдущий механизм результативности журналистских выступлений.
В распространении "темников" журналисты вполне справедливо увидели ограничение свободы слова в Украине, сокращения критических выступлений не путем устранения негативных явлений, а путем возрождения государственного управления информационными потоками. В общественном мнении такие действия рассматриваются как покушение на демократические завоевания в Украине, попытка столкнуть ее в тоталитарный путь деградации.
Эти события доказали, что требование непосредственной реакции на свои выступления от органов власти не может быть атрибутом демократической журналистики, работники СМИ не должны требовать от правительства реакции на свои публикации. Но в них остается сила правды, страстного публицистического слова, сила гласности, приводящих в движение грандиозный механизм общественного мнения, которую не может игнорировать никто. К общественному мнению, а не к конкретному чиновника должен апеллировать журналист. На таких принципах строится деятельность СМИ в демократическом обществе во всем мире.
Следовательно, действенность не следует рассматривать как свойство или изобретение лишь советской журналистики. В ней, как ни в какой другой, существовали закрытые, табуированные темы. Зато история журналистики наполнена примерами действующего участия писателей, публицистов и журналистов в выяснении и решении проблем жизни. По яркий пример здесь может служить публицистическая деятельность А. Чехова, который, уже будучи знаменитым на всю Россию писателем, отправился на место каторги и ссылки, а затем рассказал об увиденном в книге "Остров Сахалин" (1893).
"Очерки Чехова, составивших в дальнейшем книгу" Остров Сахалин ", печатались в журнале" Русская мысль "как дорожные заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894, - указывает исследователь журналистского творчества А. Чехова Б. И. Есин. - Всего было напечатано 19 очерков. Четыре последние цензура запретила. Это самые опасные с ее точки зрения разделы о побегах и медицинскую помощь на острове, которые удалось опубликовать только в отдельном издании книги ".
Правомерно говорить, что растревоженная книгой Чехова общественное мнение обусловила реформы, проведенные российским правительством: отмене телесных наказаний для заключенных женщин и изменение закона о браках ссыльных (1893), назначение казенную средств на содержание детских приютов (1895), отличие вечного ссылки и пожизненной каторги (1899), отмене телесных наказаний и бритье головы (1903).
Пример А. Чехова вдохновил многих людей на добрые дела. Сестра милосердия Екатерина Мейер в 1896 году отправилась на Сахалин, где основала "работный дом», что дал работу и питания поселянам, а также общество опеки над семьями ссыльных и каторжан. Произведение А. Чехова послужил побудительной причиной для поездок на Сахалин известного журналиста Власа Дорошевича, который по результатам посещения острова создал публицистические книги "Как я попал на Сахалин" и "Сахалин" (обе 1903), которые так же впервые печатались с продолжением в периодике, получив статус весомой информационной события.
Особой основательностью отмечается последняя книга. Написанная в жанре путевого очерка, живо, наблюдательно и остроумно, она в сахалинском географическом пространстве осветила общероссийскую внутриполитическую ситуацию. Торжество беззакония, презрение к человеку, его беззащитность перед правительственным самодурством, употребление "господами чиновниками" слова "гуманизм" как циничной брани, их мечты о возвращении смертной казни через повешение, отсутствие профессионализма в любом деле, - все это было присуще не только для Сахалина, но и для всей России. "На Сахалине все так, - писал Улас Дорошевич: - там и теперь арестантами заведуют горные инженеры, горными работами - надзиратели тюрем, рыбными промыслами - люди, которые никогда этим делом не занимались, а обустройство хозяйства поселенцев возложена на сгоревших помещиков, только тем и знамениты, что разрушили даже свое собственное хозяйство ". Источник популярности сахалинской тематики состояло в том, что в ее пределах можно было сказать великую правду о всей России.
Общественный резонанс публицистического произведения А. Чехова "Остров Сахалин" - лучше свидетельство действенности журналистского труда. Стоит добавить, что для самого А. Чехова поездка на Сахалин стала причиной его ранней смерти. Вследствие перемерзания в сахалинском климате он заболел острой формой туберкулеза, от которой уже не смог выздороветь.
К сожалению, не всегда журналистика служит гуманизма, оказывает позитивное влияние на общественную жизнь. История журналистики хранит немало фактов ее негативной действенности, использование печатного слова для манипулирования общественным мнением, давления с помощью прессы на правительства, чтобы добиться от них принятия определенных политических решений, вплоть до развязывания войн между странами и народами.
