Костел святого симеона и святой елены. Костел святого Симеона и святой Елены: исторические вехи Костел сымона и алены
Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.
Инициатор и спонсор строительства
Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.
Начало строительства
Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.
Строительство храма
Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.
Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с
Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.
Революция
После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.
Возвращение верующим
Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной в 1945 году.
Костел сегодня
Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.
К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.
Костел святого Симеона и святой Елены: адрес
Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.
История Красного костела — грустная, даже трагичная, романтичная и красивая одновременно. Его создание напрямую связано с перипетиями жизни семьи слуцкого помещика, человека заслуженного и уважаемого, члена Государственного совета по выбору, почетного мирового судьи, председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича (1847 — 1928 гг.). Костел святых Симеона и Елены — не единственный храм, построенный на средства Войниловича. Этот замечательный человек уделял внимание всем конфессиям, в частности, подарил верующим Клецка синагогу и православную церковь.
Каюсь, первое непосредственное знакомство с минским Красным костелом — костелом святых Симеона и Елены — произошло у меня совсем не свято. Тогда там размещался Дом кино, а в нем — все, что положено по соответствующему «протоколу»: кинозал, музей, кафе. Место это в Минске той поры считалось достаточно элитарным — всегда и запросто туда не попадешь. О том, что в стенах означенного светского в всех смыслах заведения раньше существовал костел, в общем-то все знали, но, снова-таки признаюсь честно, скорбей молодежно-студенческих от того не прибавлялось. Был и был. Данное обстоятельство лишь привносило в артистическую атмосферу Дома кино дополнительный ореол загадочности и романтизма, что только приветствовалось.
Надо сказать, исходя из тогдашних реалий красным стенам храма еще повезло. Если закрыть глаза на наличие в них небольшого питейного заведения, они все же использовались культурно: удобрения и ядохимикаты там не хранили и мехдвор не организовали. Сразу после революции в строении располагался Государственный польский театр БССР, позже — киностудия. Но храм ждал. Ждал своего часа, как будто знал: времена обязательно изменятся.
Строительство костела началось в 1905 году. Идея же его возникла у горожан раньше — в 1897 году. Однако с первого захода «пробить» ее не удалось. И тем не менее через несколько лет на углу минских улиц Захарьевской и Трубной городские власти выделили участок под костельную застройку. Вдохновителем проекта и спонсором стал Эдвард Войнилович.
Денег на храм Эдвард и его жена Олимпия не жалели. Оно и понятно: костел задумывался ими не просто в честь апостола Симеона и святой Елены, что само по себе, конечно, тоже важно. Но и в память о погибших от болезней детях Войниловичей — 12-летнем Симоне, умершем в 1897 году, и Елене, скончавшейся шестью годами позже и не дожившей до своего 19-летия. Неутешное горе и скорбь родителей вылились горючими слезами, а потом воплотились в прекрасное строение, со временем ставшее настоящим украшением города, историко-архитектурной жемчужиной всей Беларуси.
В ноябре 1910 года костел освятил Минский декан, а к Рождеству, 21 декабря, он открылся.
Спроектировал удивительное сооружение из красного кирпича варшавский архитектор Томаш Пояздерский при участии В.Маркони и Г.Гая. Существует трогательная история, будто незадолго до смерти Елена увидела во сне прекрасный костел и, проснувшись, нарисовала его по памяти. После ее смерти Томаш Пояздерский руководствовался именно этими набросками. Две небольшие шатровые башни в композиции — в память о двоих умерших детях. Большая пятидесятиметровая четырехгранная многоярусная башня с пологой двускатной крышей, расположенная с северо-восточной стороны главного фасада, олицетворяла родительскую скорбь.
Стены храма украшали большие круглые окна-розы. Витражи были выполнены по мотивам белорусских народных художественных традиций на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне звонили три колокола: «Михаил» весом 2.373 фунта, «Эдвард» — 1.287 фунтов и «Симон» — 760 фунтов. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. В комплексе с костелом построили каменную двухэтажную плебанию, а всю территорию огородили железной оградой на каменном фундаменте с коваными воротами.
