Панно император юстиниан со свитой. Мозаики церкви сан-витале. равенна, италия. История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь
February 3rd, 2018
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
А.Блок
В городе Равенна самыми известными достопримечательностями является раннехристианская и византийская мозаика, которая украшает стены церквей, памятники и музеи. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад.
Вы знаете, такое изобилие мозаики можно увидеть разве, что только в Стамбуле. Мозаики, что называется, абсолютное must-see. Очень необычно для Италии.
И очень красиво. Через фото не передашь, конечно.
А еще Равенна - это морской курорт на берегу Адриатического моря. Но на Новый год нам моря не захотелось, поэтому мы отправились в старую часть города смотреть мозаики.
Рекомендую сразу купить комплексный билет, включающий в себя посещение 5 знаковых мест города. Стоимость единого билета "Мозаики Равенны" — 9,5 Евро. Вместе с билетом вам выдадут карту. Так что ваша прогулка будет напоминать скорее квест - найти нужное место и поставить "дырочку" в билете.)))
Вот эти места...
- .
- Неонианский баптистерий (Баптистерий православных),
- Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости),
- Базилика Сан Витале
- Мавзолей Галлы Плацидии.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово (Sant"Apollinare Nuovo)
была построена в конце V - начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. В IX веке освящена в честь покровителя города святого Аполлинария. В эту церковь были перенесены реликвии святого Аполлинария и с тех пор церковь стали называть его именем.
Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всей длине храма: от паперти до алтаря. Самый верхний ряд - изображение сцен из земной жизни Христа.
Здесь представлены следующие сюжеты: Брак в Кане Галилейской, насыщение пяти тысяч человек, призвание апостолов Андрея и Петра, исцеление слепорожденного, исцеление кровоточивой; Христос и самаритянка у колодца, воскрешение Лазаря, мытарь и фарисей, лепта вдовы, Иисус Христос отделяет овец от козлищ на Страшном суде, исцеление больного в Капернауме, исцеление одержимого бесом, исцеление расслабленного у источника Вифизда.
Здесь также представлены сцены страданий Христа и события по Его Воскресении: Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Христос перед Пилатом, отречение Петра, крестный путь на Голгофу, святые жены-мироносицы у Гроба, апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, неверие святого Фомы.
Средний ряд, расположившийся на высоте окон, изображает ветхозаветных пророков. Нижний ряд называется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Среди мучеников: священномученики Лаврентий архидиакон и Викентий диакон; Климент, Корнилий, Сикст II, папы Римские; Мартин, епископ Турский и другие. Ряд венчает Иисус Христос на троне в окружении четырех Ангелов. Среди мучениц: святые девы Кикилия, Анастасия Узорешительница, Агния, Евлалия, Агафия Катанская, Виктория, Евфимия, Иустина. За мученицами следует изображение трех волхвов: Валтасара, Мельхиора и Гаспара, которые спешат принести дары Рожденному Богу.
Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом Христом в окружении четырех Ангелов.
Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения. Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".
Мавзолей Теодориха находится в отдалении от центра города, в противоположную сторону от центра за вокзалом.
Равеннский кафедральный собор (Duomo di Santo Spirito)\Базилика Святого Духа. Баптистерий православных.
Здесь проводили обряды крещения. Внутри - бесценные мозаики! Уникальные византийские мозаики выполнены из очень мелких разноцветных камешков.
На куполе выложена сцена крещения Христа. Центральный медальон купола содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Особенностью композиции является полностью обнажённая фигура Христа - со всеми анатомическими подробностями, а также языческая персонификация реки Иордан в образе старца в диадеме из клешней краба и тростниковым жезлом в руке. Вода, окропляющая Христа, льётся на него из клюва голубя (Святого Духа). Вокруг центрального медальона - двенадцать апостолов, фигуры апостолов разделены пальмами.
По центру расположена купель для крещения.
Сама базилика была не доступна.
По тому же билету посетили Архиепископскую Капеллу и Музей (Cappella Arcivescovile O Di Sant"Andrea, Museo Arcivescovile di Ravenna).
Это все пристройки к собору.
Архиепископский музей не особенно впечатлил, только что позволил разглядеть поближе древнюю мозаику.