Широко известен такой исторический факт. В январе 1898 г. году резко ухудшились дипломатические отношения между Соединенными Штатами Америки и Испанией. Поводом обострения отношений стала испанская колония Куба, где якобы местное население страдало от издевательств колониального войска. Американская пресса подняла шум о нарушении прав человека в этой стране и требовала от своего правительства войны с Испанией. Но Президент и кабинет министров проявляли умеренность и не спешили с опрометчивыми решениями. Тогда известный магнат американской прессы Уильям Рэндолф Херст, владелец ежедневной газеты "Нью-Йорк Джорнал" отправил в Гавану художника, который должен был посылать рисунки о преступлениях испанцев. Через некоторое время от художника поступило сообщение: никаких преступлений нет, в Кубе все спокойно. Тогда В. Р. Херст прислал ему телеграмму, содержание которой стал широко известным: "Оставайтесь на месте. Постичь мне материал, а я уже поставит вам войну".
Газетный магнат действовал в согласии с определенными кругами в правительстве, зная, что многие из правящей верхушки, включая президента Мак Кинли, хотел войны, но не решался ее объявить из-за отсутствия поддержки общественного мнения. И здесь свое дело сделала пресса. В газете В. Р. Херста была решена настоящая информационная война против Испании. "Нью-Йорк Джорнал" отслеживала историю легендарной кубинки, возведенная в ранг местной Жанны д"Арк, которая заманила в свои лачуги испанского офицера, соблазнила его и попыталась убить. Такой, мол, есть ненависть кубинцев к испанцам. Американский народ должен спасти и героическую девушку и Кубу.
Нью-Йорк загудел возмущением. К правительствам европейских стран и до самого Папы полетели телеграммы с требованием защитить маленькую колонию и ее жителей. Телеграммы газета В. Р. Гер-ста печатала на первой странице крупным шрифтом. Наконец, было сообщено, что корреспонденту газеты удалось с помощью веревочной лестницы спасти красавицу-кубинку и она вскоре появится в Нью-Йорке. "Беглянке" была устроена грандиозная встреча, на которую вышло все население миллионного города. Президент принял девушку в Белом доме.
Война может быть вскоре объявлений
Вторую строчку был набран мелким, едва заметным шрифтом.
19 апреля 1898 американский конгресс подал королевству Испании ультиматум, в котором потребовал предоставления Кубе независимости и вывода испанских войск с острова. Началась война, закончившаяся разгромом Испании. По условиям Парижского мирного договора, заключенного 10 декабря 1898, Испания отказывалась от своих прав на Кубу, Филиппины и Пуэрто-Рико.
Так при непосредственном участии прессы была решена американо-испанская война 1898 года.
Известная провокационная роль, которую сыграла журналистика в начале первой мировой войны. В момент обострения отношений между Россией и Германией, но именно тогда, когда конфликт еще можно было ликвидировать мирным путем, 30 июля 1914 наиболее массовая немецкая газета Августа Шерли "Берлинер Локальанцайгер" в специальном выпуске сообщила об объявлении в Германии всеобщей мобилизации. Правительственного решения об этом еще не существовало, но войны стремился генеральный штаб, в согласии с которым и действовал издатель. Российское правительство, получив из газеты это сообщение, не зная о фальшивке, в свою очередь объявил всеобщую мобилизацию. Война стала неизбежной.
Классическим примером использования прессы в предвыборной борьбе считается публикация в 1920-х годах накануне выборов в британский парламент письмо руководителя Коминтерна Г. В. Зиновьева, в котором говорилось о содействии лейбористов в подготовке вооруженной социалистической революции в Лондоне. Это письмо, как оказалось впоследствии, был фальшивкой, но, пока это выяснилось, консерваторы победили на выборах.
Не без участия журналистики решалась и вторая мировая война. С этой точки зрения поучительна история, связанная с британской газетой "Таймс". 7 сентября 1937 ее редакционная статья была посвящена проблеме судетских немцев, которые, мол, страдают в чужом государстве и стремятся отделить Судеты от Чехословакии и присоединить эту область в Германию. В статье были и такие слова: "Возможно, чехословацкому правительству следует подумать [...] над преобразованием Чехословакии на более однородную государство путем исключения чужого населения..." В политическом мире было известно, что газета "Таймс" является проуря-шего, а ее редактор Джеффри Даусон дружит с премьер-министром и министром иностранных дел Великобритании. Следовательно публикация статьи, содержащей субъективное редакционное суждения, была воспринята как официальная позиция государства и истолкована в том духе, что Великобритания не будет возражать против аннексии Германией чехословацких Судет. Это и произошло вскоре.
В результате приведенных примеров у некоторых может сложиться представление, якобы действенность - категория истории журналистики, которая не работает в современных условиях информационного общества. Конечно же, это не так. В конце концов, каждый профессиональный журналист может рассказать пример (и не один) особенно успешного своего материала, который реально повлиял на определенную ситуацию, помог конкретному человеку добиться справедливости, способствовал положительному решению конфликта.
