Почему Бог допускает страдания детей? Почему Бог допускает столько зла и страданий
Отвечает Александра Ланц, 23.03.2011
Вопрос : "Скажите пожалуйста,зачем Бог поступает так жестоко, наказывая детей? Что-бы что-то там проверить или выяснить,должны в муках быть невинные дети?Это не по доброму!Это как опыты над животными!"Здравствовать вам с Правде, Виктор!
Ваш вопрос звучит из сердца, которое всё ещё не питается напрямую от Слова Божия, но получает информацию через социально-культурные установки общества, в котором вы живёте. Вы сами того не замечаете, как впитываете прочно утвердившиеся в мире ложные идеи об Истинном Боге.
Правда - только в Библии, а всё остальное, даже если талантливо прикидывается правдой, - ложь, которая в данный момент разрушает вашу жизнь и не позволяет вам установить прочные, основанные на любви, взаимоотношения с Небесным Отцом, а значит, заставляет вас мучиться и страдать там, где вы могли бы радоваться и побеждать.
Давайте всё же рискнём посмотреть на происходящее с вами (и со всеми нами) с точки зрения Библии? И хотя наше исследование может оказаться довольно длинным, я прошу Истинного Бога даровать вам терпение, желание уразуметь правду и способность уразуметь ее.
Многие из нас, даже изучая Библию, не осознают, что слово "адам" в ней может быть переведено так...
… Адам
- как личное имя первого человека,
… человек
- как обозначение человека вообще
… люди, человек
- как обозначение всех людей вместе взятых.
Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на некоторые тексты:
И сказал Бог: сотворим *адама* по образу Нашему по подобию Нашему
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию НашемуИ были оба наги, *адам* и жена его, и не стыдились.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.не одним хлебом живет *адам* , но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет *адам* ...
не одним хлебом живет человек , но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек ...И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на *адама* , и на скот, и на всякий ручной труд.
И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека , и на скот, и на всякий ручной труд.
Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как *единый адам* .
Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди .
Если вы внимательно присмотритесь хотя бы к этим текстам, то увидите, что слово АДАМ передаёт нам мысль Бога о человечестве, как таковом. АДАМ - это все мы, всё человечество. Мы были созданы для существования, как отдельные личности, но одновременно в одном теле человечества под названием АДАМ . Бог видит нас всех как единое целое и видит нас всех, как Своего ребёнка. Мы называем себя человечеством, а Бог называет нас адамом, что по сути, одно и то же.
Так вот в связи с тем, что первый человек, из которого начало расти всё тело человечества , отказался находиться в присутствии Бога, т.е. в присутствии Жизни, Света, Тепла... то тело человечества начало претерпевать изменения, которые бывают, например, с растением, если убрать его от солнца, воды, питательных веществ. Клеточки (=люди по отдельности) всего тела АДАМА начали чахнуть, болеть, предавать детям плохое генетическое наследство и пр.
Другими словами, тело человечества (АДАМА ) оказалось попорченным. Но заметьте, что это случилось не по желанию Бога, а по желанию самого человечества.
В итоге мы имеем то, что имеем: болезни, боль, мучающиеся своим телом дети, мучающиеся своим телом взрослые. Тело человечества исковеркано, испорчено, разорено из-за того, что оно отказалось от Света, Воды, Воздуха, которые исходят только от Жизнедателя Бога, поэтому нет ничего удивительного в бесплодии, в рождении больных детей, в приобретённых заболеваниях. Удивительно как раз то, что в этом ужасе, в этой абсолютной отделённости от Бога с нашей стороны, ещё почему-то рождаются здоровые дети! Как впрочем удивительно, что мы все вообще ещё существуем.
Так вот, рождённый больным ребёнок, - это не наказание от Бога, это не попытка Бога поиздеваться над людьми или поставить какой-то опыт, а грустное последствие того, что тело АДАМА (человечества) больно, в этом теле сейчас нет вообще ни одной здоровой клетки, просто одни клетки больны более, чем другие.
Дети, рождённые больными, - это результат деятельности человечества как такового, это выбор АДАМА жить под началом сатаны. Так же, как несчастные случаи - это результат деятельности не Бога, а человечества, это сумма тех выборов, которые совершает АДАМ , избравший жить под началом хитрого змея.
Но всё же остаётся вопрос: почему Бог не оградил вас , Виктор, от рождения в вашей семье больного ребёнка? Ведь вот в других семьях, даже у неверующих, рождаются же более-менее здоровые дети. Вопрос в том, почему Бог допустил мучения в вашей жизни? ведь вы мучаетесь болью вашего ребёнка даже больше, чем сам малыш, не так ли? Ведь всегда больнее смотреть на того, кто мучается (особенно если это твоя кровь и плоть, такая беззащитная и слабая), чем мучиться самому. Можно отдать всё на свете, можно самому встать на место этих мучений, только бы тот, слабый, любимый, такой драгоценный твоему сердцу ребёнок не проходил бы через всё это.
Мой ответ на этот вопрос может показаться вам безумным, поэтому прежде, чем продолжу, я хочу попросить вас не отбрасывать мой ответ, но дать себе время подумать и тем более вопросить прямо к Богу: «так ли это?»
Господь Христос не прикрыл вас от приближающейся беды, потому что Он точно знает, что для вас и вашей семьи - это единственный путь спасения для Вечности.
Он не наказал вас, но, напротив, открыл перед вами путь, пройдя по которому, вы сможете отвернуться ото лжи и повернуться к Правде, спасительной Правде. Христос рискнул Своей репутацией Бога, Который есть любовь, и ненадолго убрал от вас Свою защищающую руку, позволив сатане действовать. Христос знал, что вы в первую очередь начнёте обвинять Его, но Он всё же пошёл на этот риск и всё же допустил сатану до вас, позволив ему сделать то, что он желает сделать с каждым ребёнком этого мира.
