Расчёт и обоснование площади земельного участка. Определение необходимой площади земельного участка для эксплуатации производственного здания Минимальная площадь для обслуживания и эксплуатации здания
Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук
АПР: Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие размер земельного участка, применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды.
В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).
К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.
Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором — ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.
Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок — 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее ().
Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.
Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.
В другом деле () собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м.
Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742, отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.
Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.
Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03 ).
Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1 ).
Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (), согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (), определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04—0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).
Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.
ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы "Татарстан" было спроектировано и построено на 434 места.
Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.
Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06 ).
Такими доказательствами могут быть:
- схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка ();
- заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965 );
- сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006 );
- результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06 ).
Расчёт проводится на основании представленных заказчиком источником: генеральный план, проект или схема планировки строительства, технико-экономическое обоснование, проект трассы, проект горного отвода.
В практике отводов применяется 3 способа расчёта земельной площади:
1. По нормативам
2. По предельной площади застройки
3. По аналогам
Первый способ является самым распространённым и основан на использовании установленных норм земельного отвода. Он применяется для линейных сооружений, строительства аэропортов, предприятий рыбного хозяйства, объектов строительства. Нормативы устанавливаются дифференцированно для определения зон, изыскательских работ, складирования материалов, отвалов породы.
Второй способ расчёта площади практикуется для размещения дополнительных объектов строительства на уже занятой территории (уплотнение жилого строительства, добавка к горному отводу). Показателем здесь является плотность застройки, которая определяется как отношение застроенной площади к общей площади земельного отвода. Этот показатель регулируется проектом использования земельного участка, проектом застройки и соответствует минимальной плотности, которая регулируется соответствующими нормативами. Дополнительный отвод разрешается в том случае, если реальная площадь застройки отличается от проектной не более, чем на 0,1.
Третий способ предполагает использовать аналоги, т.е. данные о рационально действующих объектах соответствующей мощности. Эти данные применяются для типовой застройки, при размещении уникальных объектов, используется в экстремальных условиях.
Для поиска наилучшего решения разрабатываются несколько вариантов размещения объектов, приемлемых как для заказчика, так и для изъятия (выкупа) земельных участков.
Требования:
· Использовать преимущественно земли государственного запаса или малопродуктивные, не эффективно используемые земли.
· Не допускать существенного нарушения сложившейся системы землепользования – это особо относится к землям с/х предприятий, земли крестьянских хозяйств, участкам индивидуальной собственности.
· Не допускать существенного изменения социальной и экологической ситуации в конкретной местности, т.е. отвод земельного участка и функционирование объекта не должны усложнять условия жизни местного населения и доступ особо привлекательным местам отдыха, промысла.
Указанные требования особо важны при линейных отводах, а также при строительстве крупных промышленных и иных предприятий. Границы проектируемых земельных участков наносятся на проектный план, масштаб плана выбирается с учётом размеров отводимого участка и зоны его влияния на окружающую территорию, как правило, масштаб 1:10000. На проектном плане отображаются элементы ситуации, виды и подвиды угодий, участки земель различных форм собственности, зоны установления особых режимов использования, а также границы и описание смежных землевладений.
Как собственнику недвижимости обосновать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка? Какие критерии, определяющие , применяются компетентными органами власти и арбитражными судами?
В соответствии с ч. 1 ст. 36 граждане и юридические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество, расположенное на земельных участках, обладают исключительным правом на выкуп этих участков или приобретение права аренды. В этом случае перечисленные лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении этого земельного участка лицам, подавшим заявление. Им также направляется копия решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет заявителей устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 7, 8 ст. N 36 ЗК РФ).
К сожалению, более четких критериев определения размеров земельных участков, подлежащих передаче собственнику недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, действующее законодательство не содержит.
Вместе с тем решение этого вопроса имеет принципиальное значение. Порядок приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником строения и лицом, не имеющим на данном земельном участке недвижимого имущества, сильно различается. В первом случае применяется ст. 36 ЗК РФ, во втором - ст. 38 ЗК РФ. Основная разница между этими статьями заключается в том, что приобретение земли по ст. 38 ЗК РФ осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Следовательно, собственник недвижимости заинтересован в том, чтобы приобрести как можно больший земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Некоторые выводы относительно критериев определения размера предоставляемого под недвижимость земельного участка содержатся в судебной практике.
Так, рассматривая спор о том, в каком размере должен быть передан собственнику недвижимости земельный участок - 400 кв. м или 157,5 кв. м, Президиум ВАС РФ указал на следующее. Обществу по договору аренды для размещения магазина был предоставлен земельный участок площадью 400 кв. м, границы которого указывались в прилагаемом к договору плане. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка, передаваемого собственнику недвижимости, определяются с учетом фактически используемой площади земли в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" границы участка, подлежащего отчуждению, определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Следовательно, с учетом того, что в пользовании общества фактически находился земельный участок 400 кв. м, Президиум ВАС РФ признал обоснованным требование общества на выкуп земли указанной площади.
Данное решение представляется спорным, так как суд не исследовал вопрос о соответствии размера земельного участка функциональному назначению объекта недвижимости.
В другом деле собственник сторожевого поста площадью 5,3 кв. м решил приобрести земельный участок, на котором находился этот пост, площадью 1978,5 кв. м. Однако как собственник земли, так и суды отказали в удовлетворении требования собственника сторожевого поста исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение площадь земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ. То есть предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Причем, как указал ФАС ДВО в постановлении от 11.10.2004 N Ф03-А51/04-1/2742 , отсутствие норм отвода земель для конкретных видов деятельности не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований собственника недвижимости о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом площадь земельного участка, необходимая для использования объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в собственность, определяется исходя из функционального назначения этих объектов.
Согласно представленным суду доказательствам, площадь, необходимая для эксплуатации сторожевого поста, непосредственно составляет 6,4 кв. м под строением плюс один метр по периметру для обслуживания объекта недвижимости.
Аналогичные аргументы привел ФАС СЗО, отказав собственнику недвижимости площадью 1626,2 кв. м в приобретении по ст. 36 ЗК РФ земли площадью 7780 кв.м (постановление ФАС СЗО от 02.09.2005 N А56-17781/03 ).
Другое интересное дело, касающееся определения размера земельного участка под недвижимостью, было рассмотрено ФАС ВСО (постановление ФАС ВСО от 11.05.2006 N А33-14953/04-С2-Ф02-2066/06-С1 ). Свое решение суд обосновал ссылками на п. 7 ст. 36, п. 3 ст. 33 ЗК РФ, а также ст. 59 , согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 784 , определено, что для предприятий торговли площадью от 1500 до 3500 кв. м размеры земельных участков определяются из расчета 0,04-0,02 га на 100 кв. м торговой площади (или 400 кв. м площади земельного участка на 100 кв. м торговой площади).
Площадь склада, используемая обществом для осуществления торговой деятельности, составляет 1989,50 кв. м, следовательно, для его эксплуатации возможно определение площади земельного участка в размере 7958 кв. м.
ФАС ПО также в решении сослался на СНиП. В постановлении от 25.10.2005 N А65-19113/2004-СГ3-13/12 суд обратил внимание на СНиП 2.07.01-89*, в соответствии с которыми размер земельного участка гостиницы на 300-500 мест должен определяться из расчета 30 кв. м на место. Таким образом, земельный участок ОАО "Гостиничный комплекс "Татарстан" должен быть равен 1,3 га исходя из того, что здание гостиницы "Татарстан" было спроектировано и построено на 434 места.
Особенность рассматриваемой категории дел состоит в том, что согласно п. 5 ст. 200 обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт. Также следует помнить, что в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается.
Иными словами, при рассмотрении дела в суде орган, принявший решение о выкупе земельного участка, должен обосновать правомерность выделения участка соответствующего размера. А собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок именно того размера, который он просит. Например, доказать, что для использования объектов недвижимости площадью 912,8 кв. м (административно-бытового здания и птичника) по прямому назначению необходим земельный участок площадью 6875,2 кв. м (постановление ФАС СКО от 01.08.2006 N Ф08-2983/06 ).