Итак, в 1990 году строение вернули церкви. 27 сентября 1996 года кардинал Казимир Свёнтэк освятил установленную перед костелом бронзовую скульптурную композицию скульптора И.Голубева, символизирующую победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем ощеренную пасть крылатого змея: добро, как и должно быть, побеждает зло. В сентябре 2000-го недалеко от архангела Михаила был установлен мемориал «Колокол Нагасаки». В его основание заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросимы и Нагасаки, а также из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. «Колокол Нагасаки» — точная копия колокола «Ангел», непонятно как уцелевшего после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года. Такой подарок городу сделала католическая епархия Нагасаки. Так что зло все-таки не сдается, и о том нельзя забывать.
Сегодня Красный костел не только очень популярен среди верующих-католиков, но и любим минчанами. Это не только духовный, но и прекрасный культурный центр. В так называемом нижнем костеле, расположенном под верхней базиликой, проходят спектакли и выставки. Собор также славится своими концертами органной музыки.
В многочисленных статьях, посвященных Эдварду Войниловичу и истории Красного костела, практически невозможно найти сведений о месте захоронения самих детей — Симона и Елены. Есть сведения, что этих могил уже нет. Условно говоря, их унесло время, материализованное в не самые добрые поступки и бесчинства 30-х годов: останки детей были бесцеремонно выброшены из склепа, и белокурая коса Елены горьким символом жестоко попранной и растоптанной любви и веры валялась под ногами.
В июне прошлого года из Польши в Беларусь перевезли и захоронили перед Красным костелом останки Эдварда Войниловича. Согласно его желанию, высказанному перед смертью. Точка поставлена. Но жизнь старого костела продолжается. А я думаю — и не только я! — что как было бы прекрасно и справедливо, если бы минская улица (идеально возле Красного костела) получила имя Эдварда Войниловича. Такими светлыми людьми надо гордиться!
<Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Костёл святого Симеона и святой Елены, часто называемый также Красным костёлом - наиболее известный католический храм Минска. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна. Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище ʺКрасный костёлʺ. В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем - Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. В советское время здание подверглось перестройке - появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди. В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник ʺКолокол Нагасакиʺ. Церковь святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции. Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Высота зала для богослужений составляет 14,83 м, башни-колокольни - 50 м, двух малых башен - 36 м. Ширина главного фасада составляет 45 м. Скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича.
В Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске. Беларусь.
В октябре одним днём удалось побывать в Минске. Понятное дело, было запланировано множество мест для съёмки, но осенняя погода непредсказуема - весь день небо было затянуто облаками и камеру из рюкзака доставать не хотелось...
Ближе к вечеру, появились тучи. Сделал несколько кадров "для корзины" (типа этого внизу №1). Оставалась надежда на вечер, когда включат подсветку.
1.
Мы базировались на вокзале в ожидании продолжения поездки. Я пошёл на вечернюю съёмку и проходя мимо костела на площади Независимости увидел, как небо начало разгораться. На западе горизонт очистился от облаков и солнце подсветило облака снизу закатным светом.
Когда достал камеру, небо уже полыхало малиновым!
2.
После малинового, цвет неба стал меняться на оранжевый
3.
Обернувшись спиной к закату я увидел радугу над городом среди розовых облаков! Никогда не видел радугу на закате, да ещё и в октябре! Пришлось бегать бегом, чтобы найти какой-нибудь интересный ракурс.
4.
Радуга быстро растаяла повисев около 5 минут, но яркое малиново-оранжевое небо ещё некоторое время освещало здания розовым светом и красный костёл стал ещё более красным.
5.
Закат закончился и пришлось ждать около часа, пока стемнеет и включатся фонари вечерней подсветки. Как всегда бывает, поднялся холодный ветер и начал капать дождь...
6.
7.
На нижнем фото нахватал "зайцев" объективом, но, на мой взгляд, так даже интереснее вышло.
8.
Небо почернело - значит пора заканчивать съёмку.
9.
Собственно про костел из Википедии:
Костёл святого Симеона и святой Елены (белор. Касцёл святога Сымона і святой Алены, польск. Kościół św. Szymona i Heleny), часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.
Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого строителя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.
Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».
История возведения Красного костела в Минске ярко отражает ситуацию со строительством новых католических храмов на территории северо-западных губерний Российском империи. Ещё во второй половине XIX в. стало очевидно, что костел Имени Пресвятой Девы Марии, бывший кафедральный, который остался единственным католическим храмом в Минске, не в состоянии поместить всех, кто приходит на богослужения. Не очень могли помочь в этом и небольшие филиальные костелы – Пресвятой Троицы на Золотой Горке и Воздвижения Креста Господня на Кальварии. Тем не менее, все попытки католического населения города получить от властей разрешение на возведение нового костёла в Минске не имели успеха вплоть до издания в 1905 г. царского манифеста о свободе совести. Фундаторами нового костёла на пересечении улиц Захарьевской (ныне проспект Ф. Скорины) и Трубной (ул. Берсана) стали известный государственный и политический деятель Эдвард Войнилович и его жена Олимпия, в девичестве Узловская. Новый храм должен был быть освящён под титулом святого Симеона и святой Елены, в память о преждевременно умерших детях фундаторов. Для строительства был выбран проект известного архитектора профессора Варшавской академии искусств Томаша Пайздзерского. В реализации проекта ему помогали архитекторы Владислав Маркони и Генрих Гай. Костел был задуман в стиле неоромантики с элементами готики и сецессии и был рассчитан на 2500 верующих.
25 сентября 1906 года был торжественно освящён краеугольный камень будущего костела. А через четыре года над городом возвысилась многоярусная башня-колокольня нового храма, которая стала символом возрождённой католической веры и вознесла кресты на самую высокую точку в Минске того времени. Такой высоты не достигали даже кресты костёлов XVIII в., когда Минск был городом католических монастырей. Кроме этого, костел святых Симеона и Елены стал самым большим в городе. Величественный храм построили из красного кирпича, что дало ему второе название – Красный костёл. 20 сентября 1910 г. при костеле святых Симеона и Елены был утверждён новый минский приход. В скором времени количество прихожан превысило девять тысяч человек.
День 21 ноября 1910 г. стал подлинным праздником. Должно быть, весь город собрался на звук колоколов «Михаила», «Эдварда» и «Симона», которые провозгласили с высоты костельной башни об освящении нового храма в Минске.
Но радовать минчан боем колоколов Красному костёлу довелось недолго. Уже в 1923 г. почти все ценности храма были экспроприированы, а окончательно костел закрыли в 1932 году, переоборудовав его сначала под Польский театр БССР, а потом – под киностудию. В 1942 г., после реставрации, костел снова открылся для богослужений, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Были предприняты попытки полностью уничтожить храм. В здании снова разместилась киностудия, а потом – Дом кино. Появились пристройки на левом боковом фасаде; сакристии лишились апсид и были соединены полукруглой трёхэтажной пристройкой вокруг главной апсиды. Интерьер разделился перекрытиями, лестницами, перегородками. Всю роспись покрыли побелкой. Ограждение территории костела с входными воротами разобрали. Но именно в таком виде костел был объявлен архитектурным памятником республиканского значения.
Только в 1990 г. костел святых Симеона и Елены возвращается к верующим, и сразу же начинаются реставрационные работы под руководством архитектора Л. Ивановой. На башнях снова возвысились кресты, на сводах и в пресвитерии была расчищена роспись. Система подземных помещений объединила всю территорию между костелом и приходским домом. Теперь тут размещаются часовня Матери Божьей Будславской, большая библиотека, залы. Тут в 1996 г. начал свою работу первый в истории Беларуси Синод Римско-католической Церкви. Именно в честь этого события перед входом в костел появилась бронзовая фигура Архангела Михаила работы скульптора И. Голубева. Бронзовые фасадные вывески при входе в костел и шикарные двери главного портала сделаны скульптором С. Логвином. В 2000 г. была возведена мемориальная колокольня «Колокол Нагасаки» (японский архитектор Марияма) в память о жертвах Чернобыля, Хиросимы и Нагасаки.