Начальная школа урок моя малая родина. Внеклассное мероприятие "Моя малая родина": разработка и план. Художественное творчество детей
Классный час: "Милый сердцу уголок -
моя малая родина "
Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина;
способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине;
развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.
Тип урока: урок- беседа.
Оборудование : текстовый раздаточный материал, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», набор слайдов.
Ход занятия.
Эпиграф:
“
Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I . Организация класса. Эмоциональный настрой.
Ребята, я вам предлагаю сначала поиграть.
Игра на сплочение.
Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.
Ребята проходят на свои места.
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет…
А может, она начинается
С веселой запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности,
Ты ей в своем сердце принес…
Скажите, ребята, о чём эта песня?
Выслушиваются ответы детей.
II . Сообщение темы и цели занятия.
Учитель. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине.
III . Актуализация знаний обучающихся.
Учитель. Ребята, как называется наша страна?
Дети. Россия.
Учитель. А какая она, наша Россия?
Дети (по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Учитель:
И именно об этом говорит Константин Симонов.
Ученик :
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли…
Учитель. Как называется область, в которой мы с вами живём?
Дети. Брянская область.
Учитель. Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Брянской области, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как Брянская область большая, поэтому нам надо уточнить наш адрес.
Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?
Дети. Мы живём в Гордеевском районе, в селе Гордеевка.
Учитель.
А почему наш район называется Гордеевский? (ответы детей)
Учитель. Да, название нашего района пошло от села Гордеевка. История села Гордеевка уходит в глубокую старину.
Учитель.
Кто знает, сколько лет нашему селу?
История Гордеевской земли началась с XIV столетия ; более трёхсот лет существует центр района - село Гордеевка. В начале 18 века полковой писарь Гордей Носикевич на реке Поконке поселил слободу и дал ей свое имя. Прежде здесь была Буда поляка Чижа, и земли эти, называемые Северскими, принадлежали крупному в ту пору государству-Речи Посполитой/современной Польше/; После Андрусовского мира, заключенного между Польшей и Россией в 1667 г.Северская земля отошла государству Российскому.
Все это время, не смотря на приграничное положение, сложности экономическиой и политической ситуации Гордеевский край всё время рос и развивался. В наше время район один из развитых в Брянской области, благодаря труду местных жителей, внесших огромный вклад в обустройство своей малой Родины.
Учитель.
Наш район, как и все другие, имеет свой символ – герб. А как выглядит герб нашего района?
Учитель. Посмотрите внимательно на наш герб.
Описание:
В зеленом поле с серебряной оконечностью поверх всего золотой дуб с корнями, переменяющими цвет на червлень в оконечности, и сопровождаемый в верхних углах золотыми пчёлами с серебряными крыльями.
Герб может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: без короны и со статусной территориальной короной.
Версия герба со статусной территориальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.
Обоснование символики:
Символика фигур герба многозначна. Все фигуры герба символизируют лучшие черты местных жителей.
Пчела - символ трудолюбия, порядка, бережливости и усердия.
Дуб - символ крепости, долголетия, гражданского мужества и воинской доблести показывает, что гордеевцы хранят и продолжают славные традиции, заложенные многими поколениями предков. Также дуб перекликается с гербом Стародуба (Стародубского полка), в земли которого входила территория современного района в XVII столетии.
Золото - символ богатства, стабильности и урожая аллегорически указывает на сельское хозяйство - основу экономически района.
Серебряная оконечность как "фундамент" герба символизирует исторические корни, аллегорически показывая сооружённые в начале XVIII века буды - места добычи поташа, который шёл на изготовление стекла, мыла и пороха.
Серебром в гербе показаны реки Пакона и Ипуть протекающие по территории района
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Зеленый цвет - символ земли, травы.
IV . Беседа о значении слова «родина».
Учитель. Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района? Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок?
(ответы детей)
Учитель. Это наш родной край, наша малая Родина.
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель. А почему мы свой край называем Родиной?
