Усадьба "Глинки", принадлежавшая Якову Виллимовичу Брюсу. Достопримечательности Московской области. В гости с дроном к якову брюсу в усадьбу глинки, московская область Усачев, расплачивался за Глинки всю жизнь
Яков Вилимович Брюс (1670-1735) - генерал-фельдцейхместер, впоследствии граф и генерал-фельдмаршал, неразлучный спутник Петра в его походах, и в некоторых путешествиях, поселился в Глинках в 1726 году, где жил до конца своей жизни, изредка наезжая в Москву и предаваясь исключительно научным занятиям.
Брюс получил прекрасное домашнее образование и особенно пристрастился к наукам математическим и естественным. Яков Вилимович Брюс был, бесспорно, просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. Занимаясь составлением и переводом сочинений, Брюс надзирал за ходом всего типографского дела в России, но больше всего имя его известно, как автора календаря, который в первый раз появился в печати в 1709 году "изобретением" Василия Киприянова, и "под надзором" Якова Вилимовича. Хотя он впоследствии сам не издавал календарей, тем не менее справедливо может считаться основателем календарного дела на Руси, так как принимал главное участие в составлении их, подражая преимущественно немецким календарям. От него остались, как памятник его занятий, библиотека и кабинет разных "куриозных вещей", который в то время почитался единственным в России. Перед смертью он завещал их в кунст-камеру Академии Наук. Состав того и другого самый разнообразный: тут и книги, и карты, числом около 735, и рукописи, и инструменты, и всевозможные редкие предметы (около 100).
Глинки - самая древняя каменная дворянская усадьба Подмосковья. Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки, пожалованные ему в 1721 году за Аландский мир со Швецией.
Усадьба строилась в 20-е годы XVIII века мастером, к сожалению нам неизвестным, в стиле дворцово-парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. Усадьба представляет собой симметрично распланированный жилой комплекс с хозяйственным двором, регулярным парком с прудами и садовым павильоном. Парадный двор, сохранившийся до нашего времени, - строго выдержанный прямоугольный ансамбль из построек, ориентированных по сторонам света, главного дома и трех флигелей. Не меньший интерес, чем архитектура, представляет парк в Глинках с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Сейчас территорию усадьбы занимает санаторий "Монино". На территорию можно пройти совершенно свободно через центральный вход. Несколько лет назад в западном флигеле усилиями местных краеведов был открыт музей Брюса. К сожалению, музей сейчас переживает тяжелые времена, связанные с переделом собственности и не работает.
Главный усадебный дом. Великолепна лоджия в центральной части фасада, нижний ярус которой образован рустованной аркадой, а верхний - стройными спаренными колоннами. Центр постройки отмечает фонарь-башенка, где по всей видимости и находилась астрономическая обсерватория Брюса.
Окна нижнего этажа покоятся на полочках, поддерживаемых кронштейнами, и обведены с двух сторон и поверху рустованным камнем с выступающим вверху треугольничками.
Наличники окон первого этажа наделены эффектными маскаронами. По легенде в масках представлены карикатурные образы вельмож того времени, настроенных против Брюса.
Садовая сторона дома была распланирована в общих чертах аналогично дворовой. Колонны верхней лоджии обрушились, и вместо нее получилась открытая терасса.
Архитектурный стиль дома продолжают другие здания усадьбы.
В этом флигеле располагается музей Брюса, сейчас закрытый.
Вход в усадьбу
"Лаборатория Брюса" или "Петровский домик" - одноэтажный парковый павильон, типичный образец петровской эпохи.
Пилястры с коринфскими капителями
Полукруглые арочные ниши с раковинами на фасаде, где ранее помещались статуи
Флигеля и кордегардия
Второй этаж надстроен
Аллея парка
Усадебный пруд. По одной из легенд летом на малом пруду Брюс замораживал воду и катался на коньках, а зимой, наоборот, плавал на лодке.