Мнение о том, что действенность современной журналистики равна нулю вследствие необязательности реагирования на ее выступления органов власти, является принципиально ошибочным и опровергается ежедневной практикой деятельности органов массовой информации. В качестве примера приведем информационную кампанию, ее развернула на своих страницах газета инвалидных организаций Харькова и области "Во имя жизни", которая выходит на русском и украинском языках тиражом всего 1 тыс. Экземпляров.
6 ноября 1998 здесь была опубликована статья журналистки Веры Роженко "" Протезный "может остаться без протезов", в которой сообщалось о прекращении бюджетного финансирования Харьковского государственного протезно-ортопедического предприятия, вследствие чего 32 000 инвалидов региона остались без жизненно необходимого им обеспечения. К публикации привлекли внимание депутатов Верховной Рады Украины, на очередной сессии подали в правительство депутатский запрос о необходимости немедленного возобновления финансирования этого предприятия. Газета сообщила об этом в корреспонденции Мелании Дробот "Депутат спрашивает правительство" в номере от 1 января 1999. А 23 августа 1999 в заметке А. Н. Лукьяненко "Журналисты и депутаты победили" газета сообщила о том, что бюджетное финансирование завода восстановлено и он снова обслуживает инвалидов протезно-ортопедическим оборудованием. Таким был результат вмешательства газеты в решение социально важной проблемы.
Благодаря репортерам была спасена не одну человеческую жизнь. Приключенческая история с участием медиа развернулась вокруг спасения пятилетней Насти Овчар из села Вороницивка Купянского района Харьковской области. 15 марта 2005, спасая из пожара свою двухлетнюю сестренку Люду, Настя получила тяжелые ожоги и находилась в харьковской больнице, где ее жизнь искусственно поддерживали, не надеясь на спасение. Но... собкор ТСН в Харькове Юрий Сидоренко на следующий день передал в центральную студию сюжет о подвиге девочки, который вышел в эфир в новостном выпуске в 19:30. После демонстрации сюжета медики, учитывая резонанс события, приняли решение перевезти Настю на реанимобиле в Киев. Между в редакцию ТСН позвонил бизнесмен из Хмельницкой, который заявил, что знает в США фонд, который оказывает помощь детям в таких случаях и он попытается с ним связаться. На следующий день он появился в Киеве, в редакции ТСН, и попросил помочь найти самолет для транспортировки Насти. Переговоры с американским фондом увенчались успехом. Журналисты бросились на поиски самолета. Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство обороны и предприятие "Аэросвит" каждое выразило согласие предоставить самолеты, но они не были оборудованы аппаратами искусственного дыхания, необходимыми для перевозки пораженной ожогами ребенка.
ТСН в деталях каждый день рассказывала об истории Насти Овчар. Этот сюжет подхватили новостные службы других телевизионных каналов. О девочке стало известно в президентской семье. Супруга Президента Украины В. Ющенко Екатерина помогла найти оборудован необходимым лекарственным принадлежностями самолет и оформить американские визы семье Насти Овчар и врачам, которые имели ее сопровождать. 24 марта 2005 девочку доставили в Бостонский ожоговый центр, где ее жизнь спасли. Журналисты могут с гордостью говорить о своей причастности к этому спасения.
Приведенные примеры свидетельствуют об огромном влиянии журналистики на все стороны жизни общества. Это влияние может быть как положительным, направленным на утверждение гуманистических идеалов, решение назревающих конфликтов, обеспечение гармоничного развития социума, так и отрицательным, таким, что приводит к обострению существующих противоречий, усиление дестабилизации и даже к возникновению войн. Огромное значение журналистики в общественной жизни накладывает бремя ежедневной моральной ответственности на каждого представителя этой профессии, обязывает его служить правде, а не лицам, искать истину, а не покровительства властей, и всегда помнить о гуманизме как важнейшую принцип журналистики.
Если понятие действенности тяготеет больше к тактическим характеристик журналистики, то понятие эффективности - к стратегическим.
Эффективность - это форма результативности журналистики при ее обращении к массовой аудитории, выполнение журналистикой ее идеологических, культурно-развлекательных, гносеологических и др. функций; это степень удовлетворения потребностей аудитории в массовой информации.
Понятие эффективности более объемное и широкое, чем понятие действенности. С эффективностью связывается прежде всего устойчивое влияние прессы на человека и общество. Речь идет о результате, который нельзя измерить принятой государственным учреждением постановлением, а пролегающий в плоскости целой общественного сознания и социальной практики и оценка которого возможна с точки зрения исторического процесса.
