Житейские воззрения дю брезье. Швед сверрир гуднасон о роли микаэля блумквиста как отражении состояния современной журналистики Кто такая Ева Габриэльссон
Всемирно известным профессором Болдером успешно ведутся разработки по созданию искусственного интеллекта. Благодаря упорному труду, ему наконец-то удаётся достичь поставленной цели. Для того чтобы мир познакомился с инновационными разработками профессора, он просит помощи у известного журналиста Микаэля Блумквиста для публикации своих научных работ.
Чтобы собственные научные достижения обезопасить от банального воровства, Болдер нанимает одного из лучших в мире хакеров – девушку, которую зовут Лисбет Саландер. Молодая девушка – превосходный специалист в области современных компьютерных технологий. Ей подвластен взлом практически любой защиты. Кроме того, Лисбет прекрасно справляется с защитой данных, размещённых в глобальной сети. Именно ей выпадает шанс ознакомиться со всей информацией, которая хранится на портале национальной безопасности США.
Журналист и девушка-хакер начинают действовать сообща. У них появляется реальный шанс разоблачить преступную группировку, которая называется «Пауки». При этом эта криминальная группа грозит не только Лисбет и Микаэлю, но и всем жителям Стокгольма. Чтобы узнать, чем закончится кинокартина «Девушка, которая застряла в паутине», смотрите и покупайте билеты в кино онлайн на нашем сайте.
Мнение
Что касается технической стороны вопроса, художественный фильм «Девушка, которая застряла в паутине» получился интригующим и динамичным с первой до последней секунды просмотра. Чтобы особо не напрягаться при его просмотре не стоит обращать внимание на диалоги главных героев – они второстепенны и не несут практически никакой смысловой нагрузки.
По сути, у режиссера Федерико Альвареса («Не дыши», «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», сериал «От заката до рассвета») получился типичный экшн. Местами он действительно завораживает так, что зритель начинает с интересом вникать в происходящие события. Картинка вполне качественная, что заставляет задуматься о хорошо проделанной операторской работе.
Режиссёр Федерико Альварес – мастер создавать жуткую атмосферу в своих кинолентах. Конечно, ожидать от ленты сверхмощных эмоций не стоит. Местами она действительно интересна, а в некоторых моментах обнаруживаешь стандартные клише. Однако, если есть желание хорошо провести вечер четверга и попытаться сравнить первую часть этой истории со второй (в прошлый раз главных героев играли другие актёры), то добро пожаловать в кинотеатры Уфы.
Шведский писатель Стиг Ларссон без преувеличения известен во всем мире, как автор трилогии Миллениум о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер . В родной Швеции он прославился своими исследованиями об ультраправых экстремистах и неонацистах.
Стиг Ларссон (Stieg Larsson ) родился 15 августа 1954 года в Вестерботтене, на севере Швеции. Детство Стиг провел у деда, отца матери, в деревне, поскольку семья была небогата и не могла себе позволить время на воспитание сына в Обществе всеобщего благополучия. Мужчины в семье Ларссонов всегда отличались своеволием и упрямым характером. Дед за критику нацистского режима угодил в годы Второй мировой войны в концентрационный лагерь, отец был активным участником профсоюзного движения. Стиг также пошел по этому пути и активно интересовался политикой, симпатизируя левым.
Стиг с раннего детства отличался любовью к чтению и был заядлым посетителем библиотеки. После окончания школы попытался поступить на журналистский факультет, но не прошел из-за низких отметок. Но как говорится, не везет в учении, повезет в любви. В этом же году на митинге против войны во Вьетнаме он познакомился с молодой, энергичной девушкой Евой Габриэльссон (Eva Gabrielsson ), которая стала его спутницей жизни, хотя официально они так никогда и не были расписаны. Ева работала архитектором, а Стигу удалось устроиться в Шведское агентство новостей на место графического редактора.
Стиг Ларссон всегда интересовался темой ультраправых, нацистов и расистов, а когда в 1995 году его знакомый попросил помочь в финансировании газеты Экспо , разоблачающих деятельность ультраправых, Ларссон помогал ему не только деньгами, но и в качестве литературного негра , то есть писал черновики статей на заданные темы. Когда в 1999 году Ларссон попал под сокращение, он тут же был назначен главным редактором Экспо .
Будущий писатель, всегда был страстным читателем, напирая особым образом на детективные романы и научную фантастику. Он два года возглавлял Скандинавское общество научной фантастики, но сам взялся за перо только в конце 90-х годов. По воспоминаниям коллег свои первые два романа он сжег, поскольку они ему не нравились. К моменту создания первого романа из серии Миллениум , по рассказам близких в голове Ларссона существовали наброски персонажей, которых он с блеском воплотил в своих популярных романах.
Коллеги также рассказывают, что идея написать детектив началась с шутки. Ларссону намекнули, что было бы интересно написать роман о постаревших героях популярного французского комикса Тинтин . Будущий писатель задумался. Однако действительно работа закипела, когда Ларссон попробовал таким же образом состарить знаменитую шведскую героиню детских романов Пеппи Длинныйчулок - так возникла Лисбет Саландер . По воспоминаниям Евы Габриэльссон работа над первым романов из Миллениума началась во время совместного отпуска, который они проводили вместе на Стокгольмском архипелаге.
Все три романа были написаны необычайно быстро, примерно на роман приходилось 9 месяцев непрерывной работы. А если учесть, что каждый роман был объемом более 600 страниц, в день надо было в чистую написать не меньше 2,5 страниц. Ларссон был настолько увлечен написанием романов, что все свободное время проводил за компьютером. В апреле 2004 года он подписал издательский контракт на первые три книги, которые были практически закончены.
Наследники его творчества утверждают, что он написал примерно половину четвертого романа, но поскольку до сих пор наследники не могут разделить права на доработку или печать имеющихся рукописей, серия Миллениум ограничена тремя книгами.
Популярность романов Стига Ларссона столь велика и уникальна, а его книги бьют все рекорды продаж по всей Европе и Америке, обогнав даже сверхпопулярные триллеры Дэна Брауна. По сюжету первых трех романов были сняты популярные фильмы в Швеции, а затем Дэвид Финчер поставил римейк с Дэниэлом Крэйгом и Руни Мара в главных ролях.
О творчестве
Микаэль Блумквист
Микаэль Блумквист (Mikael Blomkvist ) родился 18 декабря 1960 года в Борлене. Микаэль был поздним, но не единственным ребенком в семье Курта и Анники Блумквист. Обоим супругам исполнилось по тридцать пять, когда родился первый ребенок, а спустя три года у Микаэля появилась сестра Анника. Курт часто бывал в командировках, чего требовала его профессия - установщик промышленного оборудования. Анника почти все время проводила дома, поскольку была домохозяйкой.
К моменту рождения младшей Анники семья Блумквист перебралась на постоянное место жительства в Стокгольм. Микаэль мало чем отличался от своих сверстников. Он учился в школе в Броме, а затем ходил в гимназию на Кунгсхольмене. В юношестве он увлекался музыкой, сколотил рок-группу Bootsrap, одну из песен которой даже попала в эфир на радио в 1979 году.
У Микаэля была заветная мечта побывать в разных экзотических странах, чтобы заработать денег на поездку, он работал после окончания гимназии контролером метро. Путешествовал он по Австралии, Таиланду и Индии, а после возвращения его привлекла профессия журналиста, но поступить на обучение в университет ему удалось только после окончания сроков военной службы, проходившей в Лапландии.
В настоящее время Микаэль Блумквист работает профессиональным журналистом, отчего его вряд ли можно назвать богатым.
Подобно своему создателю Стигу Ларссону, Блумквист отвратительно питается (один фастфуд) и злоупотребляет кофе, но в отличие от автора Блумквист держит себя в форме, регулярно бегает по утрам. Он соглашается, с тем, что его считают аполитичным , гораздо больше его привлекают детективы и современная музыка.
Особое место в его жизни занимают женщины. Особое место среди них занимает Эрика Бергер, с которой на протяжении многих лет Микаэль сохраняет удивительно хорошие взаимоотношения. Блумквист был женат на Монике Абрамсон, и у них родилась единственная дочь - Пернилла.
Взаимоотношения с Лисбет Саландер пробуждают в Микаэле отцовские чувства, которые он мало проявлял, когда был женат и воспитывал собственную дочь.
В случае с Блумквистом Стиг Ларссон поступил аналогично как и с Лисбет. Если главная героиня была продолжательницей Пеппи Длинныйчулок, то Блумквист стал взрослым продолжение другого известного шведского героя - Калле Блумквиста. Историю о юном детективе поведала известная Астрид Линдгрен, а очевидная связь подсказана автором, как самой фамилией, так и историей, когда Микаэлю удалось совершенно случайно разоблачить банду грабителей банков, за что он получил прозвище Калле Блумквист.
Микаэль Блумквист работает журналистом в журнале Миллениум, в честь которого и была названа серия, символизировавшая новый подход к журналистике, новый стиль в профессиональной этике и гражданскую позицию. Ларссон использует художественный роман для декларации собственных принципов - независимости прессы, даже от полиции, критичность по отношению к любой форме власти, но в основе критики должны лежать конституционные основы.
Блумквист - талантливый журналист, но достаточно острый оппонент, отчего на него подают в суд в первой книге трилогии, но ему удается справиться благодаря своему таланту.
Микаэля Блумквиста (Дэниел Крэйг), совладельца журнала «Миллениум», суд признал виновным в клевете на бизнесмена Веннерстрёма. Блумквист приговорен к выплате денежной компенсации, лишающей его почти всех сбережений. Бисексуальная хакерша Лисбет Саландер (Руни Мара) составляет для Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер), крупного промышленника и бизнесмена, в настоящее время отошедшего от дел, подробное досье на Блумквиста, которого Вангер планирует взять на работу. Заключение Лисбет — Блумквист «чист и честен».
Адвокат Хенрика Вангера, Дирк Фруде, приглашает Блумквиста в фамильное имение в Хёдестаде. Хенрик Вангер поручает Блумквисту раскрыть тайну исчезновения его племянницы Харриет Вангер, которая исчезла на острове 40 лет назад. Старик предоставляет все материалы, которые у него имеются, включая подробные полицейские отчеты. Хенрик уверен, что Харриет убил один из членов клана Вангеров: кто-то посылает Хенрику прессованные цветы, подобные тем, что Харриет дарила ему на дни рождения. Он подозревает, что их посылает её убийца. Хенрик обещает Блумквисту высокий гонорар и возможность реабилитироваться по делу Веннерстрёма за счёт имеющегося на того компромата. Блумквист живёт в коттедже на территории острова. Он делает фамильное древо клана Вангер. Сесилия Вангер, кузина Харриет, подсказывает Блумквисту, что её сестра, Анита, была близка с Харриет больше, чем остальные. Блумквист отправляется к Аните (Джоэли Ричардсон) в Лондон, но та отказывается помогать: она сбежала из семьи, когда ей было восемнадцать лет, и ничего не хочет знать о своих родных.
Блумквист находит записную книжку Харриет, в которой обнаруживает список женщин с пятизначными номерами напротив каждого имени. Отставной полицейский Густав Морелль, который в молодости вел дело Харриет, предполагает, что это телефонные номера, однако связать с именами их не удалось. Приехавшая навестить Блумквиста его дочь Пернилла, увлекающаяся современными религиозными течениями, замечает, что цифры соответствуют библейским стихам. Каждый стих исходит из книги Левит и описывает преступления на религиозной почве, совершавшиеся в Швеции на протяжении многих лет. Любовница Блумквиста, а по совместительству и владелец журнала «Миллениум», Эрика Бергер (Робин Райт), приезжает на остров. Она понимает, что из-за проигрыша дела Веннерстрёма журнал на грани банкротства, поэтому соглашается на предложение Хенрика и его племянника, действующего генерального директора концерна Вангер, Мартина Вангера (Стеллан Скарсгорд), инвестировать в журнал. Вскоре после этого у Хенрика случается сердечный приступ, а семья Вангеров просит Блумквиста остановить расследование их семейных тайн.
Несмотря на то, что Лисбет Саландер уже совершеннолетняя, у неё есть опекун, приставленный к ней в связи с диагностированным в детстве расстройством психики. Долгое время её опекуном был Хольгер Пальмгрен, но у того случается инсульт. Новый опекун, адвокат Нильс Бьюрман (Йорик ван Вагенинген), начинает контролировать финансы Саландер и пытается контролировать её жизнь. Когда Лисбет обращается к нему с целью получить деньги на новый компьютер, Бьюрман соглашается выдать их при условии, что она сделает ему минет. Несколько дней спустя Саландер просит ещё больше денег на продукты и встречается с Бьюрманом в его квартире, где подвергается жёсткому насилию со стороны своего опекуна. Однако через некоторое время она назначает с ним новую встречу у него же дома, оглушает его, привязывает голого к кровати, и сообщает, что последнее изнасилование она засняла на скрытую камеру. Она шантажирует Бьюрмана, что покажет видео, где он занимается с ней анальным сексом всем СМИ, если он не вернет ей контроль над своими финансами и не станет способствовать тому, чтобы её признали вменяемой и дееспособной. А чтобы он не забывал о происшедшем, она делает ему татуировку на животе со словами «Я насильник и свинья».
Тем временем Фруде предлагает Блумквисту взять в напарники Саландер и показывает Блумквисту невероятно подробный отчет проверки, что она сделала. Микаэль приходит в квартиру к Саландер, чтобы предложить ей сотрудничать с ним в поисках убийцы Харриет. Саландер сопоставляет стихи с сериями убийств, произошедших с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Тем временем Блумквист исследует фотографии, предоставленные Хенриком, на параде в Хёдестаде, на котором присутствовала Харриет в день исчезновения. На одном снимке заметно, что кто-то её напугал. Благодаря фотографиям молодоженов, бывших на том же параде, Блумквист обнаруживает того, кто так напугал Харриет, — это неизвестный в синей школьной форме. Параллельно Лисбет обнаруживает, что у всех убитых женщин были библейские (еврейские) имена. Подозрение падает на членов семьи Вангеров, которые были нацистами. По ходу работы Лисбет соблазняет Блумквиста, и после его недолгого сопротивления они становятся любовниками.
Микаэль узнает у Харальда Вангера, брата Хенрика, бывшего нациста, что неизвестный на фото — Мартин Вангер, брат Харриет. Саландер обнаруживает в архивах Хёдестада, что Готфрид, покойный отец Харриет и Мартина, был в командировке в каждом городе, где совершались убийства. Однако последнее убийство произошло в 1967 году, спустя два года после смерти Готфрида, что говорит о том, что его совершил кто-то другой. Вскоре она обнаруживает, что последняя жертва училась в университете Упсалы, где учился сам Мартин. Найдя совместное фото Готфрида и Мартина в одном из городов, где было совершено убийство, Лисбет понимает, что сын пошел по стопам отца.
Блумквист одержим идеей найти доказательства в доме Мартина, но Мартин обо всем догадывается и усыпляет зашедшего к нему Микаэля. Блумквист просыпается закованным в кандалы и подвешенным на канате. Мартин откровенно хвастается изнасилованиями, пытками и убийствами десятков женщин в течение нескольких лет, к чему его приучил отец, но отрицает убийство своей сестры. Мартин обещает убить Блумквиста и надевает ему на голову полиэтиленовый мешок. Но вовремя все понявшая Лисбет врывается в подвал и ударом клюшки от гольфа разбивает Мартину голову и сбивает его с ног. Пока Саландер освобождает Блумквиста, Мартин приходит в себя и пытается спастись бегством на машине. Лисбет хватает оставленный Мартином пистолет и бросается в погоню за ним на своём мотоцикле. Автомобиль Мартина на большой скорости попадает в аварию. Саландер приближается к месту аварии, но перевернувшаяся машина взрывается и Мартин погибает в огне.
Микаэль предполагает, что Харриет может быть ещё жива. Блумквист и Саландер летят в Лондон, взламывают компьютер Аниты Вангер, и прослушивают её телефон, надеясь, что она свяжется с Харриет после сообщения от Блумквиста о смерти Мартина. Когда Анита не делает попыток связаться с Харриет, Блумквист делает вывод, что Анита Вангер на самом деле Харриет, живущая под прикрытием сходства с Анитой, чтобы скрыться от Мартина. Блумквист рассказывает Аните/Харриет свои подозрения. Харриет признается, что её отец Готфрид регулярно насиловал её в течение многих лет, и она, в конце концов, убила его ударом веслом по голове, а Мартин застал её на месте преступления. Мартин также неоднократно насиловал её, пока Хенрик не отправил его на учёбу в Упсалу. Когда Мартин вернулся в день парада, Харриет бежала из Швеции с помощью Аниты, испугавшись повторения насилия. С этого момента стало две Аниты Вангер, пока настоящая Анита и её муж не погибли в автокатастрофе, оставив это имя для Харриет. Харриет отправляла прессованные цветы Хенрику каждый год как подсказки, что она жива. Наконец, после смерти брата Харриет возвращается в Швецию и встречается с дядей Хенриком.
Как и было обещано, Хенрик дает Блумквисту информацию о Веннерстрёме, но Блумквист взбешен, что информация является слишком старой, чтобы использовать её в суде, так как истёк срок исковой давности, да и обвинения не слишком серьёзные. Тогда Саландер взламывает компьютер Веннерстрёма. Она находит компромат, связанный с незаконной торговлей оружием и наркотиками. Новая статья Блумквиста возрождает «Миллениум» и уничтожает Веннерстрёма.
Саландер взламывает многочисленные банковские счета Веннерстрёма и с помощью хитроумной комбинации похищает у него многомиллионную сумму денег. Веннерстрёма в конечном итоге находят в Испании убитым при загадочных обстоятельствах. По возвращении в Стокгольм Саландер посещает своего старого опекуна, Палмгрена, который после инсульта потерял способность говорить и оказался прикованным к инвалидному креслу. Она говорит ему, что нашла друга, которого он бы одобрил, а сама она счастлива. Лисбет покупает Микаэлю дорогую кожаную куртку в качестве рождественского подарка. Она приезжает к нему, чтобы вручить подарок, но замечает, как счастливые Блумквист и Бергер прогуливаются вместе. Понимая, что всерьёз не нужна Блумквисту, Лисбет бросает куртку в ближайший мусорный контейнер и едет прочь по улицам Стокгольма.
В ролях[править | править вики-текст]
Дирк Фруде копался очень долго, и произведение Лисбет Саландер оказалось в руках у Микаэля только в шесть часов вечера. Оно состояло примерно из восьмидесяти страниц собственно отчета и ста страниц копий статей, аттестатов и прочих документов, касавшихся жизни Микаэля.
Было очень странно читать о самом себе то, что при ближайшем рассмотрении оказывалось некой компиляцией из биографии и служебного донесения. Микаэль чувствовал, как все больше поражается подробности отчета. Лисбет Саландер отметила детали, которые, как он думал, были навсегда похоронены в компосте истории. Она раскопала его юношескую связь с женщиной, которая тогда была пламенной синдикалисткой, а теперь стала профессиональным политиком.
«С кем, скажите на милость, она разговаривала?» – недоумевал он.
Она разыскала его рок-группу «Бутстрэп», которую сегодня уже едва ли помнит хоть одна живая душа, и до тонкости изучила его финансовые дела.
Как, черт побери, ей это удалось?
Будучи журналистом, Микаэль много лет посвятил добыванию информации о разных людях и мог оценить качество ее работы с чисто профессиональной точки зрения. В его глазах Лисбет Саландер, безусловно, была первоклассным изыскателем. Он сомневался, что сам смог бы создать отчет такого качества о совершенно неизвестном ему человеке.
Микаэль отметил также, что им с Эрикой вовсе не было необходимости соблюдать конспирацию, общаясь с Хенриком Вангером; тот уже во всех подробностях знал об их многолетней связи и треугольнике с участием Грегера Бекмана. Лисбет Саландер сумела еще и поразительно точно оценить состояние «Миллениума»; связываясь с Эрикой и предлагая свое участие, Хенрик Вангер прекрасно знал, насколько плохо у них обстоят дела. И Микаэль не мог не задать себе вопроса: что же за игру тот на самом деле ведет?
Дело Веннерстрёма рассматривалось лишь поверхностно, но исследовательница, несомненно, сидела среди публики на одном из судебных заседаний. И у нее возникли вопросы по поводу странного поведения Микаэля, когда тот отказался выступать на процессе.
«Умная девица, кем бы она там ни была», – не мог не признать Микаэль.
А в следующую секунду он просто не поверил своим глазам. Лисбет Саландер коротко изложила свои предположения насчет того, как события будут, с ее точки зрения, развиваться после суда. Она почти дословно передала пресс-сообщение, которое они с Эрикой разослали, когда он оставил пост ответственного редактора «Миллениума». Лисбет Саландер использовала его собственный черновик.
Он посмотрел на обложку отчета. Тот был датирован тремя днями раньше, чем Микаэль получил на руки постановление суда.
Этого просто не могло быть.
На тот день пресс-сообщение существовало в одном-единственном месте на свете – в личном компьютере Микаэля. Не в рабочем компьютере в редакции, а в его ноутбуке. Этот текст никогда не распечатывался. Копии не имела даже Эрика Бергер, хоть они и обсуждали его в общих чертах.
Микаэль медленно опустил отчет Лисбет Саландер. Он решил больше не закуривать. Вместо этого надел куртку и вышел в светлую ночь – до дня летнего солнцестояния оставалась неделя. Он медленно шел вдоль берега пролива, мимо участка Сесилии Вангер и шикарной яхты рядом с виллой Мартина Вангера и все время размышлял. Под конец он присел на камень и стал смотреть на огни бакенов в бухте Хедестада. Напрашивался только один вывод.
– Вы побывали в моем компьютере, фрёкен Саландер, – сказал он вслух. – Вы гнусный хакер.
Глава
18
Лисбет Саландер резко очнулась от тяжелого сна. Ее слегка подташнивало. Не поворачивая головы, она поняла, что Мимми уже ушла на работу, но в спертом воздухе спальни еще висел ее запах. Накануне в кафе, на еженедельной встрече с «Перстами дьявола», Лисбет выпила слишком много пива. Перед самым закрытием появилась Мимми и отправилась вместе с ней домой и в постель.
В отличие от Мимми Лисбет Саландер никогда всерьез не считала себя лесбиянкой. Ей и в голову не приходило задуматься о том, относится она к гетеросексуалам, гомосексуалам или бисексуалам. Она просто плевала на этикет и считала, что никого не касается, с кем она проводит ночи. Если бы ей непременно пришлось расставлять сексуальные приоритеты, то она бы отдала предпочтение парням – они, во всяком случае, лидировали в статистике. Проблема заключалась лишь в том, чтобы найти парня, который не был бы недотепой и еще, желательно, годился бы на что-нибудь в постели, а Мимми удавалось ее зажечь, и связь с ней Лисбет рассматривала как приятный компромисс. Мимми она встретила год назад в пивной палатке на фестивале геев и лесбиянок «Европрайд», и та была единственным человеком, которого Лисбет сама привела к «Перстам дьявола». В прошлом году они время от времени встречались, но их отношения по-прежнему оставались для обеих лишь способом хорошо провести время. К теплому и мягкому телу Мимми было приятно прижиматься, а кроме того, Лисбет не претило вместе с ней просыпаться и завтракать.
Часы на ночном столике показывали половину десятого утра. Лисбет попыталась понять, что же ее разбудило, как вдруг в дверь снова позвонили. Лисбет озадаченно села. Никто никогда не звонил к ней в такое время суток. Да и вообще крайне редко хоть кто-то звонил в ее дверь. Еще до конца не проснувшись, она завернулась в простыню, вышла нетвердыми шагами в прихожую и открыла. И тут же встретилась взглядом с Микаэлем Блумквистом. Чувствуя, как внутри нарастает паника, Лисбет невольно отступила назад.
– Доброе утро, фрёкен Саландер, – весело поздоровался он. – Я понимаю, что вчерашний вечер затянулся. Можно войти?
Не дожидаясь приглашения, он переступил через порог и закрыл за собой дверь. Пока он с любопытством осматривал кучу одежды на полу прихожей и пакеты с газетами и косился на дверь спальни, весь мир Лисбет Саландер вращался в обратном направлении – как, что, кто? Микаэль Блумквист с улыбкой смотрел на ее широко открытый рот.
– Полагаю, ты еще не завтракала, поэтому я прихватил с собой бейглы. Один с ростбифом, один с индейкой с дижонской горчицей и один вегетарианский с авокадо. Я не знаю, что ты любишь. Ростбиф?
Он исчез на кухне и тут же нашел ее кофеварку.
– Где у тебя кофе? – прокричал он.
Саландер стояла в прихожей как парализованная, пока не услышала звук льющейся воды, и быстро сделала три огромных шага.
– Стой! – Она почувствовала, что кричит, и понизила голос. – Какое, черт побери, ты имеешь право тут разгуливать, будто здесь живешь. Мы ведь даже не знакомы.
Микаэль Блумквист остановился, держа кувшин над кофеваркой, и повернул к ней голову. И ответил серьезным голосом:
– Неправда! Ты знаешь меня лучше, чем большинство других людей.
85Социотипы Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста January 24th, 2014
Автор Стиг Ларссон настолько подробно, видимо, с каким-то трепетом и даже любовью к людям, которые, может быть, совсем того и не заслуживают, описывает каждого героя, который появляется на страницах трилогии, что тут же представляешь Бальзака с его "Человеческой комедией" и огромным числом персонажей, а также тщательным выписыванием деталей, как некоторым кажется, ненужных. Почему же ненужных? - спрашиваю я. Их можно смаковать до бесконечности. Я, например, закайфовала от описания того, как Лисбет покупала мебель в новую квартиру. Так уютно и жизнеутверждающе, что даже странно. Я, кстати, тоже ИЛИ.
Асоциальные личности тоже должны иметь ТИМ.
Лисбет - ЛСИ (Макс Горький), и по книге, и по шведскому фильму. По книге можно доказать, что она Макс, автор постоянно описывает мотивы ее поступков.
То, что она не этик, видно сразу: второго такого замкнутого человека еще поискать. Об интровертности это еще не говорит, т.к. есть экстраверты, стремящиеся не к общению, а стремящиеся к делам, а Саландер - человек очень деятельный!
Впрочем, лучше не типировать по дихотомиям - по моему глубокому убеждению, - а лучше типировать по функциям.
Основная черта - ее опьянял сам процесс сбора информации об интересующем человеке/предмете. 4 "собирателя информации" в соционе - Габ, Баль, Макс, Роб. Это логика на первой функции - она живет и дышит сбором инфы, процессом мышления, деланием выводов и систематизацией.
Теперь предположим ЧС в творческой функции. Властность для Лисбет не свойственна, насилие для нее не самоцель, но инструмент. Волю она проявляет постоянно. Всё это говорит о ЧС на 2-й позиции.
Во 2 книге она не задумываясь убила человека, о котором разузнала, что он мерзавец. Не говоря о том, что сделала со своим опекуном. И ведь она ему четко, по полочкам, разложила, что он должен делать после. То есть она, в общем, живет по системе сама и других к этому склоняет.
В квартире у нее, правда, царил срач, но сама она всегда появлялась на людях подтянутой, в том образе, в котором хотела себя преподнести.
Блумквист фрустрировал ее своей добротой и любвеобильностью, что очень подходит для соцзаказа Макс - Дюма. Но Дюма получается очень странный, с заморочками. Поскольку я сначала смотрела шведские фильмы, то и представила Микаэля как Дюма, - возможно, потому что Нюквист, актер, - СЭИ. В прочтении я добралась уже до середины трилогии и теперь понимаю, что Микаэль скорее Бальзак, как и автор. Отношения, кстати, с Саландер, опять же, неравные, с перекосом и непониманием. Я читала, что Блумквист - альтер эго Ларссона. В таком случае, кажется, что Ларссон идеализировал своего героя, придав ему не только свои черты, но и черты, которые ему хотелось бы иметь.
Блумквист постоянно размышляет, он мыслит всегда и над всем, что ему попадается на глаза, он всё и всех оценивает, но не создает собственной стройной системы. Это и позволяет предположить, что он ИЛИ. Первый раз зайдя к Саландер в квартиру, он тут же раскритиковал ее за беспорядок.
В отношении с женщинами у него столкновение черт, которые трудно заподозрить, что совмещаются в одном человеке.
У него постоянно есть несколько любовниц (СЭИ, ценность - отношения?), но он не ревнует ни одну из них (ИЛИ?), и они возникают как бы сами, без его усилий (ИЛИ?). Оговаривает границы отношений (ИЛИ?). Он холост, точнее, разведен. Жену свою удерживать не пытался (ИЛИ?), зато бесчисленное количество раз пытается возобновить дружбу с Лисбет (СЭИ?). Он мягок и позволяет "вести" себя в отношениях (ИЛИ?).
В общем, ИЛИ перевешивает. А в фильме Нюквист играет скорее СЭИ, либо просто сам актер таков.
Про "Девушку, которая играла с огнем" - я ее сейчас дослушиваю в виде аудиокниги. Насчет Салашенко пока не думала.
Рональд Нидерман очень интересен для рассмотрения. В его описаниях - тоже непрестанных - фоном обязательно идет создание деловых отношений, он их с удовольствием, если это слово применимо к персонажу, строит
. Поддержание их (1-я ф. - этика отношений). Нидерман консервативен, подельники у него одни и те же, с годами их число лишь уменьшается. Силовая сенсорика из него так и прет, но, как и для Лисбет, сила для него не цель, а средство (2-я ЧС). Ценит деньги, известность ему не нужна, предпочитает держаться в тени и делать что-то исключительно тогда, когда эти действия ему нужны. Лишнего не размышляет. Всё это складывается в стройную картину Драйзера, ЭСИ. Ах, да. Драйзеров еще называют инквизиторами, наказывающими моралистами. Для Нидермана процесс убийства кого-то - собственно, не убийство, а наказание
, оттого, что кто-то ведет себя не так, не согласен играть по его правилам.
З.Ы. Мырикане со своим римейком вообще ни в зуб ногой. Мара слишком нежная, Крэйг черсчур брутальный.