Вдалеке просматривается разрушенное здание одного из бывших корпусов санатория. Трудно представить, что это церковь Иоанна Богослова середины XVIII века. О ней будет отдельный пост.
Проезд: с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 или маршрутка до ост. "Санаторий Монино" - 15 минут.
Одним из самых посещаемых туристами мест в Подмосковье является усадьба "Глинки", это один из старейших XVIII столетия. К тому же, данное место старше, чем иные усадьбы Московской области. Принадлежали эти места дворянам по фамилии Брюсы, которые вели свой род от Якова Вилимовича - сподвижника Петра Великого, военного и государственного деятеля, ученого и дипломата. Все архитектурное великолепие, которое поражает искушенного путешественника даже в наши дни, было создано примерно в тридцатые годы XVIII века, когда родоначальник династии был вынужден уйти в отставку. Человеком он был незаурядным, любил искусство, а также увлекался наукой. Крестьяне прозвали его чародеем.
Яков Брюс
Этого человека знал практически каждый современник. Он был выходцем из шотландского древнего рода, но судьба забросила его в далекую Россию, где, впрочем, он сделал весьма неплохую карьеру. Начал свою службу он еще при дворе Алексея Михайловича Романова, будучи совсем юным. Продолжил служить и при Двоевластии, а затем присягнул на верность молодому и деятельному Петру. Кстати, именно он примчался царю на подмогу во время Стрелецкого бунта, чем и расположил к себе будущего императора. Петр считал Брюса одним из ближайших соратников, они вместе принимали участие во многих сражениях русской армии.
Яков Брюс славился при дворе своей тягой к научному знанию, его по праву можно было назвать полиматом, так как интересовали его практически все научные дисциплины, во многих из них им были достигнуты немалые успехи. Например, он прекрасно разбирался в тактике и стратегии, владел пушечным делом, а в течение жизни получил почетный титул генерал-фельдцмейстер (то есть руководитель артиллерии). Именно ему выпала честь возглавлять Берг-и Мануфактур-коллегию, а также он основал всем известную Навигацкую школу. Ну и, конечно, очень многим он известен тем, что создал свой собственный «Брюсов календарь», на который ориентировались очень многие, подстраивая под него свой уклад жизни. И это лишь небольшая толика из того, что было сделано графом Брюсом для императорской России.
Усадьба Якова Брюса
Весьма жаль, но при последователях Петра графу не досталось места при дворе, хотя никто и не настаивал на его отставке. Тем не менее Яков Брюс отстраняется от политики, подает прошение об отставке и переселяется в дорогое его сердцу имение под Москвой, которое он приобрел еще будучи молодым. Это поместье носило приятное название усадьба «Глинки». Не жаль было Брюсу покидать промозглый Петербург, ведь имение находилось в самом центре природных красот, а также совсем недалеко от древней русской столицы.
Только вот что странно: по рассказам местного населения, а также непосредственно жителей, населяющих близлежащее село Глинково, стали происходить в этих местах необычные вещи. Сам дом барина удивлял крестьян своим диковинным обликом, построен он был в самом на ту пору модном стиле - итальянское барокко. Лепнина, золотистые вензеля, симметрия и грация казались очень странными на фоне русского березового леса и покосившихся крестьянских домиков.
Легенды и тайны
А кроме того, чудил, по мнению крестьян, и сам граф. Например, многие из них дивились его привычке по ночам вылезать на крышу собственного дома, выбирать самое высокое место и подолгу разглядывать что-то в небе с помощью громоздкой трубы. Конечно, сейчас очевидно, что граф всего лишь увлекался астрономией, но для крестьян сие было непонятным.
А потому, если вдруг начиналась засуха или же грозы, то народ полагал, что это граф-чародей творит неладное. Каких только легенд не возникло, связанных с именем Якова Брюса, какие только небылицы не складывали местные жители. К слову, эти же россказни чуть позже звучали и при дворе, земля ведь, как известно, слухами полнится. То очевидцы делились впечатлениями о том, что Брюс оседлал железного дракона и парил на нем под облаками, то по хлопку его ладоней в парке начинала играть райская музыка, и утихала она также по его велению.
