Различие между академическим и прикладным бакалавром. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова. Поступление в магистратуру после специалит
Перейдя на болонскую систему образования, Россия стала осваивать новые программы высшего образования - бакалавриат и магистратуру. Большинство вузов стали готовить студентов по этим программам. Выучиться на бакалавра можно за четыре года. После этого студент либо идет работать, либо продолжает обучение в магистратуре. Оно длится еще два года. Будущий магистр углубляет полученные знания. По окончании магистратуры он может и заняться полноценной научной деятельностью.
Бакалавриат
Студенты-бакалавры учатся в течение четырех лет. Базой поступления является среднее полное образование, то есть одиннадцать классов школы. Также на бакалавра может пойти учиться выпускник техникума или колледжа. В этом случае срок обучения составит три года.
Студенты-бакалавры по окончании обучения получают дипломы о высшем образовании и степень бакалавра.
Но сейчас студентам следует научиться разбираться в том, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, так как с недавнего времени эти программы также появились в российской системе образования.
Стратегия 2020
С 2010 года чуть больше 50 российских техникумов и вузов экспериментируют с программами прикладного и академического бакалавриата. Что такое прикладной подготовка квалифицированных кадров с высшим образованием. По своей сути, это альтернатива для среднего профессионального образования.
Прикладной бакалавриат стал частью доработки правительственной программы «Стратегия 2020», направленной на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.
Когда в стране появилось понятие «прикладной бакалавриат», предполагалось, что на него также будут учить в течение четырех лет. Позже специалисты склонялись к трехлетней программе обучения. Сейчас они остановились на первом варианте обучения.
Что обозначает прикладной бакалавриат? Сейчас в это понятие входит два аспекта:
- Подготовка рабочих кадров, у которых будет высшее образование.
- Бакалавриат, у которого отмечается расширенная прикладная часть, ориентированная на трудоустройство студента.
В высших учебных заведениях страны отдают предпочтение второму варианту.
Смысл прикладного бакалавриата
Главное, что привлекает студентов к программе прикладного бакалавриата, - возможность выгодно трудоустроиться по окончании обучения. Как известно, студент-бакалавр не обладает определенной квалификацией. Во время обучения по программе прикладного бакалавриата студент изучает ту же базовую часть, что и при обычном обучении, но дополнительная более ориентирована на практику. В результате студент получает четкую квалификацию.
Подготовка студентов по определенной профессии, обучение владению компьютером и основными предметами, направленными на обеспечение деятельности руководителя, предоставление соответствующей практики и диплома о высшем образовании - это и есть то, что означает прикладной бакалавриат. А подготовленные кадры очень востребованы на современном рынке труда.
Обучение в три или четыре года?
Итак, что такое прикладной бакалавриат, по сути? Это основное образование, дополненной прикладной квалификацией по определенной профессии.
Ранее шли споры о трехгодичном или четырехгодичном образовании. В итоге было решено остановиться на четырех годах обучения, так как студенты-бакалавры должны получить соответствующий академический уровень обучения.
Когда система только вводилась, программы обучения в колледжах и техникумах предлагалось переименовать в прикладной бакалавриат. Сроки обучения в этих учебных заведениях составляют 3-3,5 года. Но идея оказалась несостоятельной. В конце концов, прикладной бакалавриат так и остается бакалавриатом, то есть предполагает получение высшего образования. Техникумы и колледжи не обладают такой квалификацией.
Академический бакалавриат
Разобравшись с тем, что такое прикладной бакалавриат, и что он ориентирован на подготовку специалистов к рабочим условиям, можно приступить к понятию бакалавриата академического. Эта программа обучения направлена на создание теоретического фундамента по большому количеству дисциплин. Практическая деятельность при этом отсутствует, так как предполагается, что основные навыки выпускник будет получать уже на работе. Данная форма обучения также продолжается в течение четырех лет.
Каждый студент решает для себя сам, какая квалификация ему нужна - академическая или прикладная. Что значит прикладной и академический бакалавриат? Первый направлен на практические знания, тогда как второй ориентирован на теорию. Академических бакалавров целенаправленно готовят к научно-исследовательской работе. Их настраивают на то, что они пойдут учиться дальше - на магистра.
Разница бакалавриатов
Если посмотреть, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, то выходит, что первое - это рабочий с высшим образованием, а второе - традиционная форма высшего образования.
Дальнейшее поступление в магистратуру у студентов прикладного и академического бакалавриатов отличается. «Академисты» проходят определенный конкурсный отбор, а «прикладникам» перед поступлением следует сначала поработать по своей специальности в течение определенного количества лет.
Итак, мы разобрали, что значит прикладной бакалавриат и академический бакалавриат. Разница между ними - наличие практических знаний, умений и навыков. «Прикладники» - узкие специалисты с практическими навыками в определенной области. «Академисты» же обладают широким кругозором в определенной области знаний, но практические навыки у них отсутствуют.
Какой бакалавриат выбрать?
Мы разобрались с тем, что значит прикладной и академический бакалавриат. Тем не менее, вчерашние школьники оказываются перед выбором: куда идти дальше? Конечно, можно пойти на обычный бакалавриат, или же выбрать прикладной или академический.
Бакалавриат предполагает получение теоретических знаний. Есть и практические занятия, но их немного. В дипломе о высшем образовании у студентов-бакалавров будет, к примеру, надпись «Прикладная информатика».
Что такое когда студент получает нужную ему практическую базу знаний и последующее трудоустройство вкупе с высшим образованием. К моменту окончания обучения он уже будет иметь представление о трудовых условиях. В какой-то мере это все тот же специалитет, но только по определенной специальности. В этом случае в дипломе студента будет указано уже что-то конкретное, к примеру «Программист С++».
Если рассматривать, что такое прикладной бакалавриат в то это предоставление студентам обучения с овладением широким набором компетенций в таких областях, как образование, культура и социальная сфера. Специалист должен быть подготовлен к педагогической, исследовательской или культурно-просветительской деятельности.
Так что выбрать? Дело в том, что сейчас в стране нет условий для подготовки максимально готовых рабочих кадров, как это предполагается по программе «прикладной бакалавриат». В этом случае обычный бакалавриат предпочтительнее. Хотя бы потому, что специалисты выходят из зданий высших учебных заведений, обладая достаточно широким кругозором в выбранной области знаний. Они могут пойти работать либо отправиться в магистратуру, занявшись наукой.
У академического бакалавриата в этом значении плюсов больше. Специалисты обладают широким кругозором и могут устроиться на работу не только по определенной специальности, но и по смежной с ней. Если нет практики, то это не так уж и страшно. У «прикладников» ее тоже недостаточно. Нет в стране нужной базы. Пока нет.
А что делать дальше?
Узнав, что такое прикладной и академический бакалавриат, сравнив эти понятия с обычным бакалавриатом, начинаешь задаваться таким вопросом: «А где потом работать?» Получить нормальную серьезную должность с дипломом бакалавра любой степени достаточно проблематично.
Специалист должен приобрести полноценные теоретические знания в интересующей его области, а потом уже учиться применять их на рабочем месте. Только в этом случае у него будет возможность творчески подходить к рабочим задачам.
В итоге же пока программа направлена на обучение нажимать на кнопку. Это практические умения. А вот то, чем эта кнопка полезна, что она дает и как ее правильно использовать, это уже теория, которую следует знать. Без полноценных теоретических знаний настоящего специалиста не получится даже в том случае, если он прекрасно справляется на практике.
Рассмотрев, что такое прикладной и академический бакалавриат, предпочтение лучше отдать второму виду обучения.
В заключение
За последние годы система высшего образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Появилось много новых течений и направлений. Помимо обучения на бакалавра и магистра студентов стали готовить по программам прикладного и академического бакалавриата. Что выбрать и куда пойти учиться дальше, каждый решает для себя сам.
Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру. На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования, мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова И. В. Ярмоленко.
- Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?
Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.
- Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?
Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и после прикладного бакалавриата.
- Что такое «прикладная магистратура»?
Прикладная магистратура - подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков "улучшенный инженер".
- Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
- Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.
- Как проводится обучение?
Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.
- Сколько лет нужно учиться в магистратуре?
Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме - 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года
- Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?
При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.
- Когда начинается прием документов?
В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля - на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа - на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря - на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.
- Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?
Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) - 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.
Подготовила интервью Виктория Горяйнова
Совсем недавно российская система высшего образования освоила новые программы подготовки — бакалавров и магистров. И вот теперь студентам и абитуриентам предстоит разобраться в новых терминах: академический и прикладной бакалавриат. Думаем, что этот материал сможет прояснить этот момент, а так же ответить на некоторые вопросы, связанные с недавними изменениями в образовательной системе.
Уровни высшего образования
Сейчас в большинстве вузов страны принята так называемая болонская система — высшее образование в нашей стране двухуровневое. Студент, отучившийся 4 года, получает степень бакалавра, после чего со своим дипломом может пойти работать, а может продолжить образование в своем или любом другом вузе. Следующая, двухгодичная, ступень дает степень и диплом магистра. Предполагается, что будущий магистр во время обучения углубляет и расширяет знания по своей профессии, чтобы потом, при желании, заняться научной деятельностью в аспирантуре.
Является ли бакалавриат высшим образованием?
Обучение на бакалавриате длится 4 года на базе среднего полного образования, то есть, после окончания школы. В некоторых случаях на базе среднего профессионального образования срок обучения бакалавра сокращается до 3 лет. После этого выпускник получает степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. С этим дипломом он вправе претендовать на должности, где требуется высшее образование.
Что такое академический и прикладной бакалавриат?
В соответствии со стандартами, вступившими в силу в 2014 году, студент теперь может получить квалификацию академического или прикладного бакалавра по своей специальности. Академических бакалавров
ориентируют в основном на теоретические знания в своей области, готовят к научно-исследовательской работе. Предполагается, что студент будет продолжать обучения по своей специальности и пойдет на степень магистра. Можно сказать, что академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования.
Прикладной бакалавриат
— это образовательная программа, ориентированная на практическую профессиональную подготовку. Она готовит рабочих и специалистов на высоком уровне для работы со сложными машинами, устройствами, программными комплексами. Основная цель это образовательной программы — получение выпускником полный набор знаний и навыков, который позволит приступить к работе без дополнительного обучения на производстве. Предполагается, что заинтересованные работодатели, которым нужны специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами.
Обе образовательные программы длятся 4 года. По окончании «прикладник» получает диплом о высшем образовании и диплом о среднем профессиональном образовании. Если «академист» решает продолжить обучение в магистратуре, он проходит конкурсный отбор, выпускник же прикладного бакалавриата сначала должен будет отработать определенный стаж по специальности.
Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.
Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.
Что такое прикладной бакалавриат?
Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.
Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.
Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.
Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата
9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.
Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.
Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.
Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.
Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:
1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).
В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:
- аспирантура;
- магистратура;
- академический и прикладной бакалавриат.
В чем разница?
В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.
Особенности академической формы обучения
Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.
История
Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.
Понятие
Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.
Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.
Кто такой бакалавр?
Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.
Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.
При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.
Как это помогает в будущем?
Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.
Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.
Как он работает?
В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.
Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.
Зачем это нужно?
Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.
Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.
Как это происходит?
Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.
Таким образом, прикладной бакалавр - специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.
В чем преимущества?
По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.
Конечно, главным преимуществом является то, что обеспечивается подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированная в первую очередь на практику. Предполагается, что те студенты, которые смогут пройти четырехлетнюю программу обучения по этой форме, в конечном итоге будут хорошими практиками, обладающими неплохой теоретической подготовкой, соответствующей высшему образованию, и именно поэтому многие задумываются над тем, что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат.
Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.
Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.
Что с наукой?
В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.
Другие отличия
Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.
Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.
- В списках значатся: опубликованы списки зачисленных по «первой волне
- Учреждение начального профессионального образования Является ли начальное профессиональное образование
- Панельная дискуссия «Единое образовательное пространство и персонализация образования Воспитание толерантности: возможно ли оно
- Многогранники основные понятия свойства и признаки тел