Такими доказательствами могут быть:
- схема генерального плана земельного участка, изготовленного лицензированной организацией, из которой следует, что выделение участка площадью 2940 кв. м соответствует градостроительным и техническим параметрам, требованиям и нормам, действующим на территории РФ, а также разрешенному регламенту использования земельного участка ();
- заключение Комитета архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города о том, что размещение здания на земельном участке площадью 2940 кв. м соответствует утвержденной градостроительной документации и разрешенным регламентам использования участка зоны производственно-коммунальной застройки (постановление ФАС ДВО от 14.11.2006 N Ф03-А51/06-1/3965 );
- сообщение Управления архитектуры муниципалитета по вопросу закрепления земельного участка под объектом недвижимости организации (постановление ФАС СКО от 15.02.2007 N Ф08-6974/2006 );
- результаты землеустроительной экспертизы (постановление ФАС МО от 14.09.2006 N КГ-А41/8462-06 ).
Н.Н. Мельников, кандидат юрид. наук
Журнал Арбитражное правосудие в России
Заказчик: Арбитражный суд Московской Области
Исполнитель : Эксперт Кадыров Ф.А.
Основание: Определение Арбитражного суда Московской Области о назначении судебной экспертизы.
Объект исследования: Площадь земельного участка необходимого для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область.
Цель экспертного анализа: Ответить на следующие вопросы : содержащиеся в Определении Арбитражного суда Московской Области о назначении судебной экспертизы.
- Определить площадь земельного участка необходимого для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область.
Определить, являются ли площадь и границы земельного участка с кадастровым номером ___ необходимыми для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область.
Экспертиза документов: суд определил предоставить экспертам материалы дела
Сведения об экспертах
Эксперт: Кадыров Ф.А. , имеющий высшее техническое образование в области строительства и патентоведения, ученую степень кандидата технических наук (ВАК СССР), Сертификат №7/152 соответствия требованиям системы сертификации для экспертов судебной экспертизы в области «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их оценки», выдан ГУ РФЦСЭ при Министерстве Юстиции РФ решением Совета Системы от 15.12.2006 г., Сертификат, регистрационный номер №РОСС RU.И597.04НЯ00 от 16 октября 2009 года № 000554, соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов по специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их оценки», выдан некоммерческим партнерством «Палата судебных экспертов» решение Совета Системы от 17.12.2009 г, Квалификационный Аттестат Росстроя России IX - APR № 158667 от 19 марта 2009 года. Имеет высшее техническое образование в области Патентоведения, свидетельство об окончании Высших Курсов ВГКПИ при Государственном комитете СССР по делам Изобретений и Открытий (Свидетельство № 010887, с отличием), Диплом (№00371) Института Технического Творчества и Патентоведения (ИТТП) при ЦС ВОИР, автор восьми Авторских Свидетельств и Патентов, в различных областях науки и техники. Дважды награжден серебряной медалью ВДНХ СССР, за достижения в развитии народного хозяйства СССР. Общий стаж работы 22 года, из них опыт научной и преподавательской работы - 10 лет, стаж работы в области экспертизы 12 лет.
Экспертам, проводившим анализ представленной проектной и договорной документации, разъяснены права и обязанности эксперта, изложенные в ст. 55 АПК РФ а также предупредить об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренного ст. 307 УК РФ.
Эксперт Кадыров Ф.А.
При осмотре и составлении экспертного заключения использовались следующие нормативные документы:
- ФЗ РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2008 года).
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
- ФЗ от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания (с Изменениями N 1, 2, 3). Вид документа: Постановление Госстроя СССР от 30.12.1987 N 313. СНиП от30.12.1987N2.09.04-87* Принявший орган: Госстрой СССР. Статус: Действующий: Тип документа: Нормативно технический документ. Дата начала действия: 01.01.1989г. Опубликован: официальное издание, Госстрой России - М.: ГУП ЦПП, 2001 год Дата редакции: 14.05.2001г.
- СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Вид документа: Постановление Минстроя России от 29.10.1996 N 18-77.
- СНиП от 29.10.1996 N 11-02-96. Принявший орган: Минстрой России.
- Постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 N 586-ПП «Об утверждении Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства инженерных коммуникаций, сооружений и объектов дорожно-транспортного обеспечения в г.Москве».
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями на 13 апреля 2010 года).
- Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (с изменениями на 11 июля 2006 года). Вид документа: Распоряжение мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ.
- ГОСТ 21.502-2007 от 25.03.2008 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения проектной и рабочей документации металлических конструкций.
- РДС 11-201-95 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Вид документа: Постановление Минстроя России от 24.04.1995 N 18-39.
- МДС 11-3.99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения. Приказ Главгосэкспертизы России от 15.01.1997.
- Положение об оценке качества проектно-сметной документации для строительства. Вид документа: Постановление Госстроя СССР от 06.06.1985 N 28-Д. Принявший орган: Госстрой СССР. Статус: Действующий.
- СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 августа 1985 г. N 135. В СНиП 2.01.07-85* внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 08.07.88 г. N 132, а также добавлен разд.10 "Прогибы и перемещения", разработанный ЦНИИСК им. Кучеренко Госстроя СССР и ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.
- СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Постановление Госстроя СССР от 04.12.1987 N 280 СНиП от 04.12.1987 N 3.03.01-87 Строительные нормы и правила РФ. Дата введения 1988-07-01.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Экспертный анализ проведен на основании действующего законодательства РФ и нормативной документации.
Исследовательская часть
Для расчета площади земельного участка необходимого для использования здания, определяем число сотрудников, которых возможно разместить в здании. Получается 97 человек. Таким образом, исходя из таблицы Приложения №7 СНиП 2.07.01-89*, размер земельного участка, прилегающего к нему, должен составлять 4278 кв.м. Площадь застройки с учетом данных плана экспликации, составляет 353,31+15,11+ 7,84=376,3 кв.м.
Итого общая площадь земельного участка для использования здания центральной конторы, должна быть не менее 4664.3 кв.м.
СНиП 2.07.01-89* СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛАГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ. Дата введения 1990-01-01
1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.
1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.
Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.
В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
Примечания: 1. При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.
2. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.
В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СН 429-71.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
3.4. Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района).
Примечания: 1. Занятость территории промышленной зоны (района) определяется в процентах как отношение суммы площадок промышленных предприятий и связанных с ними объектов в пределах ограждения (или при отсутствии ограждения - в соответствующих ей условных границах), а также учреждений обслуживания с включением площади, занятой железнодорожными станциями, к общей территории промышленной зоны (района), определенной генеральным планом города. Занятые территории должны включать резервные участки на площадке предприятия, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и сооружений.
2. Нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий в соответствии со СНиП II-89-80.»
Таким образом, исходя из данных приведенных в свидетельстве о Государственной регистрации права. Здание: центральная контора с верандой, 2-этажное, общая площадь 576,20 кв.м, адрес объекта: Московская область имеет площадь 576,2 кв. м. площадь предназначенная непосредственно для размещения персонала согласно данным Технического здания на здание составляет 388,9 кв.м. Исходя из нормы: «…Площадь помещений следует принимать из расчета 4 м на одного работника управления»…, согласно СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания (с Изменениями N 1, 2, 3):
«..Помещения управления и конструкторских бюро
3.2*. Площадь помещений следует принимать из расчета 4 м на одного работника управления, 6 м на одного работника конструкторского бюро, для работающих инвалидов, пользующихся креслами-колясками, - 5,65 и 7,65 м соответственно….».
3.16. При размещении сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений расстояния между ними следует назначать минимально допустимые исходя из санитарных, ветеринарных и противопожарных требований и норм технологического проектирования. Плотность застройки площадок сельскохозяйственных предприятий должна быть не менее указанной в СНиП II-97-76.
3.17. Линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территории, не занятой сельскохозяйственными угодьями.
3.18*. Производственная зона, как правило, не должна пересекаться железными или автомобильными дорогами общей сети.
При размещении сельскохозяйственных предприятий и других объектов необходимо предусматривать меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, поверхностных водосборов, водоемов и атмосферного воздуха с учетом требований п.3.6* и разд.9 настоящих норм….
СЕТЬ УЛИЦ И ДОРОГ
6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл.7.
Таблица 9
Основное назначение |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движе- ния, м |
Число полос движе- ния |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
|
Поселковая дорога |
Связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети |
||||
Главная улица |
Связь жилых территорий с общественным центром |
||||
Улица в жилой застройке: |
|||||
основная |
Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением |
||||
второстепенная (переулок) |
Связь между основными жилыми улицами |
||||
Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей |
|||||
Хозяйственный проезд, скотопрогон |
Прогон личного скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам |
6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*, сельских поселений - по табл.9.
6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м.
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
6.20. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
6.21*. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.
6.22*. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:
В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.
При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.
НОРМЫ РАСЧЕТА СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ
Рекреационные территории, объекты отдыха, здания и сооружения |
Расчетная единица |
Число машино-мест на расчетную единицу |
Рекреационные территории и объекты отдыха |
||
Пляжи и парки в зонах отдыха |
100 единовременных посетителей |
|
Лесопарки и заповедники |
||
Базы кратковременного отдыха (спортивные, лыжные, рыболовные, охотничьи и др.) |
||
Береговые базы маломерного флота |
||
Дома отдыха и санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристские базы |
100 отдыхающих и обслуживающего персонала |
|
Гостиницы (туристские и курортные) |
||
Мотели и кемпинги |
По расчетной вместимости |
|
Предприятия общественного питания, торговли и коммунально-бытового обслуживания в зонах отдыха |
100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала |
|
Садоводческие товарищества |
10 участков |
|
Здания и сооружения |
||
Учреждения управления, кредитно-финансовые и юридические учреждения, значений: |
||
республиканского |
100 работающих |
|
местного |
||
Научные и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения |
Результаты обследования
Экспертом __ ноября 2012 года был предпринят выезд, для обследования объекта. При обследовании, в присутствии сторон (см. Акт осмотра) было осмотрены помещения центральной конторы и прилегающий к ней земельный участок.
При обследовании зафиксировано следующее. Здание конторы в настоящее время эксплуатируется по назначению, изменения пятна застройки не зафиксировано.
Параллельно фасаду здания проходит автомобильная дорога с устроенными радиусами поворота. Вдоль дороги имеется бордюрное ограждение. Ширина дороги составляет 7,5 м, что соответствует двухполосной внутрипоселковой дороге согласно табл.9 СНиП 2.07.01-89*.
На территории сквера, расположенного на другой стороне дороги, расположена зона отдыха с устроенным на ней фонтаном. Там же расположена доска почета. Территория имеет ярко выраженное ландшафтное очертание с выполненными малыми архитектурными формами.
При осмотре зафиксировано наличие примыкающей к дальней границе сквера автомобильной стоянки с авторским оформлением подпорных стенок. С левой стороны к зданию конторы правления примыкает автомобильная стоянка, оформленная в том же стиле. и возведенная примерно в то же время,
Экспертом время постройки автостоянок на основании внешнего вида архитектурных деталей и состояния определяется как построенное в период конца 70-х начале 80-хгодов 20-го века. Стороны на осмотре пояснили, что данное оформление действительно относится к этому периоду и выполнялась в качестве дипломной работы выпускником соответствующего учебного заведения. К тому же периоду относится и устройство сквера.
С учетом того, что существовавшее на то время сельскохозяйственное предприятие было градообразующим, о чем свидетельствует и опись передаваемого имущества, включающее в себя, в том числе и инженерные сети, данное благоустройство производилось силами АПК «___ » и затем в составе имущества было передано АОЗТ «___ ». Согласно СНиП 2.07.01-89*, приложение 7*, территория предприятия формируется согласно заданию на проектирование, либо исходя из норм данной таблицы.
Экспертиза считает, что поскольку благоустройство произведено на всей площади участка, то площадь и границы земельного участка с кадастровым номером _____, являются достаточными для использования здания центральной конторы, как функционально с ним связанного, однако, из состава участка необходимо выделить внутри поселковую дорогу, которая, возможно и входила в общий состав передаваемого имущества, но на основании требований градостроительного Кодекса Российской Федерации, по мнению эксперта, не может войти в состав участка, поскольку относится к территориям общего пользования и по ее границам проходят красные линии градостроительного регулирования.
Градостроительный Кодекс Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
11) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
12) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт дополнен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
Экспертиза земельных участков выводы
- Определить площадь земельного участка необходимого для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область, условный номер ____. Ответ: Площадь земельного участка согласно СНиП 2.07.01-89*, приложение 7*, территория предприятия формируется согласно заданию на проектирование, либо исходя из норм данной таблицы СНиП 2.07.01-89*.
Исходя из требований норм рекомендуемая площадь земельного участка для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область, составляет 4664.3 кв.м. Однако, поскольку при обследовании установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером ____, имеются объекты, объединенные художественным, архитектурным замыслом, то данная территория земельного участка с кадастровым номером ____ изначально проектировалась, как функционально связанная со зданием центральной конторы, как градообразующего предприятия.
Определить, являются ли площадь и границы земельного участка с кадастровым номером ____ необходимыми для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область, условный номер ______________.
Ответ: Площадь и границы земельного участка с кадастровым номером ______________ для использования объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область, условный номер _______, достаточны для обслуживания объекта недвижимости здания: центральная контора с верандой, расположенного по адресу: Московская область, условный номер ____.
Поскольку предусмотренная нормами площадь земельного участка, не превышает испрашиваемую, то возможен выдел участка, как целиком, так и в части, с исключением из его состава внутрипоселковой дороги, которая, возможно и входила в общий состав передаваемого имущества, но на основании требований градостроительного Кодекса Российской Федерации, по мнению эксперта, на данный момент, не может войти в состав участка, поскольку относится к территориям общего пользования и по ее границам проходят красные линии градостроительного регулирования.
Эксперт, к.т.н. Ф.А. Кадыров
Виктория Бескровная, ведущий эксперт строительно-технического отдела:
В связи с тем, что размер земельного участка далеко не всегда соответствует функциональному назначению объекта недвижимости , собственникам недвижимости приходится обосновывать размер необходимого для ее эксплуатации земельного участка : собственник недвижимости должен доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества ему необходим земельный участок определенного размера. При этом уполномоченный орган власти может отказать в предоставлении запрашиваемого размера участка, обосновывая свой отказ тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площади объектов недвижимости, на нем расположенных.
Проведение судебной экспертизы по расчету-обоснованию площади земельного участка предполагает возможность разрешить проблему, связанную с обоснованием запрашиваемого размера участка, в состав которого должны быть объективно включены как застроенные части («пятна застройки»), так и не застроенные части, необходимые для эксплуатации объектов недвижимости. Расчет-обоснование площади земельного участка может проводиться исключительно в строгом соответствии с основными положениями Федерального Закона Российской Федерации №73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (ред. от 08.03.2015).
Поговорим о методике проведения данного вида экспертизы.
Приступая к работе над экспертизой по расчету-обоснованию площади земельного участка, эксперт в первую очередь проводит предварительный анализ документации, содержащейся в материалах дела , в результате которого определяет основополагающие параметры исследуемого объекта:
Месторасположение земельного участка, на котором расположены здания;
Основные характеристики земельного участка;
Расположение зданий в структуре земельного участка;
Функциональное назначение зданий, согласно данным технической документации.
За этапом предварительного анализа документации следует этап натурного обследования , в рамках которого эксперт устанавливает фактическое расположение исследуемых объектов, фактическое функциональное назначение зданий, фактические границы земельного участка, а также зданий и сооружений, не указанных в документации.
При необходимости эксперт формирует запрос в суд о предоставлении дополнительной документации . Например, эксперт может запросить следующую документацию:
1. Описание технологии производства на предприятии, в том числе график и описание рабочего процесса, протекающий на прилегающей к зданиям территории.
2. Списочный состав сотрудников с указанием должностей.
3. Сведения об объемах накопления и частоте вывоза мусора (договор по вывозу мусора).
4. Списочный состав автомобильной техники (грузовой), находящейся на балансе организации применительно только для рассматриваемых зданий (ПТС).
5. Актуальная на момент проведения судебной экспертизы топографическая съемка территории рассматриваемого земельного участка, с рассмотрением прилегающей территории (5-7 м), а также с указанием статуса инженерных коммуникаций.
Далее, эксперт осуществляет подбор комплекса строительных норм и правил , регламентирующих формирование земельных участков для зданий той или иной функциональной направленности, после чего приступает к собственно исследовательской части работы по поставленному вопросу:
- Осуществляет детальный подбор необходимого состава элементов инфраструктуры для каждого из объектов и определяет значение площадей земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий без учета их взаимного расположения в структуре земельного участка.
- Определяет площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов с учетом их взаимного расположения в структуре земельного участка.
- Изучив дополнительно предоставленные документы, распределяет зафиксированную в них технику на территории земельного участка с соблюдением требований строительных норм и правил по их размещению.
- Определяет площадь земельного участка с учетом проведенного исследования, которая будет существенно отличаться от первоначального значения. Данная разница будет обусловлена объективностью и основательностью проведенного исследования.
Таким образом, грамотно проведенная экспертиза по расчету-обоснованию площади земельного участка позволяет объективно доказать, что для эксплуатации недвижимого имущества собственнику необходим земельный участок именного такого размера, который был испрошен.