Где родился Иисус Христос? Точное место рождения. Где родился Иисус Христос (39 фото) Рождение иисуса христа в пещере
В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.
Место рождения Иисуса Христа
На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.
Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.
Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.
Что такое вертеп?
В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.
Рукотворный вертеп
Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.
Вертеп в России
В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.
Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.
Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.
Устройство театрального вертепа
Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.
Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.
Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.
В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.
Вертепное действо
В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.
Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.
Базилика Рождества Христова - одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, родился Иисус Христос, а потому это место считается священным для христиан.
Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу - в пещере Рождества.
О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.
1. Вифлеемская звезда и алтарь.
У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.
2. Территория Базилики Рождества Христова.
1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.
3. Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Базилика Рождества Христова - старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.
4. Мемориальная табличка.
Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций - армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.
5. Черно-белое фото старой церкви.
Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.
6. Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный.
7. Вид с воздуха на территорию базилики.
8. Трехмерная модель базилики.
Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт - 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн - всего 44 - высотой 6 метров, сделанных из красного камня.
9. Крест на крыше базилики.
10. Вид на Ясельную площадь
Ясельная площадь - большой асфальтированный двор перед базиликой - место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.
11. В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.
12. Вид через Дверь Смиренности.
13. Комната охраны - первая комната в базилике.
14. Колонны базилики.
15. На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.
16. Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.
17. Неф и потолок
Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.
18. Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.
19. Иконостасы
Иконостасы - это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.
20. Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.
21. Северная лестница к пещерам.
22. Ясли
Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них - алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.
23. В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей - отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.
24. Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.
25. Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.
26. Южная лестница в пещеру.
27. Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина - 3,15 метров.
28. Алтарь наз Вифлеемской звездой.
29. Алтарь над Вифлеемской звездой.
30. Нижняя часть алтаря
Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять - армянской и четыре - римской).
31. Серебряная звезда имеет 14 лучей.
32. Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос - 1717».
33. Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.
34. В церкви святой Катерины
Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.
35. Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
36. Алтарь в церкви Святой Екатерины
37. Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.
38. Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
39. Витражные окна в церкви Святой Екатерины.
ИСТОЧНИК-planeta.moy.Многие православные стремятся побывать на Святой Земле, чтобы посетить родину Спасителя - пройти по его стопам и увидеть важнейшие места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. По всему Израилю разбросаны десятки святых мест, около половины из них находятся в непосредственной близости от Иерусалима, треть – в Галилее, в основном, в Назарете и вокруг Галилейского моря. Обзор, составленный на основе сервиса «Православные святыни» соцсети «Елицы», расскажет о святых местах, которые нужно посетить, совершая паломничество в Израиль.
1. Место рождения Иисуса Христа
Пещеру Рождества, в которой появился на свет Иисус Христос, считают величайшей христианской святыней. Находится она под Храмом Рождества Христова в Вифлееме. Первые упоминания об этом подземном святилище появились в письменных источниках уже в 150 году, во времена правления византийской царицы Елены. Сегодня оно находится во владениях Иерусалимской Православной Церкви.
Место рождества Спасителя в пещере обозначено на полу 14-конечной звездой из чистого серебра, символизирующей Вифлеемскую. Над звездой находится полукруглая ниша, в которой висят 16 лампад, принадлежащих православным, армянам и католикам. Сразу за ними на стене размещены православные иконы. Еще парочка лампад стоят на полу рядом со звездой.
Здесь же установлен мраморный престол, на котором могут проводить литургию исключительно православные и армяне.
2. Место яслей, где был положен Христос после рождения
В южной части Святой Пещеры Рождества в Храме Рождества Христова в Вифлееме находится место яслей, куда был положен Христос после Рождения. Называется это место Придел Яслей.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен Алтарь Волхвов католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно, Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель
3. Алтарь Волхвов: место, где волхвы с востока поклонились Богомладенцу
Алтарь волхвов находится в Пещере Рождества Христова на том самом месте, где стояли пастухи, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу Христу.
Вифлеемская пещера, в которой родился Господь, является одной из главных христианских святынь и подземной частью Храма Рождества Христова, расположенного над ней. Первая информация о гроте появилась в 150 году, после чего он постоянно находился под опекой действующих правителей. Сегодня святыня является собственностью Иерусалимской Православной Церкви, за исключением двух ее составляющих, которые принадлежат католикам.
Первая из них – предел Яслей, располагающийся слева от входа в пещеру. Он представляет собой маленькую часовенку с углубленным полом. Здесь стоят ясли (кормушка для домашних животных), в которые Дева Мария положила Младенца сразу после рождения. Сверху ее освещают пять неугасимых лампад.
Вторая католическая святыня – Алтарь волхвов, который располагается напротив яслей. За ним виднеется картина, изображающая преклоняющихся мудрецов перед новорожденным Спасителем.
4. Место крещения Господня (Вифавара)
Находится это место в долине реки Иордан, впадающей в Мертвое море и называется оно «Вифавара» (в пер. «место переправы»). Такое название обусловлено тем, что именно здесь израильтяне перешли через полноводный тогда Иордан, после их 40-летнего блуждания по бескрайним просторам пустыни. Возглавлявший народ Иисус Навин решил отблагодарить реку, построив жертвенник из 12 камней, взятых с ее дна. А через 1200 лет на этом же самом месте крестился Иисус Христос.
В библейских рассказах говорится, что в 30-летнем возрасте Сын Божий сам пришел к Иоанну Предтечу, который находился на реке Иордан, и попросил крестить Его. Святой пророк уже не раз проповедовал скорое пришествие Мессии. Поэтому, когда он посмотрел на Него, то сразу понял, что его пророчество свершилось. Иоанн очень удивился тому, что Спаситель сам пришел к нему с такой просьбой, ведь по логике он должен был сам просить Его о Крещении. На что Иисус посоветовал Ему принять именно такой ход событий, и исполнить волю Всевышнего.
5. Камень, на котором молился Иисус Христос на Горе Искушения
Все внутренние помещения монастыря вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения). Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос. Это главная святыня монастыря Каранталь.
6. Место искушения Господа сатаной в пустыне
Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона.
Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Спасителя дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).