В основе термина "эффективность" лежит слово "эффект". Это родственные, но и существенно отличные понятия. "Эффект" - это любой результат деятельности средств массовой информации в процессе потребления сообщений аудиторией; с этой точки зрения в деятельности органов массовой информации может быть имеющийся побочный или даже непредсказуемый эффект. Эффективность же - это результат, совпадающий с намерениями субъекта деятельности, свидетельствует достижения сознательно поставленных целей в процессе создания и распространения информации.
Эффективность всегда предполагает цилепокладення и ежедневный, постоянный и упорный движение в направлении достижения определенной цели. Она и является мерой, степенью достижения поставленных целей на базе использования больших или меньших затрат (не только материальных, но и духовных, творческих) средств и ресурсов.
Эффективность всегда предполагает цилепокладення и ежедневный, постоянный и упорный движение в направлении достижения этой цели. Эффективность является измерением достижения определенных целей на основе использования больших или меньших затрат и не только материальных, но и духовных, творческих средств и ресурсов.
С этой точки зрения важнейшее значение для журналистики приобретает категория цели, ведь от ее правильного определения, реалистической оценки зависит и возможность ее достижения. Цель в каждой конкретной ситуации определяет содержание, выбор форм и методов влияния на человека того или иного органа СМИ. Цель - это будущий уровень общественного сознания и состояние общественного мнения, которые в конечном итоге будут определять поведение социальных групп, коллективов и отдельных лиц. Поэтому очень важно, чтобы постановка целей и задач журналистики осуществлялась в пределах общечеловеческих ценностей, ориентации на гуманистические идеалы, вытекала из стремления обеспечить гармоничное развитие общества.
Особое эффективность имеют ежедневные газеты (новостные программы эфирных органов массовой информации), выполняют огромную работу, непосильную фундаментальным журналам и книгам. Журналы и книги лишены возможности систематического, ежедневного воздействия, которые составляют силу газеты.
Читая газету изо дня в день, изо дня в день, подвергаясь влиянию ее "точки зрения", знакомясь с применением этой точки зрения ко всем отраслям человеческой жизни, газетный читатель незаметно для себя начинает усваивать тот круг идей, которое проповедует этот печатный орган. Газета влияет медленно, но постоянно; она ежедневно появляется до читателя, принося целую кучу свежих новостей, группируют сообщение в соответствии со своей точки зрения, с этой точки зрения освещает их и незаметно откладывает в сознании читателя крошки своей истины; завтра она снова принимается за ту же задачу. И так продолжается целые годы.
Газетный читатель незаметно и невольно усваивает взгляды и теории, развиваются газетой, ее авторским коллективом. И именно потому, что газета ведет пропаганду своих идей ежедневно, на примере тысячи и одного случая из обыденной жизни. Огромное большинство современных образованных людей, в землю озабоченных всевозможными делами, поддерживают, развивают и пополняют свое образование исключительно путем чтения газет (Интернет-газет), из которых они черпают свои знания, а часто и "свои" взгляды на окружающую жизнь. Никакая ливень может размыть камень, а капля воды, падающая непрерывно, размывает его. Так и газета: действуя непрерывно, каждый день, она может постепенно достичь того, что недоступно для неуклюжей пропаганды книгой и журналом.
В рассказе Федора Крюкова (1870-1920) "Из дневника учителя Васюхин" (1903) описано чтения главным героем полученной за время его отсутствия на каникулах прессы. "Вновь я в своем училище, читаю газеты, которых моей отсутствие собралась целая куча. Когда читаешь - не приходят в голову мысль об одиночестве своего существования. Тесная мир будто раздвигается. Чувствую себя в обществе людей, которые тоже, возможно, не весело живут, но бодрые, красноречивые, умные, смелые, не складывают оружие в жизненной борьбе. И желание трудиться, откликнуться на их призыв, пожать им руки - охватывает меня всякий раз, и я бодрее и пристально присматриваюсь к окружающей жизни, и широкие, иногда просто фантастические планы зарождаются в голове и не дают мне спать... ".
Так было в начале ХХ века. Позже подобные функции перешли к информационным и публицистических программ радиовещания и телевидения, которые выходят не только ежедневно, но и несколько раз в день, оказывая еще более глубокое влияние на общество, чем ежедневная газета.
Характеризуя аудиторию, к которой обращается любой орган массовой информации, следует иметь в виду следующее:
1) аудитория бывает первичная и вторичная; первичная аудитория -непосредственное читатели, слушатели и зрители определенного СМИ;
2) но особенно интересны материалы они "транслируют" дальше на своих родственников, друзей, знакомых, создавая тем самым более широкую начальной аудиторию, которая и называется вторичной; здесь и находятся источники для расширения влияния периодического издания или ТРК на гражданство, для роста их эффективности и действенности;
3) еще различают аудиторию реальную, то есть ту, постоянно обращается к данной газеты или журнала, слушает определенные программы радиовещания, смотрит тот или иной канал телевидения;
4) но рядом с этим существует понятие аудитории расчетной, то есть той, на которую рассчитано данное издание и над привлечением которой все время работает редакция.
