Звуки п пь задания для детей. Конспект логопедического занятия на тему: Звуки П-ПЬ. Буква П.". Напиши эту букву на своей ладошке, на маминой ладошке
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА
Урок
на тему:
«Звуки [п], [п"], буквы П,п»
для 1 класса
Составитель:
Учитель начальных классов
Хуснутдинова Анна Андреевна
Цели: познакомить со звуком [п], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга
1.Оргмомент
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как в гостях у нас учителя. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается, посмотрите на гостей, улыбнитесь им и с хорошим настроением начинаем наш урок. (Слайд №1)
Отвечать будем внятно,
Чтоб было всем понятно.
А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
Артикуляционная гимнастика
Сегодня, к нам в гости пришел Винни - Пух. (Слайд №2) Что больше всего любил кушать Винни - Пух? Мёд. Покажите, как он облизывался, когда его кушал. Сначала по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки.
Лошадка (Слайд №3)
Кошка - лакает молоко (Слайд №4)
Молодцы!
2. Повторение пройденного материала
Какой урок у нас? Урок чтения. На уроке чтения чем мы занимаемся? Изучаем звуки и буквы.
А теперь повторяем изученные нами буквы.
Что за звуки, словно песни
Вы их быстро назовите.
Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!
Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим. (Слайд № 5- 8)
Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.
Какой стишок знаете о гласных звуках и буквах.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Молодцы, ребята. Вспомним о других звуках. М, Л, Н, Ш, Х, С, К, Р. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Буквы мы видим и пишем (Слайд № 9- 16) Читаем хором
Чем мы занимались, ребята? Повторили изученные буквы.
Повторим слоги из букв, которые мы знаем! (составляем и читаем слоги из разрезной азбуки)
3.Изучение нового материала
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно, и скажите, какой звук повторяется во всех словах.
Парта, палка, пух, пол. Звук П.
Правильно, это звук П. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой П. (Слайд № 17)
4. Уточнение звука [п] и характеристика
Взяли зеркала и произноси звук [п].
Есть ли преграда, когда мы произносим звук [п]. Да. Где воздух встречает преграду? Губы. Значит какой звук [п] - согласный. Дрожит ли при произношении горлышко? Горлышко не дрожит, связки отдыхают. Значит звук - глухой.
Запомните: Звук [п] - согласный, глухой, твердый.
5. Соотнесение звука [п] с буквой
Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой (Слайд № 18).
На что похожа буква П? Перекладину (Слайд № 19)
На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.
Буквой П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,-
Подойди и подтянись.
6. Составление из палочек
Составим букву п из палочек. (Слайд № 20)
Но буква п бывет разной, посмотрите. Печатная, письменная заглавная и строчная. (Слайд № 21-22)
7. Работа над слогами
Буква П дружит с гласными буквами, и составляют они вместе слоги. Чтение слогов. (Слайд № 23- 30)
8. Работа над словами
А если наши слоги встанут рядом, то у нас получатся слова, Давайте, попробуем прочитать их. (Слайд №31)
Папа, лапа, Паша
9. Работа над предложением
Наши слова, когда встают рядышком, получаются предложения. Прочитаем предложение! (Слайд №32)
10. Физкультминутка
11. Работа с учебником
Букварь - это начало начал. Мы должны его беречь, обращаться аккуратно.
(Слайд № 33)
12. Итог урока
Какая буква была именинницей на уроке?
С какой буквой познакомились? (С буквой П)
Какой звук она обозначает? (Буква П обозначает звук П)
Дайте характеристику этих звуков. (Согласный глухой твердый).
Молодцы! (Слайд № 34)
Разделы: Логопедия
Цель: Обучение грамоте.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию звука [П].
2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.
3. Познакомить с буквой П.
4. Обучать чтению слогов с буквой П.
5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка) , картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук ), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.
2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.
Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.
Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.
Давайте надуем шарики с помощью щёк:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.
Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.
3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)
Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:
П! – мы губы сложим вместе.
Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).
Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).
Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.
Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).
Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.
Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].
Выставляются картинки с пальмой и письмами.
Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].
Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:
Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).
Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].
Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).
4. Игра “Будь внимательным!”
У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.
Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит слоги, затем слова.
Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;
Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.
5. Игра “Живые звуки”.
Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.
Назовите первый звук, второй,...
Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?
6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.
Мы похлопаем сейчас столько раз(логопед показывает цифру 3)
Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)
А теперь мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).
7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.
Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).
На что похожа буква П? (Ответы детей).
Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.
Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
8. Работа с разрезной азбукой.
Найдите в разрезной азбуке букву П.
9. Чтение слогов и слов с буквой П.
Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.
А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.
Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).
Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.
Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.
Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).
10. Итог занятия.
С каким звуком познакомились?
Какой это звук?
Почему звук [П] согласный?
Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].
Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки ).
Прежде чем мы приступим к интернет уроку, отгадайте загадку…
Разноцветный Акробат
Забавляет всех ребят.
Он клюёт горох из миски
И болтает по – английски…..
Верно, попугай.
Попугаи – одни из самых красивых птиц, которые приручил человек. Они удивляют своими умственными способностями и веселым нравом. А вы знаете, что…
- Попугаи могут подражать совершенно разные звуки: от голоса человека до шума работающих бытовых приборов.
- В Красную книгу был занесен попугай Жако. Это самая говорливая птица. Он знал около 400 слов, говорил целыми предложениями да еще и на нескольких языках!
А это самый крупный попугай ара. Зовут Петя.
Вы догадались, почему мы заговорили о попугаях? … мы сегодня изучаем звук [п] . Произнесите вместе звук. Опишите его.
А кто запомнил как зовут нашего попугая? Какой первый звук? Верно, мягкий звук [п`].
1. Найдите слова
на звук [п]
и
[п`]
2. «Кто больше?»
Сначала перебираем все слова со звуком [п] , находящиеся на полу (плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).
3. «Светофор» . Если твердый звук, поднимите вверх синий карандаш, если мягкий звук — зелёный.
Паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.
4. «Профессии». Назовите десять профессий на [п] . (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)
5. «Доскажи словечко»
- И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
- Вперевалку шел со льдин к нам на утренник…
- Он круглый и красный, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней…
- Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
- Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
- Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев.Как славно жить, когда они работы не боятся.И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
- На цветы она садится, не устав с утра трудиться.Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).
6. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [п] , затем со звуком [п`] .
7. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [п] – [п`] .
8. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.
9. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую цифру в квадрат.
10 . Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто
П’________________ | П_________________ |
_________________ | _________________ |
_________________ | _________________ |
11. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий [п`] в словах.
12. Добавьте слоги , прочитай получившиеся слова.
13 . Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.
14. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [п] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.
А вот и буква П в летней панаме. Буква П любит лето — п есок, п ляж, п утешествия…
1. «Слова-невидимки»
– Я – самый лучший ткач на свете.
П – – –
– Во мне, смеясь, играют дети.
П – – –
– Я – два ботинка, две перчатки.
П – – –
– Из-за меня рассохлись кадки.
– – – –
О т в е т: паук, парк, пара, жара.
2. «Лесенка»
3. «Выпусти пар!»
4. «По одной букве»
А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.
1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.
П – – – – т
2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.
П – – – т
3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.
П – – т
4. Это слово знает любой шахматист.
П – т
5. Это слово ищите в танце.
О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.
5. «Волшебная цепочка»
Замените одну букву в словах:
палка – галка – балка;
печка – речка – сечка;
печка – пачка – почка;
пень – день – тень – лень;
порт – сорт – корт – торт;
пол – вол – кол – кон – кот – кит.
6. «Найди слово в слове»
Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).
7. «Составь новые слова»
Из букв данного слова составьте новые слова.
8. Начинай с буквы П
О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.
9. Допиши слова.
О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос
10. Найди спрятанные буквы П . Обведи их.
11. Выдели знакомую букву.
12. Добавь недостающий элемент буквы.
13 . Обведи в кружок все буквы П .
14. Раскрась петушка где буква П в красный цвет.
15 . Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.
16. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков [п] и [п`].
17. Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.
18. Клоун. Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.
О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю, н о когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)
На хоккее, на футболе
Буква П
– ворота в поле.
Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы П
.
20.
Читаем…
21 . Пишем…
22.
Пословицы и поговорки
- Пишут не пером, а умом.
- Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
- Правда глаза колет.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Признание – половина исправления.
Словарь
- Павильон — небольшая постройка для отдыха и развлечений.
- Погода — Состояние атмосферы в данном месте в данное время.
Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.
- Пай — часть, доля.
- Палитра — небольшая доска, на которой художник смешивает краски во время работы.
- Пандус (или рампа ) — наклонная площадка, служащая для въезда детскиx и инвалидныx колясок в дома; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
- Панорама — Вид местности (обычно с возвышенного места)
- Пантомима — представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
- Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие.
- Позоло`та — нанесение на предмет тонкого слоя золота.
- Политика — государственное управление.
- Прибыль — доход от деятельности компании или предприятия.
- Профессор — учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника.
- Психология — наука изучающая внутреннее состояние человека.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Переливать из пустого в порожнее — пустословить ИЛИ заниматься бесцельным и безрезультатным делом.
Порожний — это пустой, ничем не наполненный.
- Плавать как топор — тонуть, не уметь плавать (о человеке).
- Плевать в потолок — бездельничать.
- Побывать в чьей-либо шкуре — пережить ощущения, которые испытывает другой человек.
- Поджать хвост — испугавшись, утратить самоуверенность.
- Похожи как две капли воды — очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о сходстве лиц, предметов, явлений.
- Припереть кого-либо к стенке — разоблачить кого-либо.
- Пройти сквозь огонь и воду — о человеке, которому выпало на долю много трудностей, испытаний.
В пособие входят 17 постепенно усложняющихся заданий для работы со звуками П и Пь (от изолированного произношения до фразовой речи, заданий по обучению грамоте). Ко всем заданиям подобран иллюстративный материал, художественное слово.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Безуглая И.Л., логопед II категории ДДНЗ № 8 города Авдеевки, 2012г.
Система работы по автоматизации звуков П и Пь.
1 задание «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П: а, с, у, п, т, и, м, п, к.
2 задание «Отбери картинки». (Приложение 1)
Логопед показывает и называет картинку, ребёнок отбирает себе картинку, если в её названии есть звук П (или Пь), и оставляет логопеду, если такого звука нет.
3 задание «Подражаем звукам». (Приложение 2)
Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п, паровоз выпускает пар: П – П – П.
4 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 3)
Логопед читает слоги, указывая на них пальцем. После трёхкратного повторения «читает» слово-картинку. Затем эту же строку повторяют вместе с ребёнком.
а) па – па – па – палка, па – па – па – папа, па – па – па – палатка,
По – по – по – поле, пу – пу – пу – пуля, пы – пы – пы – пыль;
б) уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб;
В)шап – шап – шапка, лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,
Кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.
5 задание «Чистоговорки». (Приложение 4)
По – по – по – песню пой.
Па – па – па – мелкая крупа. Пы – пы – пы – вытри пыль.
Пу – пу – пу – купили мы крупу. Пу – пу – пу – летит пух.
Пы – пы – пы – желтые снопы. Уп – уп – уп – готовлю суп.
6 задание «Закончи слово». (Приложение 5)
Ребёнку предлагается закончить слово, добавив слог ПА, затем повторить слово целиком: па-(па), лам-(па), кру-(па), лу-(па), ла-(па), тол-(па).
7 задание «Один - много» . (Приложение 6)
Логопед показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе (в первый раз ребёнок просто повторяет оба варианта за логопедом):
Папа – папы лампа – лампы крупа - крупы
Лупа – лупы лапа – лапы толпа – толпы
8 задание «Продолжи слово». (Приложение 7)
Ребёнок рассматривает, а логопед называет все предложенные картинки. Затем логопед называет первый слог слова, а ребёнок должен выбрать и назвать (показать) те картинки, название которых начинается на этот слог.
ПА – павлин, папка. ПУ – пушка, пуля. ПО – поле, полка. ПЫ – пышка, пыль.
9 задание «Чего нет?». (Приложение 7)
Логопед закрывает карточкой одну из картинок, ребёнок должен сказать, чего не стало.
Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки, пышки, пыли.
10 задание «Что делают?» (Приложение 8)
Ребёнку предлагается назвать действия по картинкам. Логопед помогает вопросами: - Дети что делают? – Плавают.
Глаголы: плавают, поют, прыгают, путешествуют, плачет, пылесосит, просит, спят, топают, купаются, копают, пишут.
11 задание «Твёрдые - мягкие»
А) логопед вместе с ребёнком поёт песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь (при необходимости во время произношения звуков можно приложить к губам палец).
Б) повторяем слоги с твёрдым, затем с мягким звуком. Можно поиграть с мячом: логопед говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.
Па-па-па – пя-пя-пя пы-пы-пы – пи-пи-пи
По-по-по – пё-пё-пё пу-пу-пу – пю-пю-пю
12 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 9)
Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.
Пя – пя – пя – пятки пи – пи – пи – пирог
Пю – пю – пю – пюре пе – пе – пе – песня
Пё – пё – пё – пёс пе – пе – пе - печка
13 задание «1 – 2 – 5 » (Приложение 10)
Одно платье – два платья – пять платьев.
Одна лампа – две лампы – пять ламп.
Один компьютер – два компьютера – пять компьютеров.
Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.
Один паук – два паука – пять пауков.
Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.
Одна цепь – две цепи – пять цепей.
Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.
Одна парта – две парты – пять парт.
Один пароход – два парохода – пять пароходов.
Одно пальто – два пальто – пять пальто.
Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.
Одна пушка – две пушки – пять пушек.
Один гриб – два гриба – пять грибов.
Одна печь две печи – пять печей.
Один сапог – два сапога – пять сапогов.
14 задание «Звуки П и Пь» (Приложение 11)
Логопед предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.
Слова со звуком П : платье, лапти, паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.
Слова со звуком Пь : компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.
15 задание «Делим слова на слоги» (Приложение 12)
Логопед предлагает ребёнку поделить каждое слово на слоги и провести от картинки линию к домику с таким числом этажей, сколько слогов оказалось в слове.
Односложные слова: зуб, гриб.
Двусложные слова: пальма, тюльпан, капли.
Трёхсложные слова: пеликан, попугай, капитан.
16 задание «Скороговорки и стихи» (Приложение 13)
Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.
Пекарь пёк пироги в печи. Пошла поля полоть в поле. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
В поле Фрося полет просо.
Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
17 задание «Определяем место звука в слове» (Приложение 14)
Логопед знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.
Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.
Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.
Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1. Слова: папка, лапа, сова,пальма, капуста, дом, гриб, паук, кукла, пирамидка, пеликан, самолёт, пистолет, цветок, петух, пылесос, попугай, сноп, яблоко, кот.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2.
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Па-па-па – мелкая крупа Пу-пу-пу – купили мы крупу
Пы-пы-пы – жёлтые снопы
Приложение № 4.
По – по – по – песню пой. Пы – пы – пы – вытри пыль.
Пу – пу – пу – летит пух. Уп – уп – уп – готовлю суп.
Предварительный просмотр:
– ПА
– ПА
– ПА
Приложение № 5. Слова: папа, лампа, крупа.
– ПА
– ПА
– ПА
Слова: лупа, лапа, толпа.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Найди слова, начинающиеся на заданный слог.
ПА
ПУ
ПЫ
ПО
Приложение № 7. Слова: павлин, полка, папка, пушка, поле, пышка, пуля, пыль.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
ПЯ – ПЯ – ПЯ
ПИ - ПИ - ПИ
ПЮ – ПЮ – ПЮ
Приложение № 9. Слова: пятки, пирог, пюре.
ПЕ – ПЕ – ПЕ
ПЁ – ПЁ – ПЁ
ПЕ – ПЕ – ПЕ
Слова: песня, пёс, печка.
Предварительный просмотр:
Приложение № 10. Слова: платье, лампа, компьютер, паровоз, паук, пингвин, цепь, черепаха,
Пароход, кепка, пальто, поросёнок, пушка, гриб, печь, сапог.
Предварительный просмотр:
Положи на каждую картинку, в названии которой есть звук П,
Синюю фишку, а на те картинки, в названии которых есть звук Пь –
Зелёную фишку.
Приложение № 11. Слова: платье, лапти, компьютер, пирог, паук, пингвин, цепь, черепаха,
Капуста, кепка, парашют, поросёнок, перец, пистолет, пузыри, петух.
Предварительный просмотр:
Посели каждую картинку в свой домик: односложные слова – в одноэтажный
Домик, двусложные – в двухэтажный, трёхсложные –в трёхэтажный.
Приложение № 12. Слова: пальма, зуб, тюльпан, пеликан, гриб, попугай, капитан, капли.
Предварительный просмотр:
Приложение № 13.
Скороговорки и стихи для автоматизации звуков П и Пь.
* * *
– П, П, П! – пускает пар
полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
паром пышет пароход…
П! – мы губы сложим вместе.
П! – мы выдохнем порезче!
П, П, П! – пыхтим мы глухо,
* * *
Нарисуй подъезд, портал,
Парус, павильон, пенал,
Постамент, плакат, планшет,
Папку, поручни, пакет –
Всюду буква П видна,
Просто пишется она:
Палка, палка, потолок –
П нарисовал мелок!
* * *
Говорил попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Поле-то не полото,
Поле-то не полито,
Просит полюшко попить –
Нужно полюшко полить.
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята –
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
Г. Сапгир.
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов.
Топ-топ-топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ-топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
Начинаю жить по плану.
Завтра я послушным стану,
Послезавтра, так и быть,
Перестану я грубить.
Хорошо себя вести на уроках буду.
И в квартире пол мести тоже не забуду…
Все я сделал честь по чести:
План висит на видном месте.
Пункты бабушка читает…
Подметает и вздыхает…
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
– Кто из вас желает паутинки?
Б. Заходер.
Две девчонки говорили:
– В нашей школе день продлили!
– Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали тут же нас.
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный –
Борщ, сметаной забеленный.
А потом – внимание! –
Во дворе гуляние!
А потом – продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
Л. Фадеева.
Попугай.
Спорить попугай устал.
Сел на ветку, задремал.
Я его портрет в тетрадь
Захотел нарисовать.
Вот головка, хохолок,
Чуть прикрыт во сне глазок.
Получился как живой,
Остроносый спорщик мой.
Е. Карельская.
Подарки от пони.
Пони бегала по полю.
Пошалила пони вволю!
Перенюхала цветы,
Перепрыгнула кусты.
Прискакала к зоопарку,
Принесла всем по подарку:
Пуме – желтенький цветок,
Павиану – василек.
Первоцвет – для перепелки.
Прочим птахам – по метелке
Проса, ковыля, овса.
Пусть щебечут у крыльца!
Е. Карельская.
Павлин своей торговлей горд:
«У нас товары – первый сорт!»
На полках выставил повсюду
Из хрусталя, стекла посуду.
Е. Карельская.
Целый день играют в прятки
С Парамошею перчатки.
– Эй! Не видел их никто?
– Посмотри в своем пальто!
Е. Карельская.
Ёжик.
Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз,
Пускай сует повсюду
Свой круглый черный нос!
И. Пивоварова.
Как я собирала грибы.
Пошла я за грибами –
Корзинку потеряла.
Пока ее искала –
Косынку потеряла.
Пока ее искала –
Ленту потеряла.
Пока ее искала –
Тапочка пропала.
Чтоб мама не ругала,
Пойду искать сначала!
Пока искала тапочку,
Нашла в траве косынку.
Пока искала ленточку,
Нашла в траве корзинку.
А вот и лента с тапочкой,
А рядом – три волнушки,
Два беленьких, два рыжика
И три больших свинушки!
И мама не ругала.
И. Пивоварова.
Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.
Я. Аким.
Пилы.
На рассвете, на заре
Пилят пилы во дворе.
Пилят пилы без умолку,
Пилят пилы дуб и елку.
Л. Квитко.
Отец работать научил
Смышленого Данилку.
Отец купил, купил, купил
Данилке пилку, пилку.
А. Шибаев.
Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.
И. Коньков.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: – Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
Приложение № 14. Слова: гриб, лопата, пылесос, парта, топор, сноп, пароход, капуста, укроп.
Цели:
- Развитие слухового восприятия.
- Познакомить с понятиями мягкий, твердый.
- Формирование фонематического слуха.
- Развитие фонематического анализа.
- Развитие памяти.
Материал:
- Картинки на заданный звук
- Кружки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки.
Занятие:
1. Организационный момент.
Сядет тот, кого я назову ласково.
2. Повторяем гласные звуки (АУ, АУИ, УОЭ).
Это какие звуки? (гласные)
Почему? (потому что их можно петь)
Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
3. Знакомство с новым звуком.
Показ картинок (папа, поросенок, поганка, пакет, помидор, пингвин, пирожок, пушка)
На какой звук начинаются все эти картинки? (на звук П)
Звук П согласный (петь его нельзя), П твердый (произносим грозно), дружит с синим мальчиком.
ПЬ мягкий (произносим ласково) дружит с зеленым мальчиком.
4. Дидактическая игра «Внимательные ушки».
Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук П.
А П И М В У О
Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком П.
ПА ГА ДА ПИ
5. Повтори за мной, не ошибись:
ПЯ ПЯ ПА
АП АП УП
5. Звуковой анализ слогов.
Я буду называть слог, а вы на парте выкладываете кружочки, соответствующие звукам.
ПА (синий и красный)
ПИ (зеленый и красный)
ЭП (красный и синий)
6. Дифференциация П-Пь.
У каждого мальчика есть свои картинки. У синего мальчика картинки которые начинаются на звук П, а у зеленого на звук Пь.
Кому отдадим папу? (синему), а пирожок? (зеленому).
7. Знакомимся с буквой П.
Посмотрите, что я написала на доску (это БУКВА П), вот так она пишется, звуки мы слышим, а буквы пишем.
Давайте каждый соберет букву П из счетных палочек. И все вместе прочитаем ее.
8. Дидактическая игра «Назови ласково».
Я показываю картинку на звук П, ПЬ, а вы называет ласково.
9. Дидактическая игра «Посчитай до 5″.
Я Вам раздам картинки, а вы посчитаете то, что изображено.
1 помидор, 2 помидора, 3 помидора и т.д.
Итог занятия:
С какими звуками мы сегодня познакомились? (с П-Пь), вспомните, какие картинки были у меня на звук П-пь?
Юшина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия 1519