7. Место Преображения Господня (гора Фавор)
Место Преображения Господня расположено в Нижней Галилее, в восточной части Изреельской долины, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Здесь Господь как бы отрешился от всего земного – преобразился, и предстал перед своими учениками в ином - сверхчеловеческом, божественном образе.
8. Гора Свержения в Назарете
Гора Свержения упоминается в Евангелии от Луки, где ведется рассказ о первой проповеди Христа, которую он устроил в синагоге Назарета. Возмущенные иудеи намеревались побить Иисуса камнями и повели его на гору, чтобы сбросить вниз, как этого требовала традиция.
Но в один момент свершилось чудо и сын Божий прошел мимо разъяренной толпы. (Лк. 4:28-30) Никто не смог этого объяснить, но по преданию Христос спрыгнул с высокой скалы и приземлился в долине совершенно невредимым.
9. Каменный водонос из Каны Галилейской
Согласно Евангелию от Иоанна, здесь Иисус Христос совершил первое чудо - превращение воды в вино. Он предупреждает свою мать, «что еще не пришел час Мой», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.
10. Древо Закхея (Библейская смоковница)
Библейская смоковница – это дерево, на которое залез сборщик налогов Закхей с целью увидеть Христа. Его считают единственным живым свидетелем евангельских времен. Растение находится в Москобии («Московская земля») в центральной части Иерихона.
Знаменитая смоковница представляет собой сикомору с высотой 15 метров, диаметром кроны – 25 метров, и окружностью ствола – 5, 5 метра. На высоте 4 метра ствол дерева имеет четыре контрфорсы, что разделяет его на несколько стволов. Внутри ствола имеется дупло в виде конуса, созданное самой природой. Именно оно послужило причиной его разделения на несколько других стволов.
К сожалению, сегодня ученые говорят о постепенном разрушении смоковницы – в массовом количестве отмирают его ветки. В этом нет ничего странного: имеющееся дупло и оплывание древесины ствола в его нижней части говорят о многовековой истории этого дерева.
11. Участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим, по которой ступал Спаситель
Сохранившийся участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим.
Господь неоднократно проходил через Иерихон, следуя из Галилеи в Иерусалим и обратно.
Рядом с дорогой был обретен камень с надписью «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь…» (далее текст обрывается).
12. Лестница Спасителя, по которой Он восходил в Иерусалим
Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период.
Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим.
13. Место, где Марфа встретила Господа перед воскрешением Лазаря
Неподалеку от гробницы праведного Лазаря находится место, где Марфа, вышедшая навстречу Господу, встретилась с Ним. Потом сюда же пришла и Мария, услышав, что Господь пришел и зовет ее.
Сохранился участок старой дороги из Иерихона в Иерусалим, проходившей здесь. По ней ступал и Спаситель. Рядом с дорогой был обретен камень с надписью «Здесь Марфа и Мария впервые услышали от Господа слово о воскресении из мертвых. Господь…» (далее текст обрывается).
Над камнем воздвигнута небольшая часовня. А рядом были обнаружены остатки древнего византийского храма.
14. Место воскрешения и погребальная пещера Лазаря Четверодневного
Ежегодно перед Святой Пасхой православные всего мира вспоминают Лазаря, который был воскрешен Иисусом через четыре дня после своей смерти. Его гроб находится в деревне Аль-Азария (ранее Вифания) в Израиле, что с арабского языка переводится, как «место Лазаря», а само имя Лазарь с древнееврейского означает «Бог мне помог».
Лазарь был братом Марфы и Марии (девушки, которая помазала Иисуса миром и отерла Ему ноги своими волосами). Когда заболел их брат, сестры отправили к Божьему сыну человека, который известил Его об этом.
Как только Господь узнал о том, что Лазарь находится в предсмертном состоянии, тот тут же поспешил вВифанию. Придя в селение, Иисус вместе со своими учениками остановились отдохнуть.
Тем временем в доме Марфы и Марии случилось горе – скончался их брат Лазарь. Пока сестры безутешно оплакивали свою потерю, им сообщили о том, что Иисус прибыл в Вифанию.
С момента смерти брата уже прошло 4 дня и тело его уже разлагалось. Но Господь, стоя тперед погребальной пещерой, где находилось тело Лазаря произнес: «Лазарь, выйди вон!». Внезапно четырехдневный покойник вышел из погребальной пещеры живой. Это чудо стало величайшим из всех, что сотворил Христос в течение свой жизни на земле.
15. Купальня Вифезда
Здесь в евангельские времена постоянно собиралось большое количество людей, мечтающих избавиться от своих болезней. В этом месте Иисус исцелил больного, страдающего на протяжении 38 лет тяжким недугом. Здесь же, в купальне, располагалось доска из святого Древа, из которого впоследствии был сделан Крест, на котором был распят Сын Божий.
Почти две тысячи лет данная святыня была скрыта от людских глаз. Обнаружили ее только в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с Монастырем святой Анны, неподалеку от Овчих (Львинных) ворот.
Купальню Вифезда соорудили еще при Ироде Великом. В те далекие времена ее использовали в качестве водоема, в котором мыли животных перед жертвоприношением. После того, как они попадали в город через Овчие ворота, их закланивали в Иерусалимском храме.
16. Гефсиманский грот (Пещера учеников)
В этой скальной пещере Иисус неоднократно собирался с апостолами. В ней же он провел в молитвах ночь перед своим арестом. Также здесь до сих пор хранится тот камень, на котором сидел Спаситель, в то время когда к нему подошел с поцелуем Иуда. Всем известно, что сразу после этого Христос был взят под стражу. Почитать это место стали только в IV веке. До этого многие паломники считали, что Иисус был пленен немного левее от грота – на дороге, связывающей Иерусалим с Елеонской горой.
Долгие годы история Гефсиманского грота была неизвестной. Пролить свет на нее удалось только в 1955 году, когда после серьезного наводнения, над восстановлением пещеры трудилась целая команда археологов и реставраторов.
17. Сионская горница, место тайной вечери и сошествия Святого Духа на апостолов
Иисус прибыл в Иерусалим прямо перед Пасхой. На тот момент уже было принято окончательное решение о Его казни, поэтому он скрывался у сподвижников своего вероучения. Однако Христос не намеревался все время прятаться. Он послал в город двоих из самых преданных ему учеников – Петра и Иоанна. Они должны были разыскать комнату, в которой затем Спаситель вместе со всеми апостолами могли бы съесть пасху. В своих видениях Христос представлял ее большой, устланной и готовой. Именно так все и оказалось на самом деле.