И даже когда Брюс скончался, слава о нем гудела долгое время. По некоторым источникам, неупокоенный граф-волшебник даже после смерти еще долго скитался по своему имению и пугал новых владельцев или же местное население. Странное дело, но те владельцы, которым досталась усадьба Брюса «Глинки», впоследствии, то ли проникшись данными легендами, то ли действительно увидев что-то странное, повелели уничтожить все скульптурные группы на территории усадьбы. А ведь приусадебный парк когда-то славился своими утонченными античными статуями. При этом скульптуры не были проданы или уничтожены, от них избавлялись весьма изощренно. Какие-то замуровали в стенах, какие-то погрузили на дно пруда. Не странно ли? По некоторым преданиям, которые в обилии ходят в этих местах, очень пугало новых хозяев то, что статуи по ночам имели свойство оживать.
И опять же так люди говорят, но с тех пор начал Брюс сильно мстить новым владельцам своей земли. Являлся им по ночам в образе бесплотного духа, в коридорах были слышны скрипы и стоны, - все в традициях английских сказок о привидениях. Пришлось новым хозяину да хозяйке перебираться жить в самый дальний закуток дома.
На сегодняшний день любители мистицизма до сих пор стекаются к зданию усадьбы, некоторые отдыхающие на территории санатория, что там сейчас располагается, поговаривают, что графа можно увидеть и сейчас. Но уж насколько правдивы данные рассказы, судить трудно. Усадьба Якова Брюса в Глинках и сейчас хранит многие тайны и секреты.
«Кабинет курьезных вещей»
Яков Брюс, "чернокнижник", был еще и полиглотом, недаром он числился при дворе и выполнял там дипломатические функции. Он в совершенстве знал шесть иностранных языков. А по-русски (русский для него не был родным языком) он изъяснялся без какого-либо акцента.
В конце XVII века Петр Великий, как известно, организовал Великое посольство по европейским странам. В этой поездке принимало участие более двухсот человек, в основном молодых людей, которые должны были постигнуть науки и ремесла, особенно морское дело. Кроме того, царь повелел вести закупку оборудования и заниматься наймом различных мастеров и умельцев. Графа Брюса юный Петр самолично вызывает, пребывая в Голландии. Нужен ему был граф для предстоящей поездки в Англию, ведь Брюс прекрасно знал языки и был очень хорошо осведомлен о правилах этикета при английском дворе. Но Брюс прибывает очень поздно, к тому же выглядит крайне болезненно, рука его была вся в ожогах, а фаланги пальцев срастались после многочисленных переломов. Виной тому была ссора при дворе с начальником тайного приказа. Именно он и повелел пытать талантливого ученого Брюса каленым железом. Петр так осерчал, что по описаниям современников, унять его гнев было невозможно. Он написал Ромодановскому, в письме он открыто зол на начальника тайного приказа. Это доказывает то, как сильно он ценил труд и личность Якова Вилимовича.
Его детищем был «кабинет курьезных вещей», равных которому не было во всей стране. Это был настоящий музей всевозможных редкостей на дому. После того как граф умер, его «кабинет» решено было перенести в самый известный музей России того времени - "Кунсткамеру".
Архитектурные особенности усадьбы
Данную усадьбу можно по праву назвать старейшей во всем Подмосковье. области - это вообще зрелище интересное, но данное место поистине особенное. Здание дома Брюса сохранилось в отличном состоянии, потому туристу будет очень интересно побывать в тех местах. Снаружи усадьба «Глинки» весьма типична для своего времени, это изысканное и роскошное барокко (хотя были и необычные черты для такой стилистики). А вот внутреннее оформление заставит удивиться даже бывалого путешественника. Дело в том, что Яков Брюс (усадьба «Глинки» и ее содержание не слишком занимали его) всегда себя считал не столько помещиком, сколько человеком науки. Практически каждая комната огромного дома была превращена в лабораторию или же кабинет для научной работы. Именно там он занимался изысканиями в области физики, химии, математики, естествознания, астрономии и так далее. Все свои деньги, а жалование у графа было приличное, он предпочитал тратить на оборудование, книги, приборы для исследований и тому подобное. Это, пожалуй, объясняет, почему барина на тот момент каждый считал ненормальным, а некоторые даже приписывали ему волшебные способности. За глаза он получил множество прозвищ, но более всего прижилось Нелюдимый вельможа.
Конечно, колдун! А кто же еще сможет в один летний день, когда по всем приметам должна была стоять изнуряющая жара, взять и заморозить все пруды? А потом еще надеть диковинные приспособления на ноги и кататься по замершей воде? Да и вид главного здания, пожалуй, только подкреплял мнение крестьян на этот счет. Брюс был родом из Шотландии, быть может, потому первый этаж его дома очень напоминает шотландский средневековый замок, он весь отделан обтесанными камнями серого оттенка. Это придавало зданию слегка зловещий вид, а некоторым обтесанные булыжники в темноте казались страшными мордами демонических созданий.
Вообще, усадьба «Глинки» создана в стиле барокко, самом богатом и роскошном, пришедшем в Россию из жаркой Италии. Абсолютная симметрия, даже в облике и расположении хозяйственных построек, великолепная парковая зона с прудом в центре и античными статуями, которые встречали гуляющих вдоль мощеных дорожек. Они напоминали героев из древнегреческих легенд, Брюс очень любил искусство во всех его проявлениях. Но что сталось со статуями, вы уже знаете.
Правда, и само здание тоже весьма серьезно пострадало. Дело в том, что в тех местах случился сильный пожар в XIX веке, полностью строение спасти не удалось, сохранились в первозданном виде лишь кладовая и лаборатория Брюса. Все остальное вы сможете увидеть лишь в виде реконструкции.
Дом графа
Усадьба «Глинки» относится к дворцово-парковому виду архитектурного искусства. Прогуливаясь по ней, вы сможете увидеть два дошедших до наших дней каменных комплекса. Один можно назвать парадным, а другой - хозяйственным. К парадному комплексу относятся три флигеля, а также главная постройка - дом графа. Хозяйственная же территория не столь интересна, так как претерпевала множество реконструкций в свое время.
Дом трудно назвать большим. Для дворянской усадьбы он имеет весьма скромные габариты, в основании у него лежит прямоугольная форма. Дом, хоть и изящен по дизайну, но для классического барокко очень сдержан в убранстве. Имеются из украшений лишь арочные порталы, пилястры, рисунок на наличниках. Кроме того, можно разглядеть демоноподобные облики, высеченные на камнях первого этажа. На втором этаже имеются открытые лоджии, там граф любил дышать воздухом и по ночам любоваться звездным небом. Крышу будто поддерживают ряды стройных колонн, а венчает всю эту красоту небольшая башенка из дерева, там граф и делал свои астрономические открытия.
"Лаборатория Брюса"
Из того, что дошло до нас в первозаднном виде, очевидно выделяется так называемая Лаборатория Брюса, ее еще принято величать Петровским домиком. Вот именно сюда туристу и нужно отправиться первым делом, так как зрелище это весьма занятное. По сути, это небольшой павильон, который собою дополняет усадебное пространство. Декоративностью он весьма напоминает то, что вы могли бы видеть в Петергофе. Арочные ниши по периметру внешних стен сохранили пространство для статуй, белоснежных пилястров и капителей.
Внутрь сейчас не пускают, да и не стоит туда стремиться, пожалуй, так как все ценное из данной лаборатории, как и говорилось ранее, было вывезено в Петербург, в музейный комплекс "Кунсткамеры".
Санаторий "Монино"
На сегодняшний день вся территория, которую занимает усадьба «Глинки» в Монино, принадлежит санаторию. Тут великолепная природа, в учреждении прекрасно организованы отдых и лечебные процедуры. Потому вы можете посетить усадьбу не только в качестве туриста, жаждущего новых знаний и впечатлений, но и отдыхающего. Места здесь поистине чудесные.
Западный флигель комплекса сейчас отдан под музей, посвященный жизни и деятельности графа Брюса Я. В. Он функционирует только один день в неделю, в воскресенье, с десяти часов утра.
Местонахождение
От столицы предстоит ехать не так уж далеко, всего пятьдесят километров. Найти усадьбу очень просто: всего лишь поверните на Монино, проезжая по Горьковскому шоссе, затем проедете через Лосино-Петровский, а потом по указателям, которые специально расставлены администрацией санатория. Вы точно не заблудитесь.
Координаты
Адрес: Усадьба «Глинки», Московская область, Щелковский район, Лосино-Петровский.
Ехать от Москвы предстоит всего около часа, если не стоять в пробке. До поселка Лосино-Петровского ходит маршрутное такси. Оттуда попасть на территорию санатория совсем не сложно.
Мы поехали в музей Брюса, но оказалось.. он не работает долгое время. При входе удивило... любой может войти на территорию, погулять и "словить" свои ощущения.
У "Космопоиска" это место значится как аномальное... Нас встретил огромных размеров ворон, деловито прогуливающийся по дорожке и, охотно позирующий перед камерами. Он "проверял" рюкзаки, пытаясь найти что-нибудь интересное для него. Мне подумалось, что рядом с мощными чародеями всегда присутствовали вороны и коты...
Говорят, во времена Якова Вилимовича происходило много любопытных и необъяснимых событий. Видели его на летающем, железном драконе... летом он развлекал двор Петра катанием по замерзшему пруду на коньках... прислуживала Якову механическая служанка, в образе настоящей девушки.
Так же граф создал календарь природы, предсказывавший погоду на несколько лет вперед.
О смерти его множество легенд ходило - от того, что придумал он некое снадобье, сращивающее куски тела и другое снадобье - оживляющее и омолаживающее... Только ученик, де побоялся воскресить графа, потому тот и помер. Есть другая легенда, говорящая о переселении бренного духа в образ башни, а затем и вовсе перешедшего жить на Сухаревскую площадь, после разбора башни. Есть ещё другие версии... но они столь экзотичны, что не стоит даже говорить...
СТРАННАЯ БИОГРАФИЯ: Прямой наследник шотландского престола (его предки бежали из Британии от кромвелевского террора) граф Яков Вилимович Брюс был инженером, математиком, астрономом, топографом, военным, политиком, дипломатом. И, по словам современников – колдуном. Никаких записей о том, когда в Москве появился на свет отпрыск королевского рода, не осталось. Называют две даты: 1669 или 1670 год. В 14 лет он говорил на трех языках, знал математику и астрономию. В 16 лет Брюс записался в потешные войска, которые создавал Петр Первый. Молодой государь, рвавшийся к знаниям, выделил просвещенного шотландца. Заступив на службу к Петру, Брюс стремительно поднимался по карьерной лестнице. Он возглавил всю русскую артиллерию, в тридцать лет получал чин генерал-фельдцейхмейстера, участвовал во всех военных походах царя. Петр брал просвещенного иноземца на важные дипломатические переговоры. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды империи – ордена Андрея Первозванного.
«Санаторий "Монино"»
КНИГА БРЮСА : В благодарность за царские почести Петр просил графа дать почитать его волшебную книгу, которая, по слухам, когда-то принадлежала самому царю Соломону.
«У Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано...
Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате в Сухаревой башни, куда никто не решается войти», – описал одну из главных загадок Якова Брюса беллетрист Богатырев.
Брюс отвечал, что никаких таинственных книг, кроме «Философии мистики», у него нет.
В 1735 году колдун умер, а книгу попытались найти наследники Екатерины I. Они обыскали обсерваторию и перевернули его научный архив, хранившийся в Академии Наук. Но волшебной книги нигде не было. Они верили в существование книги, чтобы никто другой не смог ее найти, поставили у башни караул. Эту охрану поначалу не рискнули снять даже большевики. Только в 1924 году пост у Сухаревой башни распустили, и открыли в обсерватории Брюса музей коммунальных услуг.
Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо. Сталин увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичам под строгим контролем. Но книгу так и не нашли. Присутствовавший при уничтожении башни Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но многие труды Брюса Сталин нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.
ДУХ БРЮСА
: После смерти Брюса, когда тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. После сноса башни духа видели в подмосковной усадьбе Брюса.
ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ
: Как любой чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни. Есть легенда, что Брюс скончался также необычно, как и жил. Колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Для омоложения он велел слуге разрезать себя на части, а потом полить эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался, но когда части тела стали срастаться, слуге помешали закончить опыт. Неприкаянный дух вместе с книгой переместился в Сухареву башню.
РОБОТ БРЮСА : Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой». После смерти Брюса среди его бумаг нашли схему механического робота. По легенде Брюс придал роботу облик девушки необычайной красоты. Она умела делать всю работу по дому: убирала комнаты, готовила еду, подавала кофе.
МОГИЛА БРЮСА : Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени. Интересный факт - кирха Св. Михаила в Немецкой слободе – единственная уничтоженная большевиками кирха в Москве. На ее фундаменте построена башня авиационного завода.
НАУКА : Cам Яков Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. Когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».
КАРТА БРЮСА : Одним из научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.
Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук.
Брюс еще в 18 веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке, т.к. под землей много пустот, и дома тут уже проваливались. Не надо строить высоких домов на набережной Москвы-реки в районе Воробьевых гор, т.к. возможны оползни, и построенное тут новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения.
Но зато это место Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ. Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Гиблые места на карте Москвы – Перово и начало Кутузовского проспекта... это подтверждает статистика ГАИ.
Главная достопримечательность Лосино-Петровского - это, конечно же, усадьба Якова Брюса "Глинки". Яков Виллимович Брюс - сподвижник Петра Первого, "отец русской артиллерии", фельдмаршал, шотландец по происхождению. Село Глинково было пожаловано ему после заключения Ништадтского мира в 1921 году. Брюс подписал мирный договор от России. Договор был очень выгоден для России, оттого и такой подарок. По другой версии Брюс приобрёл усадьбу в 1727-м году у А.Г. Долгорукого. В 1726-м Брюс вышел в отставку и уединился в своём имении, где и жил в своё удовольствие. Там же он и умер в 1735-м году. После Якова усадьбой владел его племянник Александр Брюс, потом его сын Яков, затем граф и масон Мусин-Пушкин-Брюс. После него усадьба "пошла по рукам", часто меняя владельцев, среди которых были в основном купцы, привыкшие из всего извлекать прибыль. Похоже, что традиция эта продолжается и сейчас.
Недавно в усадьбе располагался гастроэнтерологический санаторий "Монино". Недалеко от санатория был открыт источник минеральной воды, помогающей при желудочных заболеваниях. Были построены новые корпуса.
Сейчас вроде усадьбой владеет какой-то частник, санаторием там и не пахнет.
2. Подъезжая к усадьбе со стороны города, упираешься в соединённые между собой два заросших пруда.
3. Северный пруд был устроен уже в 20-м веке, в 30-е годы.
Усадьба со всех сторон обнесена забором. Но наличие заборов в нашей стране компенсируется наличием в них дыр. Вот в такую дыру я и прошёл. Поскольку находился я там на нелегальном положении, в полной мере отснять удалось не всё, но большинство.
Главный дом усадьбы - на заглавном фото. Фактически, это самая старая усадьба в Подмосковье.
4. На территории есть ещё один пруд.
Есть легенда, что за зиму на этом пруду намораживали толстый слой льда, весной укрывали соломой. Граф любил козырнуть перед гостями, пригласив их среди лета покататься на коньках. Сейчас на берегу пруда стоят две палатки, похоже, что бомжики поселились. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые целомудренная купчиха Колесова велела побросать в пруд. Оставшиеся следующий владелец употребил в качестве материала для строительства плотины.
5. Ещё раз главный дом.
6. Наверху башенка, с которой Брюс проводил свои астрономические наблюдения.
При купце Лопатине, устроившем в доме склад хлопка, в здание попала молния, вызвавшая пожар. Суеверный купец дом восстановил и башенку тоже. Так что, башенка не оригинальная. Но этим Лопатину отмазаться не удалось.
7. Вскоре сгорела его фабрика на берегу Вори. Дух Брюса мстил за поруганное имение.
Внутреннее убранство стараниями купцов и небесных сил не сохранилось.
8.
9. Ещё одно интересное здание - флигель "кладовая Брюса" построено в 1727-1735 годах.
10. Первый этаж был жилой, кладовая находилась в подвале.
Там Брюс ставил свои опыты, приводящие в трепет современников.
11. До недавнего времени в этом здании был пусть и скромный, но всё же музей Брюса.
Аркада была построена уже позже, в конце 18-го века. В 19-м веке перестраивалась.
Здесь я был облаян местным кобельком. Но с собаками договариваться проще, чем с людьми, и после пары минут общения он уже бегал за мной по усадьбе, виляя хвостом.
12. Кордегардия (домик охраны).
Здание построено в числе первых, но в 19-м веке был надстроен второй этаж.
13. Восточный флигель усадьбы. Сбоку к нему была пристроена конюшня.
14.
15. Ещё один служебный флигель.
Мне не удалось заснять только хозяйственный корпус и садовый павильон. Я понял, что дальнейшее нахождение на территории чревато разборками с охраной и направился к выходной дырке. Уже там меня догнал охранник, который знал только три слова "Нельзя" и "Частная собственность". Но поскольку он был раза в два мельче меня, мои слова о том, что это объект объект культурного наследия федерального значения, и что к нему должен быть обеспечен доступ независимо от формы собственности убедили его вернуться в свою будку.
А снаружи ограды тоже есть что посмотреть.
16. Развалины церкви Иоанна Богослова, построенной при Брюсе.
17. Церковь была очень сильно перестроена в бытность свою санаторным корпусом.
18. Были сделаны балконы, на которых уже растёт лес.
19. Здесь, видимо, была алтарная часть.
Внутри уже выросли деревья ростом с само здание. Признать в этой руине церковь достаточно сложно. Носит статус выявленного объекта культурного наследия. Честно говоря, сомневаюсь, что его смогут восстановить.
20. А рядом построили скромную деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
«Глинки» — старейшая по времени постройки усадьба Подмосковья, принадлежавшая «отцу русской артиллерии» Якову Виллимовичу Брюсу (1670—1735), который здесь же и умер. Расположена при впадении реки Воря в Клязьму, на территории современного города Лосино-Петровский, неподалёку от станции Монино. Здания усадьбы занимал санаторий «Монино».
Архитектурный ансамбль Глинок начал формироваться в 1727 - 1735 гг., когда Брюс вышел в отставку и переехал в Глинки.
Усадьба «Глинки» — исключительно редкий для Центральной России пример гражданской архитектуры петровского барокко
.
Село Глинково было пожаловано графу Брюсу по случаю подписания Ништадтского мира. После выхода в отставку в 1726 г. Брюс покинул обе столицы и уединился от мира за оградой и надёжным караулом в своей подмосковной усадьбе, куда перевёз из Петербурга коллекцию астрономических инструментов и где предавался хозяйственным заботам.
