Государство и право древней греции. Какая форма правления существовала в греции Сравнение форм правления в древней греции
На этапе своего расцвета греческая история столкнулась с борьбой демократических и олигархических государств, это проявилось в соперничестве Афин и Спарты. Демократия тогда представляла собой систему прямого правления, в которой свободный народ становился коллективным законодателем без как таковой системы правительства. Этому служит причиной небольшой размер древнегреческого государства, которое составляло город и сельскую территорию, численность жителей была не более 10 тысяч. Особое отличие античной демократии выражается в отношении к рабству, оно является необходимым условием свободы граждан от тяжелого физического труда. Сегодня дел не признается демократами.
Античный полис был сформирован на принципах единых гражданских, политических и религиозных общин. Коллективная собственность на землю, доступ к которой имели только полноправные граждане, находилась в центре общинной жизни. Политические и экономические права имели воины из числа городского ополчения. Единство прав и обязанностей воинов-собственников земель обусловило отсутствие борьбы за политическое представительство, потому демократия была только прямой. При этом круг полноправных граждан практически не расширялся, в Афинах гражданские права союзникам не предоставлялись, а Рим стал вводить такую практику лишь во времена существования империи.
Народное собрание и Народный суд, как институты демократии в Греции
В Афинах, где Народные собрания являлись образцом полисной демократии, полноправные граждане собирались каждые 10 дней. В перечень вопросов, решавшихся на собрании, входили выборы высших должностных лиц, порядок расходования средств городской казны, объявление война и заключение мира. Управленческая деятельность или по сегодняшним меркам – исполнительная власть в Афинах принадлежала совету 500, а в Риме в условиях внешней опасности или гражданской войны власть передавалась диктатору, но он владел ею не более полугода.
Не менее важным институтом древнегреческой демократии стал Народный суд, который, по мнению Аристотеля, усилившись, помог Афинам создать демократию. Во времена Перикла, которые считаются «золотым веком» афинской демократии, в Народный суд избиралось 6 тысяч судей каждый год.
Прямая демократия в Древней Греции
Прямая демократия в зародыше существовала еще в примитивных обществах периода родового строя. Она является самой очевидной формой организации политического общества. Платон и Аристотель в своих трудах о теории политики отдавали демократии одно из главных мест среди пяти или шести типов правления.
Каждый гражданин города-государства мог участвовать в принятии решений важных для всего общества. Немало граждан могли за свою жизнь занять один из множества выборных постов. Потому большая активность населения является одним из достоинств античной демократии. В политической жизни участвуют многие, они же и занимаются процессами управления. Прямая демократия такого рода определялась мыслителями Нового времени как идеальная форма правления.
Своеобразие республиканской формы правления в городах Великой Греции
Введение
Глава 1. Афинская демократия
1.1.Государственный строй Афинской республики
1.2.Исполнительная власть в Афинах
1.3 Право и суд Афинской демократии
1.4.Формы правления; политический режим
1.5.Реформы Солона
Глава 2 .Спартанская олигархия
1.1.Государственное устройство.
1.2. Законы Ликурга и становление олигархии
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Проблема своеобразия форм правления в Древней Греции, борьбы олигархических и демократических начал становится особенно актуальной в век социальных контрастов и потрясений, пережитых не так давно миром и нашей страной в XX столетии. Нужно учитывать, что борьба разных тенденций общественной жизни в эпоху античности обладала определенной спецификой.
В силу этого обстоятельства довольно интересно было бы посмотреть, как в недрах городов-полисов Древней Греции закладывались черты демократии, олигархии, как это можно связать с их своеобразными формами правления – республиканского типа.
Для примера следует взять два полиса – Афины и Спарту, т.к. они представляли разные уровни и формы общественных отношений. Имея общие корни развития – противостояние общинного (родового) и частного землевладения – они в конечном итоге пошли по разным векторам развития. Эти векторы определялись земельными отношениями. Каким образом?
В Греции формируется особая цивилизация. Цивилизация – это письменность, монументальная архитектура и государственность. Община – это цивилизация. Принцип деления общин на виды: отношения собственности в общине. Виды общин:
А. Родовая (кровнородственные связи, общинная собственность);
Б. Территориальная (принцип – не кровнородственный, а территориальный);
В. Гражданская (стратификация, в общину входят только те, кто обладает гражданскими правами и собственностью).
В результате формируются следующие общины:
Афины – демократия;
Спарта – олигархия;
Различия – в принципе владения и отношения к земле. В рамках общинной собственности появляется частная (исключение Спарта)
Знать – заинтересована в сохранении общинной собственности (родоплеменной), а рядовые общинники – в появлении частной собственности. Отсюда – борьба олигархических и демократических начал.