В горнице, которую нашли для него апостолы, он отведал с ними последнюю трапезу и совершил первую евхаристию (таинство причащения) – вкусив свою плоть и кровь (хлеб и вино). Именно здесь Он, подобно рабу, омыл ноги всем присутствующим, включая Петра, который не хотел этого. В горнице он сказал и о грядущем предательстве Иуды. Там же Спаситель подарил своим ученикам очередную заповедь о любви к ближнему: «Любите друг друга так же, как я возлюбил вас». А перед своим уходом он положил начало еще и таинству священства: «Как ты послал меня в мир, так и я послал их в мир». Христиане очень почитают все события, которые случились за той трапезой.
18. Место молитвы Господа в Гефсиманском саду
Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать.
Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события, а чудесные явления подтверждают догадки ученых.
19. Место где стоял Иисус, когда к нему пришел Иуда с поцелуем
Место, где состоялся самый страшный поцелуй в истории человечества – поцелуй Иуды находится в Гефсиманском саду, в Иерусалиме. На месте старинного каменного столба стоял Иисус. И к Нему с льстивой улыбкой подошел Иуда: «Учитель…»
Гефсиманский сад. Иисус молится, ученики дремлют. Вдруг… сонные Апостолы переглядываются… Бряцание оружия, хруст камней под ногами идущих людей. Из темноты выныривает Иуда. Конечно, Иисус понял, что Иуда привел сюда отряд, который должен схватить Его.
Иуда должен подать знак – кого хватать. В темную палестинскую ночь такой знак необходим, иначе можно было обознаться. Взволнованный Иуда подходит к Иисусу – и целует Его. Это знак, и уже ничего нельзя будет переиграть.
Но спасти душу Иуды еще можно. И Иисус спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50).
Этот вопрос – самое сильное доказательство того, что до последнего, даже когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус хочет спасти человека. Даже негодяя.
20. Место Страшного Суда – Иосафатова долина
К востоку от Иерусалима между Храмовой и Елеонской горами располагается Кедронская долина. Свое название она получила благодаря протекающему здесь ручью Кедрон (с еврейского «кедар» – темнота, сумрак).
Это место считается священным для представителей различных религиозных конфессий. Согласно библейскому предсказанию о Страшном суде, именно здесь должна прозвучать труба архангела, вследствие чего долина станет шире, а грешники восстанут из своих могил и предстанут перед Всевышним, после чего по Кедрону прольется огненная река. Собственно, по этой причине в долине расположены иудейские, мусульманские и христианские кладбища. Из века в век они разрастались, и постепенно превратились в огромный некрополь, который теперь окружает весь Иерусалим.
21. Крестный путь Спасителя (Via Dolorosa)
Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы и через позорную смерть на Кресте к Своему славному Воскресению.
По ходу этого скорбного маршрута выделено и канонизировано 14 остановок (или т.н. станций) Via Dolorosa, отмечающих происходившее в этих местах. Все станции этой Дороги скорби отмечены церквями и часовнями.
Суть и духовная сторона прохождения верующими по стопам Господа и Бога нашего, дать возможность прочувствовать все то, что выпало на долю Спасителя.
На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие.
22. Первая станция Виа Долороса. Претория – место суда над Спасителем
Ощутить атмосферу евангельской эпохи, а именно того момента, когда происходил суд над Иисусом Христом, можно прямо на месте событий. Им принято называть Преторию (лат. pretorium) – официальную резиденцию римских прокураторов в Иерусалиме.
Именно сюда, в резиденцию римского прокуратора, представители духовенства и иудейские начальники привели связанного Спасителя на оглашение его смертного приговора. Однако никто из них не решился войти внутрь. Все побоялись быть оскверненными присутствием в жилом здании язычника накануне Пасхи.
23. Место, где стоял Христос во время осуждения – Лифостратон
Лифостратон (по греч. – гаввафа) – это почитаемая православная святыня и представляет собой каменный помост перед дворцом римского прокуратора в Иерусалиме. Здесь Христос был публично допрошен. Присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его лжепророком. Лифостратон сохранился в целости ниже уровня современного города под рядом монастырей и храмов. Наибольшую его часть можно наблюдать в подвале монастыря Сионских сестер.
Там можно увидеть неровные старые плиты помоста, желоба для стока дождевой веды, с насечками, чтобы не скользили ноги коней, с грубо начертанными кругами для игры в кости в часы досуга солдат-преторианцев.
24. Вторая станция Виа Долороса. Место бичевания и осуждения Спасителя
Здесь, на второй станции Виа Долороса, Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами “Се человек!”.
25. Темница Христа. Место заключения перед казнью
В подвале католического монастыря Сестер Сиона, рядом с местом, где проходил суд Пилата над Спасителем находится темница, где Спаситель провел ночь перед Свой крестной смертью.
Темница Христа – небольшая пещера, где в одной из одиночных камер с каменными колодками находился Христос перед казнью. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы.
26. Третья станция Виа Долороса. Место первого падения Христа
Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши по Пути на Голгофу, к месту Своего распятия и смерти.
27. Четвертая станция Виа Долороса. Место встречи Христа с Матерью
Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученицы. Над входом барельеф, изображающий последнюю (земную) встречу Христа со своей Матерью – Богородицей по дороге к месту Своей крестной смерти.
28. Пятая станция Виа Долороса. Место, где Симон перенял Крест у Иисуса Христа
Крест, который нес Христос до места казни, весил более 150 килограммов (!), поэтому нет ничего удивительного в том, что он упал под его тяжестью. Особенно, если учесть, что перед этим, его избивали и морили голодом в темнице. Поняв, что пленник не в силах идти, солдаты заставили нести крест первого попавшегося в толпе человека – Симона Киринеянина. Кем он был, точно до сих пор не известно. По одной из версий, мужчина просто пришел в Иерусалим на Пасху. При этом, по мнению немецкого библеиста и теолога Иоганна Бенгеля, он не был ни иудеем, ни римлянином, потому что никто из них не захотел бы нести такую ношу.
Место, где это произошло, отмечено часовней Армянского патриархата. Внутри нее имеется красивый барельеф с изображением падающего Христа. Рядом с обителью, справа на стене, виднеется камень с углублением, которое принято считать следом от руки Господа. Изнемогая от усталости, Он оперся об него, когда избавлялся от креста.
29. Шестая станция Виа Долороса. Место, где св. Вероника отерла Христу лицо. Обретение Спаса Нерукотворного
Святая Вероника - женщина, которая подала Иисусу, шедшему на Голгофу, ткань, чтобы он отер пот и кровь с лица, во время его шествия по Своему Крестному Пути – Виа Долороса (Via Dolorosa).
Преданный и осужденный на мученическую смерть Христос шел к мету казни, неся Свой Крест – распятие. Процессию окружала толпа, сопровождавшая Господа нашего на Его страдания. Св. Вероника слилась с людским морем и следовала за Христом. Изможденный, Иисус пал под тяжестью Креста, и она подбежала к Нему, напоила Его водой и дала Ему утереть Свое лицо. Вернувшись в свой дом, обнаружила, что на ткани запечатлелся лик Спасителя. Этот плат, со временем, попал в Рим и стал здесь известным под именем Спас Нерукотворный.
30. Седьмая станция Виа Долороса. Порог судных врат
Эта христианская святыня находится в пределах Александровского подворья в исторической части Иерусалима, и представляет собой брус в нижней части проема древнейших ворот. Говорят, что две тысячи лет назад через них переступал Спаситель, идущий на казнь.
Нынешней стены, отделяющей с западной стороны Старый Иерусалим от Нового, в евангельские времена не существовало. Тогда она проходила на востоке и имела ворота, которые в народе прозвали «Судные врата». Возле них осужденным на казнь провозглашался окончательный и бесповоротный приговор – отсюда и такое название. Построил стену иудейский царь Езекия перед самым наступлением на город ассириан еще в VIII веке до Рождества Христова. Через два столетия ее восстановил Нехемья, наместник Иудеи под властью Персии. Именно в том виде, который стена получила при нем, и видел ее Иисус Христос, когда проходил через Порог ворот.
31. Восьмая станция Виа Долороса. Место обращения Христа к иерусалимским дщерям
На месте обращения Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским, именуемое, также 8 остановка Крестного Пути Спасителя – Виа Долороса (Via Dolorosa), возвышается часовня святого Харлампия, на стене которой камень с Крестом и надписью NIKA (Победа).
Не смотря на традиционный запрет сопровождения узника к месту казни после Судных Врат, за Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: “Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям”, тем самым предсказывая скорое разрушение святого града Иерусалима.
32. Девятая станция Виа Долороса. Место третьего падения Христа
Это место, где изможденный пытками и издевательствами Господь упал в третий раз.
У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая это святое место. Отсюда Он увидел Голгофу место Своего распятия. Там же расположена и 12 станция. Место Его крестной смерти, над обеими этими святынями возвышается сейчас Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
33. Десятая станция Виа Долороса. Место снятия одежд с Христа и их деления
Место снятия одежд с Христа находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. При входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. В псалтири можно найти об этом моменте пророческие слова царя Давида: “Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий”. Так же, Святое Евангелие повествует о том, как римские солдаты делили его одежды на этом месте: “И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…” (Лк. гл. 24, 34-35).
34. Одиннадцатая станция Виа Долороса
Место, где руки и ноги Иисуса Христа прибивали ко Кресту находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Над этим святым местом возвышается алтарь (католический). Над ним изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
35. Двенадцатая станция Виа Долороса. Место крестной смерти Спасителя
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
36. Тринадцатая станция Виа Долороса. Место снятия Спасителя с Креста
Это святое место расположено в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, и обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова “Stabat Mater dolorosa” – “Мать скорбящая стояла”.
Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на Камень Помазания для умащивания благовониями перед захоронением во Гроб. “На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко” (Евангелие от Иоанна, 19-я глава).
37. Четырнадцатая станция Виа Долороса. Место положения тела Христа во гроб
Место, где тело Господа было положено во Гроб и, где в третий день произошло Его славное Воскресение, является последней станцией Крестного Пути Спасителя- Виа Долороса (Via Dolorosa).
Над Гробом Господнем возвышается храме, который назван в честь этого места – Храм Гроба Господня. Здесь сконцентрировано большое количество Святынь, связанных с самым главным в жизни.
Над Гробом Господним установлена Кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в склеп, римские войны заложили вход огромным камнем, а первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.
Здесь же, в третий день, произошло Воскресение Иисуса Христа.
38. Гроб Господень
Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды.
Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес.
Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками.
Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.
39. Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня – центр всего христианского мира, место, где сошлись в одной точке небесное и земное. Здесь закончилась земная жизнь Иисуса Христа и произошло Его Воскресение.
Сложнейшее строение, включающее около 40 отдельных зданий, место где в отсутствие карты практически невозможно не заблудиться – все это Храм Гроба Господня.
В него включены такие святые места, как Голгофа – гора, где прошли последние часы жизни Христа, где он был распят и пещера, где находится Гроб Спасителя. Существуют достоверные сведения о том, что под Храмом есть тайные подземные ходы, доступ к которым имеют избранные. Владеют им – его отдельными частями – несколько христианских конфессий.
За много веков своего существования он три раза уничтожался и строился заново.
40. Камень Помазания
Камень Помазания - одна из древнейших христианских святынь. Она представляет собой каменную плиту облицованную мрамором, внутри которой заключен непосредственно Святой Камень, на который было возложено Тело Иисуса перед погребением. Когда Иосиф и Никодим (последователи Христа) сняли Его с Креста, положили на Камень, помазали благовониями (миром) и обвили Его Плащаницей. После этого Тело было отнесено отсюда и положено в гробницу.
Камень Помазания расположен прямо напротив входа в главный иерусалимский храм – Воскресения Господня, и перед взором входящих, он предстает первым.
Размер плиты составляет около 3-х м в длину и почти 1, 5 м в ширину, в толщину камень составляет 0, 3 м. По бокам начертан тропарь св. Иосифу из Аримафеи.
