Здание двенадцати коллегий и его окружение. Родные просторы Что сейчас находится в здании 12 коллегий
Здание «Двенадцати коллегий» - ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова.
Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.
Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
В разные времена в здании располагались высшие органы государственного управления (коллегии), позже Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.
Здание Двенадцати коллегий, первая четверть XVIII века
В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.
Вид здания 12 коллегий
Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий.
Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.
Лансере Евгений Евгеньевич. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий. 1903
В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор.
Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова
Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров.
Двенадцати коллегий здание в Санкт-Петербурге. Арх. Д.А. Трезини. 1722-1742. Вид здания Двенадцати коллегий. Гравюра О. Элигера. Начало 1730-х гг.
Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Именно из-за участия в ансамбле этой площади Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всего лишь выходит на неё торцом.
Здание Двенадцати Коллегий.Анжело Тозелли. Панорама Санкт-Петербурга.1820 года.
С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки.
Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий с башни Кунсткамеры. Нач. 1730-х гг.
Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
ВАХМИСТР Драгунской роты, с 1756 до 1761 года. Вид изображает того времени часть здания двенадцати Коллегий, в С.-Петербурге.
Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным.
Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе – дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.
Здание Двенадцати коллегий на панораме Тозелли 1820 г.
По плану расположения учреждений, составленному губернатором Санкт– Петербурга А. Д. Меншиковым в 1722 г., первый участок от Невы отводился Аудиенц-коллегии, второй - Сенату, третий - Коллегии иностранных дел, четвертый - Военно-сухопутной и Военно-морской коллегиям, далее предполагалось разместить Юстиц-коллегию, Камер-коллегию, Штатс-коллегию, Комерц-коллегию, Мануфактур-коллегию, Главный магистрат и Синод..
Первые сваи были забиты в 1722 г., но строительство шло очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Наконец, в 1732 г. сооружение главного административного здания Санкт– Петербурга было завершено.
Здание 12 коллегий. Фрагмент гравюры Е. Внукова с рисунка М.И. Махаева. 1753 г.
В длину это грандиозное каменное трехэтажное сооружение имело 392,6 м, в ширину - 17,1, а в высоту - около 15 м.
Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, но все они тесно примыкали друг к другу.
Первый этаж восточного фасада представлял собой открытую сквозную галерею. Пилоны ее были обработаны рустом с горизонтальными швами. На стыке корпусов и по краям здания находились пилоны более крупных размеров.
Их было 13, в их нишах располагались статуи. Пилоны подчеркивали границы корпусов.
Каждый корпус состоял из трех частей: ризалита и двух боковых крыльев. В ризалитах были двусветные залы, занимавшие второй и третий этажи с выходами на балконы, которые тянулись вдоль всего фасада.
Все балконы имели ажурные кованые решетки с медальонами и гербом.
В корпуса вели 12 самостоятельных входов, каждый с высоким каменным крыльцом. Второй и третий этажи объединялись чередующимися группами пилястр и лопаток.
Ризалиты завершались пышными, в стиле барокко, декоративными фронтонами с особым рисунком для каждого корпуса. В центре фронтона помещалась эмблема коллегии, а по бокам были поставлены по две скульптуры.
Петровский зал.Фото 1898 г
Петровский зал
Западный фасад здания выглядел более просто. Вдоль 11 корпусов, начиная со второго, шла двухъярусная открытая галерея. Между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет.
Здание было окрашено в оранжево-красный цвет, на фоне которого рельефно выделялись белые пилястры, лопатки, наличники окон, и увенчано кирпично-красной крышей. Что касается интерьеров, то о них можно судить по сохранившемуся залу Сената (Петровский зал), наиболее богато декорированному. Примыкавшие к залам помещения были оформлены скромнее.
Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734-1742 годах по проекту М. Г. Земцова и Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний.
Здание Двенадцати коллегий, 1912 год
С течением времени здание неоднократно ремонтировалось и в ходе ремонтных работ кое-что менялось. Так, вместо плоских перекрытий на втором этаже появились своды, исчезло барочное убранство фасада и украшавшие ниши статуи, но зато у входов в корпуса встали гранитные пушки.
В основном же внешний вид и убранство сохранялись. В начале ХIХ в. располагавшимся в здании Двенадцати коллегий учреждениям становится тесно - Сенат и Синод должны были переехать в строившиеся великолепные апартаменты на левом берегу Невы. Освобождавшиеся помещения было решено отдать петербургскому студенчеству.
Церковь во имя апостолов Петра и Павла
Осенью 1823 г. университет был переведен с Васильевского острова в здание, располагавшееся на углу улиц Кабинетской и Звенигородской и принадлежавшее университетскому Благородному пансиону. Но новое помещение тесное, мрачное, с низкими потолками совсем не соответствовало своему назначению. Канцелярия же университета оставалась в здании Двенадцати коллегий, часть помещений которого занимали семьи профессоров.
В 1828 г. императором Николаем I было отдано распоряжение "поручить сделать план для будущего в доме коллегий университета, его пансиона и Педагогического института". Помещения южной части принадлежали университету, северной - Педагогическому институту, который был вновь образован в 1828 г.
Однако 10 ноября 1829 г. Николай I издает Указ о передачи всего здания Двенадцати коллегий Петербургскому университету. Составить проект перестройки здания, чтобы оно стало удобным для учебного заведения самого высокого ранга, было поручено академику архитекторы, профессору Академии художеств А Ф. Щедрину.
На строительные работы было выделено 600000 руб., и в течение 1834 и 1835 гг. они были в основном проведены. В 1836 г. Николай I отдал университету участок земли вдоль лицевого фасада.
Известный в те времена садовник Бук разбил здесь вдоль всего здания сад. От улицы сад с тех пор отгорожен чугунной решеткой, основание ее сложено пудожским камнем.
Дома, существовавшие на берегу Большой Невы до строительства здания Двенадцати коллегий. Кристиан Марселиус 1720-е гг.
В центральной части здания были сооружены парадный вход и лестница, церковь, освященная 29 июня 1837 г. во имя апостолов Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал) с хорами и колоннами из искусственного мрамора.
Замечательная, почти четырехсотметровая галерея во втором этаже была застеклена. Она вызывала неизменное восхищение всех посетителей как прошлого так и нашего века.
Так, гость Санкт– Петербургского университета писал в журнале ”Современник” (1838, т. Х): ”Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук”.
Галерея.
В шкафах галереи помещались книги университетской библиотеки и пособия по естественной истории и физике. Из архивных документов известно, что 63 шкафа содержали образцы минералогического кабинета. Мебель - шкафы, столы, стулья и т. п. - была выполнена по рисункам А. Ф. Щедрина.
Библиотека. Фото 1898 г
Торжественное открытие Санкт – Петербургского университета в перестроенном для него здании состоялось 25 марта 1838 г.,
а незадолго до этого, 14 марта, здание университета посетил Николай I. Гостями праздника были почти все известные ученые Санкт – Петербурга, видные государственные чиновники, высшее духовенство, люди науки и искусства. В университетской церкви по этому случаю был совершен молебен, оттуда гости направились в зал торжественных собраний. Затем им была предоставлена возможность осмотреть весь университет - учебные аудитории, кабинеты и знаменитый своей красотой и убранством Петровский зал.
Петровский зал
Среди учеников и преподавателей университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, в здании расположен его мемориальный музей-архив. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания. В советское время университет носил имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.
В настоящее время здание Двенадцати коллегий остаётся Главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы университета. В здании имеется «Петровский зал», в котором, кроме различных торжественных мероприятий, регулярно проводятся концерты для широкой публики.
26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".
Северный фасад
Восточный фасад
Южный фасад. Фрагмент
Вид с Невы
Памятник М. В. Ломоносову
Интерьеры здания
***
Санкт-Петербург и пригороды
100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович
Здание Двенадцати коллегий
Здание Двенадцати коллегий
Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.
Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.
Университет. XIX в.
На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.
Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.
Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.
Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.
Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.
У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.
Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.
Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.
Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.
Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).
Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.
С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.
Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.
Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.
Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена АнатольевнаПриложение 8 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИЙ ЦАРИЦЫНСКОЙ ЧК 1. Протокол заседания Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссии1 ноября 1918 годаПрисутствовали:Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией т. И. Локатош.Член
Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим НиколаевичОдна из двенадцати Впервые ее имя встречается в трудах древнегреческого философа Гераклита. После него об одной из самых знаменитых прорицательниц, Сивилле, писали римляне Плутарх и Овидий, Цицерон и Вергилий. Даже спустя много веков ее изображения появлялись в
Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина АндреевнаЗаконы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем
автора Белов Александр ИвановичКонь о двенадцати головах Похожий сюжет мы часто встречаем и в русских сказках. Так, небесный конь привозит Ивана-царевича в солнцево царство и спускает его в преисподнюю. При этом конь мыслится как дарователь всяческих благ, счастья, здоровья, богатства, удачи. Конь как
Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр ИвановичОгненный змей о двенадцати головах В русских сказках имеется персонаж – великан Усыня. Он стоит наравне с такими персонажами-великанами, как Горыня, Дубыня. Предполагается, что Горыня связан с горами, Дубыня – с дубами, а Усыня – то ли с длинными усами, то ли с водами реки,
автораПатриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых
Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр ЛеонидовичМГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор
Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр ЛеонидовичЗдание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,
Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-ПольСПИСОК ДВЕНАДЦАТИ Но что же за двенадцать городов? Насколько согласованно и часто письменные источники твердят об их количестве, настолько же молчаливы они при названии самих этих городов: и при подсчетах можно догадаться, что претендентов в этот список больше, чем
Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав ЛеонидовичУЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета
Из книги Петербургские женщины XVIII века автораЗдание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»
Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена ВладимировнаЗдание типографии и издательства газеты «Правда» Современный адрес - Исполкомскаяул., 12/Херсонская ул. 12.Здание построено в 1933–1934 годах по проекту архитектора Д.П. Бурышкина на пересечении Исполкомской и Херсонской улиц.«Правда» как одна из важнейших советских газет
Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович Из книги Жизнь Константина автора Памфил ЕвсевийГЛАВА 38. Описание полукружия, двенадцати колонн и урн Напротив этих ворот стоит главный предмет всего полукруга (алтарь), восходящий до самой высоты базилики. Он, по числу двенадцати Апостолов Спасителя, увенчан двенадцатью колоннами, которых вершины украшены огромными,
Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар ДаниловичУчение двенадцати апостолов («Дидахе») «I1 Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие (Втор. 30:15; Иер. 21:8). 2 Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (Втор. 6:5; Сир. 7:32), во-вторых, – ближнего своего, как себя
Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария БорисовнаВ Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.
Место расположения
Адрес здания Двенадцати коллегий в набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове. Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства. Его стиль - яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.
Как добраться до исторического памятника?
Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. находится практически у самого здания.
Легенда или правда?
Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом. Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению. По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения. Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.
Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году. А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте. В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.
Исторический экскурс
Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя - Петра І. В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий. Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье). Правда, строительство было закончено уже после его смерти.
Проект здания
Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.
Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт. В 1716 году появился первый вариант проекта Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание. Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.
Стоит отметить, что изначально коллегий было девять - адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.
Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.
По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.
Строительство здания
Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов. Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания. По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году. В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.
Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора - Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно. Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства. В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа. Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.
Окончание работ
Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.
Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси. В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров. В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.
Дальнейшая судьба здания
Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах. На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота - примерно 15 метрам, а ширина - более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли. Изначально их было девять, потом стало - 12, потом 11.
Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император - верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове. Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет. До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.
Убранство здания
Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи. Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками. В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.
Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.
Стиль исторического здания
Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини. По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.
Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.
Дальнейшие преобразования
После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход. На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина. Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.
Известные учены, работавшие в стенах здания
С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.
Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.
Вместо послесловия
Здание Двенадцати коллегий - один из исторических который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.
Петербуржцы и гости нашего города часто обращают внимание на необычное расположение здания Двенадцати коллегий - торцом к Неве. Это породило легенду о хитроумном Меньшикове. Петр I якобы приказал первому губернатору Петербурга построить вдоль Невы здание коллегий, а оставшуюся территорию использовать по своему усмотрению. Алексашка, недолго думая, развернул здание коллегий фасадом к стрелке Васильевского острова, а на освободившемся участке набережной Невы построил себе дворец. Когда Петр увидел результаты деятельности своего фаворита, он взял Меншикова за шиворот и протащил вдоль всего здания Двенадцати коллегий. У каждой коллегии царь останавливался и бил Меньшикова своей знаменитой дубинкой; увы, это самое большое, что он мог сделать.
На самом деле, дворец Меньшикова был построен уже в 1710-м году, то есть задолго до того, как возникла сама идея постройки здания Двенадцати коллегий. Как раз в это время Петр I принял решение о переносе центра Петербурга на Васильевский остров, и заросший «диким и густым лесом» берег стал постепенно застраиваться административными зданиями. В 1715-м году туда была переведена губернская канцелярия, а в 1722-м году сотни рабочих приступили к постройке здания Двенадцати коллегий. Фасад нового здания был обращен к Стрелке Васильевского острова, где архитектором Жан-Батистом Леблоном была задумана центральная площадь Петербурга.
Почва под будущем главным административным зданием Российской Империи оказалась до крайности заболоченной. Рабочие засыпали топь землей и камнями, 250 человек, приставленные к 10 копрам, каждый день вбивали в землю десятки свай. Общий проект здания был выполнен архитектором Доменико Трезини, но каждая коллегия самостоятельно возводила свой участок здания. Из-за этого строительство превратилось в традиционный для Петербурга долгострой. К замедлению темпов работ приложил руку и сам Петр, которому вдруг разонравился проект Трезини. Продолжение стройки было поручено Т. Швертфегеру, затем бы объявлен архитектурный конкурс на достройку здания, но в итоге контроль над работами вернулся к Доминико Трезини. А закончил строительство в 1734-м году его сын, Джузеппе.
Здание Двенадцати коллегий в первой половине XVIII века
Отметим, что отдельные помещения были закончены до срока. Так, Адмиралтейская коллегия въехала в новое здание уже в 1724 году. Помимо институтов власти, в здание Двенадцати коллегий на первом этаже пристроились лавки и торговые ряды. Забавный симбиоз власти и бизнеса!
Здание Двенадцати коллегий было самым длинным административным зданием России. Его длина составляла 392,6 м, ширина — 17,1 м, а высота — около 15 м. Число коллегий постоянно менялось. Изначально здание делилось следующим образом: 1 - «Аудиенц-камора» (зал приемов); 2 -Сенат; 3 - Коллегия иностранных дел; 4- Военная коллегия; 5- Адмиралтейская коллегия; 6- Юстиц-коллегия, 7 - Камер и Штатс-контора; 8 - Коммерц-коллегия; 9 - Берг- коллегия; 10 Мануфактур-коллегия; 11 - главный Магистрат; 12 - Синод. Таким образом, коллегий было девять. Потом их стало 12, затем 11 и т.д. Вытянутая структура Двенадцати коллегий напоминала «мазанковые канцелярии» на Троицкой площади, а те в свою очередь копировали устройство здания приказов в Кремле: длинную линию примыкавших друг к другу палат. В завершении добавим, что в XVIII веке фасад каждой «секции» Двенадцати коллегий был декорирован в своем стиле.
Облик Двенадцати коллегий в первой половине XVIII века дополнял канал, прорытый перед фасадом здания. Его вид можно представить по рисунку М.И.Махаева, выполненному в 1732 году. Канал был глубок и широк, в 1728 году в его водах погиб завкафедрой химии Петербургской академии наук М.Бюргер. Несчастный, будучи навеселе, упал из кареты в воду и утонул. Трагичная и типичная петербургская история того время.
Освоившие Двенадцать коллегий бюрократы занимали здание до 1804 года. К тому времени у правительства возникли известные сложности из-за того, что верховная власть в лице императора находилась на южном берегу Невы, а исполнители монаршей воли обитали на Васильевском острове. Ситуация обострялась в дни ледохода и наводнений, когда прерывалась связь между островом и остальным Петербургом. В итоге чиновники стали покидать свою историческую резиденцию, и в 1804 году часть здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту. На его основе в 1819 году был учрежден Петербургский Университет. До 1859 года в здание функционировали два учебных заведения, пока в 1859 году Педагогический институт не был упразднен, и все здание перешло к университету.
Превращение здания Двенадцати коллегий в учебное заведение повлекло за собой его перестройку. На строительные работы было выделено 600 тыс. рублей. В центральной части здания были сооружены церковь Петра и Павла, двусветный зал торжественных собраний (ныне Актовый зал), парадный вход и лестница. Вдоль фасада Двенадцати коллегий садовник Бук разбил сад, существующий и поныне.
Галерея здания Двенадцати коллегий
Шедевром, увенчавшим работы по реконструкции здания, стала 400-метровая галерея, известная как «Булонский лес» и «Второй Невский проспект». До этого секции здания были разделены глухими капитальными стенами. Журнал «Современник писал о ней: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». Торжественное открытие перестроенного здания состоялось 25 марта 1838 года.
Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) Университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга.
Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.
Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.
Историческая справка
Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.
Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.
В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.
Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.
Источник фото - www.tourprom.ru
Что посмотреть
В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.
Источник фото - www.wikiwand.com
Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…
Источник фото - spbu.ru
Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.
Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.
Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru
Знаменитые университетские дворики
Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.
Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.
Источник фото - turbina.ru
Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?
Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com
Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com
Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.
История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.
Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards
Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).
Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.
Источник фото - www.citywalls.ru
Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.
Источник фото - www.citywalls.ru
Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.
Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.
Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41