Учетная политика предприятия: образец. Учетная политика малого предприятия. Готовая учетная политика - образец для организации Вариант учетной политики для малого предприятия
План
1. Особенности учетной политики малого предприятия
2. Учётная политика для целей налогообложения ИП
3. Методика формирования Приказа об учетной политике организации ИП.
Цель: иметь представление об учетной политике
Студент должен:
Знать:
Особенности составления учетной политики
1. Особенности учетной политики малого предприятия
В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в составе учетной политики предприятия утверждается:
а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
б) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
в) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
г) способы оценки активов и обязательств;
д) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
е) порядок контроля за хозяйственными операциями;
ж) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Особенностью учетной политики малого предприятия является, как правило, уменьшение ее объема в связи со сравнительно небольшим количеством хозяйственных операций, ограниченным числом сотрудников. Кроме того, нормативными актами могут быть предусмотрены специфические способы учета для малых предприятий, что также найдет отражение в учетной политике.
Малые предприятия, ведущие учет только основных средств и нематериальных активов, в учетной политике могут отражать только способы учета данных объектов.
В составе учетной политики малого предприятия может быть утвержден сокращенный перечень счетов бухгалтерского учета. Данный перечень счетов приведен в п. 8 Типовых рекомендаций. Однако при его применении необходимо учитывать, что с момента вступления в силу Типовых рекомендаций план счетов изменился. Иными словами, следует производить корректировку счетов, указанных в Типовых рекомендациях в соответствии с действующим Планом счетов.
График документооборота всеми организациями разрабатывается в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР. В связи с небольшим штатом сотрудников малого предприятия возможно осуществление различных функций одними лицами, например, бухгалтер может вести кадровый учет, складской учет и т.п.
2. Учётная политика для целей налогообложения
1. Налоговый учет ведётся лично.
Возможен вариант:
Налоговый учет ведётся сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги в соответствии с договором.
2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется раздельно по каждому из следующих видов деятельности:
- услуги общественного питания;
- сдача в аренду недвижимости.
Основание: пункт 7 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г. Минфина России № 86н, пункт 6 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ.
3. В отношении деятельности, связанной со сдачей в аренду нежилых помещений, применяется патентная система налогообложения.
Основание: подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
4. Записи в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя по деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания осуществляются на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.
Основание: пункт 2 статьи 54 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 4 и 9 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г.Минфина России № 86н
5. Доходы от сдачи в аренду недвижимости отражаются в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.
Основание: пункт 1 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 1.1Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Налог на доходы физических лиц
6. Профессиональный налоговый вычет признаётся в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса РФ.
В случае невозможности документального подтверждения расходов профессиональный налоговый вычет признаётся в размере процентов от суммы доходов от предпринимательской деятельности.
Основание: статья 221 Налогового кодекса РФ.
7. Оценка сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности, производится по методу средней стоимости.
Основание: пункт 1 статьи 221, пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
8. Оценка покупных товаров производится по методу средней стоимости.
Основание: пункт 1 статьи 221, подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.
9. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются отдельно.
Основание: пункт 1 статьи 221, статья 320 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость
10. Ведётся раздельный учет затрат на осуществление операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
11. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности по оказанию услуг общественного питания, облагаемой НДС, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ.
12. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, облагаемой по патентной системе, к вычету не принимаются и при расчете НДФЛ не учитываются.
Основание: подпункт 3 пункта 2, пункт 4 статьи 170, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
13. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым одновременно в деятельности по оказанию услуг общественного питания и в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, в течение квартала регистрируются в книге покупок на всю сумму, указанную в счете-фактуре.
Размер вычетов корректируется по итогам налогового периода (квартала).
Корректировка осуществляется пропорционально выручке от деятельности, облагаемой по патентной системе, в общей выручке предпринимателя за квартал.
При этом в расчет выручки не включаются доходы, признаваемые внереализационными в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ.
Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала).
Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и при расчете НДФЛ не учитываются.
Основание: пункт 4 статьи 149, подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Индивидуальный предприниматель Петров П.П.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая – четвертая.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н .
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н .
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106 н .
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154 н .
9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н .
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44 н .
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н .
12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 56 н .
13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» ПБУ 8/10. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 № 167 н.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н .
