Каманский монастырь. Жж - мне это интересно Досторимечательности поселения Каманы
Абхазские Команы – место паломничества и экскурсий
В Каманах Абхазских часто проводятся экскурсии. Здесь располагается церковь Василиска, в которой покоятся мощи мученика. Второй известной достопримечательностью Абхазии являются развалины женского монастыря. Он был основан в 1898 г. и вмещал около 300 насельниц, которые вели обширное хозяйство. В советское время монастырь был переоборудован в дом престарелых, но с 2002 г. снова открыта обитель.
Дальше возвышается Храм Иоанна Златоуста, построенный в 1991 г. на месте древней церкви. Во время возведения колокольни была найдена гробница, в которой покоилось тело святого. Реликвия и сейчас находится в храме и доступна для поклонения (см. ).
В нескольких километрах от храма, в горах Абхазии, находится место обретения главы Предтечи. Оно представляет собой небольшой грот с иконами и нерукотворным образом на стене (см. ). Туда можно подняться пешком, заказать конную прогулку или поездку на внедорожнике.
Команы Абхазские. Как добраться?
Село Команы Абхазские находится в 15 км от . Легче всего добраться сюда, посетив сначала . Дорога поднимается в гору между двумя возвышенностями, затем пролегает через посёлки Яштуха, Гума и, наконец, приводит в Абхазские Команы. Также рекомендуется заказать экскурсию к этим достопримечательностям и доехать на туристическом автобусе.
Абхазия, Сухумский р-н, с. Каман
Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».
Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.
Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.
В селе Коман в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа. В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.
Сегодня небольшое село Каманы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.
Заказать экскурсию в Каманы можно в любом экскурсионном бюро Абхазии или у частников , которые организуют поездки по местным достопримечательностям. Ближе всего добираться в село из Сухуми, поэтому если вы будете отдыхать в Сухуми , обязательно посетите это удивительное место - Коман.
Каманские святыни в фотографиях
Слышал ли кто-нибудь из вас о таком месте, как Каманы? Абхазия имеет множество интересных городов и сельских поселений, среди которых есть и это село, расположенное в 15 км от города Сухум.
Путь в Каманы идет через небольшие местные села Шрома и Яштуха, довольно сильно разрушенные во времена ожесточенных боев 1992-1993 гг. Здесь перед туристами открывается живописный вид на глубокие ущелья Западной и Восточной Гумисты. А между ними гордо возвышается гора Гумбиху, на вершине которой располагается небольшой средневековый храм. В Яштухе можно посетить старую кладбищенскую церковь и могилу игумена Глинской пустыни отца Серафима.
Немного истории
Каманы - это древнее место, имеющее богатую историю, которая корнями своими уходит на много веков назад.
Когда-то давным-давно сельское поселение носило название - Гума. Пока в 1884 году сюда не приехал археолог Врисис из Греции. Проработав здесь некоторое время, исследовав развалины храма, он сделал невероятное открытие: место это не что иное, как древний город Коман, и именно об этом месте упоминается в свитках! Именно на этой земле умер по пути в ссылку знаменитый проповедник Иоанн Златоуст и святой мученик Василиск, который здесь же и похоронен. С тех пор село Гума стало называться Каманы. Абхазия имеет немало мест, о которых ходят легенды и сложились кое-какие предания, но это сельское поселение заметно выделяется на их фоне.
Согласно преданию, на том месте, где мученику Василиску отрубили голову, чудесным образом появился источник. Вода из него лечила от разных болезней и даже исцеляла раны. Впрочем, испить целебной воды из источника приезжают и сегодня. Также здесь есть деревянная часовня, построенная в честь христианского мученика, в ней же находятся мощи святого.
Досторимечательности поселения Каманы
В селе есть храм Сегодня место, где был похоронен Иоанн Златоуст, стало центром паломничества, а его гробница теперь находится в церкви. Построили его на месте разрушенного костела XI века, и любопытным фактом можно назвать то, что в процессе возведения колокольни для нового храма рабочие совершенно случайно обнаружили саркофаг с телом проповедника.
Вскоре останки святителя были перенесены в Константинополь со всеми почестями.
Стоит ли говорить, насколько почитаемо православными христианами село Каманы? Абхазия является привлекательным для туристов местом, и данное поселение не исключение. К водам источника приезжают не только испить воды, но и окунуться в нем с головой. Как гласит древнее предание, искупавшись в этой целительной, воде можно избавиться от болезней, укрепить здоровье и даже обрести смысл жизни.
Красивейшая природа, упоительный воздух и множество интересных мест - все это собрала в себе Абхазия. Каманы (фото поселения можно увидеть в этой статье) впечатляют своими старинными достопримечательностями и потрясающими пейзажами. И те, кто решил посетить это село, смогут увидеть всю эту красоту воочию.
Каманы как центр паломничества
Но все-таки, в первую очередь данное поселение является местом паломничества. Десятки верующих приезжают сюда, чтобы прикоснуться к святыням. Пусто здесь не бывает. Всегда можно увидеть хотя бы одну-две возведенные палатки.
Есть недалеко от храма Иоанна Златоуста еще один центр для паломничества, который почитают во всем христианском мире. Это место третьего обретения главы Много веков назад эту реликвию тайно вывезли из Византии и спрятали в нескольких километрах от Каман.
Спустя какое-то время ее нашли и вернули в Константинополь. На сегодняшний день Каманский грот считается священным местом для всех христиан.
Кроме всего перечисленного, есть несколько целебных родников, которые находятся в селе Каманы. Абхазия богата своими лечебными источниками, и это село также не будет исключением. Здесь можно не только прогуляться и посетить разные достопримечательности и святыни, но и неплохо поправить здоровье, а также отдохнуть на природе в этом неповторимом месте не только телом, но и душой!
На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.
Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста
Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :
«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .
Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.
«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.
Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .
«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).
Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в
Православные Святыни Абхазии.
В интернете, по поисковому запросу "Каманы, Абхазия ", часто упоминаются "Камни с каплями крови святого Василиска ...". Многие слышали о них, но не все видели.
Смотрите. Вот этот камень:
Немного истории:
Каманы - древнейшее село, расположенное в 15 километрах от Сухума, в живописной долине, у слияния восточной и западной рек Гумисты.
Древнейший памятник в селе - Каманский храм. Его старинная часть - небольшой зал с полукружием алтаря датируется 11 веком от рождества Христова.
Удивительно происхождение названия Каманов. Изначально это село называлось по-абхазски Гума. Но в 1884 году здесь побывал греческий археолог Врисис. Он утверждал, что в одной из европейских библиотек нашел древний свиток, в котором указан город Каманы, где скончался один из отцов христианской церкви, известный проповедник Иоанн Златоуст, когда ехал в Питиус (Пицунду). Обнаружив в Гумме развалины большого древнего храма, археолог пришел к выводу, что это и был город Коман. Хотя другие исследователи считают, что тот Каман, в котором умер Иоанн Златоуст, находился в Малой Азии.
Тем не менее, с конца 19 века абхазские Каманы оказались одним из самых крупных мест паломничества православных христиан. Древний храм был отреставрирован к нему присроили новые приделы и трехэтажную колокольню. Во время строительства колокольни в земле был обнаружен сделанный из цельной глыбы известняка саркофаг. Храм был освящен во имя епископа Каманского святого Василиска. Считается, что именно у храма святого Василиска в 425 году скончался Иоанн Златоуст и был похоронен в каменном саркофаге, который и сейчас можно увидеть в Каманах.
Святой Василиск обосновался в этих местах в третьем веке нашей эры. Молодой воин-христианин был сослан из Рима в Абхазию за проповеди христианства. Но он и здесь продолжил знакомить местное население с новой верой.
Есть и другая легенда рассказывающая, что конвой, привезший в эти места Василиска, заставил его идти по горам в сапогах, наполненных гвоздями. Потом его привязали к засохшему дубу и оставили умирать от жажды под палящими лучами солнца. Но когда Василиск обратился к Богу с молитвой, иссохший дуб ожил, позеленел, и с его листвы полилась вода, омывая и питая мученика. Тогда разозленные язычники обезглавили Василиска.
Мученик Василиск были похоронен на холме, где до сих пор покоятся его мощи.
И здесь же была найдена голова Иоанна Предтечи. Легенда гласит, что во времена иконоборчества в Римской империи, голова была привезена из Константинополя в Каманы и спрятана в земных недрах до 9 века. После она была возвращена в Константинополь. А в Каманах осталась священная ниша в скале, где когда-то покоилась голова Крестителя.
Недалеко от места, где по легенде был убит Василиск, бьет родник, который считают святым. Его вода вытекает из-под каменной глыбы - бывшей стены часовни, которая в древности стояла над родником.
В самом источнике видны удивительные камни с кровяными пятнами. Говорят, - это застыли капли крови Василиска.
Считается, что омывшись в источнике, многие обретают здоровье.
В 2002 году здесь была построена деревянная часовня, которую подарил состоятельный туляк в благодарность за исцеление его дочери водой святого источника.
Дух захватывает:
- Место обретения главы Святого Иоанна Крестителя.
- Каменный саркофаг Святителя Иоанна Златоуста.
- В стенах Каманского монастыря хранилась ныне утраченная плащаница Иоанна Златоуста.
- Гробница Мученика Василиска.
Православные Святыни Абхазиии.