Главным признаком эффективности деятельности печатного издания является его тираж, а эфирного организации массовой информации -количество ее слушателей или зрителей.
Эффективность деятельности ОМИ имеет две главные сферы проявления: 1) в сфере духовной, в сознании больших социальных групп и отдельных людей и 2) в их поведении и поступках. В соответствии с этим правомерно говорить и о двух типах эффективности: духовную и практическую, а также о двух группах ее критериев. Критериями эффективности духовной являются 1) знания; 2) нравственная активность; 3) убеждения.
С помощью журналистики читатели создают в своем сознании образ мира, узнают о событиях в своей родине и за рубежом, формируют свою историческую сознание, производят реакцию на современные политические события. Среди наших сограждан есть большое количество людей, которые, завершив свою среднюю, а, возможно, и высшее образование, пользуются в дальнейшем только журналистикой для приумножения своих знаний. Дороговизна книги и разрушения государственных каналов ее распространения в Украине привели к тому, что она стала труднодоступной, превратилась в предмет роскоши. Зато информация свободно поступает к гражданам каналами массовой коммуникации, служит для многих из них единственным окном в мир, утоляя жажду познания, становясь надежным руслом, в котором осуществляется их гносеологическая деятельность. С другой стороны, отношение читателей к газете также формируется в зависимости от того, насколько она удовлетворяет их познавательные интересы, служит средством расширения общего мировоззрения человека.
Журналистика активно участвует в формировании нравственной позиции своих читателей, оплодотворяет их представлениями о добре и зле, учит различать и уважать первое и противостоять другому. Роль социального педагога, разъясняет и убеждает, на живых и свежих примерах показывает ценность нравственной активности, всегда отмечала отечественный тип журналистики.
Ведущим критерием духовной эффективности журналистики является убеждение. В этом понятии органично соединены последствия рационального познания объективной действительности и эмоционального отношения к ней. Убеждение - это стержень личности, сердцевина мировоззрения людей. Оказывается убеждения как незыблемая уверенность в непоколебимости определенных взглядов, принципов, идеалов. Убеждение реализуются как в сфере политики, идеологии, общественной действительности, так и в личной жизни, морали, художественных предпочтениях. Из убеждения уже непосредственно вырастает характер поведения человека и формируются ее поступки.
Роль журналистики в побуждении человека к непосредственной деятельности значительная и несомненна. СМИ помогают человеку 1) принять правильное решение; 2) сделать важный шаг в личной жизни; 3) убедить кого-либо в своей правоте; 4) признать свою ошибку; 5) преодолеть сомнение, изменить свои взгляды.
Критериями практической эффективности являются 1) общественно-политическая и 2) трудовая активность; 3) бытовые поступки; 4) культура общения.
Задача журналистики заключается в том, чтобы разъяснять людям общность их индивидуальных, личных интересов с интересами общества в целом, ведь благосостояние каждого в нем зависим от благосостояния всех. От гармоничности сосуществования личности и общества, индивида и государства зависит общее состояние мира. Имеет эта проблема и обратная сторона: журналистика должна и у государственных служащих и общественных институтов воспитывать чувство единства с гражданами, осознание того, что государство - это они, те, кто составляет величественное понятие "народ". Общественно-политическая активность проявляется в том, что способна сделать личность в интересах общества, положительный вклад сделать в его развитие.
Трудовая активность является важнейшей сферой реализации сил, талантов и способностей трудоспособной части населения и в этом отношении она является важной составляющей социального поведения человека. Опираясь на журналистику, читатель формирует представление о трудовых приоритеты, ориентируется в запросах работодателей, принимает продуктивной опыт других сограждан.
На уровне бытовых поступков также важна для человека ориентация на журналистику, сформулированные в ней принципы общежития в семье и обществе, поведения в общественных местах. Здесь наибольшее значение имеют моральные установки, воспитанные журналистикой, умение различать добро и зло и в своих поступках приумножать добро в мире и противостоять распространению зла.
Культура общения также зависит от того, что человек читает в печатной или электронной газете воспринимает из программ эфирных ОМИ. Авторитет автора печатного слова и образа диктора радио и телевидения чрезвычайно высок. С передач и статей человек черпает не только аргументы в доказательство своей правоты, но и правила ведения дискуссий, постановки вопросов, уравновешенного тона в рассмотрении спорных проблем или конфликтных ситуаций.
Каждое издание заинтересовано в проведении исследований собственной эффективности, поскольку тираж не всегда является прямым показателем этого явления и не дает непосредственных представлений о влиянии тех или иных материалов или пути подъема действенности газеты. С целью найти ответ на этот вопрос современные медиаорганизациям все чаще прибегают к социологическим исследованиям, которые проводят собственными силами. Главные задачи, которые ставятся при этом, могут быть очерчены так: 1) выяснить объем и характер первичной реальной читательской аудитории; 2) выяснить мотивы обращения читателя к вашей газеты; 3) раскрыть степени активности читательского интереса к тематическим направлениям, рубрик, конкретных материалов, появлявшиеся на страницах газеты; 4) установить рейтинг штатных (и внештатных) журналистов, работающих в ней; 5) установить зависимость читательских интересов от социально-демографических характеристик; 6) определить пути повышения авторитета вашего ОМИ и приоритетные направления дальнейшей деятельности.
Как правило, опрашивается 33% взрослого населения данной местности с соблюдением пропорциональности представительства групп, отличающихся по полу, возрасту, образованию, социальному признакам и другими характеристиками. Полученный средний индекс (число ответов, деленное на количество опрошенных) дает представление о состоянии вашего издания, его конкурентоспособность, пути улучшения деятельности редакционного коллектива.
Среди факторов влияния важнейшее значение имеют следующие:
1) общественная актуальность журналистских материалов; близость, прямая связь произведений с проблемами, волнующими и интересуют аудиторию
2) ситуативность, под которой понимается, что авторская идея подается не в виде абстрактной требования, а как вывод из размышлений над ситуациями человеческой жизни, с которыми автор знакомит аудиторию
3) драматизм, состоящий из следующих компонентов:
а) драматизма самой жизни, предмета отображения, драматизма как содержания произведения;
б) драматизма повествования, построения сюжета, в котором надо искать интересных эпизодов, нетрадиционного их сочетание;
в) драматизма как демонстрации "поиска истины" самим автором, изображение "приключений" его мысли в ходе расследования проблем жизни;
г) драматизма как диалогического изложения темы через вопрос - ответ;
4) оригинальность, небанальность свидетельств, новизна сообщений;
5) доступность, понятность "языка" журналиста для читателя, простота изложения;
6) оперативность, скорость подачи новостей;
7) умение оказывать изданию привлекательного внешнего вида, использовать цвета, сочетать иллюстративные и текстовые материалы, различные шрифты, формулировать захватывающие, заголовки, составлять содержательные лиды.
Журналист должен постоянно работать над улучшением своего издания или программы, не останавливаться на достигнутом, совершенствовать свое мастерство, понимая, что от его профессионального уровня зависит и действенность и эффективность его издания.
Словарь молодого журналиста
ПРЕСС-РЕЛИЗ (англ. Press-release - выпуск для прессы) - документ, специально распространяемый для сотрудников ОМИ, содержащий материалы для срочной публикации.
Сегодня термин "пресс-релиз" употребляется для обозначения двух типов документов: 1) "публикации в прессе" и 2) "для опубликования в прессе".
В первом значении термином "пресс-релиз" обозначают все материалы, изготовлены не журналистами, а такие, которые созданы вне редакции и поступили в орган массовой информации в готовом текстовом виде. В этом смысле "пресс-релизу" может называться и письмо читателя, публикуемой в газете.
В последнее время термин "часто используется и во втором смысле - для обозначения самостоятельного типа (жанра) текстов, одной из отличительных признаков которых является их рекламная направленность" (Подчеркнуто автора. 1. М.).
Пресс-релизы выпускают правительственные учреждения, штаб-квартиры международных организаций, пресс-бюро съездов и конференций и другие организации и учреждения, заинтересованные в освещении своей работы, по связям с общественностью через журналистику.
В пресс-релизе приводятся точные названия, фамилии, даты, цифровые материалы, статистические данные, возможные схемы и графики, как правило, сложные для усвоения или восприятия на слух. Иногда пресс-релизы изготавливаются пресс-конференции или брифинга и раздаются журналистам до начала. Требования к пресс-релиза: лаконизм формулировок, точность в подаче имен и цифровых данных.
В современной журналистике пресс-релизы выполняют двойную функцию: 1) служат источник информации; 2) пополняют бюджет издания, поскольку дословная публикация пресс-релиза осуществляется на условиях соответствующей оплаты; в данном случае пресс-релиз рассматривается как рекламный текст.
Основным признаком пресс-релиза является его аксиологическая направленность. В текстах пресс-релиза создается положительный имидж фирмы, организации или учреждения, отдельного лица, ведется пропаганда (рекламы) каких-либо товаров, услуг, действий и под. Следовательно различают пропагандистской и контр пропагандистский пресс-релизы.
