Литература раннего средневековья кратко. Литература средневековья. Идейная основа средневековой литературы
Средневековая европейская литература - это литература эпохи феодализма , которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада , распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III-IV вв.). Этот период завершается в XIV-XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике , становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.
В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III-X вв.) и средневековье зрелое (XII-XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV-XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые (ранневозрожденческие) явления, а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.
Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII-IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны.
В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098- 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок. 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.
Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» - рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» - пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной.
Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос , куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские «хуглары»). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X-XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.
Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» - «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой , политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека.
В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман . Его родина - Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер - Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.
Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.
Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человечества.
МАОУ СОШ №81
Слайд 2
Средневековая литература - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.
Слайд 3
Средневековые жанрыЖанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.Стих и прозаПоявление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
Слайд 4
Средневековая поэзияВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах – альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни – кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве – тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:Альба – 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.Пасторела – 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.Кансона – 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона – спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.Плач – очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада – первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.
Слайд 8
Омар Хайям – сочетание науки и искусства Годами жизни обладавшего поразительной мудростью и невероятным складом ума Омара Хайяма, называют промежуток времени от 18 мая 1048 г. до 04 декабря 1131 г. н. э. Родился великий поэт в небольшом городке Нишапур, расположенном в местечке Хорасан (теперешняя провинция Ирана). Помимо написания великолепных стихов, в которых Омар Хайям выступает как интересный собеседник, дающих житейские советы, поэт также был гениальным математиком, астрономом и философом своего времени. Однако на тот момент его труды не нашли практического применения, в результате чего его имя не связывают с какими-либо открытиями в данной сфере. Еще при жизни Омаром Хайямом была написана книга «Алгебра», и только значительно позже (в 19-ом веке), ученые-математики были удивлены тем, насколько точно определил поэт многие математические законы.
Слайд 9
Родоначальник поэзии эпохи Возрождения – Франческо Петрарка Великий поэт средневековья Франческо Петрарка был рожден 20 июля 1304 г. в одном из итальянских городов – Ареццо. Его отцом был флорентийский нотариус, изгнанный вместе с Алигьери в связи с приверженностью к партии «белых». Одно из великих произведений, написанных Петраркой – «Книга песен» – стала образцом европейской лирики. Главной отличительной чертой Франческо Петрарки были его способность любить и необходимость быть любимым. Помимо этого, Петрарка крайне дорожил дружбой. Вообще, современники отмечали, способность Петрарки чересчур близко воспринимать окружающую его действительность. О любви этого величайшего поэта к Лауре написано немало книг. Увидев ее впервые, Франческо Петрарка сразу же почувствовал непреодолимую тягу к ней. Впоследствии он пронес данное чувство сквозь всю свою жизнь. Пронесшаяся по Европе в 1348 году эпидемия чумы унесла жизнь возлюбленной Петрарки. Ее смерть поэт воспринял как крушение всей своей жизни
Слайд 10
Загадочный автор «Декамерона» – Джованни Боккаччо Появление на свет одного из всемирно известных итальянский писателей – Джованни Боккаччо, окутано завесой тайны. Датой его рождения считают 1313 год, датой смерти называют 1375. По одной версии Боккаччо был рожден в Париже, в результате случайных отношений между флорентийским купцом и знатной француженкой королевского происхождения. По другой версии местом его рождения называют Флоренцию или Чертальдо, где у его отца находилось собственное имение. Единственным точным фактом его рождения является то, что он был незаконнорожденным ребенком.
Слайд 11
Вечные споры о великом Франсуа Рабле Франсуа Рабле был рожден в 1494 году в маленьком городке Шиноне, что расположен в живописной долине реки Луары во Франции. О семье Рабле известно, что мать его умерла очень рано, а отец был землевладельцем и адвокатом (иные версии гласят, что отец Рабле был аптекарем или владел небольшим кабачком). В молодости Франсуа Рабле перепробовал несколько профессий. Он успел побывать и монахом, и священником, и даже врачом. Но истинное свое призвание Рабле видел в литературе. Соотечественники писателя относились к нему по-разному. Некоторые считали его непристойным и даже греховным. Но большинство все же сходилось во мнении, что Франсуа Рабле гениальный писатель, один из создателей мировой французской литературы.
Слайд 12
«Дон Кихот» своего времени – Мигель де Сервантес Сааведра Поэт и писатель с несчастливой судьбой – Мигель де Сервантес Сааведра появился на свет в 1547 г., в испанском городке, названным Алькала-де-Энарес. О раннем периоде жизни писателя мало что известно. На протяжении всего существования, Сервантес был крайне беден. Большую часть жизни он посвятил служению в армии, участвовал во многих военных компаниях и морских сражениях.
Посмотреть все слайды
Эпоха средних веков в Западной Европе делится на следующие периоды: VI-X века — раннее средневековье, это период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; XI-XIII века — зрелое средневековье, период развитого феодализма; XIV-рубеж XVI-XVII веков — позднее средневековье, или Возрождение, когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания.
Как и античность, средневековая культура относится к традиционалистскому типу, направленному на воспроизведение готовых образцов и норм, но на смену образцам и нормам языческой античности — политическим, общественным, нравственным, эстетическим — пришли куда более строгие, ответственные нормы христианства.
Христианская церковь уверенно руководила всеми сторонами жизни Западной Европы. Христианство — религия значительно более требовательная к моральному облику человека, чем религии древности. Христианское сознание рассматривает земную жизнь как временную, как подготовку к истинной, вечной загробной жизни. Земная жизнь христианина регулируется страхом перед Страшным судом, когда душа предстанет перед непогрешимым и окончательным Божьим судом. От того, как прожита земная жизнь, зависит место души в жизни вечной: праведники обретут спокойствие в раю, а грешники, в зависимости от степени прегрешений, отправятся либо в чистилище, либо на муки в ад.
В средние века церковь была главной цивилизующей, международной и политической силой. Эта сила заключалась в строгой иерархии ее устройства, в твердости вероучения, в гибкости идеологии и пропаганды. Церковь не признавала над собой власти государей и светского суда; власть наместника Бога на земле, Папы Римского, стояла над властью земных правителей, королей и князей. Церковь не только боролась с язычниками и насаждала христианство, но в христианских странах своим авторитетом и богатством освящала троны, способствовала внутригосударственному устройству, а на повседневном уровне выработала гибкую систему контроля над душами верующих.
Средневековый человек воспринимал мир как проявление единой божественной воли, как свидетельство всеблагого божественного замысла. В каждом предмете, в каждом явлении запечатлены следы Творения, то есть Бог проявляется в любом своем творении, повсеместно свидетельствует о себе. Христианский Бог един и всеблаг, суров, справедлив и одновременно безгранично милосерден; его совершенство умонепостижимо, в Бога можно только верить. Поэтому средневековый человек, стремясь постичь Бога, приблизиться к нему, должен был полагаться не столько на рациональный анализ (чистый ум, не согретый верой, с религиозной точки зрения, верный путь к греху гордыни, самовозвеличения), сколько на интуитивное проникновение в божественный замысел, а для этого требовался универсальный, всеохватный подход к миру. Творение надо было понять как законченное всеединство, а в научных понятиях, в поэтических образах, в линиях и красках, в музыке выразить это понимание.
Поэтому главные свойства средневекового мышления, пронизывающие все средневековое искусство, — универсализм и символизм, и наиболее наглядное выражение они нашли в главных памятниках средневековой культуры, в соборах. Характерный для зрелого средневековья готический собор — своего рода энциклопедия в камне, он заменял неграмотному средневековому крестьянину книгу и школу. Всей своей архитектурой — устремленными ввысь шпилями, узкими резными колоннами, сложной организацией громадного внутреннего пространства - собор выражал идею порыва к небу, к Богу, воспроизводил модель законченного, завершенного космоса. Внутреннее убранство собора — статуи, витражи, барельефы, фрески — отображало основные эпизоды библейской и евангельской истории, жизнь земную и небесную. Собор был не только храмом Божьим, но и центром городской жизни: кроме регулярных служб, обрядов и церковных праздников, здесь ставились театральные представления, мистерии. Собор — образ, символ мира, каждый его элемент выражает мир трансцендентный, свидетельствует о высшей реальности, о Боге.
Мир средневекового человека — готовый результат божественного творения, застывшее в предметности царство ничем не нарушаемой гармонии. Это мир пространственный; жизнь в нем течет медленно, общественный и личный ритмы жизни совпадают, и в этом разном ощущении времени и отношении к нему — существенная разница между сознанием средневековым и современным, для которого мир вовсе не результат, а процесс.
Церковь же выступала в средние века своеобразной хранительницей античного наследия. Древность была единственным источником знаний, поэтому латынь была не только языком международного общения, но и языком образования. Хотя в школьном образовании использовались тексты Вергилия, перетолкованного в "христианина до Христа", Цицерона и Сенеки, античность в целом была совершенно чужда средневековому христианину, и он представлял ее себе весьма смутно, на уровне отдельных сведений, вырванных из исторического контекста. На латыни в средние века еще создавались литературные произведения, но одновременно в этот период зарождаются новые национальные литературы западноевропейских народов, и эти литературы создаются на новых языках. Все они проходят одинаковые стадии формирования национальных литератур, все они, как и литература античности, вырастают из фольклорной традиции, и на первой, доавторской стадии генетически связаны с фольклорной традицией. Литература раннего средневековья, или "темного времени", как раз и представляет эту доавторскую стадию литературного развития, и главный жанр на этой стадии — народно-героический эпос. Позже, по мере разложения эпического сознания и усложнения форм культуры, складывается литература авторская, и в эпоху высокого средневековья самым популярным из эпических жанров становится рыцарский роман, отразивший этос привилегированной верхушки общества, рыцарского сословия. Еще позже в Италии, где раньше всего в Европе зародились капиталистические отношения, возникает еще один малый эпический (уже в узком смысле "повествовательный") жанр — новелла, свидетельствующий о том, что литературы на новых национальных языках открывают для себя новую сферу, жизнь частного человека.
Литература средневековья кратко
Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам:
1. фольклору - к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе - особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству - Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим - наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным. Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.
Самой многочисленной и интересной была рыцарская литература. Институт рыцарства, как и церковь, играл важную роль в Средние века. Этот вид включал в себя следующие жанры:
Героический эпос. В раннем средневековье он был представлен устными сказаниями скандинавов и кельтов. Где-то с XI века эпосы начинают записывать. В каждой европейской стране было свое сказание о героях. У германцев была «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о герое Зигфриде, который искупался в крови дракона и стал неуязвим. Во Франции была написана трагическая «Песнь о Роланде». Суровые скандинавы создали цикл песен о богах и героях «Старшая Эдда». Англия стала родиной легенд о справедливом короле Артуре.
Рыцарский роман. Его ярчайший представитель, получивший огромную популярность и известность - «Тристан и Изольда». Если эпосы были народным творчеством, то рыцарский роман уже имел авторство. «Тристана и Изольду» написал в XIII веке Готфрид Страсбургский.
Куртуазный роман и лирика. Слово «куртуазный» означало «галантный». После первых крестовых походов рыцари привезли с Востока новые правила поведения, в первую очередь - с дамами. Появляются поэты-певцы - трубадуры и миннезингеры. Основная тема их поэзии - любовь.
В течение длительного времени в средневековой литературе существовало только несколько жанров. Постепенно, с общим развитием культуры Средних веков, их становилось все больше. В эпоху Возрождения литература средневековья достигла своей кульминации.
Осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества , культурным влиянием античного мира и христианством .
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература , героический эпос . Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в [Италия|Италии] в XIV веке , в других странах Западной Европы - в XV веке . Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV - и XVI веках .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Средневековая литература (рус.) История средних веков.
✪ история #27 Средневековая литература
✪ Средневековая литература. История 6 класс.
✪ Средневековая европейская культура
✪ Литературоведение: Средневековье || GingerInBooks
Субтитры
Латинская и народная литература
Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской , исландской) выражается в сказочности - красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную - морально-психологическую.
До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари . За прозу сразу же ухватился роман.
Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.
Средневековая поэзия
В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери , крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики . Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера , а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.