Но при этом Христос протягивает вам силу и мудрость, приняв которые вы все, вся ваша семья, сможете посрамить сатану, который причиняет вам боль. Виктор, что если вам всё же рискнуть и потянуться к Иисусу для того, чтобы принять от Него то, что позволит вам встать прямо и уверенно, смело свидетельствуя всему миру, что вы, не смотря на боль тела вашей семьи, имеете от Бога силу справляться с этой болью и уверенность с надеждой смотреть в будущее, когда Христос Сам проведёт вас через все испытания, а потом возложит на ваши головы венцы победителей, утрёт с ваших глаз все слёзы и введёт вас в Его Царствие, где у АДАМА (человечества) будет новое святое, не подверженное никаким болезням тело.
Дорогой Виктор, Бог совсем не Такой, Каким представили Его вам те, кто сами ходят во лжи, называя чёрное белым и белое чёрным. Ищите знания о Боге у Него Самого, в Его книге, в молитвенном с Ним общении. Придите к Нему, а не к тем, кто называют себя Его священниками, придите к Нему, потому что только Он может успокоить вас и дать вам такую уверенность в Нём, Истинном Боге, которая превратит вашу слабость в бесконечную силу во славу Божию. Сатана будет жалить вас в пяту, а вы силою Христа будете наносить ему смертельные удары по голове.
С любовью и молитвой о вас и вашей семье,
Читайте еще по теме "Разное":
Приветствую всех на страничках блога
Почему Бог забирает невинных маленьких детей? За чьи грехи умирают дети, почему Бог допускает смерть малышей?
Вот такой ряд вопросов я услышала на погребении нашей маленькой прихожанке младенца Верочке.
Да вот так бывает, и двух годиков не было малышке, можно сказать и жизни то не увидела, а Господь к себе забрал. Да, когда умирает невинный младенец, - это даже и у верующего человека возникают вопросы: есть ли Бог на свете? Где Он был в тот момент, куда Он смотрел и почему допустил? В первую очередь, это испытание веры и для верующего.
Когда умирает взрослый человек, по – какой то серьезной и длительной болезни, или когда мы теряем наших стариков, мы осознаем, что причиной серьезной болезни является сам человек, да и когда , понимаешь, что нет тут виновных – просто пришла очередь переходить в мир иной. Нам тяжело терять близких, и малых и стариков, но когда умирает человек, который прожил жизнь, понял, что такое жизнь, нам почему-то легче найти ответ – почему Господь так распорядился, или почему человек умер, не дожив до глубокой старости.
Заметьте, когда умирает человек в глубокой старости, своей смертью, мы не ищем виновных, мы не задаем никаких вопросов, все вроде бы так, как и нужно. И если умирает в средних летах человек, так же мы все понимаем логически, хотя мы ищем виновных – это может быть экология, вредные привычки, ошибка врачей и так далее, список будет велик.
Почему-то всегда так, когда кто-то умирает, мы ищем виновных, мы ищем причину, и поскольку, понимая, что над нами есть Бог, и он всемогущ, мы задаем вопрос – почему Бог не сохранил младенца? Почему он не уберег, ведь ребенок ни в чем не согрешил? Некоторые в отчаянии то, что произошло несчастье в семье, видят в этой воле Божьей не справедливость, говоря такое – лучше бы ты забрал наркомана, или убийцу, беззаконника! Да так мы видим со своей стороны, мы потеряли человечка, который даже не успел согрешить, увидеть полноту мира.
Истинно верующие люди не будут винить Всевышнего, конечно у них возникает ряд вопросов, по чьей вине, за какой грех Господь допустил такое горе? Убитые горем родители, ищут ответ на вопросы, но ответа нам не известен. Давайте вспомним один момент из Евангелия, о слепорожденном: « И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» . (от Иоанна 9: 1 -4)
Да много вопросов возникает, а ответов в ближайшее время мы так и не получим.
Очень много будет «а может по этому…»
« а может быть потому что….
» и если мы будем искать ответы, за что такое горе — смерть ребенка, то легче нам не станет. Нам не известны дела и планы Божьи, мы не может предвидеть свое будущее даже на полчаса вперед, мы ничего не можем знать точно, тем более будущее наших детей. Нам не известен промысел Божий.
Когда пришло такое горе в семью, нужно осознавать, что мы живем в этом мире временно, а настоящая вечная жизнь у нас именно тогда, когда душа разделяется с телом, ведь наше тело – это лишь одежда нашей души. После разлучение души и тела, душа человека остается жива.
Понятно, пока мы живем земной жизнью, то и земной меркой мы и измеряем, земной мыслью все думаем, земными примитивными догадками гадаем, по земному – телесному мы чувствуем. Естественно так нам скорбно расставаться с телами наших близких, да, да именно с телами мы расстаемся, а наши близкие их души живы и навсегда у нас в сердцах, в нашей памяти.
А если учесть то, что душа младенца чиста, малыш за свою короткую жизнь не успел согрешить, то душа младенца пребывает у Бога. Родителям нужно помнить, когда младенец умирает, — то у них появляется молитвенник в Раю.
Очень сложно и даже бесполезно утешать убитых горем родителей, какие бы слова утешения не говорили, ни чем они не помогут, главное это поддержка от родных и близких.
Нужно помнить, все, что не происходит в нашей жизни, все только по воле Божьей, хороший пример из Ветхого Завета об Иове многострадальном (книга Иова) как слова утешения, и ответы на вопросы можно найти в этой книге.
И напоследок напишу: Самое важное видеть все дела Божьи, и видеть в Боге, прежде всего, милостивого отца, а не грозного судью.
— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.
Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?
Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.
Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.
Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.
Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.
Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.
И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.
Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?
Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?
Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.
Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.
И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…
прот. Максим Козлов
– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.
Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.
По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.
И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.
Протоиерей Алексий Уминский
– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.
Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой. Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство. Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.
Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.
Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.
Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.
Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.
И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?
Протоиерей Константин Островский
Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке. Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня. Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» ( .).
Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее. А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов. Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо. Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.
А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.
Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.
Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят. Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла». С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.
Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу. Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо. Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.
Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что. Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему. Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.
Священник Андрей Мизюк
В мире твориться много зла. Каждый день совершаются убийства, осуществляются теракты, люди болеют и умирают. Естественным образом, у людей, видящих это, возникает вопрос: почему Бог допускает зло?
При этом вопрошают это не только светские, неверующие люди, но и верующие христиане. Для того, чтобы ответить на этот важный вопрос, необходимо вернуться во времена сотворения человека, пребывания его в Раю и первого грехопадения.
Бог создал мир изначально безгреховным
«В начале сотворил Бог небо и землю.» (Быт. 1, 1)
С этих слов начинается Библия. Они подтверждают тот факт, что Господь Бог – начало всякого творения. Именно он извёл из небытия в бытие этот мир.
Творить кроме Бога никто не может. Конечно, могут существовать какие-то другие предположения о том, как возник наш мир. Предполагать что-либо не запрещено.
Однако мы должны как аксиому воспринимать тот факт, что кто-то другой может быть только со-творцом Господа и никем другим.
Брейгель Ян Младший «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды». Бог изображён на картине как единственный Творец.
Необходимо также отметить отдельно, что Дьявол не может быть творцом чего-либо, так как сам является падшим созданием. Именно поэтому зло никогда не было сотворено. Оно не имеет собственной сущности.
– это извращение Врагом рода человеческого природы Божественного творения.
Грех не является творением Господа. Бог не творил и не может творить зла, но природа его творений может быть искажена Диаволом.
Бог создал наш мир безгреховным. В нём не было греха и присутствовало лишь единение с Создателем и Его волей. Только забыв об этом, забыв о Творце и нарушив Его волю, человек поддался дьявольским козням.
Сам же Враг рода человеческого со своими приспешниками находится во грехе с момента своего падения и изгнания. Данное обстоятельство препятствует ему творить зло. Всё, что он может, – это исказить нормальную природу вещей, созданных по замыслу Божьему.
История Адама и Евы: первое грехопадение на Земле
О том, как был сотворён первый человек, в Библии говорится так:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2, 7)
При этом создан первый человек – Адам, по образу и подобию Божьему, как и жена его Ева. По замыслу Божьему их предназначение было плодится и размножатся, наполнять землю и владычествовать над ней и всеми её обитателями. Первосозданный человек был помещён Творцом в особом месте – в Раю.
У. Блейк. Элохим создает Адама. 1795 г. На картине показано, что Бог как Творец всего живого создаёт своё самое совершенное творение – Человека.
жилище, которое создал Бог для сотворённого им человека
Отцы церкви отмечают тот факт, что Рай не является понятием географическим, хотя в Библии сказано, что он находится на Востоке. Это, скорее, понятие той особой близости Адама к Господу.
В этом особенном месте всё было предназначено для беззаботной жизни, а человек должен был хранить его и возделывать.
Господь создал человека для того, чтобы тот был совершенным. Естественно, что совершенное создание не было греховным. Особую чистоту и совершенство человека подтверждает тот факт, что Творец дозволил ему избрать имена животным, живущим на земле. К сожалению, сейчас мы даже приблизительно не можем представить того совершенства, которым обладал человек до его грехопадения.
Человек был создан не для гордыни, но для возделывания Рая. Адаму не нашлось помощника, и когда он уснул, Бог вынул из него ребро и создал из этого ребра женщину, назвав Евой.
Вместе с ней первочеловек должен был возделывать Эдемский сад, плодиться и размножаться на земле. Любовь между Адамом и Евой, между ними и Господом, заключалась в соборности, и если бы они сохранили её, грех не мог бы состояться.
Создав Эдем, Господь разрешил Адаму вкушать все плоды в нём, кроме плодов яблони. Яблоня здесь не просто древо, но и символ соборности, когда все должны поддерживать друг друга, как яблоня даёт свои плоды для всех, но не для избранных.
Как мы знаем, в Раю жил Змий, который стал разговаривать с Евой и уговаривать её попробовать плод с Древа познания добра и зла, древа жизни. Ева в конце-концов уступила уговорам Змия и попробовала этот плод. Кроме того она уговорила попробовать его Адама.
Некоторые говорят, что с этого момента произошло первое грехопадение. Это не так. Дело в том, что в мире зло уже существовало, так как были падшие ангелы.
Момент грехопадения
это когда человек присваивает себе право решать, что является добром и злом. Это может делать только Бог.
Адам и Ева были наказаны Господом изгнанием из Рая. Кроме того, Господь проклял Адама за то, что он ослушался Его воли и вкусил запретный плод. Теперь он должен был добывать пропитание себе тяжким трудом. Ева же с тех пор должна была рожать детей своих в муках.
Господь дал нам свободу выбора, потому, что человек создан по Божьему образу и подобию
Ответить на вопрос, почему Бог допускает страдания, невозможно без рассмотрения вопроса наличия у человека свободы воли. Свобода воли – это право выбора.
Человек не является существом подневольным, как, например, животные, которые свободой воли не обладают. Человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому может выбирать тот или иной вариант поведения.
В истории с грехопадением он также мог выбирать. Ситуация не была заранее определена и Адам имел возможность выбрать: пробовать ли греховный плод или же нет.
В результате человек выбрал путь греха и сделал это не по принуждению, а полностью добровольно. Естественно, что и наказание ему было назначено в виде изгнания из Рая за ослушание, то есть за выбор определённой модели поведения.