15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н .
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н.
18. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 22 декабря 1995 г. № 331.
19. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
20. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71 а .
21. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66 н.
22. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и порядков их заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154 н.
23. О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .
24. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н.
25. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. № 3». Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186 н.
7.2. Выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях
В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:
Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);
Бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;
Учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.
Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.
Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.
Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.
Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).
Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87–89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.
Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае – положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,
23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.
Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности АО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».
В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».
Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.
Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.
При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.
7.3. Элементы учетной политики на малых предприятиях, обусловленные изменениями в нормативных документах по бухгалтерскому учету
С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.
В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.
Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.
В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:
Они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;
Они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;
Они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;
Они исправляют указанные ошибки в общем порядке.
По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.
Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).
Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).
В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).
Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа
Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие системы бухгалтерского учета могут применяться на малых предприятиях?
2. Могут ли акционерные общества осуществлять учет в соответствии с нормами НК РФ?
3. Каковы особенности упрощенной формы бухгалтерского учета?
4. Каким приказом Минфина РФ внесены существенные поправки в положениях по бухгалтерскому учету с целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?
На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!
Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.
Что представляет собой этот документ?
Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.
Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:
- если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
- если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.
Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :
- она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
- устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
- определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.
Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.
Правила формирования
Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :
- штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
- руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
- приглашенный специалист.
Учетная политика необходима
всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.
Исключение составляют:
- предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
- действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.
Учетная политика на предприятии формируется на основе :
- федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
- положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
- отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.
Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .
О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Порядок разработки
Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:
- в общеустановленном;
- в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.
Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.
Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.
Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).
Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:
- название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
- дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
- далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
- после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
- если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.
Подписывает
приказ руководитель предприятия.
Как правило, она содержит в себе три основных блока :
Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :
- образцы разработанных бланков и регистров;
- система документооборота;
- состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
- рабочий (или типовой) план счетов;
- и иная информация, которая необходима для организации учета.
Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.
Ответственность за нарушение или отсутствие документа
Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.
Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:
- статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
- статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.
Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.
Нюансы, на которые стоит обратить внимание
На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.
Для производственных предприятий важным считается:
- порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
- порядок учета незавершенного производства;
- порядок учета полуфабрикатов и брака.
Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.
Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.
Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.
Учетная политика - это основополагающий документ для любого юридического лица. С 2019 года порядок составления учетной политики изменен. Рассмотрим порядок составления документа на конкретном примере и уточним особенности налогообложения для УСН и ОСНО.
Учетная политика: что это и зачем нужно
Это основной документ, который устанавливает:
- порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
- круг ответственных лиц;
- формы, регистры и бланки первичной документации;
- документооборот;
- порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.
В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.
Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.
При формировании следует опираться на действующее законодательство:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
- Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
- Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
- Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
- Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
- Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
- Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.
В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.
Правила утверждения
Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.
Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.
Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.
Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении
Общедоступный документ
С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.
А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.
Наименование пункта |
|
---|---|
Ответственные лица за формирование и утверждение |
Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель. Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое. |
Информация об учреждении |
Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию. |
Нормативная база |
Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет. Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя. Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую. |
Порядок внесения изменений |
Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом. Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже. |
Организационно-техническая часть |
|
Порядок ведения бухучета |
Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы). |
Формы первичных документов и регистров |
На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки). |
Право и порядок подписи документации |
Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера. Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист. |
Рабочий план счетов |
На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения. |
Документооборот |
Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц. |
Учет и инвентаризация активов и обязательств |
Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года. |
Порядок выдачи денежных средств подотчет |
Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании. |
Исправление ошибок |
Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок. Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н. |
Формы отчетности |
Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике. |
Внутренний финансовый контроль |
Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю. |
Методологическая часть в части бухучета |
|
Учет доходов |
Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана. |
Учет расходов |
Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов. |
Учет основных средств и материальных запасов |
Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС. Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости). |
Учетная политика для целей налогообложения |
|
Вид системы налогообложения |
Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль. |
Налоговые регистры |
Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы. |
Как правильно внести изменения
Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.
Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:
- Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
- Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
- Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.
Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.
При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.
Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:
- абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
- способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.
Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.
К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.
В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:
- изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
- скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.
Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.
Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год
Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.
Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.
При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.
Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД
Образец учетной политики предприятия 2019 года
Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.
Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!
1. Основные принципы учетной политики
2. Обязательные требования к учетной политике
3. Классификация элементов учетной политики
4. Порядок составления учетной политики для целей налогообложения
Под учетной политикой предприятия, применяемой для целей бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ПБУ 1/98, понимается принятая совокупность способов (методов) ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
· организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
· отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
· масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
· управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
· финансовая стратегия организации;
· материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
· степень развития информационной системы в организациях, в том числе управленческого учета;
· уровень квалификации бухгалтерских кадров.
Исходя из вышеизложенного, при оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражаться тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно.
Таким образом, учетная политика - это ряд процедур и методов бухгалтерского учета, выбранных и последовательно применяемых организацией, считающей, что именно данные процедуры и методы наилучшим образом, соответствующим условиям деятельности и требованиям полного представления результатов и финансового положения.
Обязательные требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации:
1. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.
2. Формирование учетной политики должно осуществляться с учетом следующих допущений:
Допущение имущественной обособленности;
Допущение непрерывности деятельности;
Допущение последовательности применения учетной политики;
Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.
3. Учетная политика должна содержать:
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
Формы учетных первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
Методы оценки активов и обязательств;
Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
Порядок контроля за хозяйственными операциями;
Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. Учетная политика должна обеспечивать:
Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение) организации и утверждению руководителем организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения учетной политики. Разработанная и утвержденная учетная политика организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации оформляют избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.
Методологические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, оказывающих влияние на показатели бухгалтерской финансовой отчетности. Например, способ списания сырья и материалов в бухгалтерском учете влияет на оценку остатков сырья и материалов, величину незавершенного производства, себестоимость готовой продукции.
Методические элементы учетной политики состоят из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. Они регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета и учетных регистрах. Данные приемы не оказывают влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к данной части учетной политики, закрепляют способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.
Классификация элементов учетной политики по сфере регулирования :
1. Общие элементы учетной политики – регулируют организацию всей системы бухгалтерского учета организации. К таким элементам относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, форма бухгалтерского учета.
2. Специальные элементы учетной политики регулируютведение бухгалтерского учета на определенном участке. К таким элементам относятся: способ оценки незавершенного производства, метод начисления амортизации основных средств, порядок списания расходов будущих периодов.
Классификация элементов учетной политики по обязательности разработки:
Обязательные элементы необходимо разрабатывать и утверждать вне зависимости от того, какие объекты бухгалтерского учета присутствуют в организации. К таким элементам, например, относятся формы бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов, правила документооборота.
Факультативно – обязательные элементы учетной политики должны разрабатываться и утверждаться в учетной политике организации только в случае наличия у нее определенных объектов бухгалтерского учета или осуществления ею определенных операций. Например, метод начисления амортизации нематериальных активов должен быть утвержден в организации при наличии у нее данных объектов бухгалтерского учета. Однако если у организации нематериальных активов нет, то и вышеуказанный способ может в учетной политике не утверждаться. Аналогично формы первичных учетных документов должны утверждаться в учетной политике только при осуществлении операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов.
Наконец, факультативными элементами учетной политики являются такие, утверждение которых не обязательно даже при наличии у хозяйствующих субъектов объектов бухгалтерского учета, которые регулируют данные элементы. Например, субъекты малого предпринимательства вправе не применять положение по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18-02. Согласно п. 13 ПБУ 5-01 торговые организации затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав расходов на продажу. Таким образом, если хозяйствующий субъект не утвердит в своей учетной политике этот способ, то будет использоваться общий порядок, т.е. все затраты по заготовке и доставке товаров до склада будут включаться в их себестоимость.
Организация должна формировать две учетные политики: одну - для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов, так и в виде разделов общей учетной политики организации.
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.
Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.
Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.
Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.
Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.
Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:
· если организация решила изменить применяемые методы учета;
· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.
В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.
Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.
Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.
Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:
· общие и организационно-технические вопросы;
· методологические аспекты.
К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:
· распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
· применение аналитических регистров налогового учета;
· технология обработки учетной информации.
Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность.
В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.
Регистрами налогового учета могут быть:
· регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;
· регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.
Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.
Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.
Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.
В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу.