Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Школьные сочинения). Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? Верность в дружбе отцы и дети
Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.
Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Аркадий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Базаров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?
Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.
Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.
Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью мировоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.
Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.
Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веление эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.
Дело в том, что главный герой Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев, а все остальные герои находятся во враждебном лагере.
Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие - люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений - «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров - гость, который отличается своим «новым» обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием они считаются друзьями, хотя их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Со временем Аркадий перестает слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.
Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем, трудится, занимается медициной, проводит опыты. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой.
Совершенно по-разному они относятся к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
Разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». Зато Базаров предстает перед нами как человек, принадлежащий к новому поколению, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.
Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».
Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь использовать идеи Базарова, но это невозможно, так как он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" - многотемное произведение. Уже в самом названии звучит главная тема романа - это проблема поколений, вечная проблема классической литературы. Кроме этой проблемы в романе поднимаются и другие вопросы: это и конфликт двух социально-политических сил, действующих в РФ в 60-е годы, либералов и демократов, и тема любви и дружбы. В самом деле, могут ли быть друзьями люди, различные по своему социальному положению, имеющие различные цели в жизни и противоположные по характеру. На тот самый вопрос я и попытаюсь ответить в своем сочинении.
Герои романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей. Мы можем их отнести. Но дело в том, что основополагающий герой романа Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере.
Страница за страницей я знакомлюсь с Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые "драться хотят". Люди старшего поколения не разделяют его революционно-демократических убеждений. Они изображаются мелкими, слабовольными людьми с узко ограниченными интересами.
В романе изображены дворяне и разночинцы двух поколений - "отцов" и "детей". Тургенев хочет показать нам, как будет вести себя демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине, куда Базаров приехал сообща с Аркадием, Евгений - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И со своим другом Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни. На протяжении всего романа мы наблюдаем подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия Базарову. Но все-таки, Аркадий постепенно приобретает свое мнение. Он уже не повторяет слепо за Базаровым его суждения нигилиста. В споре он выражает свою собственную точку зрения. Однажды их спор чуть не дошел до драки.
Разницу между героями можно увидеть уже из их поведения в доме Кирсанова. Евгений занимается изучением природы, а Аркадий лентяйничает, ничего не делает. По красной обнаженной руке Базарова можно смекнуть, что он человек дела. И на самом деле, где бы он не пребывал, Евгений старается заниматься делом. Его дело - естественные науки: Он изучает природу и проверяет теоретические открытия на практике. Заметим, что заинтересованность к наукам является типичной чертой культурной жизни РФ 60-х годов, а это значит, что Базаров идет в ногу со временем. Аркадий же - полная противоположность Базарову. Он ничем не занимается, и его ничто не увлекает. Главное для Аркадия - это уют и покой, а для Базарова - трудиться, не сидеть сложа руки.
Разные мнения у друзей и в отношении литературы. Например, Базаров отрицает поэзию Пушкина, причем совершенно необоснованно. Аркадий же наоборот, восхищается поэтом. Аркадий постоянно хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не соблюдает правила хорошего тона, он просто не считает это нужным. Это видно во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Он не любит, например, "красивую" фразу. "О, приятель мой, Аркадий Николаевич, говорит он своему юному поклоннику, об одном прошу, не говори так красиво!" Базаров показан человеком простым, чуждым всякой изломанности, и сообща с тем крепким, могучим душой и телом. Его отличает твердость и прямота суждений.
Аркадий же наивен в сознании своего умственного превосходства над понятиями отца и дяди. Он добродушно сожалеет об их отсталости. Как быстро решает он все вопросы, как легко справляется он со всем, как ничего не стоит ему сломить и уничтожить что угодно из чистого нигилизма. Аркадий не такой человек, каким хочет глядеться. Мнения, которыми он щеголяет, не проникают у него сильно вовнутрь, они могут пропасть как утренний туман. Все его порывы объясняются желанием быть похожим на Базарова, быть таким же твердым и жестким человеком. Но постепенно Аркадий понимает всю бессмысленность своих стремлений. "Ученик" выходит из-под власти "учителя". Сопротивление Аркадия Базарову уже видно из разговора о роли природы в жизни человека. У Аркадия нет врагов. Базаров же ненавидит многих. "Ты, нежная суть человеческая, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может существовать без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Кирсанову. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить проблемы эпохи. Аркадий же принадлежит старому поколению, поколению "отцов".
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, которых вечно опекают, и которые вечно не замечают опеки. Базаров относился к нему покровительственно, и почти постоянно насмешливо, он понимал, что их пути разойдутся.
По-моему, их отношения нельзя назвать дружбой, потому что приятельство невозможна без взаимопонимания, приятельство не может быть основана на подчинении одного другому. У Базарова нет друга, потому что он не встретил ещё человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что около нее почти нет родственных ей душ.
И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа.
Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.
Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»
Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?»
Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься...» Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».
Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», и считает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».
Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.
Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова.
Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое- то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.
На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».
Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой... Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам...» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.
При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз». Но уже вечером того же дня, «разговаривая... с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике».
Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения - Ситников и Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди не могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они восприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова. Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.
Роман "Отцы и дети" – одно из самых известных произведений И. С. Тургенева. В нём поднимается множество проблем и вопросов 19-го века. Также автор затрагивает тему любви и дружбы, раскрывая образы героев.
Главный герой романа Базаров – умны, практичный и преданный своему делу человек. Сложный характер и свойственные ему манеры делают его одним из самых запоминающихся и харизматичных образов в русской литературе.
Он отличается от других людей, окружающих его, из-за чего и происходит конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей Аркадия. С Базаровым, как мне кажется, трудно вести диалог, потому что он мало с чем соглашается и всё отрицает. "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои", – говорит он сам о себе. Несмотря на это, он хорошо общается с Аркадием, они даже считают друг друга друзьями. Однако в них много различий. Друзья с первого взгляда кажутся нам единомышленниками, но, все более продвигаюсь к концу романа, становится ясно, что они совершенно разные люди. Аркадий, в отличие от своего друга, дружелюбен и не так резок в своих высказываниях, вежлив, опрятен и, возможно, сентиментален.
Базаров часто злится на него из-за этого. "Базаров и философию называл романтизмом ", – указывается в романе. Он не любит, когда Аркадий философствует или говорит красиво, поэтому резко реагирует на это. Грубость главного героя, как мне кажется, в какой-то степени и привела к охлаждению дружеских чувств между ними. Разногласия, сложный характер Базарова сводит дружбу к нулю. Хотя, я думаю, их общение всегда было лишь приятельским.
Любовь в жизни главного героя создает большой конфликт в его взглядах на мир. Нигилизм Базарова полностью опровергается чувством к Одинцовой. Понимая это, он пытается погасить в себе интерес и влечение к ней, но осознает, что это большое чувство невозможно искоренить. От принципов, взглядов, которыми живёт главный герой романа, придётся отказаться, а это очень трудно. Но Базаров делает свой выбор в пользу любви. Он не может таить в себе это огромное чувство, поэтому рассказывает о нём Одинцовой. Но нужно ли это ей? Она, сама не понимая зачем, провоцирует его на признание, однако потом осознает, что это было лишним. Её волнуют мысли, полные сомнения. Ведь в душе героиня понимает, что не сможет жить с простым лекарем без всякой роскоши, к которой так привыкла. Эта жалкая материальная сторона вопроса определяет её решение.
Я думаю, Базаров с достоинством прошел испытание любовью. Ради неё он пошёл на то, на что не каждый человек, имеющий гордость, смог бы решиться. Отказ от своего мировоззрения. Перемена мыслей стереть удалит Я думаю, Базаров с достоинством прошел испытание любовью. Ради неё он пошёл на то, на что не каждый человек, имеющий гордость, смог бы решиться. Отказ от своего мировоззрения, перемена мыслей – это сложный шаг в жизни любого человека. И кто знает, как бы изменился Базаров, будь его чувство взаимным.
И. С. Тургенев в своем произведении "Отцы и дети", как психолог, проникает вглубь характера каждого героя, раскрывая их положительные и отрицательные черты, демонстрируя нам истинные мотивы и цели героев.