У Адама и Евы была возможность выбора, но они сделали неправильный. Именно поэтому, когда человек спрашивает, например, почему Бог допускает войны, он должен сначала решить, какую именно роль в этом играет он сам, его соплеменники и руководители.
Если человек сделал свой выбор, он уже не должен пенять и утверждать, что он непричастен к греху. Продемонстрировав свободу выбора, необходимо отвечать за свой выбор.
Путь к Богу через страдания – результат грехопадения Адама и Евы
Когда человек нарушил запрет Господа и вкусил плод с Древа познания греха он, тем самым, разорвал связь с Ним. С этого момента его природа, подобная Богу, была извращена Диаволом и поэтому врата в Рай отныне для него и его жены закрыты.
Путь страданий человека на Земле – это путь обретения утраченного единства с Богом.
Господь наш Иисус Христос своим примером показал нам этот путь. Придя в мир и приняв страдания на Кресте, Он указал человечеству путь к спасению. Из смерти Его началась новая жизнь.
При этом необходимо всегда помнить о том, что наше искупление за грех адамов состоит в том, что подвиг Христа должен стать нашим подвигом.
Православный христианин должен ежедневно, через труды и страдания искать путь спасения. Господь, в любви своей, не оставил своё грешное творение и указал человеку путь к нему.
Им необходимо следовать, а не пытаться искать причину своих страданий. Настоящему христианину нельзя возлагать вину за страдания на окружающих или же бесплодно вопрошать: почему Господь покинул меня? Необходимо денно и нощно трудится, ища спасения, ведь страдания даны Богом для того, чтобы указать путь к нему.
Кроме того, православный также должен знать о том, что в православии отсутствует понятие личного спасения. Оно характерно для католичества или же протестантизма.
Господь учит молиться нас не Отче мой, а Отче наш, что подчёркивает соборность спасения.
Кроме того, в отличие от католической церкви, православная не настаивает на особой роли церковных иерархов.
Православные считают, что не клирики спасают церковь, но вместе с народом спасаются в ней.
В православии спасение имеет три ступени:
- искупление;
- освящение;
- обожение.
Для этапа искупления характерно обретение веры. Искупление осуществляется только кровью Агнца Божьего, кровью Иисуса Христа.
Но одной веры, как говорят лютеране, недостаточно, необходимо также ежедневно трудиться, для того, чтобы обрести путь к спасению.
На этапе освящения через пост, молитвы и добрые дела человек становиться на путь святости. Идя по нему, он обретать путь к спасению. Это нелёгкий путь, так как он ведёт через страдания, но никаким другим путём нельзя заслужить прощение Бога.
Третий этап – обожение. Это понятие характерно только для православия и оно означает воссоединение человека с Богом. На этом этапе человек преодолевает последствия адамова грехопадения и приобретает родственное отношение к нему.
Таким образом, вся земная жизнь человеческого рода, с момента изгнания Адама и Евы из Эдема, состоит в том, чтобы искупить последствия их грехопадения. Для этого даются страдания, и для этого необходимо постоянно трудится, стараясь восстановить единение человека с Богом.
Победить зло и избежать страданий можно, если следовать путём Господа
Вопрос о том, почему, если Бог всемогущ, он допускает существование в мире зла и страданий известен человеку давно. Ответ на него дан в Евангелии. Для того чтобы понять это и обрести оружие против зла и страданий необходимо знать, что:
- никакого «невинного» страдания не существует, так как люди по своей природе греховны, так, например, в это связи можно привести следующую цитату из Библии:
«Все согрешили и лишены Славы Божьей.» (Римлянам 3:23);
- мир проклят из-за непослушания первочеловека Слову Божьему, но в один день Бог снимет это проклятие и всё восстановит:
«…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.» (Откровение 21:4);
- в мир пришёл Спаситель, который страдал больше всех смертных когда-либо. Тем самым избавил мир от тяготеющего над ним Проклятия, указав путь к спасению.
«Христос умер за наши грехи.» (1 Коринфянам 15:3);
- человеку посылаются страдания для того, чтобы он мог задуматься о Боге и необходимости спасения, для чего обратиться ко Христу с покаянием и верой. Страдая, человек очищается от первородного греха и становится подобен Христу.
Каждый христианин должен помнить о том, что Бог любвеобилен и милостив. Даже если страдания и болезни присутствуют в нашем мире, это означает только то, что существует первородный грех.Именно из-за него пришло зло в наш мир.
Всем нам, как возлюбленным чадам Божьим, необходимо помнить о том, что в послании Римлянам сказано:
Дионисий. Распятие. 1500 год. Иисус – пример страданий на пути ко спасению.«При том знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.» (Римлянам 8:28)
При этом ни один православный не может уверенно заявить о том, что он спасен. Дело в том, что спасение – это дело всей жизни человека. Невозможно в один день обрести то единство с Богом, которое разрушил первый человек, впав в грех.
Католики, протестанты и представители других ветвей христианства утверждают, что путь к спасению прост. Он, по их мнению, состоит в посте, молитве, отказе от обжорства, пьянства, наркотиков.
Но спасение — это нечто большее, нежели внешне прилежное участие в жизни прихода.
Мы знаем, что был первый Адам, которого Господь возвысил. С этой высоты, по гордыне своей он пал, так как согрешил. Однако существует и второй Адам – Иисус Христос.
Второй Адам
Так можно назвать Иисуса Христа
Он пришёл в наш мир даровать свободу от греха, спасти нас и вознести нас на небеса. Все люди умерли в Адаме, но по милости Божьей им суждено воскреснуть в Христе.
Земной путь Христа, в том числе и путь страданий, должен служит нам примером того, как необходимо бороться со злом и преодолевать страдания на пути к спасению.