В журналистском творчестве пресс-релиз служит источник собственного материала, используется творчески, дословное его использования в авторском материале запрещено. Иначе возникает возможность появления под разными подписями нескольких идентичных текстов в различных изданиях, скомпрометирует их и авторов и станет основанием для обвинений в плагиате или по крайней мере в непрофессионализме.
Глава 1. Эффективность журналистской деятельности
Установлено, например, что массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей.
С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т.д.). Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, на наш взгляд, имеют два.
Во-первых, выделение различных этапов «контакта» с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации). Во-вторых, определение возможных «конечны эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.
Изучение проблем эффективности одним из важнейших «выходов» имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д.
«Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с ее прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта - семантический и синтаксический - соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала». (В.Олешко. Реферат «Эффективность СМИ». Минск, 1986, с.1-3).
Журналист в своей деятельности отражает действительность, затем создает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает в аудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего, изучить отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношения могут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на «потребителя», видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения. Следовательно, задачами анализа «на эффективность» является рассмотрение всего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствие требованиям прагматической адекватности, а затем выработка практических рекомендаций.
На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности, следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямо связаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно и целенаправленно добиваться отвечающих общественным потребностям результатов, как в области «принятия решений», так и в области формирования сознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой из результатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделять понятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность и эффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из итого, что задачи, стоящие перед журналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокая эффективность способствует повышению действенности, а высокая действенность - повышению эффективности, т.к. авторитет повышает доверие аудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена в оба «адреса» и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, и эффективности.
В зрелом социалистическом обществе эффективность признана важнейшей оценочной категорией созидательных усилий на всех участках работы. Считало, что любая общественно полезная деятельность должна осуществляться самым рациональным, эффективным образом, с наибольшей отдачей, а ее социальная значимость оценивается по конечным результатам. Разумеется, это самым непосредственным образом было адресовано также средствам массовой информации и пропаганды.
«Выступая на заседании Президиума Верховного Совета СССР при обсуждении работы «Известий», ген. секр. ЦК КПСС Л.И.Брежнев отмечал, что газета должна ставить вопросы принципиально и «делать это в максимально доходчивой форме, находя пути к сердцам миллионов читателей. Тогда ее действительно с нетерпением будут ждать в каждом доме, в каждой семье». (С.В. Цукасов. «Время зрелости». М. Мысль, 1979 г. с.37).
Очень важно также, чтобы читатели были уверены, что все правильное, общественно полезное, идет ли речь о развитии нового почина, народной инициативы или о критическом выступлении, будет газетой поддержано. Тогда они по-настоящему будут газету считать своей.
«Вот почему так остро ставится сегодня вопрос именно об эффективности, действенности публикаций. Без этого не может быть живо, авторитетной, по-настоящему массовой газеты» (Л.И.Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.7. М., 1979, с.334).
Закладывая фундамент печати нового типа, В.И.Ленин исходил из того, что в основе ее деятельности - тесная связь с жизнью, с политикой партии, борьбой рабочего класса и всех трудящихся. Эффективность прессы, по В.И.Ленину - понятие классовое, социальное. В решениях партийных съездов, постановлениях ЦК и других партийных документах многократно отмечалось, что действенность печати зависит от того, насколько точно уловлены в ее выступлениях социальный смысл фактов, их политическая значимость, тенденции общественного развития. Она зависит также от актуальности публикаций и полноты ответов на животрепещущие вопросы практики, активности вторжения в жизнь, и, следовательно, если говорить коротко, «от степени реальной помощи партии и народу в решении задач коммунистического строительства».
Научное понятие эффективности работы средств массовой информации и пропаганды или социализме рассматривалось в свете их комплексного характера, «неотрывно от природы развитого социалистического общества». Считалось, что она зависит от трех основных факторов, взятых в их диалектическом единстве:
- «во-первых, от субъекта воздействия, то есть идейного и профессионального уровня работы прессы, глубины выражения ею политики партии, интересов народа, насущных задач общественного развития на данном этапе;
Во-вторых, от объекта воздействия, то есть читательской аудитории, повседневного восприятия ею, говоря ленинскими словами, проповеди прессы, от силы социального резонанса, реального влияния печатного и звучащего слова на общественное сознание;
В-третьих, от степени непосредственного использования средств массовой информации и пропаганды в управлении общественными процессами, т.е. в организаторской и массово-политической работе партийных, советских, хозяйственных и общественных органов» (С.Цукасов «Время зрелости». М., 1979, стр.38).