41. Голгофа: место Распятия Иисуса Христа
Голгофа – одно из самых почитаемых святых мест у христиан. Это гора, на которой был распят и принял Свою крестную смерть Иисус Христос.
Изначально Голгофой называлась в целом вся территория, находящаяся за стенами святого града Иерусалима. Впоследствии так стала называться сама гора.
Недалеко от западного склона были расположены прекрасные сады, одним из которых по историческим свидетельствам владел Иосиф Арифамейский – член Синедриона, тайный почитатель Христа. У холма Гареб (гора Голгофа в те времена была в его составе) была устроена смотровая площадка, с которой народ наблюдал за тем, как проходила казнь над осужденными.
На Голгофе есть пещера, которая в те далекие времена служила временным пристанищем для осужденных, там они проводили свои последние часы земной жизни. Христос тоже был здесь какое-то время, поэтому ее назвали впоследствии «Темницей Христовой».
С каждым столетием Голгофа видоизменялась, преображалась: появлялись величественные алтари, создавались изысканные декоративные элементы, которыми все украшалось.
Размеры Голгофы сегодня: высота – 5 метров, размер вершины – 11, 4 на 9, 2 метра. Вокруг горы всегда стоят зажженные лампады, есть 2 престола.
42. Место стояния святых жен в Храме Гроба Господня
Это место обозначено каменной сенью напротив Голгофы, к западу. Игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» в начале XII века указывает иное место стояния святых Жен: «Тут стояли и многие другие и издали смотрели: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, здесь же стояли все, которые пришли из Галилеи с Иоанном и с матерью Иисуса, стояли все известные друзья Иисуса, смотрели издали, как пророк предсказывал: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа». (Пс.37:12, 13) И это место находится далее от распятия Христа, примерно на полтораста сажен (300 метров) к западу от Распятия, название места тому Спудий, которое переводится “Тщание Богородично”. На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».
В наши дни это место указывается внутри Храма Гроба Господня, значительно ближе к Голгофе (не далее 50 метров).
43. Лавица – каменное ложе Христа
Каменное ложе, на котором покоилось тело Христа находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Это и есть единственный в мире гроб, который, по словам святых отцов, не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения. «Христос жив, и в последний день во славе явится судить мир».
Святая лавица покрыта белой мраморной плитой – трансенной. Она появилась здесь в 1555 году и служит не столько для украшения ложа, сколько для его защиты.
44. Каменные узы Иисуса Христа
Темница Христа – небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. (фото автора) При темнице – греческая православная церковь. Начало Крестного пути страданий Христа.
45. Место произрастания дерева, из которого был сделан Крест Господень
Самая большая православная святыня Монастыря Святого Креста в Иерусалиме – это место, где росло священное дерево, из которого, впоследствии, был сделан Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа.
46. Камень бичевания Господа
Именно на этом камне Его избивали плетями, надевали на Его голову терновый венец и снимали с Него одежду.
Ежегодно в Святую Пятницу здесь происходят настоящие чудеса. Каждый, кто прикладывает свое ухо к этому месту страданий Господа, слышит отголоски событий, которые произошли с Ним две тысячи лет назад: Его стоны, свист плетей, крики разъяренной толпы «Распни Его!», и, даже, как натужно кричит, или, вернее сказать, рычит тот человек, который подвергает бичеванию тело Божьего сына.
К сожалению, прочувствовать все это дано совсем не каждому. Только человек с чистой душой и добрым сердцем может прикоснуться к великому прошлому. По словам счастливчиков – это незабываемое ощущение, которое затем позволяет иначе смотреть на жизнь, и даже прибавляет мудрости. Что касается грешников, то им чаще всего слышатся совершенно иные звуки, к примеру, конский топот.
47. Место обретения Животворящего Креста Господня
Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено св. царицей Еленой с большим трудом в заброшенной цистерне, куда оно было сброшено с другими крестами после распятия. Эта цистерна находится глубоко в земле, вход в нее из полутемной галереи, идущей вдоль стен Храма Воскресения, вправо от лестницы на Голгофу.
30 ступеней ведет вниз в армянскую церковь св. Елены; в правом углу этой церкви темная лестница в 13 железных ступеней приводит в пещеру (бывшую цистерну) Обретения Креста. В глубине лежит мраморная плита на самом месте обретения; здесь первое время долго хранилось Животворящее Древо, и здесь воздавалось ему поклонение.
48. Место Вознесения Господа Иисуса Христа, Стопочка
Елеонскую гору можно по праву можно назвать сокровищницей евангельских событий. Здесь находится огромное количество достопримечательностей, связанных с последними моментами жизни Иисуса Христа. Среди самых почитаемых из них является место Вознесения Господне, на котором сейчас стоит часовня, в народе получившая название «Стопочка» из-за своей формы.
Не смотря на то, что уже многие столетия это строение является мечетью, ежегодно сюда приезжают тысячи христиан. Каждый из них преследует одну цель – дотронуться до священного камня, на котором стоял Иисус перед тем, как вознестись на небеса. Говорят, что на нем до сих пор виден отпечаток его стопы. Паломники верят, что прикоснувшись к этой святыне, можно стать ближе к Господу и получить ответы на многие вопросы к Нему.
49. Камень, отваленный ангелом от Гроба Господня
Камень, отваленный Ангелом от Гроба Господня, находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Пещера, где был погребен Христос, разделена на две неравные части. В первой, более обширной (3, 4 х 3, 9 м), находится невысокий аналой из мрамора с частью камня, который заграждал вход в пещеру Гроба Господня. «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем» (Матф., 28:2).
В память о тех событиях эта часть грота называется «приделом Ангела».
50. Колонна Благодатного огня
Каждый посетитель Храма Гроба Господня может видеть мраморную колонну, рассечённую вдоль необычной трещиной. Её длина- более метра в длину, к низу она расширяется до 8 см в ширину и глубину.
Трещина чудесным образом появилась в 1579 году в Великую Субботу. Великая Суббота – это день, когда по молитве православного Патриарха Благодатный Огонь сходит во Гроб Господень.
Пробовали молиться о Благодатном Огне представители других конфессий, но безрезультатно.