Даже римский прокуратор Понтий Пилат, присутствуя при страстях христовых, поразился тому, как стойко выдерживает Он упрёки, оскорбления, физические мучения и сказал о Нём народу:
«Се человек.» (Ин. 19,5)
Расставаясь с учениками, Христос объявил им:
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь.» (Ин. 16,33)
Это означает, что зло никогда не отступит добровольно и с ним необходимо бороться.
При этом необходимо всегда помнить о том, что христианство не зовёт к страданиям. Его задача – указать верующим на то, что на пути борьбы со злом имеется опасность пострадать.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая СофияСвятая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Христианство – это религия любви. Любя Бога, христианин любит и создание его – человека.
Таким образом, спасаясь, он спасает и окружающих. Естественно, что на этом пути будет непонимание, зависть, злоба, мучения и т.д.
Имея примером Господа нашего Иисуса Христа, любой христианин может преодолеть все препятствия, которые воздвигает Диавол на его пути к спасению. Только следуя путём Господа, можно победить зло и избавится от страданий!
Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?
За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?
Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен. И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи. Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет: «Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых ».
С пришествием Христа - воплотившегося Бога, любые иносказания, образы и культурологические трактовки стали излишни и бессмысленны. Евангельский рассказ о Христе прямо, без всяких аллегорий показывает, каковы на самом деле свойства Бога. Может ли Он повелевать стихиями? Да, конечно. Но не стирает Христос с лица земли города вместе с их жителями, напротив - укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но запрещает своим ученикам думать о Нем в ветхозаветных категориях: …и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение » (Лк. 9:52–56).
На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге, которую даже ученикам Христа было непросто воспринять. «Не погубить, а спасти » - как понять эти слова, если речь в них идет о том же Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни » (Быт. 6:17).
Казалось бы - вот, прямое и ясное указание на причину катаклизма, погубившего допотопное человечество: Бог истребил людей за их грехи. На таком понимании Библии были воспитаны апостолы, подобным же образом они собирались поступить и с жителями самарянской деревни - грешниками, отказавшимися принять у себя Мессию. И вдруг - слышат от Христа упрек в том, что их понимание отношений Бога с грешниками - неверное. Такой же упрек потом, в Гефсиманском саду, услышит апостол Петр, попытавшийся с мечом в руках защищать Христа от пришедшей за Ним храмовой стражи. Если внимательно рассмотреть все подобные ситуации, описанные в Евангелии, вывод окажется вполне однозначным: Христос - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания людей за их грехи. Он чудесным образом восполнял недостаток еды и питья, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии упоминания о том, как Христос навел потоп или устроил землетрясение.
Хотя, конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф в христианстве ни в коем случае не отрицается. Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил - Бог покарал» было бы принципиально неверно.
Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество?
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их » (Быт. 6:5–7).
Этот библейский текст в самом деле звучит очень страшно и вызывает множество нареканий как у самых разнообразных критиков христианства, так и у некоторых верующих. Но, помня мысль Антония Великого о том, что «…нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих», было бы столь же нелепо считать, будто Господь и в самом деле может «восскорбеть» или «раскаяться». Все это, безусловно, лишь образы, призванные показать всю глубину нравственного развращения допотопного человечества, по словам прп. Ефрема Сирина, «…дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния ».
Бог ни в чем не раскаялся и не перестал любить людей даже после того, как вся жизнь их стала сплошным злом. И, конечно же, Бог участвовал в судьбе погрязшего в грехах человечества, вот только характер этого участия был совсем иным, нежели может показаться на первый взгляд.
В Библии сказано, что Господь повелел единственному праведнику допотопного мира строить огромный корабль. Это была очень тяжелая, трудоемкая работа, на которую у Ноя ушло сто лет. Но посмотрите, какими удивительными словами комментирует это строительство прп. Ефрем Сирин: «…Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников ». По мнению авторитетнейшего толкователя Библии, Бог не желал потопа! Так почему же потоп все-таки обрушился на землю?
Дело в том, что, творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает и разрушает ее своими грехами. Но ведь природа человека не является чем-то изолированным от остального творения, а напротив - теснейшим образом связана с ним. Более того, церковное Предание прямо называет человека венцом творения, неким средоточием всего сотворенного бытия. Поэтому все, что происходит в духовной жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. Так, Писание прямо свидетельствует, что грехом Адама была проклята земля, потерявшая после грехопадения способность обильно плодоносить, и что именно из-за людских грехов вся тварь совокупно стенает и мучится доныне .
Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой - экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только столетие научно-технического прогресса. Марина Цветаева еще в первой половине прошлого века писала:
Мы, с ремеслами, мы, с заводами,
Что мы сделали с раем, отданным
Нам?.. Планету, где все о Нем -
На предметов бездарный лом?
Слава разносилась реками,
Славу возвещал утес.
В мир - одушевленней некуда! -
Что же человек принес?
В ответ на горький вопрос Цветаевой сегодня можно с еще большей горечью констатировать: ничего хорошего. Уничтожение лесов, истребление целых видов животных, загрязнение рек, атмосферы, ближнего космоса… Нравственное состояние человечества эпохи НТР оказалось вопиюще не соответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление с религиозной точки зрения можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются причиной сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь и которая его в конце концов убила.
Очевидно, нечто подобное происходило и с допотопным человечеством, мысли которого были зло во всякое время. Библия не говорит, в чем конкретно выражалось это зло, но понятно, что столь беспрецедентное стремление людей к греху неминуемо должно было вызвать такой же беспрецедентный катаклизм в природе. Всеведущий Бог знал о надвигающейся катастрофе и еще за сто лет до ее начала повелел Ною строить ковчег спасения, тем самым предупреждая о грядущей беде все человечество. Ведь Ной строил свой ковчег не таясь, на виду у всех, и само это строительство по сути уже было проповедью покаяния. Любой человек мог бы при желании построить себе такой же корабль и спасся бы так же, как и Ной. А если бы все люди осознали серьезность грозящей им опасности и начали строить себе ковчеги, это уже означало бы, что они поверили Богу и покаялись. И тогда вполне возможно, что никакого потопа не было бы вообще. Ведь уцелела же Ниневия, жители которой также получили предупреждение от пророка Ионы о том, что мера их грехов превысила критический порог и через сорок дней Ниневия погибнет. Жители обреченного города перестали грешить, и город уцелел. Но не Бога они ублажили, не «гнев» Его отвели от себя, а покаявшись, устранили саму причину надвигавшейся катастрофы.
К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет:
«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои ».
Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения.
Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему.
Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов . И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе .
Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем?
Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят » (2 Пет. 3:10).
Апостол Иоанн в Откровении говорит, что предшествовать этой последней глобальной катастрофе будет ряд других катаклизмов: «И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжка я» (Откр. 16:18–21).
Точно так же можно было бы спросить, например: «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства? » Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. Таким обстоятельством вполне может оказаться и катастрофа - землетрясение или наводнение.
Эта зависимость жизни людей от их нравственного состояния называется у святых отцов законом духовным . К сожалению, сегодня люди об этом законе практически ничего не знают, поэтому и не находят для себя ответы на вопросы о соотношении человеческих грехов и последующих за ними воздаяний. Поэтому приведем здесь слова преподобного Марка Подвижника, в которых святой подробнейшим образом разъясняет эту проблему именно с точки зрения закона духовного:
«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; Он не приводится к действиям страстью гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но все сотворил премудро, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве „…в тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас“; но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:17). Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного ».
На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может остановить даже в миллиметре от цели или даже после поражения цели. Поэтому даже самые страшные катастрофы, которые люди или целые народы уже навлекли на себя своими грехами, Бог может предотвратить, если люди покаются, осудят свой греховный образ жизни, и начнут жить праведно. Именно такая ситуация описана в библейской истории о пророке Ионе, когда покаяние жителей Ниневии спасло их город от неминуемой гибели.
Поэтому правильнее было бы говорить, что бедствия не посылаются людям, а попускаются любящим их Богом, но попускаются лишь в той мере, которая может оказаться полезной для нас. Это и есть наказание Божие. Но не в юридическом смысле, а в исходном, корневом значении этого слова - наказ, научение, средство к исправлению. Здесь есть еще один очень важный момент: наше личное отношение к таким попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти - как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей:
«…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно ».
Правда ли, что верующим запрещено паниковать и бояться катастроф - ведь «на все воля Божия» и без нее «не упадет с головы человека даже волосок»?
Дело тут не в каком-то формальном запрете. И вовсе не грядущих катастроф нужно бояться человеку, а совсем других вещей, куда более близких и очевидных. Каждый верующий человек должен когда-нибудь задаться простым вопросом: каким же образом Бог участвует в воздаянии, которое мы получаем за соделанный нами грех? По здравому рассуждению, ответов на это может быть три:
Бог усиливает естественные последствия нашего греха, чтобы наказать нас как можно больнее.
Бог никак не участвует в этом наказании, полностью и безраздельно отнеся его в область действия некоего «автоматического» принципа воздаяния.
Бог различными средствами делает так, чтобы закономерные последствия наших грехов не уничтожили нас вконец и чтобы мы, даже согрешив, имели возможность покаяться и спастись.
Первый вариант даже рассматривать нет смысла: это картина, не имеющая и малейшего подтверждения в Евангелии. Второй тоже нельзя отнести к христианству: это кармическое миропонимание в чистом виде, где Богу попросту нет места. Лишь третий вариант соответствует тому знанию о Боге, которое нам открывают Священное Писание и Предание Церкви. Именно благодаря такому, действию Божьему, «сдерживающему» последствия наших грехов, мы всё еще существуем на этой земле, несмотря на то, что мир тысячелетиями лежит во зле из-за нашей греховной жизни.
Святой Исаак Сирин пишет: «Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен ему, а взыскания Его не видно на тебе; и за малые дела, соделанные тобой, воздает он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен ».
И уж коль скоро мы, христиане, веруем именно в такого - благого и благостного Бога, тогда вовсе не грядущих катастроф, потопов и землетрясений следует нам бояться. Все это будет лишь неким божественным инструментом нашего спасения в тот момент истории, когда все прочие способы окажутся для нас уже бесполезными.
И в какую бы безнадежную катастрофу мы себя ни ввергли, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему или, не поверив, - погибнуть.
В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света отвергающие Бога будут …издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лк. 21:28). Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других - радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.
И бояться верующему человеку нужно не самих грядущих катастроф, а утраты веры в Бога, а также своей привязанности к благам этого мира. Бояться нужно собственных грехов, которые отделяют нас от Бога и заставляют полагать свое упование в земной жизни не на Его заступничество и помощь, а лишь на земные же учреждения: государство, МЧС, армию, полицию, мудрых правителей… Вот такого греховного устроения собственной души нужно бояться верующему человеку, а не потопов и землетрясений. Ведь в катастрофе ли, или в собственной постели - но каждому из нас раньше или позже предстоит дать ответ Богу и закончить свое земное существование. Потоп и землетрясение могут обойти нас стороной, но еще никто на свете не смог избежать смерти . Поэтому, хотя это и непросто, нужно учиться жить так, чтобы в любой день быть готовым умереть и предстать на суд Божий . Других рецептов от страха бедствий, грядущих на вселенную, у Церкви нет.
Мы просим Бога оградить нас от «землетрясения, голода, потопа, огня, меча», зная, что это по Божьему попущению может с нами случиться. О чем же именно эта молитва? Получается, мы, зная, что «всему этому надлежит быть», тайно надеемся, что нас минует чаша сия?
Это вовсе не тайная надежда. Слова «О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы - Господу помолимся » священник вполне открыто произносит на православном богослужении в храме. И просьба эта основана на нашей вере в милосердие и долготерпение Божие. Мы просим Господа защитить нас от закономерного последствия наших же грехов, просим Его «…не помянути беззаконий и неправд людей Своих ».
Основание для надежды на то, что Бог может оградить покаявшегося человека от губительных результатов его прошлой греховной жизни, можно увидеть в Библии: «…Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его » (Пс. 102:10–11).
Как не превратить готовность к любым бедам в постоянное депрессивное ожидание худшего, а смирение перед Божьей волей и Его Промыслом не спутать с апатией и отказом от борьбы за свою жизнь?
Говорить о том, как правильно настраивать свою душу в отношении к грядущим бедам, имеет моральное право лишь тот, кто эти беды пережил. Но все же какие-то минимальные представления об этом можно и даже нужно иметь заранее. В фильме «Титаник» (режиссер Р. Линдерман, 1996 год) есть короткий эпизод, где раскрывается вся глубина настоящего христианского отношения к катастрофе. В числе прочих пассажиров на корабле путешествует многодетная семья. Дети совсем еще маленькие, старшему нет и десяти. И вот, когда корабль уже начал погружаться в воду, семья выбралась, наконец, на палубу с нижних ярусов, и оказалось, что все шлюпки спущены на воду, а значит - они обречены на гибель. Отец семейства в отчаянии растерянно говорит:
Что я наделал? Какая жестокая шутка - вот так, отдать наши жизни ни за что…
На что жена отвечает, глядя ему в глаза:
Мы никогда не боялись трудностей, мы всегда встречали их с поднятой головой. Ты хороший человек, Билли Джек. Ты честный, трудолюбивый и добрый. Ты сильный духом. И за это я тебя люблю.
Они укутывают детей потеплее, садятся на скамейку и начинают читать молитву «Отче наш». А в это время мимо них по палубе носятся толпы обезумевших от ужаса людей, пытающихся спастись от неминуемой гибели…
Наверное, это и есть единственно верное отношение к грядущим бедам: до самого последнего момента делать все, что можешь, для спасения своих близких и себя, надеясь на Божью помощь. А если вдруг окажется, что дальнейшие усилия уже не имеют смысла - найти добрые слова для прощания с любимыми людьми, и просить у Господа сил на принятие неизбежного. Ведь молитва в подобной ситуации - это тоже борьба. Борьба против тех самых апатии и депрессии, которые обязательно поселяются в душе, утратившей молитву.
Александр Ткаченко
Справка. История Библейских катастроф
Грехопадение и изгнание из Эдема
Библия описывает, как первые люди, обольщенные дьяволом, нарушили Божье повеление и съели запретный плод росшего в Эдеме дерева. После безуспешной попытки призвать Адама и Еву к покаянию Господь изгнал их из рая.
В ходе грехопадения в самой душе человека произошел переворот.
В сознании Адама и Евы Бог стал чужим для них, и они начали в Нем видеть не любящего Отца, а грозного тирана, который хочет их поработить. Первое следствие грехопадения - отпадение человека от Бога.
Также в Эдеме изменились отношения между людьми, они перестали воспринимать друг друга как единое целое. Человек стал смотреть на другого, пусть даже и любимого, человека одновременно и как на объект своих желаний и страстей, и как на источник опасности. Разобщенность людей - второе следствие грехопадения.
И третьим следствием райской катастрофы стал разлад в самом человеке. Человек, объединяющий в себе духовную и материальную часть, отпав от Бога, уже не мог держать эти начала в равновесии. Но, наверное, наибольшее поражение было причинено воле человека - она стала уклоняться во тьму и плохо различать добро и зло.
Грехопадение Адама и Евы стало событием, которое в корне изменило ход мировой истории. Через человека зло проникло и в мир, который с момента райской катастрофы, по словам апостола Павла, вместе с нами ощущает на себе всю тяжесть последствий грехопадения.
Всемирный потоп
Потоп. Фрэнсис Дэнби. 1840
Эта вселенская драма была следствием всеобщего нравственного упадка и тотальной духовной деградации. Человеческая этика стала настолько примитивной, что практически сближала людей с животными. Не видя иного пути исправления ситуации, Бог допустил уничтожение всего населения Земли, даровав спасение только семье одного праведника по имени Ной.
В общей сложности наводнение длилось около года. Оно стало следствием небывалого разлива рек и водоемов из-за непрекращающихся ливней и подъема уровня грунтовых вод. Стихия унесла жизни всех людей, сухопутных животных и птиц. Спасся лишь Ной, его супруга, трое их сыновей и три невестки. Праведное семейство укрылось на борту огромного корабля-ковчега, который строился почти сто лет и вместил в себя не только Ноя с домочадцами, но и заранее избранных Богом живых существ. Именно им довелось восстанавливать биологическое разнообразие на планете.
Гибель Содома и Гоморры
Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин. 1852
До недавнего времени педофилия, инцест, скотоложство и многие другие подобные вещи были известны под общим названием «содомские грехи». Это словосочетание тесно связано с городами Содомом и Гоморрой, где широко практиковались различные сексуальные извращения. Сейчас на месте легендарных населенных пунктов простирается безжизненная гладь Мертвого моря, напоминая нам о еще одной масштабной катастрофе.
На древние города разврата обрушился град огненных камней и потоки серы, которые оставили после себя дымящуюся и выжженную землю. Сейчас трудно сказать, чтó это было, однако вероятнее всего, речь идет о землетрясении, сопровождавшемся активным выбросом пепла, газов и расплавленных пород. Сложность изучения содомского катаклизма состоит в том, что проводившиеся в окрестностях Мертвого моря раскопки положительных результатов не дали.