Капелла Святого Андрея (Архиепископская) понравилась очень. Самая большая ценность в этой капелле — мозаика, хотя и самая маленькая из мозаик Равенны. Это орнаменты из цветов (лилии и розы) и листьев, а также 99 изображений птиц. Есть и религиозные сюжеты - например, Христос-воитель, попирающий льва и змея. Мозаика украшает люнет над входом в основное пространство капеллы - Христа без бороды и в облике воина, в римских доспехах, с наброшенным поверх них голубым плащом с булавкой.
Следующий пункт нашей программы - Базилика Сан Витале (Basilica Di San Vitale). Считается главным храмом Равенны. Базилика была заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского - Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне. Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином. Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином, Виталий был подвергнут пыткам, после чего был похоронен заживо (засыпан камнями).
С другой стороны (сада..)
В центральной апсиде изображен Христос между Ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец.
В парке у Сан-Витале можно видеть древние саркофаги...
Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo Di Galla Placidia), датируется второй четвертью V века, украшен самыми ранними из сохранившихся местных мозаик. Тела римской принцессы Галлы Плацидии (386-452), дочери императора Феодосия и сестры императора Гонория, сдавшего Рим варварам, там нет. И никогда не было, судя по всему. Хотя саркофаг стоит. Их даже три. Имеющиеся в мавзолее саркофаги из греческого мрамора, приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам (её сыну Валентиниану и второму мужу, Констанцию III), по мнению ряда исследователей, изначально не находились тут - появились они только в XIV веке. Откуда их притащили - неизвестно, но они тоже очень старые. Так называемый "саркофаг Галлы Плацидии" в центре, лишён декора и явно не закончен. Скорее всего, он принадлежал какому-то неизвестному, но богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается.
В связи с этим есть несколько историй из этих самых саркофагов.
История с саркофагом типа Галлы Плацидии. Раньше через большое окно в задней части саркофага (оно сейчас замуровано) можно было видеть тело, усаженное на кипарисовый трон.Это была намеренная попытка убедить всех в том, что это тело именно Галлы, и сделана дырка была в XIII - XIV веках. Но в 1577 году местные мальчишки просунули через неё в саркофаг свечи, чтобы разглядеть тело получше, и вызвали тем самым пожар. После пожара в саркофаге сохранились только несколько костей, череп и обугленные куски дерева. Окно замуровали, конечно, замуровали, а тех пацанов за любопытство выпороли, наверное.
Саркофаг типа Констанция (V век) установлен слева. На его передней стенке изображён Христос в образе агнца с нимбом и два агнца без нимбов, символизирующие апостолов. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и там нашли почему-то целых два черепа с зубами. Кто и что - не выяснили. Но точно это был не муж Галлы.
Саркофаг Валентиниана (VI век), тот, что справа. В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены кости мужчины и женщины. Вот вам и Валентиниан!
Внутри мавзолея - мозаики, которые делают его одним из важнейших памятников раннехристианского искусства. Главная - в центре полусферического купола, где помещён золотой латинский крест, окружённый восьмьюстами золотыми звёздами, объединёнными в концентрические окружности.
Этот орнамент - просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в сувенирной лавке Равенны! Купили в подарок маме.))
В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.
В углах свода купола евангелисты, представленные львом (Марк), тельцом (Лука), орлом (Иоанн Богослов) и ангелом (Матфей). Тусклый желтоватый свет из заделанных ониксом окон придает мозаикам особенно мистический вид.
Карл Густав Юнг, говорят, настолько проникся этими мозаиками, что написал, увидев их, целую кучу ценных трудов по психиатрии.
Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, отбывая срок в Шпандау, захотел отделать тюремную часовню в таком же стиле - но разрешения на это от тюремных властей не получил.
На этом наша программа минимум, расчитанная на один комплекный билет, была завершена.
Но есть места, которые нельзя в Равенне пройти мимо.
Так что продолжаем...
Нельзя было не посетить гробницу Данте (Tomba di Dante), свой нынешний облик она приобрела в 1780 году. С ней тоже не обошлось без приключений.
*Basilica di San Francesco
В 1321-году в Basilica di San Francesco (piazza San Francesco), что рядом с гробницей, отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви. Лампа внутри горит на оливковом масле, которое ежегодно дарится Флоренцией на годовщину смерти поэта.
На этом история не заканчивается. Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт. В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, которая извещала о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.
Откуда было взяться праху, если тело Данте не подвергалось сожжению?
Нет, конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте - в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло.
Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не тела Данте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.
Рядом также Музей Данте
(Museo Dantesco), в котором собраны работы, вдохновленные Данте Алигьери.
В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты, деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.
Очень понравился монастырский дворик с колодцем и фигурками мужчины и женщины.
Именем Данте здесь также назван Театр (Teatro Dante Alighieri) на площади Гарибальди (Piazza Garibaldi).
Памятник Гарибальди есть, наверное, в каждом городе Италии! Он, как у нас Ленин когда-то был. Ведь в СССР не было ни одного города, чтобы там не стоял памятник Ленину, площадь Ленина, улица Ленина...
Отсюда прямая улица ведёт к главной площади Равенны Пьяцца Дель Пополо (Piazza del Popolo), ее еще называют сердцем города.
На площади возвышается венецианский дворец, в котором в настоящий момент находится мэрия (Ратуша)
.
Статуи святых заступников Равенны- Аполлинария и Виталия Миланского
перед фасадом здания.
В завершении скажу, что Равенна —это, конечно, мозаики, которые не забудешь!
Вот даже обозначение улиц на домах выполнены здесь в виде мозаики...
До сих пор город - один из ведущих производителей мозаики в Италии.
Здесь можно купить что-то из мозаики - шкатулки, фигурки, бижутерию и даже елочные украшения (мы же все-таки былт там на Новый год!) или современное мозаичное панно. А можно посмотреть, как работают мастера.)))
Ребенку купили здесь набор из мозаичных камушек и специальный клей - будем творить уже дома.))
И обязательно - книгу на память. Здесь много иллюстраций и информации. Будет повод вернуться!
Рассказала только то, что удалось увидеть за один день.
Далеко не секрет, что каждый итальянский город обладает чем-то особенным и неповторимым, способным удивить, восхитить и даже вскружить голову! Равенна - это настоящий сундук с сокровищами
, содержимое которого ослепляет своей необычайной красотой! Знающие путешественники и охотники за прекрасным стремятся попасть в этот город, дабы иметь возможность воочию увидеть непередаваемую красоту местных церквей и часовен.
Мозаики Равенны
настолько прекрасны, что описать их словами просто невозможно. Никакие фотографии и видеоматериалы не смогут передать ту теплоту и свет, которые они излучают.
Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!
Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.
Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики
Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.
Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.
Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы
Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого - римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.
Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.
Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха
Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.
Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52
Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.
Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.
Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.
Архиепископская капелла Святого Андрея
Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.
Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.
Базилика Сант Аполлинаре ин Классе
Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527-565), когда закладывались основы византийской государственности и делались попытки возродить былую мощь империи. Подавление массовых народных восстаний, борьба с пережитками язычества и упорядоченность аппарата управления укрепили военную власть, а победоносные войны с персами, вандалами и готами утвердили мировое могущество Византии, расширили ее границы.
Главным художественным центром стал Константинополь с его смешанным греческим, восточным и варварским населением, с его контрастом богатства и нищеты, шумом богословских споров, массовыми восстаниями. Здесь находился усвоивший многие черты восточной деспотии императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество. В столицу стягивались научные и художественные силы империи, привозились произведения искусства разных народов, здесь вырабатывались новые формы искусства. Огромные богатства, восточная торжественность и зрелищность культовых и придворных церемониалов поражали воображение людей того времени.
Архитектура
Император Юстиниан был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, в которой высокая античная культура органично сочеталась бы с христианскими идеалами. По всей империи с целью защиты государства от вторжения варваров возводились грандиозные оборонительные сооружения. Особого размаха достигло строительство в Константинополе, прозванном современниками «вторым Римом». Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями, украшенными триумфальными арками, увенчанными статуями императоров, термами, акведуками, ипподромами, дворцами с обширными купольными залами, был укреплен мощными стенами с бойницами, многочисленными башнями и бастионами, величественными Золотыми воротами.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинало играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с особенностями христианского культа, требовавшего присутствия всей общины в храме. Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (нач. 6 в.) на севере Италии дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого разделения мирян - жителей города и церковного клира.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне
Вход в базилику был расположен на западной стороне; преобладающее значение получила центральная ось, направлявшая молящихся к апсиде, наиболее священной части храма, всегда обращенной на восток. Свет в базилику проникал через окна высокого и широкого центрального нефа. Ярко освещенный центральный неф с его стройными пропорциями как бы вовлекал зрителя в глубину, где за высокой аркой, в апсиде, свершался культовый обряд. Ряды колонн и арок менаду ними, членящих пространство базилики на нефы, оконные проемы, линии пола и стен, ритмично вторят этому плавному движению. Представленные в стенных мозаиках торжественные процессии святых дев и мучеников, точно охваченных единым духовным порывом, как бы раскрывают смысл движения.
Наиболее совершенный тип центричного храма - церковь Сан-Витале в Равенне (532-548). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.
Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма - купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. В центральной подкупольной части его свершалась церковная служба. Боковые и верхние галереи, отделенные от центра, предназначались для горожан и знати. Эмоциональное восприятие всех средств культового воздействия с наибольшей остротой возбуждало фантазию, вызывало высокие духовные порывы. Архитектура, живопись (мозаика, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценная утварь, богатое облачение священников), зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры - весь этот единый грандиозный художественный ансамбль должен был служить целям церкви.
Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в грандиозном храме св. Софии в Константинополе (532-537).
Храм св. Софии в Константинополе
Строители храма - малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя в известной мере опыт Пантеона и базилики Максенция, создали образ иного художественного строя. В замысле храма св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства. Притвор, перекрытый крестовыми сводами, боковые нефы и хоры походили на парадные залы дворца. Однако в образе храма раскрывается и более широкое представление людей той эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм св. Софии превосходил вес предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме, - Цельное, легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем соотношение пространств подкупольного и боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость помещений нефов, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод. Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это приведено в стройную систему благодаря подчинению логичной ясности конструкции.
В основу храма св. Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Внешний облик храма с гладкими стенами и контрфорсами прост и массивен. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма 77 м; диаметр купола 31,5 м), каркас которого образует 40 арок. Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон, рождают иллюзию легкости конструктивных частей. Это плавное стенание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершин арок, купол возносится головокружительно высоко (55 м) и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкую оболочку его у основания прорезают сорок окон, образующих подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается раскрывающимися нишами апсид. Красочное убранство интерьера - стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой,- рождает иллюзию легкости конструктивных частей.
В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии, Греции и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны. Античный ордер был преобразован в соответствии с новыми задачами: спокойный горизонтальный антаблемент сменили волнистые аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью. Нерасчлененный массив ее украшен ажурным узором. Гармоничный и величавый храм св. Софии остался феноменом всемирной архитектуры.
Живопись
С усилением роли церковного интерьера в византийском храме формировались новые принципы синтеза искусств, воплощенные в стенных и плафонных росписях. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцы впервые объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом, Постепенно сложилась иконография Священного писания - сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. В дальнейшем иконографические типы и композиции превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Система расположения их как бы утверждала незыблемость церковной иерархии святых. Однако византийцы умели раскрыть одухотворенную красоту образов средствами выразительного силуэта, линий, формы, гармоничных цветовых сочетаний.
Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Живописный принцип античной мозаики, рассчитанной на слияние отдельных цветовых пятен в зрительном восприятии, получил здесь дальнейшее развитие. Владея всем богатством красочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты, византийцы воспроизводили форму цветовым пятном. Наряду с цветными камнями мозаичисты употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающуюся глубиной и звучностью тонов. Краски в мозаиках вспыхивают, сверкают, как в драгоценных камнях. Цвет становится выразителем эмоционального начала. Золотые фоны создают ощущение праздничности и отрешенности от реальной жизни. Высота их различна, и кубики, расположенные па вогнутой поверхности сводов, неровные, все это способствует впечатлению мерцающей среды.
Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их эволюции дают памятники Равенны, отмеченные, однако, и своеобразными местными чертами. В равеннских мозаиках 5 в. можно встретить сюжеты росписей из христианских катакомб. («Христос - Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии); в цикле из жизни Христа (верхняя часть храма Сант-Аполлинаре Нуово, нач. и сер. 6 в.) уже появились стилистические черты, развивавшиеся в средневековом искусстве,- фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон.
Редкий образец византийской светской живописи - две большие мозаики на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546- 548). Они свидетельствуют о прямом влиянии придворного и церковного церемониала на характер образов в живописи 6 в. На одной из мозаик изображен император Юстиниан со свитой, на другой - императрица Феодора с приближенными.
Император Юстиниан со свитой. Фрагмент мозаики церкви Сан-Витале в Равенне
Современное конкретное событие, ритуальное шествие трактовано как тема торжественного церемониала и возвеличения императорской власти. В остроте характеристик изображенных византийский мастер не уступает создателям фаюмских портретов. В центре молодой мужественный император; по сторонам от него - архиепископ Максимиан с аскетичным лицом фанатика; важный и тупой придворный; телохранитель с хитрой усмешкой; священники с исступленными лицами. Всем им присуще, однако, единое экстатическое состояние. Доминанта духовного начала подчеркнута у всех одинаково большим размером широко раскрытых глаз с расширенными зрачками, напряженным сверкающим взглядом, погруженным в самосозерцание.
В мозаике преобладают плоскостное локальное цветовое пятно, экспрессивная графика линий, царит торжественно-размеренный ритм. Он определяет стройность композиций, создает впечатление устойчивости, неизменности порядка. Пурпуровая одежда императора, сверкающая золотом ювелирных украшений, белизна облачений Максимиана, ярко-красные, оранжевые, фиолетовые цвета одежд воинов и телохранителей, зеленая земля и золотой фон - все подчеркивает восточную пышность изображения, лишая его материально-чувственной конкретности. Удлиненные по пропорциям плоские силуэты фигур, скрытые за складками одеяний, бесплотны, неподвижны.
Если в мозаиках Равенны выражены строгие нормы официального византийского искусства, то в ряде памятников 7 в. обнаруживается большая свобода творческих исканий. В них чувствуется стремление к возвышенному гармоническому идеалу, проявляется интерес к человеческим переживаниям, к многообразию форм реального мира, воспринимаемого в движении. Традиция античности проступает в образах четырех ангелов мозаичного свода церкви Успения в Никее (7 в., разрушены во время греко-турецкой войны 1917-1922 гг.). Торжественны ангелы, облаченные в парчовые темно-синие хитоны с красными перевязями. Взмах могучих крыльев, переливающихся радужными оттенками, вторит поднятым знаменам, подчеркивая величавость образов. Но лица исполнены жизненности и обаяния; классическая красота становится в них носителем возвышенной одухотворенности. Лицо ангела «Динамис» оживлено трепетным движением; большие глаза мерцают, веки полуопущены, маленький рот полуоткрыт, изгибы бровей нарушают симметрию лица, пряди золотых волос откинуты назад, свободно выбиваются из общей массы.
Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее
Напряженная экспрессия равеннских мозаик исчезла. Появилась внутренняя умиротворенность. Линейно-плоскостной стиль Равенны сменился живописной лепкой форм пятном. Обогащая мозаику дополнительными цветами и нежнейшими, часто контрастирующими полутонами, неизвестный мастер достиг слитности форм и цвета, подметил взаимосвязь цветов окружающих предметов, усиливая чувственную выразительность образа. Почти иллюзионистично исполнена держава светло-зеленого прозрачного стекла в руке ангела. Сквозь сферу державы просвечивают розовые, зеленые и голубые тона ладони и синяя подкладка перевязи - детали, наблюдаемые художником в реальности.
Те же тенденции к отображению жизненных наблюдений можно видеть в памятниках, находящихся на территории Италии: в фреске Сан-та-Мария ди Кастельсеприо вблизи Милана (7 - нач. 8 в.), в которой ощущается влияние античных прообразов, в церкви Санта-Мария Антиква на Римском форуме (7 - нач. 8 в.). Искусство здесь ориентируется не на пафос государственных идей Великой империи, оно соразмерно более скромному укладу социальной жизни.
Усиление живой струи в византийской живописи 7 в. было вызвано тем, что нормы официального придворного искусства перестали на некоторое время играть определяющую роль, это связано с ослаблением мировой рабовладельческой державы Юстиниана в конце 6- нач. 7 в.
Отделение от Византии ряда областей способствовало превращению ее в небольшое государство, сосредоточившееся в Малой Азии. Завоеватели, «варварские народы», в частности славяне, с их общинными отношениями внесли изменения в этнический состав населения Византии, создали новую социальную почву для художественного творчества.
Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.
Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.
В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.
В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны.
Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.
Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:
Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма. При взгляде же из центра храма аркады воспринимаются как ещё одно кольцо опор, находящееся между столбами и внешними стенами и зрительно увеличивающее интерьер. Наконец, пространственный эффект усиливается своеобразной формой столбов, объём которых не воспринимается зрителем.
Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.
К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.
Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени(флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.
Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.
Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:
Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон.
- Отто Демус. Мозаики византийских храмов
В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.
Конха апсиды
Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой земной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.
В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.
Нижний уровень апсиды
На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.
Юстиниан I
Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.
По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.
Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.
Императрица Феодора
Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви - золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна - жена и дочь полководца Велисария), лица остальных придворных дам стереотипны.
И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.
Паломнические поездки к Церкви св. Виталия в г. Равенна
Базилика Сан Витале - Basilica Di San Vitale. Сан Витале, или Cобор Cвятого Виталия построен в VI веке. Базилика с 1996 года входит в число восьми памятников Равенны , внесенных ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия. Выделяется среди них совершенством своих мозаик. Тут можно приобрести единый билет по очень дешевой цене, который дает право посетить пять самых знаменитых музеев Равенны.
Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием (Ecclesius) после его возвращения из командировки в Византию. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника)(Julianus Argentarius), который также финансировал строительство базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан (Maximian). Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Внутренняя отделка создавалась разными авторами с 546 по 547 годы.
По легенде, именно здесь находится прах Святого Виталия – этот оригинальный александрийский монах тяжким трудом зарабатывал деньги, потом шел в публичный дом и просто так отдавал их проституткам, чтобы те могли "завязать". Понятное дело, когда монах умер, толпы дам легкого поведения тяжело переживали такую утрату и пришли оплакивать его!
В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. В XVI веке из-за угрозы затопления пол базилики подняли над уровнем земли на 80 см, убрали деревянные хоры, перестроили внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы. В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи (Barozzi, Gandolfi) и венецианца Гвараны (Jacopo Guarana).
Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами, увенчано гранёным барабаном купола, изнутри стены отделаны мраморными плитами, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом. Все окружности и своды выложены мозаикой в византийском стиле.
Конха (полкупол) апсиды (полукруглого выступа) украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере. На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении официальных лиц, сотрудников и охранников. Император Юстиниан и его супруга Феодора (середина VI века) в Равенне никогда не бывали, однако считается, что именно при них город достиг наивысшего расцвета. Триумфальная арка Сан Витале украшена мозаикой с изображением семи пар рогов изобилия в окружении цветов и птиц. На склонах входной арки пресбитерия (пресбитарий - пространстов между нефом - холлом - и алтарем) помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Художественное исполнение мозаик пресбитерия гораздо грубее, тематика мозаик посвящена символическому содержанию идеи жертвы Христовой, которая раскрывается через ветхозаветные образы и сюжеты. Мозаики левой стены посвящены событиям из жизни патриарха Авраама. Центр правой стены занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека. Слева от центральной мозаики - явление Моисею неопалимой купины и получение им скрижалей. Арочные проёмы верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца с четырьмя ангелами.
Важная достопримечательность базилики Сан-Витале - раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака V века. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета. Интересна внутренняя конструкция купола диаметром в 16 метров: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса.
Базилика находится в комплексе зданий бывшего бенедиктинского монастыря Сан Витале. Направляясь к монастырскому комплексу Сан Витале по Via Giuliano Argentario, близ пересечения с улицей Via San Vitale вы обнаружите его ворота; пройдя через них прямо перед собой вы увидите Базилику Сан Витале , слева - здание Национального музея Равенны и вход в него; за базиликой - Мавзолей Галы Плацидии . Все три достопримечательности находятся она одной огороженной территории, вход возможен через упомянутые выше ворота.
Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00. Вход: полная стоимость единого билета "Мозаики Равенны" - 9,5 Евро, льготная стоимость - 8,50 Евро. Бесплатный вход для детей до 10 лет. По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант Аполлинаре Нуово, базилику Сан Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 2 Евро. Базилика закрыта 25 декабря.
Via San Vitale, 17 | |
Пока нет... | |
Пока нет...
|