Что не так, в этом изображении? Последнее воскресение Макэвой курит
Блестяще играет аж 9 ролей! И снова наш внештатный корреспондент Наталья Хиггинсон прислала нам эксклюзивный материал - интервью с этим замечательным шотландским актером!
- В фильме вы играете разных персонажей, какой среди них ваш любимый?
Да, наверное, придется выбрать между Барри и Хедвигом. Барри очень простой в плане воплощения, а Хедвиг - напротив, очень сложный. Но потом Хедвиг мне понравился, и я получал от него огромное наслаждение. Сначала было сложно, а потом я в него влюбился. Так что, наверное, все-таки Хедвиг. Потому что всегда интересно играть детей, и еще он интересен, потому что зрители поначалу думают, что он невинный и искренний, а потом он оказывается зловещим. В исполнении он оказался тоже не таким простым, и именно это мне и нравится.
- Но ведь актеры все время играют разных персонажей? Вы думали об этом, когда работали над «Сплитом»?
Да! Удивительно, люди говорят, мол, наверное, сложно играть целых девять персонажей сразу? А я думаю, так я уже сотню играл за всю свою карьеру. Просто это девять разных заданий сразу. Так что если смотреть с точки зрения энергозатрат на одном проекте, да, ты играешь сразу девять. И я всегда мечтал отыгрывать разницу в персонажах, изменения между ними. Это сложно, но это - самое интересное для актера и не менее интересно зрителям, которые за этим наблюдают: «ООО! Он только что перешел из одного в другого!». Когда мне доводилось это наблюдать - это было невероятно крутое зрелище.
- А вы сами не считаете, что актеры страдают от расщепления личности?
Нет, но я абсолютно уверен, что мы создаем разных личностей именно таким способом. Ну и потом, мы все играем роли: дома мы одни, на работе - другие. Я знавал актеров и режиссеров, которые совершенно невероятны на работе, но когда уводишь их с площадки, они превращаются в нечто невразумительное. И я видел обратное: совершенно невероятная счастливая и талантливая личность приходит на площадку и превращается в сухой лимон. Но при этом ты наводишь на них камеру, и они обалденно играют. Но ты никогда не поймешь, что оказывается, он несчастен все это время из-за стресса и напряжения. Это целая индустрия внутри индустрии. И ты постоянно изображаешь кого-то еще, и все твои создания постоянно следуют за собой. И они реальны.
- Я очень люблю «Грязь», и там вы тоже переодевались, взяли ли вы что-нибудь из того опыта?
Хм, тогда было сложнее ходить на каблуках. Возможно, каблуки были неудобные. Но оба персонажа - совершенно разные. Я не думаю, что Брюс в «Грязи» реально страдает расщеплением личности. Я думаю, Брюс просто жил в своих иллюзиях. И я думаю, что он прекрасно понимал, что он - вовсе не его жена. Но он так тяжело переживал ее отсутствие, что пытался таким образом хоть как-то удержать ее в своей жизни, и одновременно понять, почему она ушла. А Кевин в «Сплите» содержит в себе 22 личности, которые живут своей жизнью. Но да, тренировка, конечно, была полезной. И за последние 3-4 года я сыграл довольно много других личностей, в том числе таких, которые страдали заболеваниями разума: «Макбет», «Правящий класс» и «Транс». И это все тоже помогло, и было своеобразной репетицией для этой роли. Но вот, что интересно. Я не считаю каждую из этих личностей страдающим от расстройства разума. Кевин болен, да, но каждая из его личностей - нет.
- Насколько глубоко вы погружаетесь в исследование темы прежде, чем начать работать над ролью?
Это зависит от разных факторов. Иногда приходится исследовать весьма интенсивно, а иногда хватает моего собственного опыта. Но я никогда не имел никакого опыта с расщеплением личности, так что пришлось изучить вопрос. Мне пришлось изучить, что это значит для тех, кто страдает от этого недуга - не только прочитать медицинскую информацию. Я обнаружил, что их способ поддерживать связь между личностями, что населяют одно тело - это дневник. Так они систематизируют свою жизнь. Я помню, одна женщина говорила, как она смогла наладить контакт между двумя личностями. Один из ее эго был маленький мальчик, который обожал Лего. И когда вдруг кто-то шел в магазин за едой после его выходов, оказывалось, что все деньги потрачены на пять новых наборов Лего. Ей пришлось придумать способ дисциплинировать его, чтобы он не тратил на Лего все деньги. Это было 15 лет назад, но остались ее дневники и видео. Сегодня возможность вести видеоблог - большое подспорье для таких людей.
- Вы были знакомы с творчеством Шьямалана до вашего сотрудничества? Что вы думаете о нем, как о режиссере?
Он очень хорошо готовится к работе, он - один из самых подготовленных режиссеров на площадке, с которыми мне довелось работать. Ну, может, на пару с …
- Кем?
Не скажу. Пусть каждый думает, что это он. Но Найт и правда знает весь сценарий наизусть, каждый кадр, до того, как снимет его. Многие режиссеры тратят много времени и денег на превизы и раскадровки, а потом не используют эти наработки. А он использует каждый кадр, который задумал. У него все детали на месте и продуманы. Так что я ему просто доверился на все сто. И когда я сомневался, думал: «Он наверняка знает больше меня, и если он хочет, чтобы я это сделал, значит, это нужно. А если не сработает, попробуем что-то еще». С ним очень легко, даже когда ты чувствуешь, что идешь по тонкому льду. С ним можно идти.
- Вы побрили голову для «Сплита»?
Я побрил голову для фильма «Люди Икс: Апокалипсис». И Найт увидел меня в таком виде. И один раз я был пьян, а он говорит: «Вот! Это тот парень!». Частично из-за бритой головы, а частично - потому что он раньше меня пьяным не видел.
И потом я сделал еще один фильм… тоже лысым. Мне сказали: «Ты нам нравишься лысым». Так что я сделал три фильма подряд с бритой головой.
- Как вы себя ощущаете в таком виде? Освобожденным?
Нет, я не был в восторге, и это не было каким-то новым открытием себя, но мне понравилось. Вчера мне пришлось делать грим для съемки на постер этого фильма, и я подумал, блин, так хорошо - самое то, так что, мне нравится.
- Думаете, что люди воспринимают вас таким иначе?
Да, абсолютно. На улице, когда на меня сердятся, сначала агрессивно обращаются, типа: «Ты, мудила…» а потом убегают. Видя лысую голову, они принимают меня за скинхеда или нео-нациста. Однозначно.
- Они не спрашивают, не родня ли вы Патрику Стюарту?
Ха! Мы очень близки с ним.
- А вам гонорар не увеличили, раз уж вы играете больше персонажей?
Хороший вопрос! Я никогда об этом не думал, но теперь вижу, что логика в этом есть.
- Этот фильм, в том числе - о том, что страдание может сделать вас лучше. Как вы думаете, делают ли страдания вас лучше как художника?
Да, одно из посланий фильма действительно об этом. Не знаю. Я переживал страшные вещи в детстве. И они сделали меня тем, кто я есть. И я бы не изменил ничего в своей жизни, даже, если бы мог. Потому что мне нравится, кем я стал и каким я стал.
И как актер, я уделяю много времени раздумьям над тем, почему люди поступают так или иначе. Почему в нас есть некие шаблоны поведения. Но каждый раз, оглядываясь. Я вижу тот путь, что привел меня туда, где я нахожусь. И еще я думаю, все не так просто и однозначно. И не обязательно, если ты страдал, то станешь хорошей личностью. Второе не однозначно следует за первым. Но то, что не убивает нас, однозначно делает нас сильнее. И эта идея - основная во всех фильмах о супергероях. Эти истории существовали сотни лет. И потом трансформировались в это: «О, мои родители погибли, когда я был маленьким, теперь я стану супергероем». Сколько раз вы это видели в кино? «Мою маму убили, и теперь я стану Бэмби и превращусь в крутого сильного оленя». Трагедия делает нас сильнее - это правда. Однажды я оказался радом с детским психологом, я был в Вашингтоне, потому что мы с Робертом Редфордом промотировали фильм «Заговорщик». И мы разговорились. У меня только что родился ребенок, и мы говорили о том, какие они восприимчивые и как любое сказанное слово может сломать им жизнь. Но она сказала: «Дети, у которых в жизни все хорошо, не становятся ничем особенным». И я тогда подумал «Ого!» Это говорит детский психолог. Так что я ей верю.
На самом деле нет. Есть много особенных людей, у которых в жизни все было хорошо. Но какая-то правда в ее словах все-таки есть.
- Вы говорили о своих театральных работах, не планируете вернуться в театр?
Я планировал оказаться на сцене в ближайший год. И это были большие планы, просто чертовски огромные. Но оказалось, что эту пьесу в будущем году ставят еще четыре раза. Так что и я, и режиссер, мы ищем другой материал, потому что мы не хотим быть пятыми.
- Театральная постановка требует больше усилий, не проще ли просто сниматься в кино?
Хм, я не согласен. Кино требует больше, в плане внимания к тебе.
- Но театр требует больше физических усилий.
Даже если постановка не требует больших физических усилий, ты все равно худеешь. И можно есть все, что хочется и сколько хочется, и ты все равно останешься худым, да. Потому что ты постоянно - с момента разогрева - в напряжении. Но те постановки, в которых я участвовал, были еще и очень напряженными физически. Но даже если это не так, ты все равно теряешь вес во время игры. Просто из-за стресса: сердце бьется быстрее, и адреналин бежит по венам. Но и в ответ получаешь море энергии. Но при этом ты удовлетворяешь свою потребность рассказать историю. В театре ты рассказываешь ее каждый раз до конца. А в кино иной раз снимаешь что-нибудь несущественное весь день. И думаешь, как же сегодня удовлетворить свое желание рассказывать.
- Играть на сцене - сложнее, или это просто другой набор инструментов?
Это другой набор инструментов, другой способ связи со зрителем. И другое требование к зрительскому вниманию. И ты должен прилагать усилия, чтобы смотрели именно на тебя, а потом - помочь зрителям перенести внимание на другого человека, когда наступает время слушать его. И так далее. Иными словами, ты переводишь внимание зрителей на нужного человека в нужное время. Иначе они запутаются. А в кино все иначе, ты делаешь свою работу, и монтажер делает свою. Именно монтажер заставляет зрителей смотреть туда, куда нужно, а музыка и освещение в кадре подсказывают им, что они должны в этот момент чувствовать. Так что, у тебя нет контроля ни над чем, как у актера. А в театре ты - главный рассказчик. И это гораздо приятнее, ты чувствуешь полную отдачу от процесса.
- Считается, что жанровое кино часто оказывается вне внимания Киноакадемии.
Многие фильмы оказываются вне внимания Академии, не только подобного жанра. Но сейчас Киноакадемия меняется. Посмотрим, что будет дальше.
Интервью брала Наталья Хиггинсон
Перевод Надежды Маркаловой
Чем лучше актер, тем больше в его распоряжении личностей, тем реже он играет во всех фильмах самого себя. А вот самая главная, самая интересная личность всегда остается недосказанной. Мы собрали 10 фактов о Джеймсе МакЭвое, которые приоткрывают нам актера таким, какой он есть. А вы уже посмотрели фильм «Сплит »?
1. «В детстве я хотел стать священником, миссионером, и, быть может, уехать в далекую Африку спасать людей от голода. Но однажды я передумал, представив, как мне придется каждое утро вставать в шесть часов и идти в церковь. Я не был против того, чтобы стать священником, я был против того, чтобы рано просыпаться. Для меня это сродни самоубийству!»
2. Мать Джеймса работала медсестрой. Дед был мясником, а его бабушка мыла полы в богатых домах, работала на фабрике по производству печенья и даже водила грузовик.
3. Когда мальчику было 16 лет, к ним в школу пришел актер Дэвид Хейман . Он рассказывал об актерской работе, о кино, и все это очень заинтересовало МакЭвоя. Когда встреча закончилась, он подошел к актеру и заявил, что готов сыграть какую угодно маленькую роль, пусть только его возьмут в кино. И ему действительно дали небольшую роль в фильме «Соседняя комната». Это было в 1995 году, и актер считает, что сыграл просто ужасно, ему до сих пор стыдно за это перед режиссером.
Первая роль - в фильме "Соседняя комната" British Screen Presentation
4. Как у всех в детстве, у Джеймса на стене висели постеры. Их было всего три: черная пантера, белая «Lamborghini» и Дженнифер Энистон .
Когда он уже стал актером, еще не таким известным, но уже приглашаемым на вечеринки, Люси Лью познакомила его с Дженнифер. «Она меня как бы проигнорировала, — вспоминал позднее МакЭвой, — я остался там, как дурак, вместе с Дженнифер и ее друзьями. Они общались друг с другом, а я стоял рядом и готов был провалиться сквозь землю. Был молодой и глупый, не знал, что сказать. С тех пор я с Дженнифер не пересекался — всячески стараюсь избегать встреч с ней, потому что та рана еще не затянулась. Но втайне я все же надеюсь, что когда-нибудь нас снова представят друг другу, а она скажет: „А, я тебя помню, ты тот самый лопух с вечеринки, который стоял рядом и краснел!“ Тут-то я ей про постер все и выдам».
5. Кира Найтли, бывшая его партнершей по фильму «Искупление », утверждает, что МакЭвой целуется лучше, чем Джонни Депп и Орландо Блум . Джеймс очень гордился, когда узнал об этом.
6. Его любимые фильмы «Назад в будущее », «Индиана Джонс », «Балбесы» и сериал «Стартрек».
7. Свою бывшую жену Анну-Мари Дафф он встретил на съемках сериала «Бесстыдники» — оригинальной британской версии. Она играла Фиону, а он — ее парня Стива.
Company Pictures
8. «Между съемками я всегда отращиваю бороду, пока кто-нибудь не заплатит мне за то, чтобы я ее сбрил», — шутит Джеймс.
9. Сестра актера, Джой, поет в шотландской группе «Streetside».
10. Первому человеку, которого Джеймс МакЭвой встречает в первый день каждого месяца, он говорит «белый кролик». На удачу.
Но когда один за другим стали выходить фильмы с его участием: «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф», «Последний король Шотландии», «Пенелопа», «Джейн Остин», — все сразу переменилось. «Ах, шотландец! — восклицают теперь они. — С акцентом? Очень интересно!» Из подающего надежды британского актера Джеймс превратился в большую звезду — его взяли на роль молодого профессора Ксавье во франшизе «Люди Икс», он же играет в новом фильме оскароносного Дэнни Бойла «Транс».
«Поверьте, я не так привлекателен, как вам кажется, — говорит Джеймс. — Когда я только начинал ходить на пробы, для меня не было ничего труднее, чем заставить режиссера поднять глаза и хотя бы обратить на меня внимание». Он действительно кажется ужасно застенчивым человеком, даже несмотря на дурацкую темно-рыжую бороду (уж она-то должна была придать солидности), которую отрастил для роли короля Макбета в лондонской театральной студии «Трафальгар».
— После театральной сцены как вы себя чувствуете на съемочной площадке? Наверное, кино кажется чем-то несерьезным?
— Нет, я люблю кино. А разница между сценой и площадкой лишь в том, что ты рассказываешь историю не зрителю, а камере. Да, за ней стоят сотни людей, но настоящего зрителя ты, возможно, никогда и не увидишь. Театру, литературе — тысячи и тысячи лет, а кино — всего каких-то сто. Какие перспективы! Мне кажется, что кино, будучи молодым искусством, намного интереснее. Потому что куда это все направится, пока неизвестно…
— Пока оно идет в сторону многочисленных продолжений известных историй, и не могу сказать, что это воодушевляет…
— Вы о «Людях Икс»? Да, я сейчас снимаюсь во втором фильме приквела. И если он будет хорошо принят зрителями, то будут еще картины. Я не вижу в этом ничего плохого, кинопроизводство — очень дорогой процесс, и никто не хочет бросать деньги на ветер.
Несмотря на забинтованную руку — «Ерунда. Потянул мышцы пару дней назад на сцене да плюс еще палец сломал!», — Джеймс бодр и весел, легко отвечает на вопросы и в манере разговаривать нет ни тени высокомерия или звездности. Это сознательный выбор Макэвоя: не быть звездой.
Да и отчего ему быть звездой? Он родился в Глазго, родители развелись, когда ему было семь лет. Отца он с тех пор так и не видел и не горит желанием с ним общаться, хотя тот и делал пару попыток, правда, уже после того как Джеймс стал знаменит. Мать работала медсестрой. Дед Джеймса был мясником, а его бабушка мыла полы в богатых домах, работала на фабрике по производству печенья и даже водила грузовик. Джеймс учился в католической школе и одно время мечтал стать миссионером. Когда ему исполнилось 16, в школу на встречу с учениками пришел актер Дэвид Хейман. И эта встреча, как часто бывает, изменила планы юноши. По ее окончании Джеймс подошел к Хейману и сказал, что готов сыграть какую угодно маленькую роль, только пусть его возьмут в кино. А тому в новый телепроект как раз требовались подростки… Вскоре скромный парень с окраины Глазго оказался в Королевской шотландской академии музыки и драмы. Перед этим он, правда, успел поработать в местном супермаркете кондитером — наполнял булочки взбитыми сливками и вареньем и размышлял о будущем.
— Ваш персонаж в «Трансе» Дэнни Бойла — человек, укравший картину Гойи, только к финалу понимает, кто он есть на самом деле. А вы когда осознали, что сами за личность?
— В фильме все три героя (их играют Венсан Кассель, Розарио Доусон и Джеймс Макэвой. — Прим. «ТН») пытаются стать самими собой. И в этом поиске иногда действуют жестоко. Постепенно фильм становится мрачным и страшным, а мой герой из доброго улыбчивого парня превращается в довольно неприятного типа. Играть это было невероятно интересно.
А сам я, пожалуй, еще не готов заявить, что определился как личность. Я становлюсь старше и постоянно меняюсь, так же как все вокруг меня. Могу сказать, что за последние два года моя жизнь в профессии стала гораздо легче и требует меньше усилий. Но теперь больше сил забирает необходимость скрывать свою частную жизнь от других. Хотя я и не могу сказать, что на улице мне не дают прохода, нужда прятаться появилась.
Жена Джеймса, актриса Энн-Мэри Дафф, на девять лет старше его, ирландка, но родившаяся и выросшая в Лондоне. Джеймс встретился с ней именно тогда, когда ему это было просто необходимо. Несмотря на то что, казалось, карьера складывается неплохо, он чувствовал себя неудачником. Актер всерьез винил судьбу, что та позволила ему попасть в Академию драмы, но не дала больше — таланта. И вот, на съемках сериала «Бесстыдники», он проводил вечера в съемной квартире в не самом жизнерадостном городе Великобритании — Манчестере, много пил и от этого, разумеется, не чувствовал себя бодрее. Его партнершей по сериалу была Энн-Мэри. Она и расставила в его жизни все по своим местам.
Для британских таблоидов это был самый захватывающий роман. И преследования папарацци многому научили Макэвоя. Мы знаем, что Джеймс и Энн-Мэри поженились в 2006 году и что в 2010-м у них родился сын, которого назвали Бренданом. Но точной даты его появления на свет никто толком не знает, потому что свою беременность Энн-Мэри скрывала, да и стало известно, что у пары родился малыш, только после того как случайный прохожий сфотографировал ее на прогулке с коляской.
— Почему вы прячетесь? Не хотите видеть свои фотографии в таблоидах?
— Когда я начинал, думал, что в интервью должен рассказать какие-то интересные вещи о себе. Болтал о своем детстве, как пробовал наркотики и прочую ерунду. Но через некоторое время почувствовал, что теряю право на собственную жизнь. Своими проблемами или радостью я делюсь с друзьями, а какой смысл делать это, если они уже прочитали все в утренней газете?
— У меня остались несколько приятелей еще со школьных времен. И я в любой момент могу позвонить им.
— Вам часто приходилось плакаться друзьям в жилетку?
— Скорее нет, чем да. Но, например, на съемках у меня очень легко получается заплакать, когда этого требует роль. И это странно — потому что собственную жизнь никак не могу назвать несчастной. Я скорее, наоборот, счастливчик!
И это действительно так. С тех пор как поступил в академию, он практически не оставался без работы. Снимался, играл в разных театрах, и его умение быть одновременно везде сыграло свою роль: о Джеймсе очень скоро узнали во всей Великобритании, а в 2006-м он получил приз британской киноакадемии BAFTA в номинации «Восходящая звезда».
— Говоря о вас, обязательно упомянут, что вы шотландец, это не смущает?
— По крайней мере я сам никогда не выпячиваю, что вот, мол, посмотрите на меня, я — шотландец! Но с другой стороны, нас всего 5 млн, так что хуже не будет, если мир, где живут 6 млрд, узнает о существовании такой маленькой нации. Тем более что шотландцы всегда были домоседами и до сих пор не любят путешествия. Но зато мы много улыбаемся.
— Сейчас у вас все удачно сложилось: вы играете в лондонском театре, значит, не надо колесить по миру и расставаться с семьей, так?
— Это действительно здорово — каждый вечер после спектакля возвращаться домой. Но сейчас мне приходится постоянно летать в Канаду, где идут съемки «Людей Икс». Нет, там прикольно, но далековато. Я все время путешествую, и теперь даже самые экзотические места и страны кажутся мне пресными и скучными. Настоящие каникулы для меня — это безвылазно посидеть дома!
— Наверное, здорово устали мотаться так туда-сюда, а потом выходить на сцену?
— Устал, да. Но это приятная усталость, от сцены вообще приятно уставать, и оно того стоит. Хотя сегодня я, кстати, неплохо выспался — провалился более чем на десять часов!
Удивительно, но когда ты выкладываешься, из кожи вон лезешь, то не получаешь ничего. Но когда ты открыт, чувствуешь легкость, то обнаруживаешь, что у тебя есть дополнительные десять процентов силы.
— С Дэнни Бойлом было легко на площадке?
— Скорее это было быстро, очень быстро. Мы снимали 11 недель, почти каждый день — плотный график. Тем более что одну и ту же сцену снимали по несколько раз, потому что, в зависимости от того, кто из героев о ней рассказывал, она представала в фильме под новым углом. Так что иногда я себя чувствовал так, будто снялся разом в трех фильмах. Здорово подогревала мысль, что все мы оказались в сумасшедшем мире Дэнни Бойла, а он большой энтузиаст кино.
— «Транс» — это картина еще и об одержимости. Вы можете сказать, что одержимы кем-то или чем-то?
— Не думаю. Хотя жена поспорила бы со мной по этому поводу. Ладно, признаюсь: я фетишист. Например, никому не отдам свой любимый стул, который стоит у нас дома на кухне.
— Хорошо, а жадность, азартные игры? Вы знакомы с ними, как ваш герой?
— Не особенно, потому что всегда чувствую себя очень стесненным в деньгах. Не в том смысле, что экономлю. Я имею в виду, что не люблю тратить на ерунду. Хотя и не отказываю себе в хорошей еде, например.
Но совершенно точно я никогда не потрачу сумму, с которой не могу легко расстаться. И пока еще ни разу за свою жизнь не влез в долги и не превысил свои финансовые возможности.
А вообще, не слушайте меня, это ерунда. Что мы, актеры, делаем, когда сыграли роль? Говорим себе: нет, это не про меня, я никогда бы так не поступил. Но кто знает, как повернется наша жизнь? И вполне возможно, ты окажешься в той же ситуации, которую еще несколько лет назад начисто отрицал!
— В конечном итоге все герои фильма, оказывается, были ведомы только жадностью. Думаете, это верно в отношении человеческой натуры?
— Вот это ваше утверждение насчет героев спорно. Да, в каждом из нас есть жадность, эгоизм. Но я не думаю, что все мы постоянно ведомы только низменными инстинктами. Иногда получается, что просто не можешь поступить иначе. И я искренне полагаю, что хорошие поступки мы совершаем не потому, что нам так удобно, а потому, что хотим, чтобы другой человек был счастлив.
Что же касается меня, то думаю, что мой инстинкт щедрости развит достаточно слабо…
— Ну а разве семья не заставляет человека заботиться о других, особенно о детях?
— Верно. Но с другой стороны, наоборот, семья делает нас еще более эгоистичными. Да, родные люди дают тебе почувствовать радость жизни, но они же лишают тебя жизни вне семьи. Ты всегда собран, всегда помнишь, что тебе надо домой, к детям, что тебя ждут.
Твое домашнее существование становится гораздо важнее всего остального. И ты вынужден жертвовать общением с другими людьми.
Хотя на самом деле меня пока такая ситуация вполне устраивает.
Полное имя: Джеймс Эндрю Макэвой
Семья: жена — Энн-Мэри Дафф (42 года), актриса; сын — Брендан (2 года)
Образование: окончил Королевскую шотландскую академию музыки и драмы
Карьера: снялся более чем в 30 фильмах и сериалах, среди которых: «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф», «Джейн Остин», «Искупление», «Особо опасен», «Люди Икс: Первый класс», «Транс» и др.
Раньше шлема он снимает кожаную куртку. На нем тяжелые ботинки. Джинсы в дырках. Часы Casio по цене примерно 100 долларов. Но над всем этим - самый открытый, веселый взгляд. Мы встречаемся в районе, где он живет, похожем на староанглийский провинциальный городок. Мой собеседник блаженно щурится, подставляя лицо лучам, а мне не удается удержаться и не съязвить. Но оказалось, искренняя несдержанность - лучший способ расположить к себе этого мужчину.
Psychologies:
Вы как-то сказали, что главным минусом своей внешности считаете веснушки. А им ведь так полезно солнце!
А вам хотелось бы обладать внешними данными Брэда Питта?
Да я и так ничего. У меня средний рост, бумажно-белая кожа, пять кило веснушек - передо мной открыты все пути! Нет, правда. Я не заложник своих данных, я могу быть кем нужно. То есть я хочу сказать, что неплохо смотрелся с хвостиком и на копытах - в «Хрониках Нарнии». Согласитесь, Брэд Питт в этой роли увел бы фильм далеко в сторону гротеска.
Мне было, наверное, 23–24, я снимался в «…А в душе я танцую». И кое-что тогда про себя понял - хорошо, что довольно рано. Это был фильм о жителях дома для инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно. Я играл потрясающего, полного жизни парня с диагнозом «мышечная дистрофия Дюшенна», это атрофия мышц, приводящая к почти полному параличу.
Мне нравится быть обыкновенным и в этом смысле незаметным. Метр семьдесят. Не загораю. Серые волосы
Чтобы сыграть эту роль, мне было мало усвоить пластику страдающих этой болезнью, то есть полную неподвижность. Я много разговаривал с людьми с этим диагнозом. И узнал, что они предпочитают оставаться незамеченными. Потому что боятся жалости.
Я тогда вдруг почувствовал, что мне как-то очень близка такая позиция. Меня не за что жалеть, дело не в этом. Но мне нравится быть обыкновенным и в этом смысле незаметным. Метр семьдесят. Не загораю. Серые волосы. Среднестатистический европеец.
Кадр из фильма «Сплит»
Непонятно, как с таким мнением о себе вы стали актером и звездой.
Во-первых, я не стремился ни к тому, ни к другому. А во-вторых, в юности я был куда более обыкновенным, чем вообще нужно для жизни. Мне было 15, и я хотел чего-то большего, чем быть нормальным парнем из нормальной школы в нормальном районе Глазго. Я не был отличником и не попадал на заметку инспекции по делам несовершеннолетних, я не особенно нравился девочкам, но мне не отказывали, когда я приглашал кого-то танцевать. Я хотел быть хоть в чем-то особенным.
И тут в школе возникла рок-группа. И выяснилось, что можно быть несколько другим, иным, и такие люди вдруг окружили меня. Я перестал бояться отличаться. Я вышел из круга безопасности, где все были как все. И тут учительница по литературе пригласила к нам в школу своего соседа, актера и режиссера Дэвида Хэймана - рассказать о кино и театре. А Хэйман сыграл леди Макбет в постановке с полностью мужским актерским составом Theatre у нас в Глазго.
Это был знаменитый спектакль! И парни из нашей школы… В общем, встреча прошла не очень позитивно. И я решил поблагодарить Хэймана - чтобы он не думал, что зря потратил на нас время. Хотя, может быть, раньше, до рок-группы, я бы и не решился - это же поступок «не как все».
А то, что Хэйман меня, как ни странно, запомнил. И когда месяца через три он готовился снимать «Соседнюю комнату», то пригласил меня сыграть небольшую роль. Но я не думал становиться актером. Я неплохо учился и получил место на факультете английского в университете. Туда не пошел, а поступил в военно-морскую академию.
Но пришло приглашение из Шотландской королевской академии музыки и театра, и морским офицером я не стал. Так что все довольно обычно. Я человек вполне обычных поступков, все исключительное со мной происходит исключительно на экране.
С бывшей супругой Энн-Мэри Дафф на Лондонском кинофестивале BFI, 2007 год.
Все-таки вы совершили как минимум два необычных поступка вне профессии. Женились на женщине почти на 10 лет старше вас и развелись после десяти лет с виду безоблачного брака…
Да, Энн-Мэри, моя бывшая жена, старше меня. Но, вы не поверите, это никогда не имело хоть какого-то значения. Мы познакомились на съемках «Бесстыдников», у нас было общее дело, одна профессия, общие интересы и неделимая жизнь. Понимаете? Я даже не могу сказать, что сначала у нас был роман, а потом мы соединились.
Это было все сразу - любовь, и мы вместе. То есть сразу было понятно, что теперь мы вместе. Никаких добрачных ухаживаний, никакого специального романтического политеса. Мы сразу оказались вместе. Уж что не имело значения, так это возраст.
Но, насколько я знаю, вы выросли без отца… Есть такое мнение, возможно обывательское, что мальчики, выросшие в неполных семьях, склонны искать родительского внимания от тех, кто старше их…
Да я вообще неплохой объект для психоанализа! И знаете, я спокойно смотрю на эти вещи. Мы все годимся для какого-нибудь анализа… Мне было 7, когда родители развелись. Мы с сестрой переехали жить к дедушке с бабушкой. Дедушка был мясником. А мама то жила с нами, то нет - мы родились, когда она была еще совсем юной, ей нужно было учиться, работать. Она стала психиатрической медсестрой.
Мы жили с бабушкой и дедушкой. Они никогда нам не лгали. Не говорили, например: ты можешь стать кем захочешь. Это ведь неправда, я и в своем ребенке не хочу сеять ложные надежды. Но они говорили: надо пытаться стать тем, кем ты хочешь, или, по крайней мере, стать кем-то. Они были реалистами. Я получил практичное, безыллюзорное воспитание.
В одном таблоиде вышло интервью с моим отцом, которого я, в общем-то, не знал. Он говорил, что счастлив был бы встретиться со мной
До 16 лет жил по строгим правилам, утвержденным бабушкой. Но в 16 я вдруг заметил, что могу делать все что хочу, и бабушка, провожая меня на вечеринку, напоминала, что надо зайти за пивом. Бабушка с дедом дождались момента, когда смогли мне доверять, когда я смог принимать собственные решения и нести за них ответственность… В 16 лет это было потрясающим приключением - собственные решения. И в результате я в самом деле довольно практичен.
Я знаю, кто я, откуда я… Когда я получил первую награду Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), в одном таблоиде вышло интервью с моим отцом, которого я, в общем-то, не знал. Он говорил, что счастлив был бы встретиться со мной.
Меня это удивило: зачем это ему? Мне точно не нужно - у меня нет вопросов к прошлому, в нем нет ничего непроясненного, мне не нужно искать никаких ответов. Я знаю, что сделало меня, кто я, и смотрю на вещи с практической точки зрения. Жизнь сложилась так, что мы практически не знакомы. Ну и нечего ворошить старое.
На «Ночном шоу» с Джимми Фэллоном
Но жизнь к тому же сложилась неплохо, согласитесь. А если бы она не сложилась?
Мы с моим лучшим, наверное, другом, с Марком, вспоминали, какие мы были лет в 15. Тогда у нас было чувство: что бы с нами ни случилось, мы будем в порядке. Он еще тогда говорил: ну, пусть через 15 лет мы будем машины мыть на обочине в Драмточти, мы все равно будем в порядке. И вот теперь мы решили, что и сейчас под этим подпишемся. Мне свойственно это оптимистическое чувство - что вопрос не в том, какое место я занимаю под солнцем, а в том, как я при этом себя ощущаю.
В мире стало слишком много канонов для соблюдения статусности… Для меня точно много
Поэтому меня смешат коллеги, которые настаивают на знаках своего статуса - на этих огромных трейлерах-гримерках, на личных парикмахерах и величине букв фамилий на постерах. В мире стало слишком много канонов для соблюдения статусности… Для меня точно много.
Мне вообще это стремление к соло под солнцем непонятно. Я по натуре член команды. Возможно, поэтому я и оказался в школьной рок-группе - какой смысл играть прекрасно, если остальные в команде фальшивят? Важно, чтобы общее звучание было гармоничным.
Мне и в театральной академии понравилось, и в профессии этой, потому что театр, кино - командная игра, и от гримера, от художника зависит не меньше, чем от актера, хотя он под софитами, а они за кадром. И все это становится очевидно, если посмотреть с практической точки зрения.
Кстати, поэтому после развода мы еще год и продолжали жить вместе - не только чтобы не разрушать уклад жизни Брендана, а потому что никаких серьезных личных планов у каждого из нас не было. Мы и сейчас остаемся ближайшими друзьями, и всегда ими будем.
Не делайте из меня голое рацио - иногда я поддаюсь диктату чувств. Я, например, сначала отказался сниматься в «Исчезновении Элеанор Ригби», хотя влюбился и в сценарий, и в роль. Но там мотив и исток сюжета - смерть маленького сына героя. А незадолго до того родился Брендан. Я категорически не хотел примерять на себя такую потерю. Не мог. И роль была прекрасная, и фильм мог выйти потрясающе пронзительный, а я все равно через этот факт в сценарии переступить не мог.
Джеймс Макэвой и Дэниэл Рэдклифф сыграли главные роли в фильме «Виктор Франкенштейн», 2015 год
Но потом же вы в этом фильме все-таки сыграли?
Год прошел, чувства улеглись. Я перестал панически бояться, что с Бренданом что-то случится. Привык, что это нормально - когда у меня есть Брендан. Кстати, да - вот то исключительное, что со мной произошло вне кино и сцены, - Брендан.
Я вам даже больше скажу… Меня иногда пытаются привлечь к своим кампаниям активисты, борцы за независимость Шотландии. Знаете, какая у них цель? Чтобы мы, шотландцы, после обретения независимости стали богаче. Это что за стимул - стать богаче?
Век назад ирландцы боролись за независимость и готовы были за нее умереть. А кто-нибудь готов пролить кровь за это «стать богаче»? Это я к тому, что практичность не всегда достойный мотиватор. По-моему, только чувства и могут быть настоящим стимулом к действиям. Все остальное, что называется, тлен.
Джеймс МакЭвой, исполнитель роли молодого профессора Икс в фильме “Люди Икс: Первый класс” не большой любитель давать интервью. И вообще человек замкнутый. Но мы все-таки рискнули и назначили парню встречу. И этот неразговорчивый и серьезный юноша – О, чудо! – согласился!
Джеймс, расскажи как это – играть в легендарных "Людях Икс?
Да супер! У нас было очень весело на съемках!
Совсем без напрягов?
Напрягало то, что все остальные персонажи отскакивали от стен, стреляли лучами света прямо из грудной клетки, делали сумасшедшие вещи и заставляли всякие штуковины летать в воздухе. А мой Чарльз (будущий профессор Икс) просто с умным видом прикладывал палец ко лбу, и все.
Наверное, пришлось задействовать все свое мастерство?
Как-то так. Но зато для моего героя потребовалось меньше компьютерных спецэффектов, работы каскадеров и прочей суеты. То есть у меня больше времени на сон и на всякие дела оставалось: не надо было часами тусить на площадке, обмотавшись датчиками для спецэффектов. Правда, я все равно немного завидовал другим персонажам, использующим свою суперсилу, смотрел на них и думал: “Вот это круто!”
Ты сам, наверное с детства обожал фильмы про супергероев?
В детстве мы с друзьями смотрели мультик про Людей Икс. Среди нас, обычных мальчишек из рабочих кварталов, это была популярная тема. Но на самом деле мне всегда нравились фильмы о живых людях. Во времена моего детства очень крутые фильмы про тинейджеров снимали. Не как сейчас – с тупыми тошнотворными шутками. Это были истории о подростках, пытающихся как бы “встроить” себя в этот мир. Очень актуальная тема во все времена.
Ты сам себя как в окружающий мир встраивал? С самого детства шел к тому, чтобы стать актером?
Не-е-е. Я хотел сначала пойти в военно-морской флот. И еще подумывал о карьере священника, представляешь?
Ух ты! Неординарный выбор!
Да, просто обе эти профессии, как мне тогда казалось, могли помочь скрыться от ужасной реальности, типа такой дауншифтинг совершить…
Что ужасного было в твоей реальности?
Школьные годы, все эти подростковые комплексы, метания. Я был довольно зажатым, такой человек в футляре. Ни о каком актерстве тогда не думал, в театральные студии не ходил. Правда, было у нас 2 учителя, которые в итоге вытащили меня из моего панциря. Под их руководством мы создавали бэнды, играли на школьных концертах, что позволяло нам быть значимыми, смелыми и дерзкими. Если бы не это, я бы не стал актером.
Ты ведь вырос в довольно простой среде? Из рабочего класса, можно сказать?
Да, так оно и есть. Мы жили в Глазго, в бедном районе, поэтому всякой жести я насмотрелся. Но моя лично жизнь было нормальной, бабушка, дедушка и мама очень хорошо ко мне относились. Я даже могу сказать, что я был счастливым ребенком. Правда, самостоятельности вплоть до 16 лет у меня никакой не было, но, может, оно и к лучшему? В моем районе было много плохих компаний, подростки вечно попадали в какие-то истории. Так что мне даже повезло, что я не был предоставлен сам себе.
Ты совсем не упоминаешь о своем отце…
А что я могу сказать о человеке, которого не видел с 7 лет? Мне о нем сказать нечего.
Ты говоришь, что вырос в бедном районе. Но откуда тогда взялись деньги на обучение в Королевской шотландской академии музыки и драмы?
Сам зарабатывал, конечно. Я в утреннюю смену подрабатывал в пекарне Sainbury’s, был стажером-кондитером, знаешь, наводил всякую красоту – торты глазурью обливал, заправлял булочки джемом… А потом, после работы, к 8 утра бежал на занятия.
И твои труды окупились! Вскоре ты ведь стал звездой молодежного сериала “Бесстыжие”…
Да, но это было гораздо позже, в 2004-2005 годах уже. Хреновые были времена, если честно.
Да ладно? Почему?
Я тогда активно искал себя, мне казалось, что я смошенничал, уйдя в кино. Что никакой я не актер. Я раньше вообще воспринимал все события в жизни в негативном свете, очень сильно заморачивался, рефлексировал. Но потом вдруг подумал: какого черта? Я же люблю то, чем я занимаюсь! Надо идти вперед!
Дорога к славе была не такой уж гладкой, да?
Да, но я лично рад, что у меня был медленный и долгий подъем по карьерной лестнице, у меня было время протестировать актерство. Это дало мне время на учебу – начинал с небольших ролей, потом продолжил средними, потом огромное количество характерных ролей и ни одной главной. А потом – съемки в “Искуплении” с Кирой Найтли. Это была моя первая главная роль и сразу в таком грандиозном проекте.
Тебя ведь даже на “Золотой глобус” номинировали за “Искупление”?
О да, это было невероятно! Феерично! Если бы мне сказали об этом, когда я учился в театральной школе, я бы упал в обморок.
Тебе и с партнершами по экранным love stories повезло: Кира Найтли в “Искуплении”, Анджелина Джоли в “Особо оопасен”…
Ага, но знаешь, как это было сложно! Они же считаются самыми красивыми женщинами в мире, а я? Не думаю, что на меня наслали заклинание уродства или что-то подобное, я довольно приличный парень, но явно не секс-символ. В общем, я дико переживал, когда узнал, что мне предстоит работать с такими шикарными девушками.
Неужели у тебя есть комплексы по поводу собственной внешности?
А то! Ненавижу свои веснушки, например.
Кто-то еще из голливудских актеров поразил тебя до потери речи?
Поразил меня Том Хэнкс. Я встретил его в первый раз в 2000 году. Он спросил меня что-то вроде “Ну, как проводишь время?” А я ему: "Хорошо. Кстати, я считаю, что вы круто сыграли в “Джо против Вулкана”, потому что я очень люблю этот фильм, он вообще один из моих любимых с детства". В общем, нес какую-то ахинею.
И что ответил Том?
Ну, он понял, что молодой актер просто разволновался и сказал: “Эй, пацан, остановись, расслабься, все нормально”. Он очень классный, совсем без пафоса, который приписывают всем голливудским актерам.
А развенчай какой-нибудь миф об актерах.
Пожалуйста! Могу даже несколько! Во-первых, нам не платят заоблачные суммы за работу, потом, мы не употребляем наркотики и не занимаемся сексом постоянно. И у нас не все всегда хорошо, и мы не уверены в себе на 100%. Вообще ни разу.
Ну а плакать-то по команде вы умеете? Или это тоже миф?
Я лично умею. Было пару раз, когда не получалось, но это, как правило, в конце долгого съемочного дня происходило, когда я уже 100 раз успел поплакать. А так всегда пожалуйста – заплакать с пол-пинка для меня вообще не проблема.