Дети. (варианты ответов: здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).
Родиной мы называем дом, в котором растём, дом, где живёт моя семья.
Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привыкли отдыхать.
Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом и живут твои земляки.
Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.
Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает…
V . Пословицы о Родине.
Учитель. Какие пословицы о Родине вы знаете?
Работа в группах.
Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается 2 конверта с разрезанной в них на части пословицей. Обучающиеся должны собрать пословицы и объяснить их смысл.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
Жить - Родине служить
На чужой стороне, что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Физминутка.
Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».
VI . Достопримечательности нашей малой Родины.
Учитель.
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.
Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
У каждого села есть свои традиции. А какие народные традиции есть в нашем селе?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
Ежегодно в с.Гордеевка 27 сентября проводятся мероприятия, посвященные Дню освобождения Гордеевского района от немецко-фашистских захватчиков.
На центральной площади проходит ярмарка «Сергейки». Ярмарка проводится 20 октября и длится один день.
Из летописи села Гордеевка известно, что в старые времена ярмарка проходила с 25 октября по 1 ноября, а со 2 ноября продолжалась в селе Петрова Буда Гордеевского района, потом в соседнем Красногорском районе в селе Верещаки и других селах.
Учитель.
Почему ярмарка имеет название «Сергейки»?
Оказывается, ее так назвали не в честь святого Сергия Радонежского, а в честь дня рождения Гордеевского помещика Сергея Булацеля. Он утвердил эту ярмарку и назвал своим именем.
Ярмарка приурочивалась к окончанию сбора урожая. Люди со всего района и ближайших областей привозили излишки товара для обмена или продажи.
Вдоль улиц раскидывали палатки, шатры, кибитки. Продавали также прямо с телег. Кондитерские изделия продавали с лотков, закрепленных на груди. Самые расторопные продавцы приезжали на всю ночь, чтобы занять место получше.
На площади в торговых рядах собирались матера, которые плели корзины, делали деревянные игрушки, а также точильщики ножей и топоров. Плели из бересты лукошки и лапти, вырезали ложки.
Ярмарочная торговля проводилась один день, в этот день устанавливалась импровизированная сцена, где пелись русские народные песни, частушки, а также устраивались танцы под гармошку. На площади устраивались соревнования на силу, быстроту и ловкость.
VII . Подведение итогов занятия.
Учитель. Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину?
(какая она?)
Выслушиваются ответы детей.
Учитель. Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите на доске.
(любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая)
(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)
Учитель. Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой, интересной, зелёной, удивительной.
Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала?
Выслушиваются ответы детей.
Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо очень сильно любить и беречь её.
Учитель.
Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Ученик:
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Конспект урока для детей начальной школы на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир"
Автор: Исляева Розалия Рафаэльевна, учитель начальных классов, ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г. Владимира".
Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям.
Тема урока: «Моя малая Родина. Город Владимир»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познания
Социализация
Безопасность
Музыка
Чтение
Художественное творчество
Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей
Задачи:
Образовательная: - дать детям представление, что такое Родина, родной край, уточнить и расширить знания о родном городе. Познакомить с картой и символикой, основными достопримечательностями г. Владимира
Коррекционно-развивающие:
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу
- развивать связную речь, активизировать словарь по теме,
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: малая Родина, герб.
Предварительная работа:
Прослушивание песни «С чего начинается Родина», просмотр фотографий старого и нынешнего г. Владимира, рассматривание карты города, экскурсия по городу.
Оборудование: Интерактивная доска, маркерная доска, плакат с государственной символикой РФ, запись песни «С чего начинается родина», гимна РФ, гимна Владимира и Владимирской области
Ход урока:
1. Организационный момент: Сегодня первый урок у нас будет необычным. Мы побеседуем о нашей с вами Родине. А начнем мы беседу с прослушивания песни. Я предлагаю вам внимательно послушать ее и подумать, о чем в ней поется. Звучит песня «С чего начинается Родина»- Итак, о чем же поется в песне? Кто услышал? (о Родине)
- Правильно. Кто знает, что такое Родина? (ответы детей)
-Молодцы.