Но для верующих история Содома и Гоморры - нечто большее, чем просто катастрофа. На земле были, есть и будут города, где уровень порока зашкаливает, но в отличие от, например, Вавилона, Древнего Рима или современного Амстердама, содомиты не идеализировали свой образ жизни. Разврат погибших библейских городов - неприкрытый, ярко выраженный и выставленный в самых уродливых своих формах. Катастрофа на берегах Мертвого моря - пример того, какая участь постигает общество, когда оно скатывается до животного уровня. И совсем необязательно умереть под камнями и потоками серной жижи - можно просто самоуничтожиться, окончательно утратив человеческий облик.
Десять казней Египетских
Казни египетские.Жан Лепотр. XVII в.
Природные катастрофы всегда трудно себе представить до тех пор, пока сам не стал их очевидцем. А еще труднее представить целую череду бедствий, которые обрушиваются за короткое время на одну страну. Но самое сложное - представить ужас древних египтян, которые за несколько недель пережили целых десять катаклизмов.
За то, что фараон отказался дать свободу своим рабам-евреям, Бог через пророка Моисея последовательно наводил на страну «казни». Сначала во всех египетских реках и водоемах вода стала кроваво-красной и была чиста только в сосудах евреев. Затем гниющее месиво стало кишеть лягушками и ящерицами, позже образовалась мошкара, которая впоследствии нападала на скот и разносила различные инфекции. Это привело к массовому мору домашних животных и людей. Те же, кто выжил, страдали от язв и укусов. Следующим испытанием стал небывалый град, истребивший посевы на полях. То, что сохранилось после града, доела саранча, налетевшая на Египет в небывалом количестве. За саранчой пришла трехдневная тьма, окутавшая всех жителей и не коснувшаяся евреев. И последней казнью стала гибель всех старших сыновей в каждой семье.
Особняком среди этих испытаний, после которых фараон все-таки отпустил евреев на свободу, стоит гибель элитной фараоновой армии в водах Красного моря. Пропустив беглецов по обнаженному дну залива, его воды сомкнулись, накрыв собою преследовавшие евреев отряды.
Десять казней тоже рассматриваются не только в историческом, но и в философском ключе. Если внимательно посмотреть на детали этих бедствий, то они обрушились на вещи и явления, которые обожествлялись египтянами. Например, нашествие пресмыкающихся - это удар по знаменитой египетской брезгливости, которая не давала свободным жителям даже прикасаться к нечистоте. Тьма кромешная - удар по «престижу» бога Ра, считавшегося покровителем солнца. Своими «казнями» Господь разрушил все то, на что полагался фараон вместе с народом Египта. Эти катастрофы были платой египтян за самонадеянность и гордыню. А также - напоминанием всякой развитой цивилизации, что любая экономическая и военная мощь может рухнуть в одночасье.
Несбывшееся пророчество
Пророк Иона в пасти кита. Средневековая
немецкая миниатюра
Особое место в Библии занимают катастрофы, которые и не назовешь катаклизмами, однако в культурно-историческом плане они действительно были настоящими трагедиями. Речь идет о гибели крупнейших городов Древнего мира. В разные времена Божьи пророки предсказывали крушение практически всех государств, притеснявших еврейский народ. Со временем эти мегаполисы и страны погибали в огне пожарищ, и даже камня на камне от них не оставалось. Самая страшная участь постигла столицу Ассирии - древнюю Ниневию. Археологи до сих пор находят на руинах прекрасной столицы следы жесточайшего разорения и безжалостной резни, которую в 612 году до Р. Х. учинили вавилоняне.
Однако с этим городом связано одно предсказание, которое по милости Божьей не сбылось. Примерно в 800 году до Р. Х. пророк Иона был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить ее жителей о надвигающемся на них Господнем гневе. Несколько дней, рискуя быть схваченным, пророк исполнял поручение Божье и проповедовал о скорой гибели мегаполиса. Все окончилось неожиданным для пророка образом: правитель и подданные раскаялись в своем нечестии, и Господь отменил Свое решение.
Несмотря на то, что Ниневия все равно пала через двести лет, история с несбывшимся пророчеством Ионы очень показательна. Она свидетельствует, что любой нависшей над нами катастрофы (все равно - политической ли, техногенной или социальной) можно избежать искренним покаянием и изменением.
Армагеддон
Четыре всадника Апокалипсиса. Альбрехт Дюрер. 1498
Все описанные в Библии катастрофы уже давно произошли. Кроме одной. Она описана в книге Апокалипсис и получила название Армагеддон. Это слово переводится с иврита как «холм Мегиддо» и отсылает нас к древнему палестинскому городу Мегиддо, близ которого в XV веке до Р. Х. впервые в истории человечества произошла точно датируемая в документах битва.
Буквально Армагеддон - это последняя война между силами добра и зла. Нам не дано знать подробности этого сражения, но общий тон книги Откровения указывает на то, что Судный день будет действительно ужасным и катастрофическим. Он повлияет на судьбу каждого жителя планеты и станет последним моментом мировой истории. События конца света завершатся Страшным судом и окончательной победой света над тьмой, Бога над дьяволом, добра над злом.
Армагеддон катастрофичен еще и тем, что после него вся нынешняя вселенная перестанет существовать. Однако это также и самая радостная для верующих катастрофа, поскольку на смену поврежденному грехом и смертью миру грядет новый мир - тот самый, который изначально задуман Богом, но был искажен грехопадением первых людей.
Армагеддон - самый главный катаклизм, самый разрушительный, самый масштабный. Но в отличие от эдемского падения, он приведет не к позору, а к вечной славе и вечной жизни.
У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий - благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно - что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным - и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, - всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека - 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс 89:10).
Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».
Патриарх Кирилл, из слова в храме Архангела Михаила,
Крымск, 23 июля 2012 года