Ещё в XIX веке в Глинках бытовала история о том, как к Брюсу, имевшему репутацию мага и чернокнижника, по ночам влетал в окно огнедышащий дракон, а также поверье, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». В 1735 году петровский сподвижник умер в своём имении Глинки и был похоронен в Немецкой слободе.
Вслед за тем владения фельдмаршала унаследовал племянник, граф А. Р. Брюс, затем его сын Яков, умерший в 1791 году. В начале XIX века усадьбой владел его зять, граф Мусин-Пушкин-Брюс, глава масонской ложи «Астрея». Он находился в непростом финансовом положении и усадьбой занимался мало. После его смерти обветшавшие Глинки часто меняли хозяев. Как правило, это были купцы, стремившиеся выжать из дома Брюса побольше прибыли. Как повествует в книге «Венок усадьбам» Алексей Греч,
« Сначала это купец Усачёв, потом какая-то помещица Колесова, велевшая скромности ради побросать в пруд всех обнаженных Бахусов и Венусов, украшавших дорожки сада. После Колесовой усадьба переходит в руки купца Лопатина, построившего здесь громадную фабрику. Сообщают, что оставшиеся мраморные фигуры были при нем употреблены в плотину в качестве бута. Удар молнии в дом, который Лопатин превратил в склад хлопка, произвел в нем опустошительный пожар; и вот, подчиняясь суеверным, Лопатин не только отремонтировал его весь — правда, снова в качестве склада, но даже восстановил в нем, как сумел, вышку с часами, конечно, нелепую на «сарае». Вскоре сгорела и лопатинская фабрика, зияющая сейчас на берегу Вори разломанными стенами своих корпусов. Дух Брюса точно витал над усадьбой, карая отношение владельцев к её старине. »
Диковинная архитектура дома Брюса, вероятно, отражает его научные интересы. С севера имеется открытая лоджия со спаренными колоннами коринфского ордера, которая, как предполагают, давала возможность хозяину заниматься наблюдениями за небесными светилами при помощи длинных зрительных труб. Той же цели служили аналогичная лоджия с южной стороны (верхние колонны обрушились) и открытые площадки в крыльях второго этажа, ныне заложенные.
Как установили в 1981 г. В. Якубени и М. Карпова, первоначально дом был одноэтажным, с просторным залом в самом центре. В таком случае деревянная башенка, надстроенная над домом, не могла при Брюсе служить обсерваторией. На втором этаже имелся кабинет для естественнонаучных опытов, снабжённый большим очагом. Замковые камни выполнены в виде демонических масок с высунутыми языками. Старые интерьеры погибли во время пожара 1889 года.
Планировка усадьбы нового для Подмосковья дворцового пошиба отличается симметрией. Автор проекта неизвестен. В центре расположен уютный господский дом относительно небольшого размера. Парадный двор перед ним образуют три флигеля, один из которых в обиходе называют кладовой, а другой — лабораторией Брюса. В одном из флигелей помещается скромная музейная экспозиция.
Второстепенные объекты были выдержаны в том же стиле, что и главный дом. Свой первоначальный вид они не сохранили: кордегардия времён первого владельца надстроена, оранжерея приспособлена под жильё, трёхэтажный служебный корпус обезличен перестройками, конюшни екатерининского времени восстановлены в советский период.
В 1756 г. при усадьбе была выстроена церковь Иоанна Богослова, которая была перестроена в один из корпусов бывшего санатория. В настоящее время корпус разрушен. Церковь пока не восстановлена. Жемчужиной этого храма было фигурное надгробие работы И. П. Мартоса над могилой графини Прасковьи Брюс; в 1934 г. оно было перевезено в Донской монастырь. Мраморное надгробие «Брюсши» было украшено эпитафией:
Растите завсегда на гробе сем цветы.
В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.
На месте сем лежат остатки бренна тела,
Но Брюсовой душа на небеса взлетела
Здесь стояла церковь Иоанна Богослова, перестроена.
Пруды Брюса