Этот процесс можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Посмотрим теперь, как это выглядело в отдельных полисах.
Глава 1.
Афинская демократия.
Государственный строй Афинской республики
Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом – государством. В пору своего расцвета, относящуюся к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.
В истории Греции V в. до н.э. получил название классического периода. Это было время расцвета Афинской демократии.
V век до н.э. открылся греко-персидскими войнами, имевшими огромное историческое значение. Греческая политическая система и греческое войско в этих войнах блестяще оправдали себя.
По окончанию персидских войн в Афинах наблюдается два политических движения:
демократическое;
олигархическое.
Демократическое движение (в нем участвовали: зажиточный демос, ремесленники, крестьяне).
Они стремились к государственному строю при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание.
Олигархическое движение (в нем участвовали: земельная аристократия, крупные рабовладельцы).
Они стремились к такому государственному порядку, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялась бы лишь наиболее богатой части граждан.
Борьба двух движений закончилась в конечном итоге победой демократии.
Исполнительная власть в Афинах
Среди органов исполнительной власти в Афинах существовало две коллегии: стратегов и архонтов.
Основные функции коллегии стратегов – верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинской державы. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.
Продажа и аренда вилл на вторичном рынке, работа с коммерческой недвижимостью, квартира на сутки. Каталог объектов недвижимости, база домов.
Право и суд в Афинской демократии
Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел. Неумышленные убийства разбирал суд эфетов; разбой, кражу, другие имущественные преступления – коллегия одиннадцати; гражданские не имущественные споры – третейский суд диэтетов и коллегия сорока. Во времена правления Перикла созданы были суды в домах. Народное собрание ведало разбирательством особо тяжких преступлений. Архонт-базилевс занимался рассмотрением умышленных убийств.
Исторически первым судом был суд базилевса племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников.
С 527 по 560 г.г. до н.э. в Афинах правил Писистрат – существовало нечто вроде диктатуры, при которой, однако демократические институты не были полностью отброшены. Именно в это время, в Афинах начинается строительство военно-морского флота, городских укреплений, проводится социально-ориентированная политика занятости населения.
Право в Древней Греции, как и в других регионах древнего мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справедливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Все свободные граждане считались равными в защите своих прав при помощи иска, но для метека (чужеземца) или освобожденного раба (вольноотпущенника) защитником выступал простат (покровитель). Во всех кодексах точно определяется размер и характер наказаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть). В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 год до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различие ввел Солон).
В IV в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во II веке до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.
Форма правления, политический режим
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти:
народного собрания;
Совета пятисот;
коллегии стратегов;
коллегии архоитов.
Народное собрание (экклесия). Являлось главным и решающим органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. На Народном собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица, заслушивались отчеты магистров по окончании сроков полномочий, решались дела по продовольственному снабжению города, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Институт «жалобы на противозаконие» – оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.
Экклесия собиралась довольно часто. Обычно каждая притания созывала 4 народных собрания через каждые 8-9 дней. Председателем народного собрания являлся председатель притаков.
В конце пятого века была введена плата за посещение народных собраний: в начале в размере обола, а затем трех оболов. Это сделало реальным участие в собраниях широких народных масс.
Рядом с народным собранием был Совет пятисот (булэ). Совет, будучи одним из важных государственных институтов афинской демократии, не подменял народного собрания, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой их 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
Компетенция Совета достаточно обширна. Пританы собирали народные собрания, причем один из них председательствовал. Совет подготовлял и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение народного собрания. Он составлял предварительное заключение для внесения в народное собрание, народ не мог вынести постановление по вопросу по вопросу, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений народных собраний, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих должностных лиц. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историю цивилизации в целом.
Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое политическое и идейное целое.
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до I в. до н.э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнего политическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.
Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю, частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.
Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд главное - ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь - басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.
Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии были другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.
Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.
Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других - демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти - два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.
Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.
Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв.км) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв.км) - несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв.км.
Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем основаны на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства: могли быть союзниками, а могли и вести войну.
Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались полноправными. К ним относились, прежде всего, зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но, тем не менее, им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.
На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой же и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.
Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к "говорящим орудиям": они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.
В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось нечасто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.
После 500 г. до н.э., т.е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией (500-449 гг. до н. э), число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами особенно в тех случаях, когда требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.
Рабство в древней Греции воспринималось как не что собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э) полагал, что "одни естественно являются свободными, а другие - естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо".