Биография. Ефимов николай ефимович Маршал ефимов биография
Великие летчики мира Бодрихин Николай Георгиевич
Александр Николаевич Ефимов (СССР)
Александр Николаевич Ефимов
Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка в семье железнодорожника. Детство и юность провёл в городе Миллерово Ростовской области. В 1941 г. окончил Луганский аэроклуб. В РККА с мая 1941 г. В 1942 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.
Ефимов участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 г. в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка. С ноября 1942 г. он лётчик, командир звена, штурман и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. К июлю 1944 г. командир эскадрильи 198-го штурмового авиаполка старший лейтенант Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.
К сентябрю 1944 г. Александр Ефимов совершил 170 боевых вылетов на Ил-2. 170 раз наносил он удары противнику в Подмосковье, под Смоленском, под Ельней, на Орловско-Курской дуге, в Белоруссии, Польше, Пруссии. 26 октября 1944 г. А.Н. Ефимову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В один из апрельских дней лётчики получили приказ штурмовать порт на Балтике Свинемюнде. Погода нелётная: сплошная низкая облачность, туман, а над заливом - сильнейший ливень. До цели дошла одна эскадрилья Ефимова, остальные не смогли пробиться. Ефимов подал сигнал к штурмовке. Немцы встретили нашу эскадрилью массированным огнём. Это был победный, 222-й боевой вылет А.Н. Ефимова.
Герой Советского Союза А.Н. Ефимов участвовал в Параде Победы.
18 августа 1945 г. в День авиации капитана Ефимова наградили второй медалью «Золотая Звезда». В Кремле из рук М.И. Калинина он принял высокую награду, которой удостаивались лучшие из лучших.
После войны Ефимов занимал различные командные должности в ВВС. В 1951 г. он окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, дивизией. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Был заместителем командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе). В 1964–1969 гг. командовал 57-й воздушной армией в Прикарпатском военном округе. С марта 1969 г. - первый заместитель главкома ВВС.
Ефимов летал до 1983 г.
С декабря 1984 г. по июль 1990 г. Ефимов был главнокомандующим Военно-воздушными силами, заместителем министра обороны СССР. В 1990–1993 гг. - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. В августе 1993 г. маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР А.Н. Ефимов ушёл в отставку. Ушёл из жизни 31 августа 2012 г.
Из книги КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы автора Млечин Леонид МихайловичГлава 12 АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ШЕЛЕПИН Этот человек обладал счастливым даром сплачивать вокруг себя людей. Некоторые из них остаются его искренними поклонниками и по сей день. Этого человека в пору его расцвета и стремительной карьеры за глаза называли «железным
Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар НиколаевичАлександр Николаевич Радищев Жизнь и деятельность РадищеваАлександр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в богатой помещичьей семье. Получив прекрасное домашнее образование, в тринадцать лет поступил в Пажеский корпус - самое привилегированное
автора Стригин Евгений Михайлович Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав ВладимировичАлександр Николаевич Лодыгин (1847–1923)
автора Стригин Евгений МихайловичСтерлигов Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Стерлигов родился в 1943 году в Тульской области. Окончил Московский автодорожный институт, Высшую школу КГБ СССР.До 1983 года служил в Московском управлении КГБ СССР. Затем был откомандирован на
Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений МихайловичШохин Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Шохин родился в 1951 году в Архангельской области. Образование высшее, окончил экономический факультет Московского государственного университета. Доктор экономических наук, профессор, академик
Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений МихайловичЯковлев Александр Николаевич Биографическая справка: Александр Николаевич Яковлев родился 2 декабря 1923 год в деревне Королево Ярославской области. Образование высшее, в 1946 году окончил Ярославский государственный педагогический институт, в 1960 году - Академию
Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия АлексеевнаАлександр Николаевич Голицын (1773 – 1844) Александр Николаевич Голицын – князь, русский государственный деятель, министр народного просвещения – родился в 1773 г. При Екатерине II он был зачислен в пажи, и, находясь с детских лет при дворе, достаточно тесно сошелся с внуками
Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай ГеоргиевичСитковский Александр Николаевич Родился 15 мая 1914 г. в селе Урожайное Ставропольской губернии. В Махачкале окончил 7 классов, работал шофером. В 1937 г. Ситковский был призван в Красную Армию, получил направление в летную школу, которую окончил в 1940 г. Служил на Дальнем
Из книги Жизнь и деяния видных российских юристов. Взлеты и падения автора Звягинцев Александр ГригорьевичАлександр Николаевич Радищев (1749–1802) «…Душа моя страданиями человечества уязвленна стала…»В мае 1790 года на Суконной линии Гостиного Двора столицы, в лавке купца Зотова, появилась книга небольшого формата в мягком переплете. Называлась она скромно и непритязательно –
Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий АлексеевичАлександр Николаевич Афанасьев Имя А.Н. Афанасьева известно каждому Русскому человеку, ведь самая любимая и памятная книга нашего детства, много раз читанная и пересказанная, называется «А.Н. Афанасьев. Сказки». Так уж получилось, что сегодня Александр Николаевич более
Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна ЮрьевнаРадищев Александр Николаевич 1749–1802Первый русский революционный республиканец.Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева, сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в
Из книги Гений войны Скобелев [«Белый генерал»] автора Рунов Валентин АлександровичЛеонтьев Александр Николаевич Родился в 1824 г. Образование получил в Пажеском корпусе. В 1850 г. закончил Николаевскую академию Генерального штаба с малой серебряной медалью. Работал в комиссии по реформированию армии, с 1861 г. – генерал-майор. С 1862 по 1878 г. – начальник
Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий ГеоргиевичАЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (р. 1818 - ум. 1881)Российский император с 1855 по 1881 г. Старший сын Николая I. Воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником - поэт В.А. Жуковский. Александр II женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине
Из книги Российский царский и императорский дом автора Бутромеев Владимир ВладимировичАлександр II Николаевич Весной 1818 года великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной проводили Святую неделю в Москве, поклоняясь древним святыням. Здесь, 17 апреля, у великокняжеской четы родился сын-первенец, названный Александром.Хотя в то время
Александр Николаевич Ефимов
Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка в семье железнодорожника. Детство и юность провёл в городе Миллерово Ростовской области. В 1941 г. окончил Луганский аэроклуб. В РККА с мая 1941 г. В 1942 г. окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков.
Ефимов участвовал в Великой Отечественной войне с августа 1942 г. в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка. С ноября 1942 г. он лётчик, командир звена, штурман и командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. К июлю 1944 г. командир эскадрильи 198-го штурмового авиаполка старший лейтенант Ефимов совершил 100 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.
К сентябрю 1944 г. Александр Ефимов совершил 170 боевых вылетов на Ил-2. 170 раз наносил он удары противнику в Подмосковье, под Смоленском, под Ельней, на Орловско-Курской дуге, в Белоруссии, Польше, Пруссии. 26 октября 1944 г. А.Н. Ефимову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В один из апрельских дней лётчики получили приказ штурмовать порт на Балтике Свинемюнде. Погода нелётная: сплошная низкая облачность, туман, а над заливом - сильнейший ливень. До цели дошла одна эскадрилья Ефимова, остальные не смогли пробиться. Ефимов подал сигнал к штурмовке. Немцы встретили нашу эскадрилью массированным огнём. Это был победный, 222-й боевой вылет А.Н. Ефимова.
Герой Советского Союза А.Н. Ефимов участвовал в Параде Победы.
18 августа 1945 г. в День авиации капитана Ефимова наградили второй медалью «Золотая Звезда». В Кремле из рук М.И. Калинина он принял высокую награду, которой удостаивались лучшие из лучших.
После войны Ефимов занимал различные командные должности в ВВС. В 1951 г. он окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, дивизией. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. Был заместителем командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе). В 1964–1969 гг. командовал 57-й воздушной армией в Прикарпатском военном округе. С марта 1969 г. - первый заместитель главкома ВВС.
Ефимов летал до 1983 г.
С декабря 1984 г. по июль 1990 г. Ефимов был главнокомандующим Военно-воздушными силами, заместителем министра обороны СССР. В 1990–1993 гг. - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. В августе 1993 г. маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР А.Н. Ефимов ушёл в отставку. Ушёл из жизни 31 августа 2012 г.
Совершил 222 боевых вылета. К началу апреля 1945 г. на счету капитан Ефимова значились уничтожение 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков. Проведя 58 воздушных боёв, он сбил 7 самолётов противника, включая один лично.
Биография
Родился 6 февраля 1923 г. в селе Кантемировка Воронежской губернии в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в Миллерово, окончил десятилетку. С мая 1941 г. в Красной Армии, окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и в августе 1942 г. был направлен на фронт.
Кем был
В начале войны недолго служил в 594-й штурмовой авиаполк, а затем направлен в 198-й шап, с которым оказалась связана почти вся военная биография. В апреле 1945 г., после 200-го успешного боевого вылета, был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.
Чем знаменит
Умело и тактически грамотно водил группы штурмовиков, что позволяло выполнять боевые задания с минимальными потерями, нанося при этом огромный урон неприятелю. Внес большой вклад в развитие тактики применения самолетов Ил-2. Продолжил военную службу после Победы. В 1951 г. по окончании Военно-воздушной академии в Монино командовал полком, дивизией; в 1957 г., окончив Военную академию Генштаба, назначается заместителем, а затем командующим воздушной армии. С марта 1969 г. заместитель Главкома, а с декабря 1984 по июль 1990 г. Главнокомандующий Военно-воздушными силами и заместитель министра обороны СССР; с 1990 по 1993 г. председатель Госкомиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Вел большую общественную работу. Доктор военных наук, профессор.
Места сражений
Вступил в бой в Подмосковье, участвовал в Ржевско-Сычевской, Орловской, Могилевской, Белостокской и других крупных наступательных операциях, закончив войну в Восточной Померании.
Случаи проявления наивысшей степени героизма
Один из наиболее жестоких боев с большой группой истребителей выдержал 13 июля 1943 г. к западу от Козельска; лейтенант Ефимов сбил «мессершмитт-110», но единственный из всей четверки вернулся на аэродром на сильно поврежденном штурмовике. При атаке танков северо-западнее Гродно 24 июля 1944 г. противник сбил всех трех ведущих - командиров эскадрилий 198-го шап. И в этот раз мужество и мастерство летчика спасли жизнь всему экипажу капитана Ефимова.
Обстоятельства смерти
Государственные награды
Дважды Герой Советского Союза был награжден тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Мужества, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Лауреат Государственной премии СССР.
Ефимов Александр Николаевич (1923-2012).
Военный летчик, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР, маршал авиации, доктор военных наук, член Общественной палаты РФ.
Родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка, ныне посёлок Воронежской области, в семье железнодорожника.
В 1940 году окончил школу № 2 в городе Миллерово Ростовской области. После окончания школы поступил в Ворошиловградский аэроклуб.
С 1941 года в рядах Красной Армии.
В мае 1941 года поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
В августе 1942 года, в звании сержанта, получил назначение в 198-й ШАП, действовавший на Западном фронте. Как лётчик-штурмовик участвовал в боях под Вязьмой, Ржевом, Брянском, Смоленском, в Белоруссии, Польше, Германии. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом авиаполка.
К июлю 1944 года командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного Волковыскского полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант А.Н.Ефимов совершил 100 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.
26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К 10 апреля 1945 года штурман 62-го штурмового авиационого Гродненского ордена Суворова полка (233-я штурмовая авиационная Ярцевская Краснознамённая дивизия) капитан А.Н.Ефимов совершил 222 успешных боевых вылета из них 47 — на разведку. Всего им лично уничтожено 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков, до 2000 фашистов. Проведя 58 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (1 лично и 6 в составе группы).
В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Командует авиаполком, укомплектованный штурмовиками Ил-10 . Затем авиадивизией вооруженной истребителями МиГ-15 и МиГ-17 , Воздушной армией.
В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в ВВС.
С 1969 года первый заместитель главкома ВВС.
С 1984 года — главком ВВС — заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный лётчик.
С 1975 года Маршал авиации. Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 — 11 созывов. Жил и работал в Москве. Автор книг: «Над полем боя», «Советские Военно — Воздушные силы».
Скончался 31 августа 2012 года. Похоронен 4 сентября на Новодевичьем кладбище. К празднику 9 мая 2015 года на могиле установлен памятник маршалу.
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4845 (26.10.1944 г.);
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 73 (18.08.1945 г.);
— три ордена Ленина (26.10.1944 г., 31.10.1967 г., 04.09.1981 г.);
— орден Октябрьской Революции (19.02.1988 г.);
— пять орденов Красного Знамени (29.05.1943 г., 21.02.1944 г., 24.10.1944 г., 21.02.1969 г., 05.02.1973 г.);
— орден Александра Невского (01.08.1944 г.);
— два ордена Отечественной войны I-й степени (05.11.1943 г., 11.03.1985 г.);
— орден Красной Звезды (30.12.1956 г.);
— орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени (17.02.1976 г.);
— орден «За заслуги перед Отечеством» II-й степени (21.02.2008 г.);
— орден «За заслуги перед Отечеством» III-й степени (06.02.2003 г.);
— орден «За заслуги перед Отечеством» IV-й степени;
— орден Мужества (2000 г.);
— медали СССР и Российской Федерации;
— иностранные ордена и медали.
Слушатели Академии ГШ МО подполковники И.Калаюшкин, А.Ефимов и Е.Пепеляев на штабных учениях БелВО. 1957 г.
Президент России Владимир Путин вручает Александру Николаевичу Ефимову орден Мужества, 2000 г.
Список источников:
Сборник «Сто сталинских соколов в боях за Родину». Москва, «ЯУЗА-ЭКСМО», 2005 г.
Сайт «Герои страны». Ефимов Александр Николаевич.
Родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка, ныне посёлок Воронежской области, в семье железнодорожника. В 1940 году окончил школу № 2 в городе Миллерово Ростовской области. С 1941 года в рядах Красной Армии, в 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
В августе 1942 года, в звании сержанта, получил назначение в 198-й ШАП, действовавший на Западном фронте. Как лётчик - штурмовик участвовал в боях под Вязьмой, Ржевом, Брянском, Смоленском, в Белоруссии, Польше, Германии. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом авиаполка.
К июлю 1944 года командир эскадрильи 198-го штурмового авиационного Волковыскского полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант А. Н. Ефимов совершил 100 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск, аэродромов, переправ и железнодорожных эшелонов противника.
26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К 10 апреля 1945 года штурман 62-го штурмового авиационого Гродненского ордена Суворова полка (233-я штурмовая авиационная Ярцевская Краснознамённая дивизия) капитан А. Н. Ефимов совершил 200 успешных боевых вылета. Всего им лично уничтожено 28 самолётов врага на аэродромах, 9 железнодорожных эшелонов, 65 орудий, 47 танков, до 2000 фашистов. Проведя 58 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника (1 лично и 6 в составе группы).
В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году и Военную академию Генерального штаба. Служил на командных должностях в ВВС. С 1969 года первый заместитель главкома, с 1984 года - главком ВВС - заместитель министра обороны СССР. Заслуженный военный лётчик. С 1975 года Маршал авиации. Кандидат военных наук. Депутат Верховного Совета СССР 2, 9 - 11 созывов. Жил и работал в Москве. Автор книг: "Над полем боя", "Советские Военно - Воздушные силы".
Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами. В городе Миллерово Ростовской области установлен бюст.
* * *В сквере на центральной улице города Миллерово Ростовской области, в окружении высоких каштанов и серебристых елей, стоит бюст дважды Героя Советского Союза , ныне Маршала авиации - Александра Николаевича Ефимова. За первые 100 боевых вылетов он уничтожил 12 вражеских самолётов, 25 танков, и много другой техники. Свой последний, 222-й боевой вылет, совершил 8 мая 1945 года. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю лётную работу в авиации Вооружённых Сил СССР ему присвоенно почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".
Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился совсем не так, как хотел его отец, потомственный железнодорожник. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдёт по его стопам. Но нет. Сын выбрал другой путь - небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамье, в середине 1930-х годов. А кто не мечтал тогда стать лётчиком? Да почти вся молодёжь.
Саша посещал школьный авиакружок, где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осовиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полётов. Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это не передать словами!
Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии - династии авиаторов Ефимовых. Ведь не только его дети, но и внук, Александр, посвятил свою жизнь авиации.
Сразу после окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 года - в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу - на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 233-й штурмовой авиационной дивизии.
Александру, как говорится, повезло: его определили во 2-ю эскадрилью капитана В. А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Ещё до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на лётчика - штурмовика. Под его руководством и началось становление лётчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.
Как и все фронтовики, Александр Николаевич помнит свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понёс он. Первый вылет доставил молодому лётчику немало радости оттого, что успешно выполнил задачу.
К началу Курской битвы Александр был уже зрелым лётчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.
Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Лётчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.
Курская битва разворачивалась во всю ширь. Противник, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратил наступление и повернул вспять. 198-му штурмовому авиаполку было приказано нанести удар на Болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в посёлках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе 4 "Илов", в которую входил экипаж Ефимова, повёл на задание капитан Малинкин.
Непродолжительный полёт - и штурмовики уже у цели, у посёлка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Немцы успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и миномётов. Вот так сюрприз!
Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На врагов летят мощные ПТАБы. Взрывы - и вверх взметываются языки пламени. Горят немецкие танки.
Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулемётов живую силу.
Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре лётчики увидели, как большая группа вражеских самолётов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать врагов. А их было 13 многоцелевых Ме-110 и 4 истребителя сопровождения FW-190. Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. "В атаку, за мной!" - приказывает он по радио.
Завязалась смертельная схватка. Мощным огнём из пушек Малинкин сбивает одного "Мессера". Немцы тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить ещё один "Мессер". Однако Александр вскоре остается без ведомого - падает на землю самолёт лейтенанта Петрова. Потеря огромная!
Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями "Илам" удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя своё абсолютное превосходство, немцы действуют нагло, атакуют беспрерывно.
"Командир, подбит самолёт комэска", - услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть Капитана он не мог, "Мессеры" наседали. Теперь Александр остался один против стаи врагов. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперёд штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулемётов и сосредоточенным огнём разнёс вражеский самолёт в клочья. Тот взорвался в воздухе.
Ефимов уже вёл штурмовик над самыми верхушками деревьев, затрудняя маневры "Мессерам". Неожиданно они отстали от "Ила". Александр понял: у них кончилось горючее, и враг вышел из боя. Именно на это он и рассчитывал.
Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.
Это был, пожалуй, самый тяжёлый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных лётчиков, так изрядно потрепали немцы? Долго ломал голову Александр и пришёл к выводу: устарели тактические приёмы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое лётное мастерство своё и своих подчинённых, оттачивал искусство маневра.
13 июля 1943 года, после гибели капитана Малинкина, старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром 2-й эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!
* * *
Полетите фотографировать передний край противника, - приказал однажды Александру Ефимову командир полка. - Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать 6 истребителей.
Есть! - коротко ответил Александр.
Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовится к вылету. В его самолёте, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.
В назначенное время Александр поднял в воздух "Ил" и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу - передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошёл вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъёмку. Ефимов так вёл машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Немцы открыли бешеный огонь.
Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает своё дело. Наконец фотосъёмка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.
* * *
К июню 1944 года Александр Ефимов совершил 100 боевых вылетов. Его стрелок, сержант Ю. П. Добров, сбил к тому времени 4 самолёта противника (2 из них - в группе). Весной 1945 года они участвовали в боях над территорией Польши, проведя 200-й вылет под Гданьском. Свой последний боевой вылет капитан А. Н. Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана 62-го Гвардейского штурмового авиационного полка.
Всего за время войны он совершил 222 успешных боевых вылета из них 47 - на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолётов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли враги от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 его награждают второй медалью "Золотая Звезда".
Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А. Н. Ефимов окончил Военно - Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 году он получил звание "Заслуженный военный лётчик СССР"), А. Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, укомплектованный самолётами Ил-10. Затем авиадивизией с МиГ-15 и МиГ-17, Воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание Маршала авиации.
В 1984 году А. Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году он удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года - председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.
А. Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9 - 11 созывов, народным депутатом СССР (1989 - 1991 гг.), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он - профессор, кандидат военных наук.
В последние годы Маршал авиации А. Н. Ефимов - председатель комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, президентом Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945".
* * *Удар штурмовиков по аэродрому Легштрисс (Данциг).
Укрепившись на подступах к городу. Данциг, немцы оказывали упорное сопротивление нашим наступающим войскам. День и ночь шли ожесточённые бои. Каждый метр земли, каждый дом брался с боем. Данциг, полностью блокированный нашими войсками, был прикрыт сильной системой ПВО. Несмотря на близость линии фронта, аэродром Легштрисс продолжал действовать. Самолёты рассредоточивались далеко за пределами рабочего поля: между ангарами, домами, на расстоянии до 1000 - 1500 метров от рабочего поля. Иногда немцы отруливали самолёты по шоссейной дороге к городу и укрывали их между домами.
25 марта 1945 года я получил приказание группой в 16 Ил-2 нанести удар по артиллерийско - миномётным позициям и скоплению техники противника в районе Олива. Наша часть базировалась на аэродроме Мариенбург. Группу должны были прикрывать 8 Як-3 с этого же аэродрома.
Боевой порядок группы - четвёрки в правом "пеленге". В каждой из последних 3-х четвёрок я назначил экипажи для подавления ЗА противника.
Подходя к НБП - Картхаузы, связался со станцией наведения и получил новое задание: "Нанести удар по аэродрому Легштрисс".
По сведениям разведки, на аэродроме находилось много самолётов, приготовленных к перебазированию. В ангарах велась подготовка к погрузке на баржи разобранных самолётов, которые не могли уйти лётом.
По радио я оповестил всю группу и ведущего группы истребителей прикрытия о перенацеливании. Я решил атаковать цель парами с левым "кругом" и с последующим замыканием его. Открытым текстом я передал ведущим четвёрок о способе атаки цели. Аэродром Легштрисс находился рядом с ранее данной нам целью, так что никаких перерасчётов делать не пришлось, только увеличил курс на 2°, рассчитывая выйти на восточную часть аэродрома, чтобы было удобнее атаковать.
К линии фронта я шёл с набором высоты 2000 - 2200 метров. Линию фронта пересекал со снижением на повышенной скорости (340 км/час). Немцы, привыкнув к расчётам на 290 - 300 км/час для Ил-2, сразу не могли нанести группе поражения. Все разрывы ложились далеко в хвосте. Весь путь до цели мы прошли под сильным огнём немцев, пытавшихся расстроить боевой порядок группы. К аэродрому подошли на высоте 800 - 900 метров. Группа вытянулась в линию по фронту. Поравнявшись с аэродромом, с левым доворотом начали атаку. ЗА аэродрома открыли огонь по группе, но не смогла нанести серьёзного поражения. Специально выделенные для подавления ЗА экипажи на втором заходе заставили их замолчать.
Став в "круг" попарно, группа начала штурмовку аэродрома. Ввиду большой рассредоточенности самолётов приходилось каждому выбирать цель. Группа произвела 3 захода. Выйдя из атаки, я взял курс на центр Данцига. Немцы не ожидали такого маневра и, замолчав, в первый момент не вели никакого огня. Группа вытянулась попарно в цепочку за ведущим. Не дойдя до центра города 2 км, я резко развернулся вправо, одновременно дав об этом команду группе. Срезая "круг", группа быстро приняла боевой порядок, постепенно набирая высоту.
Потерь группа не имела, лишь 4 самолёта получили незначительные повреждения. На аэродроме Легштрисс было сожжено 14 самолётов и ангар, в котором находилось до 20 разнообразных самолётов, приготовленных к эвакуации.
Результаты штурмовки были подтверждены наземными частями, фотоснимками и истребителями прикрытия.
(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)