И вот одна из таких попыток закончилась следующим:
В Великую Субботу 1579 года представители Армянской церкви (к сожалению, как и с Католической церковью у Православной нет Евхаристического общения) добились у иерусалимского паши разрешения в Великую субботу быть одним в храме. Дав свое согласие, паша тем самым не впустил православного Патриарха и остальных православных, собравшихся у храма. Они были вынуждены молиться у входа в храм. Вдруг среди ясного неба раздался громовой удар, одна из колонн начала трескаться и оттуда брызнул Благодатный Огонь, от которого Патриарх зажег свою свечу.
Родиной Иисуса Христа авторы и приверженцы Библии считают город Вифлеем, расположенный в нескольких километрах к югу от Иерусалима. Будучи одним из древнейших городов мира, Вифлеем был основан примерно в XVII веке до новой эры. Поначалу там проживали хананеи, впоследствии – иудеи.
Современный Вифлеем населяют преимущественно палестинцы, но христианская община города – одна из самых старейших в мире.
Точную дату Иисуса ученые затрудняются. Протестанты и считают, что родился Христос , а православные христиане отмечают его рождение в ночь с 6 на 7 января. Почти сразу после рождения Иосиф и Мария на некоторое увезли Иисуса в Египет. Основную же часть своей жизни Иисус провел в Назарете, расположенном севернее Иерусалима.
Мария, мать Христа, и ее муж Иосиф были жителями Назарета, небольшого селения в Галилее. Эти земли в свое время были завоеваны римлянами. И вот правитель Рима Август повелел однажды провести перепись населения в подчиненных ему землях. Каждому иудею было велено явиться в родной город и записаться там.
Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, куда были приписаны все представители их рода. Город был заполнен людьми, поэтому отыскать в нем пристанище странники не смогли. День клонился к вечеру, когда Иосиф и Мария, ожидавшая ребенка, нашли пещеру, где в ненастное время местные пастухи прятали свой скот. Той ночью в этой пещере и родился ребенок, которому суждено было стать властителем человеческих дум на два ближайших тысячелетия.
Современный Вифлеем
Сегодня Вифлеем – небольшой по размеру городок, который, впрочем, занимает особое место на карте мира. Город раскинулся на склонах невысоких каменистых холмов неподалеку от Иерусалима. Здесь всегда много паломников, желающих своими глазами увидеть место рождения Спасителя и поклониться святым местам.
День рождения Христа отмечается в Вифлееме очень пышно и считается одним из главных праздников.
На пригородных полях произрастают оливковые деревья, кипарисы, финиковые пальмы. Некоторые деревья столь стары, что вполне могли быть безмолвными свидетелями рождения Иисуса Христа. Под палящими лучами солнца, как и в те давние времена, пасутся стада коз и овец. Это придает местному пейзажу неповторимый облик, хорошо описанный в Библии.
В этих исторических местах в разное время активно проводились исторические изыскания и археологические раскопки. В окрестностях Вифлеема исследователи обнаружили остатки культовых сооружений, предметы религиозного культа и хозяйственную утварь тех народов, что обитали на святой для каждого христианина земле много веков назад. Местные жители очень любят свой город и по праву гордятся его историей. Ведь именно здесь рождалась легенда о том, кому было суждено спасти человечество.
Видео по теме
Связанная статья
Совет 2: Что важнее для человечества: рождение Иисуса Христа или его смерть
Вопрос о том, что важнее для человечества рождение или смерть Иисуса Христа, не является корректным. Прежде всего, необходимо говорить не только о важности новозаветных событий для человечества, но, прежде всего, о цели исторических новозаветных событий из жизни Христа.
Сам момент Боговоплощения являлся необходимым для спасения всех людей, примирения человека и Бога, избавления от власти ада (в который попадали все люди до момента смерти Спасителя). Христос воплощается, чтобы даровать возможность вновь обрести возможность быть с Богом после смерти.
Не стоит говорить раздельно о рождении Христа и о его смерти. Все это направлено на одно действие - спасение человека. Хотя, в православных догматических учебниках можно найти информацию о том, что спасение человека произошло посредством крестной смерти второго Лица Святой Троицы. Это действительно так - через смерть Бога человек обретает возможность вечной жизни с Господом после своей смерти. Однако если не было бы самого факта рождения (воплощения Христа), мы бы не говорили и о крестной жертве.
Теперь можно сказать и о важности самого воплощения (рождения) Иисуса Христа с другой стороны. Сам Бог принимает на себя человеческое тело, в единой ипостаси второго Лица Троицы воипостазируется человеческая природа. Человеческое существо освящается, делается . Это также необходимо учитывать, когда мы говорим о рождении Христа. Один из святителей древней христианской Церкви сказал, что Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом. Конечно, человек не сможет обладать божественной природой (существом), однако он может соделаться "Богом" по благодати.
Видео по теме
В древней Иудее многие века ждали пришествия Мессии. Он должен был возглавить страну, став одновременно её царём и главным священником. В те временна Израиль и Иудея находились под властью Римской империи.
Мессия должен был изгнать римлян из страны и покорить соседние народы. Но в мир пришёл не великий Завоеватель, а Спаситель. Родился он в Вифлееме, который с той поры считается вторым, после Иерусалима, по важности городом в христианстве. Это Иисус Христос, Сын Божий.
Рождение Христа было предсказано
Жители Древней Иудеи длительное время находились под гнётом Римской империи и стремились различными способами от него избавиться. При этом сам Рим все восстания жестоко подавлял.
В этих условиях большая часть иудейского общества стала приверженней идеи прихода на землю Иудеи Мессии. Мессия должен был возглавить иудеев и свергнуть римское владычество.
Иудейские пророки предсказывали его появление. При этом если язычники считали, что Мессия будет великий Царь и Воин, то христианские пророки говорили о том, что это будет.
Иисус Христос Сын Божий - Спаситель человечества.
В тексте Книги пророка Исайи говорится о том, что Спаситель родится без мужского семени (Ис. 7.14). Такое пророчество в христианстве считается первой благой вестью или же первоевангелием.
«Видение Даниила», Пьетро дела Веккиа, 1626-1678 год. Пророк Даниил один из первых предсказал по Воле Божьей приход на землю Спасителя
Кроме того, пророки описывали будущую земную жизнь Христа. Говорилось о том, что он будет оценён в тридцать сребреников.