2. Основная часть. Беседа о Родине:
- А сейчас послушайте стихотворение и скажите, что такое Родина?
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет.
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется, кто знает? (Россия)
-Молодцы! (На экран проецируется карта России)
Посмотрите на карту, как обширны наши земли, как огромна наша страна. Это большая наша Родина. А какой главный город в России? (Москва.) Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наша родная земля город Владимир. Это наша малая Родина. (На экран проецируется вид города Владимир) Посмотрите, вы узнаете город Владимир?
-Молодцы, все узнали. У нашего города, как и у всех других есть свой герб и флаг. (На экран проецируется герб и флаг г. Владимира) Вы знаете, что такое герб? Это отличительный знак.
-Посмотрите это герб города Владимира. Кто изображен на гербе города Владимира? Правильно. «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест» Этот лев не просто так изображен на нашем гербе. Лев– родовой знак Владимирских князей. Лев сильный зверь и на гербе его изобразили, что-бы показать силу нашего города, его величие.
-Хорошо, а кто знает что такое флаг? Флаг это символ страны или города. Его вывешивают у административных зданий. А это, посмотрите - флаг города Владимира. Он очень похож на герб. Правда? Чем?
Пожалуйста, запомните наш герб и флаг.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы пойдем гулять.
На опушке возле ели
На пенечек дети сели.
(Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на кор точки.)
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули.
Опустили их опять,
Можно ими помахать.
(Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опуска ют руки, делают махи. Дыхание при этом - свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.)
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
А теперь я расскажу вам о самом городе. Послушайте что пишут о нашем городе поэты:
Владимир – родина моя!
Мой уголок, моё богатство,
Мне так родны твои края,
Мне дороги твои убранства!
Ты не равняйся на Москву,
Твои дары побольше многих.
Пускай столицей не зовут,
Зато зовут – Великий город!
Мне даже небо кажется здесь шире,
Здесь дышит гордостью земля.
Один такой ты в целом мире,
Один такой ты на века!
И еще одно: Любимый Владимир на Клязьме стоит,
И солнце его купола золотит.,
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.
Понравились вам стихотворения? А вы внимательно их слушали? Тогда вопрос, на какой реке стоит Владимир? На реке Клязьма. (На экран проецируется фотография моста через реку Клязьма)
- Молодцы! А как вы думаете, Владимир это старый или молодой город?
- Владимир очень древний город. Он был заложен Владимиром Мономахом в 1108 году. (На экран проецируется фотография В. Мономаха) В этом году ему исполнится 906 лет.
Наш город поражает не только своим возрастом но и обилием различных достопримечательностей, памятников. Главная достопримечательность как вы думаете какая?
- Конечно же Золотые Ворота! один из наиболее древних и знаменитых архитектурных памятников Владимира. Золотые ворота были сооружением военного назначения. Через них осуществлялся въезд в город, окруженный земляными валами. Впоследствие ворота не раз переделывались. (На экран проецируется фотография Золотых Ворот) Построены они в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. После того как ворота утратили свою оборонительную функцию - они стали парадным въездом в город. Возле Золотых ворот расположено ещё одно примечательное здание - Троицкая церковь. (На экран проецируется фотография Троицкой церкви)
Еще: Успенский собор Княгинина монастыря(На экран проецируется фотография Княгинина монастыря) и Дмитриевский собор(На экран проецируется фотография Дмитриевского собора), Водонапорная башня(На экран проецируется фотография Водонапорной башни), Палаты(На экран проецируется фотография Палат), Храм Святого Розария(На экран проецируется фотография Храма Святого Розария), памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, памятник Андрею Рублеву(На экран проецируется фотография памятника Андрею Рублеву), памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому, монумент в честь 850-летия города Владимира (В основании памятника три фигры - былинный воин, древнерусский зодчий и советский рабочий.) Фигуры расположены так, что воин смотрит в сторону Золотых ворот, зодчий на Успенский собор и палаты, а рабочий - в направлении промышленных кварталов города.