Читаем там же: «Определение эффективности идеологической работы весьма сложно в силу того, что ее конечные результаты выступают в опосредованных действиях людей, обусловленных в свою очередь многими обстоятельствами: общественной и индивидуальной психологией, нормами морали, объективными общественными интересами и потребностями и т.д. «…По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? - писал В.И.Ленин. - Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, - а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е.социальные факты» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.1, с.423-424).
Общественные действия людей и есть главный критерий эффективности идеологической работы, в том числе работы средств массовой информации и пропаганды. Иными словами, эффективность прессы отражает уровень выполнения ею своих социальных функций - пропагандистских, агитационных и организаторских.
Такой подход по мнению идеологов социализма принципиально противостоит буржуазным теориям и взглядам. По их мнению, теоретические концепции буржуазной науки, занимающейся изучением средств массовой информации и пропаганды, которые обычно именуются ее «средствами массовой коммуникации», «массовой коммуникацией», страдают закономерной ограниченностью и односторонностью, оторванностью от социальной природы и общественных функций прессы.
В американской социологии, отмечается в работе С.Цукасова (стр.39), например, центральным понятием, связанным с эффективностью массовой коммуникации, является понятие «этитьюд». Под ним подразумевается ответная реакции я индивида, точнее говоря, готовность реагировать на прочитанное, увиденное, услышанное и интерпретировать его, включая элементы мотивации. Исследователи рассматривают этитьюды как рациональные или эмоциональные суждения, которые охватывают убеждения, взгляды, верования, мнения, интересы и стремления к определенным цели (См. В.А. Мансуров. Критический анализ теории восприятия массовой коммуникации в американской социологии и социальной психологии. - «Вопросы теории и методов идеологической работы», вып. 7, с.246-257). Воздействие массовой коммуникации на этитьюды, а через них и на поведение человека, степень этого воздействия и совпадение достигнутых результатов с намерениями коммуникатора и понимается в американской социологии под эффективностью средств массовой коммуникации. Их влияние на человека классифицируется следующим образом:
а) создать этитьюды у людей, которые до того их не имели по этому вопросу (созидательное направление);
б) усилить этитьюды, которые уже существовали (усиливающие);
в) ослабить силу и интенсивность существующих этитьюдов, не изменяя их до конца (ослабляющие);
г) привести слушателей к точке зрения, противоположной той, которой они придерживались ранее (полное изменение);
д) не оказать, по крайней мере теоретически, никакого влияния (нулевой эффект).
Читаем в том же издании - «Характеризуя современное функционирование нашей прессы, можно выделить три плоскости, в которых наиболее отчетливо проявляется ее эффективность:
Непосредственное влияние на решение задач экономического, социального и культурного строительства, то есть действенность в том понимании, которое используют чаще всего;
Влияние на формирование общественного мнения, реакция массового читателя и степень межличностного общения вокруг материалов печати, телевидения и радио в трудовых коллективах, семьях и других общественных ячейках;
Личностное восприятие читателем печатного слова и влияние на его социальную позицию.
Разумеется, такое разделение условно, потому что все три сферы взаимосвязаны и зависимы. Однако каждая из них имеет свои особенности. Их комплексное рассмотрение дает истинное представление об эффективности печатного и звучащего слова».
Таким было понимание эффективности во времена социализма, каково же оно сегодня?
Воздействие СМИ на молодое поколение
Эффективность СМИ - это отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМИ имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату...
Журналистика как профессиональное призвание и ремесло
Приступая к рассмотрению обозначенной нами проблемы, прежде всего необходимо разобраться с терминами «призвание», «профессия», «ремесло», а затем рассмотреть их непосредственное соотношение в журналистской деятельности...
Журналистская и публицистическая деятельность Габриэля Гарсиа Маркеса: национальная специфика
маркес биография творчество журналистика Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в Колумбии, в небольшом провинциальном городке Аракатака, расположенном у реки Магдалены на побережье Атлантического океана...
Самый распространенный жанр, в котором ведущий ведет диалог с гостями программы или аудиторией - это ток-шоу. Также к нему можно добавить реалити-шоу, интервью, дискуссию...
Способы использования современных информационных технологий в процессе журналистского творчества, пути их совершенствования
Общество ХХІ века принято называть информационным (впервые термин употребил профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши), подразумевая, что производство и потребление информации достигло широчайшего размаха...
Технология печатных процессов
Коэффициент использования печатного оборудования рассчитывается по формуле: Ки=Кп?Кф?Коб 1) Коб - коэффициент использования машины по оборотам вычисляется по формуле Коб=Пф /Пк, где...
Феномен "гражданской" журналистики
Развитие Интернет-технологий привело к изменениям в различных сферах человеческой деятельности: в политике, экономике, культуре, образовании, науке, и породило новые, специфичные для глобальной сети явления - дистанционное образование, блоги...
Формирование имиджа политического лидера на примере материалов СМИ