Эти деньги будут брошены на пол храма (Зах. 11:12-13). О Его мытарствах говорит 53 глава Книги пророка Исайи.
Она рассказывает о земной жизни Христа от рождения, через страдания к воскресению Мессии.
В тексте книги Пророка Исаии говорится о том, что Спаситель родится без мужского семени
О воскресенье Спасителя говорится в 15 Псалме. Кроме того, об этом говорит и уже названная глава из Книги пророка Исайи.
В ней же говорится о том, что очищение человечества от грехов будет связано с познанием Мессии.
В Новом Завете названные пророчества неоднократно цитируются. Делает это как сам Иисус, так и апостолы. При этом указывается на то, что большинство таких пророчеств сбылось.
Родился Иисус в Вифлееме, откуда родом был Иосиф
Иисус Христос родился в семье плотника Иосифа и девы Марии. Подробный рассказ о его рождении встречается только у евангелистов Мафея и Луки - (Мф. 1:18-25) и (Лк. 2:4-7). В то время Римом правил император Август.
Он решил провести на всех подвластных римлянам землях перепись населения. Для облегчения этого процесса было приказано все подданным империи прибыть в те города и селения, где они родились.
Вифлеем. Вид на Базилику Рождества. Акварель Василия Поленова, 1882 г. В этом городе родился Иисус Христос, Сын Божий
Иосиф и Мария тогда жили в Назарете. Это город в Иудеи, откуда Иосиф родом. Он - потомок царя Давида и в том время обручился с Марией. Явиться же им надлежало в Вифлеем, так как там проводилась перепись. Город находился от Назарета на расстоянии примерно 130 километров.
В Назарет прибыло много людей на перепись. Поэтому Иосифу с беременной женой не нашлось места гостинице. Именно поэтому им пришлось остановиться в сарае, вместе с домашними животными.
Когда младенец родился, Мария спеленала его и положила в ясли, так как колыбели или иной кроватки найти было нельзя.
Мессия родился в городе Вифлеем.
Это говорит о том, что одно из библейских пророчеств сбылось. Несмотря на то что приход Мессии в Иудее ожидали давно, рождения Христа могло бы пройти незамеченным, если бы не воля Божия.
Дело в том, что Ангел Господен сообщил благую весть пастухам, которые пасли неподалёку от города свои стада.
Поклонение волхвов, Альбрехт Дюрер, 1504 г. Увидев Вифлеемскую звезду, воздать царские почести младенцу Иисусу пришли волхвы
Кроме того, евангелист Матфей свидетельствует о том, что в это время на небе появилась Вифлеемская звезда. Она привела в город волхвов. Так раньше называли астрономов и гадателей. Они поднесли младенцу царские дары - золото, ладан и смирну.
В это время святое семейство уже перебралось в нормальный дом. Об этой встрече в Евангелии от Матфея говорится так:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Иосифу пришлось бежать в Египет вместе с Иисусом и Марией
Иосиф был правоверный иудей и поэтому на восьмой день после рождения Иисус был обрезан. На сороковой день состоялось жертвоприношение в Иерусалимском храме. Таким образом, получается, что волхвы прибыли в Вифлеем только после того, как эти события произошли.
Бегство в Египет, Джинтиеле да Фабриано, 1423 год. Святому семейству пришлось бежать в Египет от избиения младенцев, которое царь Ирод устроил в Иудее
В те времена в Иудее непосредственно правил царь Ирод, который был в подчинении у римского императора. Услышав о том, что родился Мессия, он испугался.
Так как он не знал, где именно это произошло, он приказал в Вифлееме убить всех младенцев, чей возраст не превысил два года. Спас Иисуса от гибели Ангел Господен, который повелел Иосифу бежать с семейством в Египет. Здесь они жили до самой смерти Ирода.
Существуют апокрифические версии места рождения Христа
Существуют апокрифические источник, утверждающие об иной версии рождения Спасителя. При этом все версии не отрицают того, что город, в котором родился Иисус Христос - Вифлеем.
Существуют только расхождения о месте его рождения в городе. Одни свидетели говорят, что это сарай для скота, другие же настаивают на пещере.
Саломея помогает Богородице пеленать Христа, деталь фрески Рождество Христово в капелле Скровеньи, Джотто, 1266 год
В апокрифах излагаются не только разные версии места Рождения Христа, но и говориться о Саломее-повитухе, помогавшей Марии при родах.
Такие апокрифические источники как «Протевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея» говорят о том, что Иосиф и Мария поселились не в сарае, а в пещере, которая использовалась в качестве хлева.
Эта версия признана, так как в христианстве чтится Пещера Рождества, где по преданию и родился Спаситель. Кроме того, апокрифы вводят в оборот такую фигуру, как Саломея - повитуха.
Она была старицей и родственницей Марии. Её образ используется в иконографии как образ свидетеля о непорочности святой Девы.
В переводе с иврита Вифлеем - это «город хлеба»
Город рождения Христа - Вифлеем. Он расположен примерно в восьми километрах к югу от Иерусалима и в настоящее время граничит с ним. Выдвинуто несколько предположений, объясняющих происхождение его названия.
Египетские папирусы говорят о том, что во времена XVIII династии фараонов существовало поселение, находящееся рядом с Иерусалимом. Оно называлось Бит-Лахам.
На иврите его название звучит как «Бейт-Лехем». Переводится это как «дом хлеба», что говорит о том, что город был крупным центром торговли хлебом.
В Священном Писании его называют «дом Давида», так как это родина царя и пророка Давида. По плоти он был предком Христа. Кроме того, ещё город называют Эфрата или плодоносный.
Гробница Рахили. Фотография 1930 годов. Вифлеем часто упоминается в Библии. Например, в неё говорится о том, что здесь при родах умерла одна из двух жён Патриарха Иакова Рахиль
При родах Вениамина здесь умерла Рахиль, бывшая женой патриарха Иакова. Непосредственно в самом Вифлееме происходили события, описанные в Книге Руфь (Руфь. 1-4).
Кроме того, город упоминается в Книге Иеремии. Новый Завет упоминает его как место рождения Иисуса.
Вифлеем разрушался дважды и был восстановлен
Город Иисуса входит в число самых древних городов Земли. Он был основан в XVII-XVI веках нашей эры. Раньше эта местность относилась к Ханаанской земле. Первоначально в Вифлееме проживали хананеи, позже их место заняли иудеи.
Святые Константин и Елена. Фрагмент мозаики. Святая Елена приказала снести языческий храм Адонису в Вифлееме и поставить на его место христианскую церковьВо времена римского владычества в городе находилось святилище Адонису. Стояло оно на месте Рождества Иисуса Христа. Капище было возведено после окончания второй между Римом и Иудей во II веке.
Снесён языческий храм был только в 326 году по приказанию святой Елены, матери первого христианского императора Константина. Она же поставила на его месте христианскую церковь.
Храм Рождества Христова разрушили самаритяне во время своего восстания. В 529 году император Юстиниан Великий восстановил его. Захватившие в 614 году город персы Храм пощадили.
В 637 году его захватили уже мусульмане. Умар-ибн-Хаттаб, второй халиф ислама, принял решение оставить Храм христианам.
Вифлеемом владели крестоносцы и османы
На Святой Земле долгое время царили мусульмане. Государи христианской Европы были этим возмущены. Папа Римский Урбан II организовал в 1095 году Первый крестовый поход.
Своей целью крестоносцы ставили освобождение трёх главных в христианстве городов: Иерусалима, Вифлеема и Назарета.
Папа Урбан II проповедует первый крестовый поход на площади Клермона. Франческо Айец, 1835 г
Папа Урбан II стал инициатором Первого крестового похода целью которого, в том числе, было отвоевание у мусульман Вифлеема.
Цель похода достигнута через четыре года. Все названные города включены в состав Иерусалимского королевства. Оно перестало существовать только в 1291 году. Иерусалим, при этом, был отбит у крестоносцев Саладином в конце 1187 года.
Крестоносцы неоднократно пытались вернуть Иерусалим обратно. При этом стоит отметить, что Саладин и его потомки терпимо относились к христианам и дали им свободный доступ на Святую землю.
С 1517 года Святой землёй, Иерусалимом и Вифлеемом владели османы. Это владычество продолжалось вплоть до распада Османской империи в конце XIX века. В это время паломники могли иметь доступ к святыням.
К сожалению, многие из них гибли на пути к ним. Связанно это было с тяжёлыми климатическими условиями и нападениями разбойников.
В настоящее время обстановка в Вифлееме неспокойная
Во время Первой мировой войны Вифлеем занимают англичане. В 1922 году город входит в состав Британской Палестины. В 1947 году был было образованно государство Израиль. Был сформирован так называемый «Большой Иерусалим» под юрисдикцией ООН.
Разделительная стена и пропускной пункт между Иерусалимом (Гило) и Вифлеемом. Вид с Израильской стороны. В наше время Вифлеем предмет спора между государством Израиль и Палестинской автономией
В настоящее время принадлежность Вифлеема, а также западного берега реки Иордан - это предмет спора между Израилем и Палестинской автономии. В результате в городе поддерживается неспокойная обстановка. Это стало причиной оттока населения.
Так в 1940 году жителями города в основном были арабы-христиане, составлявшие 90% его населения.
После того, как во второй половине двадцатого века христиане начали массово эмигрировать из Палестины и с Ближнего Востока в Западную Европу и Америку, в городе их осталось не более 20%.
Пещера Рождества - великая христианская реликвия
О том, что Христос родился именно в Вифлееме, говорят евангелисты Лука и Матфей, при этом в их текстах нет упоминания о том месте, где именно родился Спаситель. Существует лишь косвенное указание о том, что места в нормальном жилье не было и Святое семейство разместилось в хлеву.
Младенца же поместили в ясли. В этой местности хлев часто устраивали в пещерах, которые обычно отводилась роль первых этажей жилых домов.
Святая Пещера Рождества, православный престол над местом рождения Спасителя. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Святая пещера - величайшая реликвия христианского мира
Самое древне свидетельство о том, что Иисус был рождён в пещере, принадлежит святому Иустину Философу. Он написал в 150-155 годах сочинение под названием «Диалог с Трифоном иудеем».
В нём святой говорит о том, что во время пребывания в Вифлееме Святое семейство некоторое время находилось в пещере рядом с городом.
Известно апокрифическое протоевангелие Иакова, в котором также говориться о рождении Христа в пещере. Кроме того, свидетельства Оригена также говорят об этом. Как бы то ни было, Рождественская пещера, наряду с яслями, прочно вошли в христианскую культуру.
На месте Рождества укреплена серебряная звезда
Пещера, в которой родился Иисус, расположена под Базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Христа в ней отмечено серебряной звездой, вделанной в пол. В настоящее время это копия, так как подлинную звезду украли в 1847 году неизвестные.
Эти события стали поводом к Крымской войне. Копию Рождественкой звезды изготовили и установили по приказу султана Абдул-Междида I. Звезда состоит из 14 лучей и это символ Вифлеемской звезды. Внутри звезды по кругу идёт надпись Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est».
Серебряная звезда в Рождественской пещере. Звезда символизирует Вифлеемскую звезду и она расположена на месте рождения Христа
В пещере сделана ниша. В ней висит 16 лампад. По шесть из них принадлежат армянам и православным, а четыре католикам. Над местом Рождества установлен православный мраморный престол. Привилегию совершать литургию здесь имеют только армяне и православные.
Когда служб нет, престол закрыт специальной металлической решеткой, которую можно снять. Кроме того, в пещере имеются православные иконы и фрагменты византийской мозаики.
Ясли Рождества. Они находятся в северной части Рождественской Пещеры. Напротив них установлен алтарь, посвящённый волхвам, прибывшим за Вифлеемской звездой воздать царские почести родившемуся младенцу
Слева от входа в южной части Рождественской Пещеры или Святого вертепа размещён предел Яслей. Он находится в ведении католиков. Другие части пещеры принадлежат православным и армянам.
Предел выполнен в виде небольшой часовни размером 2х2 метра. Место Яслей в нём расположено справа от входа. Пол в пределе ниже, чем в других комнатах пещеры. Внутренняя часть Яслей хранится как великая святыня в Риме, в церкви Санта-Мария-Маджоре.