Рассказать про все памятники и достопримечательности Владимира за один час невозможно. О них можно говорить неделями. Я покажу вам еще несколько знаменитых мест Владимира, если вы их узнаете, то помогайте мне.
Итак, теперь мы посмотрим, что вы запомнили.
Закрепление:
Игра «Наш город какой». Мы поиграем в игру «Наш город какой?» Я буду кидать вам мяч и тот, кто его поймает должен рассказать о том, что запомнил о нашем городе.
Итог урока:
И в заключение этого урока я предлагаю вам отгадать слово, в котором перепутались все буквы ВЛДИИАМР
- Правильно составили, это Владимир. Ну вот и подошло к концу наше путешествие! О чем мы сегодня разговаривали с вами? Что нового узнали на уроке? Как называется наша большая Родина, наша страна? А наша малая Родина это что? (это наш город)
- Вы сегодня все молодцы, все хорошо слушали, все активно работали! Хотелось бы выделить следующих ребят: …… . Теперь вы знаете что такое Родина. И я надеюсь будете гордиться ею.
Марина Поплавская
Классный час в 3-м классе «Моя малая Родина»
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
А для нас – родительский дом .
Малой Родиной , где мы живем”.
ЦЕЛИ :
Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину , прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ :
Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка.
Обогащать и систематизировать знания детей о посёлке.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка.
способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине , стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Ход классного часа.
1. Организация класса . Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова.
Игра «Цепочка» (на сплочение) .
Обучающиеся встают из-за. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.
(Учащиеся садятся на свои места) .
2. Вступительное слово учителя.
Чтец 1 : Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый,
Истосковался
В летний час по нас.
День добрый школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный светлый класс !
Чтец 2 : Опять ребят
Зовёшь ты на рассвете –
Счастливых, загорелых, озорных.
И говоришь :
«Мы снова вместе, дети!»
Ты нас встречаешь
Как друзей своих.
Учитель : Здравствуйте, ребята!
Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими, уже в 3 классе . Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись все ваши мечты, а также успехов в учёбе, чтобы вы получали только “4” и “5”.
День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.
Осень нежно нам всем сообщает,
Что пора школьных дней наступает.
С летом солнечным надо проститься,
Хочешь, нет ли, а надо учиться!
По доброй традиции первый в учебном году звонок зовёт на урок Знаний.
Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда составите слово из букв. (РОДИНА )
3. Работа по теме классного часа .
Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске . О чем будем говорить?
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем ,
Мы Родиной светлой ,
Мы Родиной милой ,
Мы Родиной нашей зовем .
Что такое Родина для каждого из нас ? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение.
Ученик 1 : Что мы Родиной зовем ?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем. Ученик 2 : Что мы Родиной зовем ?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
А сейчас подумайте, что значит Родина для вас . Скажите, как понимаете слово «РОДИНА » ?
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит : «Родина – это… » . Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители , друзья и др.)
Родина родина
Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)
Когда слово «Родина » пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
Когда слово «родина » пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём .)
Вывод : Родина – это страна , в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.
О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.
Работа в парах.
Составление пословиц о любви к Родине .
-Выполните задание : составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине .
1) Если дружба велика, будет Родина сильна .
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне .
5) Кто за Родину горой , тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
Дорогие ребята! Вы родились в стране , которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна :
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
Можем ли мы называть Россию своей Родиной ? (Да)
С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае ? (С заглавной) .
Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)
Объясните, что символизируют цвета российского флага.
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Россия – это наша большая Родина . Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок , где мы родились , где живут наши родители и друзья , где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город . Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя !
“Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина ,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя !
Наша малая Родина – это Московская область.
Ребята, если мы скажем, что живем в России в Московской области, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес :
Мы проживаем в России, Московской области, Ступинском районе, деревне Алфимово.
И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это деревня Алфимово.
Что вы знаете о своем селе?
А знаете ли вы,что?
Впервые д. Алфимово упоминается в документах 16 века. В 1627 году д. Алфимово упоминается как пустошь на алхимовском овражке, т. е. заброшенная земля рядом с алфимовским оврагом. Само название произошло от церковного имени Евфимий (по-гречески – благочестивый) . Простонародная форма этого имени Алхим. Одной из достопримечательностей деревни является Никольская церковь, которая располагается в соседнем селе Еганово. Из устного предания известно, что на том месте, где стоит Никольская церковь, святой благоверный князь Дмитрий Донской, возвращаясь с победой с Куликова поля, велел срубить часовню для поминовения воинов, жизнь свою отдавших за Отечество в битве с полчищами Мамая.
В настоящее время В Никольской церкви служит протоиерей отец Рафаил. Приходя в церковь, жители нашей деревни находят здесь спокойствие и утешение.
Также наша местность славится родниками с высоким содержанием серебра. Один из них расположен в низине, прямо над возвышающимся на горе храмом села Чиркино. Он славится необыкновенной концентрацией в нём серебра. Над источником возвышается сень с куполом и крестом. Рядом есть удобная купальня. Особенную известность имеет древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он находится в глубоком овраге, заросшем деревьями и кустарниками. Летом, даже в самую жаркую погоду, там прохладно. Вода в источнике очень холодная. Это оттого, что там бьют многочисленные родники. Ежегодно 2 августа на праздник Ильин день паломники совершают туда крестный ход, купаются в источнике и пьют из него воду. На нём сделана купальня и устроен красивый колодец. Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, в деревне Щербинино у моста через речку.
А уж какой богатый растительный и животный мир нашего края!
Сейчас мы поиграем в игру.
Посмотрите на эти картинки и скажите, как одним словом мы можем их назвать? На какие три группы мы можем их распределить.
Клён деревья
Шиповник
Малина кустарники
Смородина травы
Одуванчик
Молодцы. А сейчас возьмите картинки и распределитесь на три группы растений.
Богат у нас и животный мир. Распределите животных : кошка, лиса, окунь, воробей, карась, кукушка, белка, сорока, сом, дятел, линь, медведь, снегирь на группы. Сколько групп получилось. () . (3 человека выходят к доске, распределяют по группам) .
Ребята, а какие ещё достопримечательности нашей деревни вы можете назвать? (Библиотека, школа, детский сад, магазин, памятник героям, павших за Родину в годы войны ).
В нашем посёлке есть улицы и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес. /дети называют/.
Ребята, в Алфимово нет заводов, фабрик, но есть другие предприятия, где работают люди. Профессии у людей самые разные. Вот где и кем работают ваши мамы, мы сейчас узнаем, поиграв в игру. (Учитель передаёт палочку ребенку, ребенок должен сказать, кем работает мама и передать палочку своему соседу).
Много стихотворений посвящено нашей Родине .
Андрей прочитает нам стихотворение, которое посвящено нашей любимой и дорогой деревне. Оно так и называется «Родное Алфимово» .
Мы будем взрослыми когда-то,
Разъедемся мы кто куда,
А вот Алфимово родное
Мы не забудем никогда.
В краю родном всегда всё лучше.
И реки, небо и леса,
И солнце светит, как-то ярче,
Когда глядишь на небеса.
В деревне есть дома большие.
Есть школа, почта и больница.
А там за речкой. За рекой
С трубы высокой дым клубится.
Здесь люди разные бывают,
Порой и добрые, и злые,
Но ты нигде не встретишь лучше.
У всех тут души золотые.
Какой вы хотите видеть свою малую Родину ? Что для этого надо делать?
Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину , тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
4. Подведение итогов.
А закончим мы наше занятие эпиграфом :
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом .
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной , где мы живем”.
- Говорят : “Где родился , там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился , где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ .
5. Рефлексия.
Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала ?
В этом конспекте материал по проведению урока на тему " Моя малая Родина". Даны стихи, тексты о Родине, презентация " С чего начинается Родина", на уроке выступали родители с презентацией о Павловске, о своей семье. Пыталась донести до детей, что воспитание любви к своей малой Родине начинается с любви к семье, к своим близким.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Моя малая Родина»
Классный час в 3 классе
Классный руководитель: Троицкая Л.С.
Задачи урока:
Образовательная:
1. способствовать формированию у учащихся понимания понятия «Малая Родина»;
2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми г. Павловска
Развивающая :
1. способствовать логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и интерес к предмету
Воспитательная :
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения, гордости за свою Родину
Оборудование :
карта Родины
текстовый раздаточный материал
аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;
набор слайдов
видеофрагменты г. Павловска,
презентация о семье Клюевых.
Тип урока: урок- беседа
Ход урока:
(Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация на тему
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет…
А может, она начинается
С веселой запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности,
Ты ей в своем сердце принес…
Учитель :
Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.
Как называется наша Родина?
Кто скажет, какая наша Родина? (карта)
И действительно, наша Родина красивая, богатая, огромная. Мы только сейчас садимся за парты, а на Дальнем Востоке давно закончился первый учебный день, скоро наступит ночь.
Мы можем сказать, что наша Родина могучая, сильная.
Учитель:
За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)
Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Родина.
Ответы детей:
- родник,
- природа,
- рождение,
- родня,
- родной,
- народ,
- родить,
- родинка,
- род,
- родители
Учитель :
Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.
Текст № 1.
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Учитель:
И именно об этом говорит советский поэт Константин Симонов.
Ученик :
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли…
Учитель :
Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?
Ответы детей:
Учитель.
Кто из вас родился здесь?
А откуда сюда приехали ваши родители?
Из каких мест?
Как давно они здесь живут?
Ответы детей:
Видеоролик « Санкт – Петербург. Павловск.
Часть 1»
Учитель.
У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Все в нем до боли знакомо, и у каждого человека бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, поселком, городом, где ты родился и вырос. Это и есть наша « малая родина».
Учитель :
И перед нами стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так: является ли г. Павловск для большинства из нас, живущих здесь, Малой Родиной?
Учитель :
Почему эта местность так называется?
Ответы детей
Учитель :
Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?
Ответы детей:
Учитель :
А чем же знаменит наш город?
Ответы детей:
Учитель :
Какие основные промышленные предприятия вы знаете?
Ответы детей:
Учитель :
Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?
Без кого не было бы нашего города?
Назовите одним словом …
Ответы детей:
- Люди
Учитель:
Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?
Ответы детей:
Учитель :
Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?
Ответы детей:
Учитель :
Почему?
Ответы детей:
- (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).
Учитель :
Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.
Ребята! А что окружает наш город?
Ответы детей
Учитель :
Нравится ли вам наша природа?
Ответы детей:
Учитель :
Красива и неповторима природа, окружающая нас
Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свой город, свой край?
Ответы детей:
Ученик. Читает стихотворение М. Пляцковского « Родина»
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Это Родина моя!
Видишь звездочки Кремля?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина-
Все это моя Родина!.
Учитель :
А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…
Ответы детей:
- (патриот)
На доске patria - родина, отечество, слово латинское.
Портреты известных людей г. Павловска.
Учитель .
Подвиги совершаются и воинами, и шахтерами, и врачами, и плавильщиками на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.
Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего родного города, независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить наш город, свой дом, свою школу.
Но любовь к своей « малой родине» невозможна без любви к семье, к родным, к родителям. И именно в семье зарождается любовь к Родине.
Презентация « Семья Клюевых».
Учитель.
Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли знакомые слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, но наша малая родина всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Учитель :
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего запомнилось?
А что понравилось?
Кто такой патриот?
Что значит для вас слово «Родина»?
Ответы детей: