Как православные священники выбирают себе жен. Быть женой священнослужителя: благодать или кабала
Отвечает Александра Ланц, 11.03.2010
Сергей спрашивает: "подскажите, почему священникам запрещалось жениться на девушке, потерявшей невинность (). Актуален ли этот запрет сегодня в свете Нового завета () () Почему да или нет? Заранее спасибо".
Мир вам, Сергей!
Дело в том, что всё, предписанное Богом для Его избранного народа, символически раскрывает перед нами план спасения человечества.
Очень важно понимать, что на примере плотских взаимоотношений Бог показывает нам духовные истины (). Если упустить это из виду, если не молиться о том, чтобы правильно понимать образы и символы Священного Писания, то можно впасть в сильное заблуждение. Да поможет нам Спаситель в понимании Его слова, да пребудет Он с нами и в нас Духом Своим Святым, чтобы направлять наш взор к Небу, где нет и не может быть падшей плоти, но всякое Слово Всевышнего чисто и свято и действенно.
В ветхозаветные времена священники, все все вместе и каждый в отдельности, представляли собой Христа (). Помните какое было огромное количество предписаний по их очищению, освящению, хранению себя в святости? Священникам была дана величественная и удивительная по сути привилегия быть представителями Самого Бога среди избранного народа, быть олицетворением Христа (). Однако для того, чтобы они не забывали о своей падшей природе, о том, что они такие же, как и остальные люди, грешники, нуждающиеся в постоянном омовении их грехов, была введена эта разветвлённая система очищения. Да, действие производилось над плотью , но оно символизировало исключительно духовные истины .
«Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь, освящающий их » (). Обратите особое внимание на то, что не сами они себя освящают тем, что делают, а Бог освящает их, когда они стараются всё делать правильно.
В связи с тем, что священники олицетворяли Христа и события по спасению человечества, всё в их жизни было так или иначе подчинено цели раскрытия этих событий. Даже их личная жизнь должна была демонстрировать взаимоотношения Христа и Церкви.
Момент женитьбы священника всегда указывал на самое последне событие в истории нашей грешной земли – на брак (воссоединение) Агнца (Христа) и Его невесты (Церкви) .
То, что священнику (олицетворявшему Христа) нельзя было выбрать в невесты (невеста олицетворяла Церковь) недевственницу, т.е. женщину, которая когда-либо принадлежала другому, – это символически указывало на то, что Церковь перед вторым пришествием Христа, Святого и Праведного Жениха, будет чистой и непорочной .
На доступном падшему человечеству языке Бог объясняет то, каковы должны быть взаимоотношения между Христом и Его народом (Церковью). Если вы изучаете Библию, то наверняка, заметили, что слово «любодеяние» и «прелюбодеяние» часто используется не только по адресу тех, кто реально блудит по плоти, но и в духовном смысле. Посмотрите, например, на эти стихи:
И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
Здесь явно видно, что отступление от Бога рассматривается, как прелюбодеяние со стороны Его народа. Поклонение другим богам, следование за ложными истинами, ложным богослужением – всё это любодеяние и прелюбодеяние народа, обручённого Истинному Богу.
Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары ее сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению, ибо из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены.
Опять видим, что поклонение истуканам, принесение даров идолам – это ничто иное, как духовное любодеяние верующих. Христос не может взять подобную «невесту» Себе в жену. Она не любит Его, не ждёт, не жаждет встречи с Ним, но сквернится с «другими». Прочитайте так же
Таким образом, бракосочетание любого ветхозаветного священника всегда было символом того, что должно произойти в последний день существования падшего мира:
«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ().
Этот текст совершенно чётко говорит нам о том, что Церковь должна приготовить себя для встречи со Христом. Духовное бракосочетание Спасителя и Церкви (= второе пришествие Христа на землю) не наступит до тех пор, пока «жена» не приготовит себя, пока не окажется одетой в виссон праведности тех, кто к ней принадлежит: «виссон же есть праведность святых».
Ваш второй вопрос касается сегодняшних времён, ведь мы живём во времена нового завета, по которому каждый человек, вступивший в завет с Богом при жертве Христа, становится священником:
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ()
По моему глубокому убеждению, новозаветные священники должны быть даже более внимательны при выборе жены, чем ветхозаветные, но при этом они должны помнить, что мы живём не по плоти, а по духу (), т.е. при выборе жены человек должен ориентироваться не на плотские признаки непорочности, а на духовные признаки того, что его избранница рождена свыше и всеми силами старается хранить эту свою непорочность.
Ведь согласитесь, что многие из нас приходят ко Христу после страшных лет жизни во тьме, когда мы, водимые нечистым духом, подвергали себя всякого рода нечистоте, и у нас нет никакой возможности исправить то, что мы упустили, живя по языческим меркам. Наше тело так и остаётся грязным, несущим на себе следы прошлого нашего безбожия. И что же теперь? Неужели Бог больше любит ту грешницу, которой удалось избежать физического блудодеяния, чем ту, которая, намучившись в сетях сатаны и растеряв свою физическую чистоту, искренне покаялась и всем своим сердцем полюбила Христа ()? Нет, обеих Бог любит одинаково сильно, и обеих желает видеть счастливыми в браке. А для этого им обеим необходимо стать прежде всего духовными девственницами. Об этом очень хорошо сказано здесь:
Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь
; древнее прошло, теперь все новое
.
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь
.
...ни девственность, ни не девственность, ни наличие рук и ног, ни способность зачать детей, ни прошлые грехи, какими бы страшными они ни были... – всё это относилось к жизни по плоти, а теперь всё новое, теперь прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, отложен, но произошло обновление ума и верующая стала совершенно новым человеком, который по Богу свят и праведен ().
И именно таких женщин должны брать в жёны новозаветные священники: рождённых свыше, духовных девственниц, любящих Бога больше своей жизни, больше своего благополучия. Ведь именно такой будет Церковь перед самым пришествием Иисуса.
Относительно вашего вопроса по . Этот текст относится не к жене, а к мужчине-священнику и говорит о том, что верующий во Христа не должен иметь более, чем одну жену.
С уважением,
Саша.
Читайте еще по теме "Толкование Писания":
21 фев |
вопросы
Дата: 09.01.2009 в 20:48Отец Андрей, добрый вечер! У меня несколько вопросов по поводу жизни священников:
1. Все ли священники должны быть женаты?
2. Может ли священник принять обет безбрачия?
3. Может ли жениться, когда уже принял сан и служит?
4. Чем священник занимается вне церкви, если, например, у него нет семьи? Может ли ходить в кино, в ресторан, в тренажерный зал и т.д.
5. Разрешено ли священникам выпивать, курить?
6. Может ли священник ездить путешествовать за границу?
7. Может ли иметь друзей среди обычных мирян?
8. Почему все священники носят бороду?
9. Может ли священник заниматься другой деятельностью кроме служения? Подрабатывать по обычной специальности, чтобы кормить большую семью?
Извините за такие вопросы, но они постоянно возникают. Спасибо.
1. Нет, не все. Могут быть и женатыми, и неженатыми. Священники не могут жениться. Ими становятся или уже женатые кандидаты, или нет.
2. Конечно. Только это делается еще до принятия сана.
3. Нет, не может.
4. Священник всегда священник и после службы тоже. Поэтому может заниматься только теми делами, которые не унижают его сан и не противоречат заповедям.
5. Употреблять спиртное в меру и в дозволенные дни могут, а курить - нет.
6. Может, но лучше будет, если это паломничество или деловая поездка.
7. Может.
8. Это древняя восточная традиция. Борода говорит о том, что человек уже мужчина, а не юноша. Да и если Бог нас сотворил такими, зачем, если не для щегольства, ее брить?
9. Может, но если эта работа не противоречит заповедям и канонам. В России, думаю, нет такой нужды: если будет трудиться как следует на "ниве Христовой", то хватать будет с избытком.
Количество записей: 102
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Мы с моим двоюродным братом полюбили друг друга. Мне 45, ему 57 лет. До этого мы виделись пару раз, но очень давно. А теперь вот начали общаться, и поняли, что любим друг друга. Мы не в браке. Детей, ввиду возраста и ограничений по здоровью, не предвидится. Можем ли мы пожениться?
Ульяна
Здравствуйте, Ульяна! Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. По указу Свя¬тейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловно запрещаются и подлежат расторжению браки, заключенные между лица¬ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Поэтому пожениться вы не можете.
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте, добрые люди! Хочу поблагодарить ас за ваш сайт, к которому можно прибегнуть с вопросом! И большое спасибо за внимание к нам и помощь в наших проблемах. Вопрос вот у меня какой. Дело в том, что я полюбила мужчину другой веры (илам), хотя я сама крещеная и православная! Что мне делать? Будет ли мне грех за проживание с этим мужчиной? Мы хотим заключить брак перед Богом, но у нас, православных, от мусульман отличается обряд заключения брака перед Богом! Вопрос в том, можно ли мне заключать брак, будучи крещеной в православной вере, с мусульманином? Допускает ли это Господь? Ведь, как я думаю, как по мне, все мы одинаковы перед Богом!
Лена, на нашем сайте есть тег – «брак с мусульманином». Пожалуйста, обратите на это внимание, кликните по нему мышкой, и все прочитайте. Много интересного написано. Но Вы должны понимать следующее: гражданский брак (я имею в виду регистрацию в ЗАГСе), разумеется, возможен, но никакого религиозного обряда быть не может! Во-первых, у нас венчают только православных. Во-вторых, участие в бракосочетании по мусульманскому обряду является изменой своей православной вере. Вы явно влюблены в этого человека, отговаривать Вас, я думаю, бессмысленно, а вот предупредить надо. Если он – правоверный, практикующий мусульманин, то Вам придется принять сначала обычаи (одежда, полное послушание мужу (не выйдете из дома без разрешения, например), кухня, телесные наказания жен и т. д., а после, глядишь, не только чадру оденете, но веру их примите. Заставят близкие. Подумайте!
протоиерей Максим Хижий
Доброго дня, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я недавно встретила мужчину. До меня у него было два брака, в обоих браках остались дети. Во втором браке они с женой венчались, она поменяла даже для этого веру. Сейчас ситуация такая, он мне предлагает выйти за него замуж и повенчаться. Со второй женой он развелся. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить, я хожу в церковь, есть ли на мне сейчас грех, и что нам делать если мы любим друг друга?
Наталья
Я так понимаю, Наташа, что Вы хотите исправить свой грех – незаконное сожительство – регистрацией отношений. Такой путь, в сочетании с церковным покаянием, возможен. Главное, чтобы Вы потом не разочаровались в своем избраннике, который уже «дважды герой» в семейных отношениях. А вдруг он и в Вас ошибется, разочаруется, оставит свое потомство и пойдет дальше искать свое счастье? Из грехов быстро не вылезешь, также как и из болота – только постепенно. Если уж «встретились», то хорошо подумайте о своих отношениях. Может быть, лучшее будет покаяться и расстаться?
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте! Скажите, может ли священник жениться на девушке, которая была замужем и у неё есть ребёнок?
мария
Здравствуйте, Мария. Священник не может жениться вообще ни на ком. После принятия священного сана вступление в брак невозможно. До принятия сана мирянин может жениться. Но брак со второбрачной является каноническим препятствием для рукоположения.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте! Можно ли женщине выходить замуж третий раз? Так в жизни случилось, что с предыдущими мужьями я разошлась по собственному желанию, измен не было, просто характеры разные, не смогла я больше. Считается ли это грехом? Если я разведена и у меня появится человек, будет это считаться прелюбодеянием? Как правильно поступить мне?
Ирина
По церковным правилам Вы имеете право на третий брак, но это будет «последняя попытка». То, что измен не было, хорошо. Но плохо, что и второй раз Вы «не сошлись характерами». Значит, надо выходить замуж «по совету» - не спешить с выводами и страстями. Спросите близких о том, что они думают о Вашем выборе, если нет возможности поговорить со священником. Всякое дело надо начинать с покаяния, с исповеди. Такие ошибки, конечно, тоже грех неразумия. А что такое «появится человек» - если в кино ходить, то не грех. А если сожительство – то грех смертный.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, мне 15, а моему парню 25, можно ли нам обвенчаться?
диана
Диана, прежде чем венчаться, нужно обязательно зарегистрироваться в ЗАГСе – такой порядок. Регистрация в ЗАГСе производится не раньше 18 лет по закону. Без нее Вас венчать не будут. Так что вам придется подождать и потерпеть до 18 лет. Заодно это будет Вам испытание в серьезности ваших намерений. Но нужно помнить, что близкие отношения вне брака не допускаются – это тяжкий грех.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, батюшка! Извините за столь личный вопрос. Мне 36 лет, в разводе. Хочу создать семью, возможно, и родить ребенка. Но у меня ничего не получается. Веду нормальный образ жизни, посещаю храм, по возможности причащаюсь 1 раз в два месяца. Мужчины, с которыми знакомлюсь, мне предлагают только постель. Почему так? Недавно мой родственник, троюродный брат, как я понимаю (моя бабушка и его дедушка брат и сестра, а мой отец и его отец двоюродные, а мы с ним уже троюродные), ему 54 года, предложил мне интимные отношения для проверки совместимости и якобы, это полезно для женского здоровья, т. к. я одна. Но я понимаю, что связь до брака - это грех. Я всегда к нему относилась как к другу, но не более. Он каждый день приходит ко мне домой, а я все нахожу отговорки, оттягиваю время. Как мне поступить, чтобы остались, как говорят, "и волки сыты, и овцы целы"? И еще скажите: 1) как строить отношения с мужчинами в миру? 2) На сколько мужчина может быть старше женщины? 3) сколько нужно время от знакомства до вступления брак? Спасибо. Надеюсь на ответ.
Татьяна
Здравствуйте, Татьяна. Насколько мне известно, существуют православные форумы знакомств, возможно, что там Вам не будут предлагать сразу постель. Пользы от блуда для здоровья нет и быть не может. От человека, склоняющего к блуду, надо отвращаться, даже если он приятный собеседник. Под любыми предлогами уклоняйтесь от общения с ним. Старайтесь не рассматривать мужчин, которых встречаете в жизни, как возможных мужей, это прямой путь к разжиганию похоти, по нему Вы неизбежно придете и к действительному совершению блуда. Пока Вы чего-то страстно желаете, именно страсть определяет характер отношений, поэтому Вам и предлагают интим. Положитесь на Бога. «Господи, Ты знаешь мое желание иметь семью, если угодно это Тебе, исполни прошение мое, но не чего я хочу, а чего Ты». Только смирение способно принять благодать Божию, а страсть соединяет с демонами. Разница в возрасте, может иметь значение, а может и не иметь. Если Вы хотите иметь детей, не выходите замуж за мужчину старше Вас намного. Мужчины живут в среднем меньше женщин лет на десять, и дряхлеют раньше. Вы можете остаться с малолетними детьми и стариком. От знакомства до брака должно пройти столько времени, сколько необходимо, чтобы узнать человека. Какие у него страсти и добродетели, может ли он предать, можете ли Вы его простить, если он предаст? Самое главное, у мужа и жены должна быть общность мировоззрения. Симпатии, основанные на влечении, пройдут, и если не будет духовного основания, брак распадется. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я бы хотела обратится к Вам с таким вопросом. Я встречаюсь с человеком, с которым хотим создать семью. Сам он был женат, брак был венчаным. После развода человек развенчался. Можем ли мы после вступления в брак обвенчаться? Сама я венчанной не была. Помогите, пожалуйста, ответьте на этот вопрос.
Елена
Здравствуйте, Елена. Вы сами себе ответьте на вопрос: «Зачем я хочу венчаться?» Если Вы хотите получить церковное благословение своего брака, потому что Вы человек православный, исполняете каноны Православной Церкви, живете, или стараетесь жить по Заповедям Христовым, а когда не получается, каетесь, исповедуетесь - значит, двух вариантов быть не может, надо венчаться. В противном случае, какой смысл вкладывается в венчание? Красивый обряд? Он женился, венчался, развелся, «развенчался»… И что дало венчание человеку? Посмотрите в Священное Писание: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19.6) Получается, что люди венчали, а Бог не сочетал. Конечно, формально, Вы имеете право на совершение над Вами Таинства брака, но… польза Вам от этого будет только в том случае, если вы оба примете свой брак как домашнюю церковь. А Церковь есть корабль спасения, значит, и брак для того же предназначен. Спасителем мы зовем Христа, а Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11.29) Свойства Спасителя и, следовательно, то средство, которым Он осуществляет спасение, это «кротость и смирение». Брак дает идеальную возможность научиться этим качествам, а благодать Таинства венчания, сообщает необходимую божественную помощь в этом. Но действует она не сама по себе, а через Ваше сознательное и решительное понуждение себя к жизни по Заповедям Христовым. Без этого понуждения венчание бесполезно, а испорченная грехом природа человеческая неизбежно разрушит и опустошит брак, даже если его дважды венчать. Отнеситесь серьезно к своей жизни, она коротка, а каждый наш шаг в ней имеет огромное значение для нашего бытия в вечности. Помоги Вам Бог.
иерей Александр Белослюдов
Я православная, могу ли выйти замуж за мусульманина, я не буду менять веру, но я хочу быть с этим человеком.
Акилина
Вы можете зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Церковный брак, разумеется, невозможен. Церковь не регулирует гражданские отношения. Но мы предупреждаем, что мусульмане бывают разные. Есть и такие, кто будет требовать от Вас перехода в ислам, исполнять его законы (например, полной покорности мужу), не дадут крестить детей и т.д. Хорошо подумайте, прежде чем решиться на такой шаг.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте. Мне всего 19 лет, а я попала в крайне сложную ситуацию. Я 2 года близко знакома с 29-летним мужчиной, иностранцем. Он из Японии. Он болен эпилепсией. Эта форма болезни излечима, но для него момент упущен. В подростковом возрасте сами припадки закончились. Но остались припадки агрессии. Время от времени он теряет контроль и начинает кричать ужасные вещи на близких, оскорблять и унижать их. Не дерется. Потом раскаивается. Он хочет на мне жениться. Принял православие под именем Назарий. Но христианином не стал. Ни разу не причащался. Я люблю его и хочу о нем заботиться, но его истерики меня выматывают и я опускаю руки. Как понять, должна ли я быть с ним и нести его болезнь как Богом данный крест, или постараться забыть о нем и не забивать себе голову, как настаивают родители? Бог посылает человеку тот крест, который он осилит. Но мне ли послан этот крест? Назарий умоляет обвенчаться с ним, мечтает быть со мной до гроба. Но во время помутнений рассудка не может спасти меня от самого себя.
Анна
Аня, Вы, по большому счету, еще ребенок! Какая помощь от Вас взрослому больному мужчине, к тому же иностранцу!? Все, что Вы тут написали «про крест», является крестом самодельным – следовательно, самым тяжелым. Как можно венчаться с человеком, который, по Вашим словам, христианином не стал? У Вас уже опускаются руки от его истерик, а Вы еще думает о замужестве… Вы пишете, что болезнь для него уже неизлечима, а с психоневрологическим больными, тем более в тяжелой форме, разумный священник благословение на брак не даст. Раньше было такое определение для болящих – «пожизненное безбрачие». Прислушайтесь к словам родителей.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли жениться на разведенной женщине с ребенком? Сердечно благодарю за ответ!
Максим
Здравствуйте, Максим. Если не Вы стали причиной этого развода, то и смущаться Вам не чем. Женитесь. Дай Вам Бог согласия и любви.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте, батюшка! Могу ли я венчаться с двоюродным дядей? Брак с ним - это грех?
Екатерина
Здравствуйте, Екатерина! По церковным нормам, безусловно, запрещаются браки между родственниками до четвертой степени кровного родства включительно. Между Вами и двоюродным дядей пятая степень бокового родства, и такой брак может быть заключен, но с благословения правящего архиерея.
иерей Владимир Шлыков
Я люблю мужчину, который старше на 18 лет. Мне 23, ему 41, он очень глубоко верующий воцерковленый человек. Можно ли нам венчаться? Не является ли такая разница в возрасте каноническим запретом для брака?
Иоанна
Здравствуйте, Иоанна! Канонических запретов на такой брак нет. Но это не всегда бывает разумно по этическим соображениям. Если, как Вы говорите, Ваш избранник - человек воцерковленный, то разумно будет попросить совета и благословения на брак у его духовника, наверняка знакомого с ситуацией изнутри.
иерей Владимир Шлыков
Доброго времени суток! Хотелось бы задать вопрос: можно ли венчаться во время беременности?
Юлия
Юлия, во время беременности венчаться можно. А перед венчанием нужно обязательно исповедоваться и причаститься.
иеромонах Викторин (Асеев)
Живу в блуде с гражданским мужем, так как не могу с ним официально пожениться из-за его судимости, а у меня ответственная работа. Очень хотим венчаться, но церковь не разрешает без штампа. А я очень страдаю, что не могу ходить к причастию, чувствую себя очень грешной перед Богом.
Эльвира
Эльвира, мы живем в "прозрачном мире». Люди, занимающие ответственные посты в банковской, правоохранительной системе, крупном бизнесе, всегда проверяются службой собственной безопасности. Я не уверен, что сожительство можно скрыть, и то, что к нему отнесутся лучше, чем к браку с судимым человеком. Судимости тоже бывают разные, и контролируют Вас люди неглупые… Но если Вы все-таки считаете, что расписываться Вам пока нельзя, что это поставит крест на Вашей карьере, то задайте себе вопрос: «А когда будет можно?" Вы настолько уверены в своем мужчине, что скоро будете готовы отказаться или рискнуть своим статусом во имя любви? Может быть, Ваша неготовность к браку на самом деле - отсутствие полного доверия любимому?
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос банальный, и в то же время для меня очень важный и, как оказалось, сложный. Вопрос по поводу второго брака. (разведена по инициативе мужа, брак был не венчанный и вынужденный) Я знаю, что в концепции Церкви можно выходить замуж и второй, и даже третий раз. Но скажите, как правильнее? Это для меня очень важно. Спаси Вас Господи!
Анастасия
Анастасия, я не понял, у Вас второй брак тоже распался? Да, третий брак – это предел. Выходить замуж или нет, зависит, в первую очередь от Вас. Надо взвесить все: есть ли у Вас любимый человек, какие препятствия существуют к браку, как относятся близкие, Ваш возраст, Ваши дети и т. д. Замуж выходят по любви и желанию спасаться вместе, а не потому что «надо», «воды никто не подаст».
протоиерей Максим Хижий
Уважаемый батюшка, помогите, пожалуйста. От меня ушла девушка. Мы не были расписаны, не венчались, просто жили долгое время вместе. Какой теперь я имею статус по православным канонам? Имею ли я право искать себе другую женщину? Может, лучше мне вообще никого не искать (где-то написано в Библии, что если разошлись, лучше оставаться не женатыми). Заранее Вам благодарен.
Евгений
Евгений, у Вас по православным канонам статус человека, который жил в смертном грехе. Сейчас Вам надо серьезно подумать, если Вы считаетесь христианином, как будете жить дальше. Думаю, что начать надо с исповеди в храме. Не искать женщину, а разобраться с собой, привести в порядок душу. Верующий человек, я думаю, не женщину должен искать, а найти в себе способность любить другого человека. Брак – школа любви, сожительство – школа страстей.
протоиерей Максим Хижий
Считается ли венчание действительным, если после венчания выяснилось, что мужа крестила его бабушка дома в тазу, и это крещение священнослужители нашей церкви признали недействительным. Мужа крестили в храме через несколько лет после венчания. Сегодня первый брак расторгнут. Наш брак у мужа второй. Можем ли мы венчаться? Если считать, что первый брак был венчан без крещения?
Анна
Анна, на моем приходе был похожий случай – венчалась пара, а позже выяснилось, что мужа крестила бабушка. Венчать вновь епархиальный духовник их не благословил. Церковный брак признали действительным. Вопрос о вашем венчании во втором браке не сводится только к формальным основаниям. Не менее важны причины расторжения первых браков, установление вины супругов, ваше покаяние, нынешняя церковная жизнь. Все эти вопросы должен решать священник по месту вашего проживания. Он советуется с епархией в случае канонических препятствий к церковному браку.
протоиерей Максим Хижий
Батюшка, случилось так,что я женился на женщине разведенной. Во время первого брака она была повенчана. Есть ребенок от первого брака (девочка). Жена подала прошение в епархию о развенчании, бывший муж тоже дал согласие. Можно ли нам с ней венчаться вновь, или так и придется остаток жизни прожить во грехе?
Алексей
Алексей! Зарегистрированный в ЗАГСе брак не является грехом! Он не является и вершиной супружества, но это никак не блуд. У вас второй брак, и это другая история. Да, Евангелие осуждает развод и женитьбу на разведенной как путь, принятый ветхозаветной моралью. Но христианство – это еще и жизнь в покаянии, исправлении себя. Дело ведь не только в форме: повенчались, и теперь уже живем не в блуде. Живите как христиане: молитесь вместе, ходите в храм, причащайтесь, воспитывайте детей, храните любовь и верность. Тогда ваша семья станет «домашней церковью» и Господь будет хранить Вас. Многие добились в епархиях «развенчаний» и «повенчаний», а на деле остались венчанными язычниками. Будьте христианами по жизни.
протоиерей Максим Хижий
Здравствуйте, благословите! Дядя моего мужа - батюшка. Мы с мужем зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны. Муж хочет, чтобы венчание совершил его дядя, но приход, на котором он служит, очень далеко, поехать туда у нас нет возможности. Дядя приезжает в наш город, и мы хотели обвенчаться дома, возможно ли это, и будет ли такое венчание действительным? Спасибо.
Екатерина
Божие на Вас благословение! Дядя Вашего мужа может попросить настоятеля любого храма в Вашем городе, либо правящего архиерея, чтобы ему разрешили обвенчать племянника в храме. Пусть дядя заранее побеспокоится о справке из епархии, где он служит, в которой будет указано, что он действительно является клириком такой-то епархии и не имеет канонических прещений для совершения богослужений. Думаю, что ему разрешат обвенчать племянника в храме. Что же касается венчания на дому – то это будет незаконно, так как совершение треб в другой епархии без разрешения запрещено. Храни Вас Господь!
протоиерей Андрей Ефанов
назад
CTRL ← | 2 |
Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители - так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере.
Для многих верующих священство и жизнь в браке представляются состояниями едва ли совместимыми. Многие из читающих эти строки могут вспомнить свое недоумение или даже разочарование, когда впервые узнали о том, что священники женаты! Действительно, как может обещавший посвятить себя Богу целиком делить свою любовь между Богом и теми, с кем он связан исключительно в своей «частной» жизни - со своей семьей? Какая еще семья нужна священнику, если Сам Господь указал на общину верных как на тех, кто по сути заменяет ее (Мк. 3, 33-35)?
Семейная жизнь неразрывно связана с атмосферой «мирского»: отец семейства заботится о материальном достатке, постоянно поглощен решением различных сиюминутных проблем. Сами радости супружеской жизни, как кажется, далеки от какого-то по-настоящему сакрального содержания. Поэтому подход Католической Церкви (предписывающей обязательный целибат, то есть безбрачие священнослужителя) представляется наиболее логичным: священник полностью посвящает себя горнему, освобождаясь от мирских привязанностей.
В православном христианстве брачный вопрос решается иначе. В приходских храмах служит «белое» духовенство, то есть священники, имеющие семьи. Духовенство «черное», связанное обетами воздержания, и нестяжания, несет служение в монастырях и на подворьях, а также поставляет наиболее достойных лиц для епископского служения. Рукоположение священника, не связанного узами брака и при этом не принадлежащего к монашескому званию, рассматривается в православии как событие экстраординарное, отношение к которому до сих пор остается настороженным.
Итак, 90% всех священнослужителей, с которыми имеют дело прихожане,- люди, состоящие в браке, возлюбленные своих жен и отцы своих детей. Каждый кандидат в священнослужители помимо того, чтобы быть правильно образованным (то есть иметь специальное, богословское образование) и правильно верующим (то есть разделять веру своей Матери-Церкви), должен быть в своей семье правильным мужем и отцом. Православная Церковь ожидает от будущего священника, чтобы тот до рукоположения доказал свой пастырский талант и дух любви успешным браком. Новозаветные тексты, постановления Соборов, церковные каноны с удивительной настойчивостью подчеркивают необходимость для священнослужителя (а в течение определенного периода истории Церкви даже для епископов) вступать в брак и заботиться о своей семье, как о Церкви Христовой.
Брак священника - свидетельство в этом мире
В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть “матушкой”,- все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.
Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.
Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей , понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».
Ситуация 1. Женатый, но как бы неженатый священник
Служение в Церкви создает массу объективных трудностей для брака священнослужителя. Ненормированный рабочий день, наличие «вечерних смен», отсутствие общих для семьи выходных (суббота и воскресенье, дни отдыха для жителей России являются самыми рабочими днями для клириков) - все это вносит в отношения священника со своими домочадцами. Еще вчера муж и жена стояли рядом на церковной службе, держась за руки, но вот супруг оказывается в алтаре, и совместная молитва плечом к плечу теперь возможна лишь в домашней обстановке. Интернет-форумы полны жалоб на то, как тяжело быть женой священника: почти всегда это подразумевает жизнь в одиночестве, без помощи супруга в решении насущных бытовых проблем. У священника, который отдает себя публичному служению, просто не остается времени и сил для решения своих частных, семейных проблем.
Все эти особенности церковного служения не могут стать причиной серьезной семейной трагедии до тех пор, пока клирик воспринимает их как проблемы, которые необходимо преодолевать и чем-то компенсировать во имя сохранения семейного мира. Опасность возникает, когда священник воспринимает свое вынужденное отсутствие в семье как добродетель и Богом санкционированную особенность своей профессии. Между тем, стихийно сложившаяся в современном православии философия священнического брака поощряет подобное отношение.
В качестве иллюстрации этой мысли можно привести сложившийся в настоящее время обычай навсегда расставаться с обручальным кольцом после рукоположения. Оказывается, что , знаку взаимной верности двух супругов, видимому символу невидимых отношений, не место на пальце того, кто избрал служение алтарю. В качестве идеологического оправдания этого обычая приводятся возвышенные слова о том, что отныне Церковь Христова является супругой священника, само же Таинство Хиротонии толкуется как обряд венчания священника с Церковью. Однако за этой благочестивой риторикой скрывается неприглядная действительность, рождающая массу острых вопросов и возражений.
Возникает резонный вопрос: если в жизни священника место жены оказывается частично занятым Церковью, то чем должно быть занято место супруга в сердце матушки? Читая Пастырские послания апостола Павла, мы обнаруживаем, что церковное служение является, скорее, продолжением семейной жизни христианина, но никак не ее альтернативой. Писание нам неоднократно сообщает о том, что единственным женихом Церкви является , но нигде мы не найдем слов о том, что таким женихом становится после рукоположения иерей или диакон. Наконец, не будет ли более честным для клирика по отношению к своим жене и детям не жениться вовсе, раз избранное служение является несовместимым с полноценной семейной жизнью?
Часто священник принимает сложившиеся правила игры, предпочитая быть видным вдовцом, окруженным десятками восхищенных духовных дочерей и сыновей. Может быть, этот путь самый удобный? Многие мужчины стремятся проводить как можно больше времени на работе, которая им нравится, и желают свести свои обязательства по отношению к семье до уровня финансовой подпитки, при этом пользуясь всеми привилегиями семейного мужчины. Но, как оказывается, лишь священник или диакон может подвести под это эгоистическое по сути стремление должную идеологическую базу. Излишне напоминать, что неизбежным итогом подобного поведения всегда является кризис брака, который нередко завершается разводом.
Ситуация 2. Брак священника - закрытая тема.
Понимая, что в настоящее время церковное служение окружено массой стереотипов, угрожающих семейному счастью, клирики часто делают тему своей семейной жизни полностью закрытой для общины.
Нередко жена священника специально не посещает тот храм, где служит ее супруг. Ведь пристальное внимание со стороны верующих и поучения церковных бабушек могут лишить душевного равновесия даже самую кроткую из матушек. Прихожане «со стажем» (особенно в небольших городках и сельской местности) могут предъявлять и молодому священнику множество внешне-формальных, бессодержательных требований, от которых он торопится скрыться в уют домашнего очага. Лишь в общении с домочадцами он может снять благочестивую маску, которую требует от него приход, и стать самим собой: любящим мужем и нежным отцом. Подобная «приватизация» семейной жизни не может быть поставлена в упрек священнослужителю, такое поведение обусловлено не его внутренней слабостью, а специфическим укладом приходской жизни, сложившимся до него. Остается только сожалеть, что счастливый брак священника не служит проповеди о Христе, которая более всего действенна, если подтверждена делами и образом жизни.
Ситуация 3. «Патриархальный» брак.
Бывает, что священники не делают тайны из своей семейной жизни. Жаль только, что во многих случаях вместо иконы супружества прихожане видят лубок. Настоящим церковным браком почему-то считается патриархальный тип семьи с элементами архаики, где женщине уготовано место домохозяйки (еще один церковный стереотип: оказывается, жене клирика нельзя работать), а мужчину беспрекословно должны слушаться все члены семьи. Это напоминает какую-то ролевую игру, в которой каждый из участников следует строго определенному, но давно устаревшему амплуа, даже в одежде подражая моде прежних веков. И нередко у прихожан возникает вопрос: почему в XXI веке брак, основанный на христианских началах, должен подстраиваться под стандарты века XVIII? Такой специально выстроенный «православный брак» вряд ли может служить образцом для всех христиан. Не получается у таких супругов отделить то вечное в христианском союзе, что заложено в него Господом, от исторически привнесенного. Христианское измерение семейной жизни, проявляющееся во взаимном , равенстве и эмоциональной близости супругов, забывается в угоду буквальному соблюдению культурных и бытовых реалий безвозвратно ушедших веков.
Любовь - основа брака. Даже у священнослужителя.
Вышеописанные ситуации различны внешне, но во всех одинаково попираются важные принципы, лежащие в основе христианского брака. К сожалению, сегодня достоинство священнического брака приходится защищать не только от угроз и искушений современной цивилизации, но и от специфических церковных стерео-типов. Главным из них является представление, что в жизни клирика семья обречена на «естественное» вытеснение священным служением. учит нас обратному: успешное служение в Церкви Божией является продолжением состоявшейся семейной жизни священника или диакона.Чтобы быть по-настоящему православным, достойным священнического служения, брак клирика вовсе не должен рядиться в одежды прежних эпох. Все, что от него требуется, это соответствовать тем нормам супружеской жизни, которые сообщены браку христианским учением. К счастью, эти нормы совершенно совместимы с семейными ценностями современной культуры: взаимное уважение, ответственность участников брака, равенство и эмоциональная близость.
Одним из величайших сокровищ предания Православной Церкви является практика женатого священства. Несмотря на сильнейшее монашеское влияние, Церкви удалось отстоять эту традицию. Многие святые отцы указывали на то, что жизнь в семье, забота и сердечная любовь к супруге и детям служит для священника хорошим лекарством от разных форм очарованности собой, прельщенности величием своего служения. Можно сказать, что духовность в полном смысле семейного священника, не стесняющегося своего брака, обладает той необходимой степенью здравости и уравновешенности, которая делает из него пастыря ответственного и зрелого.
диакон Алексей Волчков
иллюстрации: Александра Ершова
Дорогие сестры! Я как-то часа три беседовал с девушками, которые очень хотели выйти замуж. Эту беседу записали, получилось больше двадцати страниц мелким шрифтом.
Текст моей беседы сократила и отредактировала Екатерина Степанова. Она недавно вышла замуж и очень счастлива в браке, поэтому я надеюсь, что она знает, что было мною сказано правильно, а что нет.
Я тоже долго редактировал ее версию беседы, все никак не мог остановиться, чем вызвал некоторое неудовольствие редакции. Дальше тянуть с публикацией нельзя и я представляю вам для обсуждения наш совместный с Катей труд, надеясь, что он хоть кому-то из вас, дорогие сестры, поможет выйти замуж. Желаю вам найти хорошего жениха! Если будут вопросы, пишите.
С любовью о Христе, еп. Пантелеимон.
К браку надо успеть подготовиться
В наше время создание семьи – подвиг.
Не нужно представлять брак как тихую гавань, где закончатся все ваши проблемы, а рядом окажется человек понимающий, любящий, на которого вы сможете излить всю любовь, накопившуюся за годы ожидания.
Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру. А то неизрасходованное, что переполняет ваше сердце, может оказаться совсем не готовностью жертвовать собой, а желанием все в жизни устроить, исходя из своих желаний.
Если вы хотите замуж, нужно не просто вздыхать, переживать и плакать о своем одиночестве, а готовиться. Готовиться к браку – это значит готовиться к тому, чтобы стать хорошей женой и многодетной мамой, потому что в православном браке нельзя от этого подвига уклоняться.
Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы.
Я не думаю, что Господь, когда мы нарушаем Его заповеди и правила, совсем оставляет нас Своей любовью, но все-таки мы лишаемся очень многого.
Учитесь жить по средствам
К сожалению, многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения.
Поэтому уже сейчас вы можете начать тренироваться жить по средствам. Стараться быть экономной, учиться не тратить деньги направо и налево. Обходиться тем ноутбуком, который есть, не покупать себе каждый год по новому телефону, бережно относиться к одежде – красиво сочетать то, что уже есть в вашем шкафу, и не скупать новые платья на распродажах.
Неизвестно, будет ли хорошо оплачиваемая работа у вашего мужа. Вы же будете выходить замуж по любви, а не по расчету. Если у него будет маленькая зарплата или он потеряет работу, придется жить в бедности, поэтому лучше заранее к этому готовиться.
Хорошо бы научиться не только экономить, но и жертвовать деньги – делиться, помогать многодетным семьям или одиноким матерям. Учиться не быть жадной, а сострадательной и щедрой.
Главное, чего не хватает многодетным семьям – это просторного жилья. А в маленькой квартирке с детьми очень трудно сохранять порядок. Поэтому заранее хорошо бы научиться избавляться от лишних вещей, тогда убираться в квартире и поддерживать порядок будет намного проще.
Семья – как подводная лодка
В браке вам будет трудно выкроить время для себя: почитать книгу, сходить в театр, помолиться в храме. Потому что рядом всегда будут муж и дети. Они будут в вас нуждаться, ждать вашего внимания. От семьи уже никуда не денешься, как из подводной лодки, когда она погрузилась в воду.
Для того чтобы в браке все успевать, я бы посоветовал уже сейчас научиться рано вставать. Читать почаще Евангелие, изучать жития святых, выучить наизусть, пока у вас есть время, утренние и вечерние молитвы, чтобы их можно было читать, не зажигая света или при кормлении ребенка. Все это вам очень пригодится, когда вы станете женой и матерью.
Конечно, очень хорошо заранее изучить детскую литературу, чтобы знать, что читать детям. Было бы хорошо познакомиться с житиями святых и научиться их пересказывать детям друзей, крестникам или племянникам.
Очень важно научиться готовить. Причем не для себя, а для других. Для себя готовить нетрудно – бутерброд сделал и поел, а для мужа приготовить, например, постную еду, чтобы она была вкусной и чтобы он был доволен – дело хитрое.
Для тренировки походите в многодетную семью и помогите готовить праздничные обеды или ужины. И готовить научитесь, и доброе дело сделаете. Может быть, Господь пошлет вам за это жениха хорошего!
Вы, быть может, скажете: ну вот я готовилась, готовилась, всему научилась, а замуж так никто и не предлагает. Но если вы научитесь любить, молиться – это поможет жить полноценно, даже если вы и не найдете мужа.
Будьте активны
К хмурой и недовольной своим одиночеством девушке подходить знакомиться не захочется. Впрочем, и находящаяся в активном поиске девушка, рыскающая, как волчица, глазами по сторонам, отпугивает потенциальных женихов.
Если вы хотите замуж, вам надо не унывать и не выискивать кандидатов в интернете и среди прохожих на улице и в метро, а заняться активной деятельностью.
И я имею в виду не видимость активности, когда девушка раскрашивает себя, наряжается (или наоборот раздевается!) и позирует на фотографиях для социальных сетей. Я говорю о том, чтобы действительно жить активно.
Можно, имея глубокую веру, затвориться в комнате и молиться о том, чтобы Бог послал жениха. Но если такой сильной веры нет, лучше не избегать общения с молодыми людьми.
Запишитесь в добровольцы. Сходите на прослушивание, может быть, вас возьмут в хор. Попробуйте позаниматься с детьми в воскресной школе. Помогите в организации приходских свадеб или миссионерских походов. Миссионерские походы очень помогают.
Я свой первый миссионерский поход организовал, потому что у меня было четыре дочери, у которых не было женихов. Все они вышли замуж и почти все участники этого похода создали семьи!
Активную девушку заметить легче, а главное, ее сразу видно в деле.
Пьющий жених – не вариант
При выборе мужа нужно обратить внимание на то, как он относится к алкоголю. Если перебарщивает, если у него есть привычка, как расстроится, – выпить «с горя» - это страшно.
Ведь раньше, например, на поминках вино не пили, пили на свадьбах, - от радости.
От радости можно выпить немножко. Господь благословил на свадьбе вино. Но если человек пьет с горя (горький пьяница), лучше ждать другого жениха.
Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью
Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит.
Начинать отношения с плотской близости – неправильно.
Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Потом, когда вы почувствовали, что это за человек, оценили, насколько он надежен, насколько вам с ним интересно – у вас есть основа для развития других отношений, которые начинаются уже в браке.
Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и к этому надо готовиться!
Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны.
Люди, которые слушались и придерживались таких строгих правил, потом меня благодарили.
Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
Детей должно быть столько, сколько Бог даст
Об этом нужно поговорить с будущим мужем еще до начала совместной жизни – до брака. Потому что бывает, к сожалению, что мужчина не готов к рождению детей или хочет только одного ребенка. Нужно заранее объяснить человеку, который хочет стать вашим мужем, что нельзя уклоняться от рождения детей. Строгие духовники не разрешают причащаться тому, кто, сохраняя супружеские отношения, препятствует рождению детей. Это грех.
Конечно, супружеские отношения совершаются не только ради рождения детей. Супружеские отношения в браке – это выражение любви друг к другу, когда супруги соединяются в одно и становятся одним телом, одним существом.
В этом нет ничего греховного для супругов. И если супруги бесплодны, эти отношения могут продолжаться, не нужно от них воздерживаться.
Но если дети могут быть, уклоняться от их рождения нельзя. Поэтому даже в случае заболевания, при лечении которого беременность нежелательна, нужно воздерживаться от супружеского общения, а не изыскивать способы избежать появления ребенка.
Супружеские посты
Как вы знаете, в христианстве есть посты – они распространяются и на супружеские отношения. На эту тему сейчас много говорят, некоторые считают, что супружеские отношения не надо регламентировать.
Но такие духовники, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Таврион (Батозский) говорили, что брак – это школа целомудрия и посты должны соблюдаться супругами и в близких отношениях. Нужно, чтобы в браке у вас с мужем было единство по этим вопросам.
Супружеские отношения – утешение и радость, некоторые даже вступают в брак ради них. Но с другой стороны, супружеские отношения бывают и источником скорбей.
Апостол Павел говорил, что лучше остаться в чистоте, чтобы не было скорбей по плоти. Потому что не всегда супруги могут быть вместе, не всегда у них одинаковые намерения и желания.
Относиться к этому нужно спокойно, не переживать, не зацикливаться, не выстраивать на этой стороне брака всю свою супружескую жизнь.
Хорошая жена любит мужа больше, чем детей
Муж в семье - самый главный. Если муж будет любим и с ним все будет хорошо, – хорошо будет и с детьми. Как бы вы не любили детей, мужа надо любить больше.
Моя покойная жена так воспитывала детей, что они понимали: самое лучшее и самое вкусное – папе. Младшая дочь иногда говорила: «а мне? Я тоже хочу». Я протягивал ей бутерброд, густо намазанный черной икрой, который мне приготовила жена, но старшие девочки делали страшные глаза, что-то строго шептали ей в ухо, и она виновато замолкала и ни за что не хотела взять даже часть этого бутерброда.
Конечно, им бутерброды с икрой тоже доставались в те редкие моменты, когда ее удавалось достать, но на папином слой икры был толще.
Для детей ссоры родителей страшнее наказания
Если дети видят любовь и единство родителей, они мирны и спокойны.
Моя старшая дочь недавно вспоминала, какой трагедией, когда она была еще совсем маленькой, был для нее наш спор с женой.
Дочь стояла в детской кроватке с перильцами, а мы с ее мамой спорили. Я говорил, что ее надо заставить убрать игрушки, а моя жена считала, что уже поздно, пора спать и вынимать ее из кроватки не надо. Бедной малышке казалось, что рушится мир.
Конечно, мне очень стыдно, что я этого не понимал тогда, но все-таки мой совет будущим мамам: если муж наказывает ребенка, лучше не перечить ему. Ребенку легче будет перенести наказание, чем увидеть ваш спор и несогласие друг с другом.
Через какое-то время, когда муж успокоится, можно выбрать удобный момент и попытаться в отсутствии детей поговорить с ним, как можно и как нельзя наказывать и что делать, если ситуация повторится, но при детях нельзя перечить мужу. Вам может показаться, что вы защищаете ребенка, а на самом деле вы наносите глубокую рану его душе.
Вы спросите, а если муж наказывает слишком жестоко, часто и несправедливо? Конечно, если есть угроза жизни и здоровью детей, надо не спорить и драться с мужем, а разводиться.
Вот поэтому-то и нужно до вступления в брак обсудить со своим женихом, как вы будете воспитывать детей, какие наказания допустимы, а какие нет.
Если муж прибегает к наказаниям из-за гневливости и раздражительности, надо уметь его успокоить, когда начинается гроза. Один замечательный священник рассказывал мне, что его дедушка, когда дети шумели за столом, бил виновного по лбу деревянной ложкой. Бабушка, знавшая про это, всегда подкладывала мужу ложку с очень тонкой ручкой. Ложка ломалась, и это смягчало удар.
Конечно, сейчас подобные воспитательные меры не в обычае, но жене надо быть мудрой и изобретательной, чтобы, не вступая в споры, смягчать мужнину строгость.
О чем должна знать даже Баба-Яга
Книга «Домоводство», изданная еще в советское время, дает такой совет: «Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовить детей: умойте их, причешите и переоденьте в чистую нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он подойдет к двери. Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить – например, повяжите в волосы бант.
В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и что каждый день ему приходится идти на службу ради вас. Молча покормите его, и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить».
Наверное, это покажется вам насмешкой, но мне очень многие мужчины говорят, что, когда они, усталые, приходят домой, им жены не дают отдохнуть – пристают с разными расспросами, с рассказами, и они от этого страдают, бедные.
Даже Баба-Яга в русской народной сказке, прежде чем спрашивать о чем-то Иванушку, который к ней забрел в избушку на курьих ножках, сначала его накормила; он ей даже подсказал: «Ты сначала меня накорми, напои, а потом вопросы задавай!» И женам надо об этом помнить. Ведь сытый мужчина – добрее.
Когда я привел совет из «Домоводства» одной многодетной, утомленной жизнью мамаше, она очень удивилась и сказала, что у них дома все наоборот: муж приходит домой, она хочет его поскорее накормить и пойти отдохнуть, а он начинает приставать к ней с разговорами, вопросами; не понимая, как она устает за день.
Ну, что ж… Бывает, и такое испытание выпадает на вашу долю. Приходится сидеть и отвечать на вопросы о детях, слушать рассказы про начальника или подчиненных мужа. В этом случае надо до прихода мужа домой включить детям какую-нибудь сказку, а самой прилечь минут на 15 или почитать канон, чтобы набраться сил перед встречей с мужем. Утешать вас должно то, что он вас так любит, что ему трудно без разговора с вами закончить день.
Как быть в мире с родственниками и друзьями мужа
Будьте готовы воспринимать мужа не как отдельного человека, но вместе с его родственниками: с его мамой - вашей свекровью, его отцом - вашим свекром, с сестрами мужа – с невестками. И если вам кто-то пришелся не по вкусу - нужно быть готовой потерпеть. Так проявляется уважение к близким мужа и к нему самому, потому что его родные – это часть его жизни. Любовь должна быть жертвенной.
Как преодолевать неприязнь, если она возникла? Есть такой способ – молитва об этих людях. Если молиться, сердце станет мягче, а отношения ровнее и спокойнее.
У мужа есть не только родственники, но и друзья. Первое время, конечно, он обо всех забудет, будет проводить время только с вами, писать вам смски каждые пять секунд. Но потом друзья вернутся. Поэтому с ними лучше познакомиться заранее.
Для мужчины друзья, мне кажется, важнее, чем подруги для женщины. Нельзя его лишать возможности общаться с ними.
Не нужно думать, что если ваш муж женился на вас, то теперь он целиком ваш. После свадьбы у него останутся и продолжатся отношения и с друзьями, и с родителями.
Тем более, если он - один ребенок в семье, особенно любимый мамой. Будет трудно. Свекровь может невольно ревновать, требовать дополнительного внимания к себе, причем делать это непрямо, а окольными путями, ведь женская природа, не скажу - «лукавая», но очень гибкая.
Чтобы все это преодолеть, нужно быть к этому готовой и стараться потерпеть, помогая себе молитвой. Со временем, как показывает опыт многих, если приложить старание и понудить себя на доброжелательность, отношения невестки и свекрови выравниваются, даже если они были трудными.
Избегайте роли пилы-зануды
Обязанность жены – быть мудрой. Не хитрой, а именно мудрой. Мудрость надо у Бога просить. Всем христианам заповедано быть мудрыми, как змии, хотя и простыми, как голуби.
Напрямую, силой, давлением добиться от мужа ничего не получится: приучить его к чистоте, например, если он неаккуратен; просить уделять вам время; устроиться на работу и перестать играть в танки в компьютере.
Можно его пилить каждый день, давить, уговаривать, но мужчины на это не поддаются. А отношения могут испортиться бесповоротно.
Многие девушки, пока сами не замужем, соглашаются с этим, понимают провальность такого способа воздействия, но, став женой, все равно не избегают роли пилы-зануды. И даже не замечают этого!
А как правильно, - спросите вы. Сила женщины - в ее слабости, и мужчины чаще преклонятся на тихую, нежную, кроткую просьбу.
Нужно быть женственной, нужно уметь женственность сохранять во всем – в отношении к мужу, к детям, к жизни - надо быть другой, нежели мужчина. Именно за это мужчины любят женщин.
А если это не помогает? Терплю, терплю, терплю – а он только хуже становится. Не надо забывать о Боге, Который может все. Если усердно молиться о муже, обязательно ситуация изменится: или муж станет аккуратнее, или вас его неаккуратность перестанет раздражать.
Если поссорились
Мириться вам с мужем надо первой, что бы ни случилось. Всякое бывает, но нельзя ложиться спать, не помирившись. Не нужно переносить разборки на следующий день. Если муж раздражен, нельзя, чтобы раздражение охватило и вас. Если вы это сделать не в силах, лучше под благовидным предлогом уклониться от разговора.
Если вы хотите поговорить о чем-то важном, но спорном, лучше делать это утром, чтобы до вечера у вас обоих было время все обдумать, успокоиться и примириться.
Для серьезных бесед нужно выбирать время, когда у мужа хорошее настроение. Когда он поел, например. Или выиграла его любимая команда.
Познакомьтесь с духовником будущего мужа
Если у вашего будущего мужа нет духовника, надо помочь его найти. Потому что потом вам не у кого будет просить совета, помощи. К кому пойдешь, если муж никого не слушает? Должен быть у человека авторитет, которому он доверяет, с которым советуется.
Если духовник у жениха есть, познакомьтесь с ним, поспрашивайте об этом священнике, узнайте, каких он взглядов, насколько вам эти взгляды близки. Нет ли большой разницы между взглядами вашего духовника и духовника вашего мужа?
Духовники у мужа и жены могут быть разные, но в этом случае лучше до заключения брака договориться - в какой храм ходить, как молиться (вместе или отдельно), чтобы потом не было споров.
Мужа нужно предупредить, что во всех вопросах вы будете слушаться его, но в духовных (как часто вам причащаться, как поститься и пр.) – своего духовника.
Не надо сталкивать между собой мужа и духовника, чтобы у мужа не возникала напряженность или ревность к вашему духовнику.
Будьте осторожны и рассудительны.
Не стоит в споре с мужем приводить, как довод, мнение вашего духовника, если у мужа нет доверия к нему. Даже если он относится к вашему духовнику уважительно, лучше сказать: «я думаю, что так лучше», «мне кажется правильно поступить так», а не «мне так посоветовал духовник». Ведь вы свободно выбираете послушание духовнику в том или ином вопросе и сами несете ответственность за то или иное решение.
Выбирайте человека, с которым вам интересно
Лучше, когда у мужа и жены общий культурный уровень. Эмоционально, по темпераменту супруги могут быть очень разными, но круг общения, круг интересов должен совпадать.
Если культурный уровень различается, и муж, например, совсем не понимает серьезную музыку, а вы привыкли бывать в консерватории каждую неделю и дома у вас все время звучат квартеты Гайдна; если вы пока не уснете, обязательно перечитываете Гоголя или Пушкина, а он любит низкопробные детективы, в семейной жизни могут быть сложности.
До свадьбы должен пройти год
Мой главный совет – не спешите. Приглядитесь к человеку в течение всего года.
Не только у сумасшедших бывают обострения весной и осенью. Любой человек по-разному себя чувствует в разное время года. Поэтому за год у вас есть возможность узнать человека полнее, с разных сторон, в хорошие и плохие, трудные периоды.
Очень важно узнать до брака не только хорошие, но и плохие стороны будущего мужа. Постараться увидеть его трезвым взглядом. Молиться, чтобы Господь показал его вам таким, какой он есть.
Обязательно прежде принятия решения о замужестве надо познакомить кандидата со своим духовником и родителями. В выборе мужа они тоже должны участвовать, потому что если человек одурманен влюбленностью, ему трудно рассуждать трезво.
Правда, у нас был случай, когда тайно венчалась одна пара – мама была категорически против. Но тогда на венчание было получено благословение Патриарха Алексия II. С мамой примирились и все хорошо. Но это - исключительный случай. Как правило, к мнению родителей стоит прислушаться.
По поводу подруг – не знаю. Если есть у вас какая-то мудрая подруга – можно познакомить ее с женихом и потом спросить ее мнение. Хотя, понятно, не оно должно быть решающим.
Главная причина разводов
Наверное, главная причина того, что у нас люди так часто разводятся, заключается в том, что их знакомство было кратковременным, а решение вступить в брак – непродуманным, не очень ответственным.
Был такой случай со старцем, отцом Павлом Троицким. Одна девушка полюбила юношу, просила разрешения пойти с ним на свидание, и отец Павел, поскольку был человек прозорливый, знал, что этот мужчина не годится ей в мужья. Но на свидание пойти разрешил и сказал: «Я буду молиться, чтобы ты увидела его таким, какой он есть».
И, когда девушка пришла на это свидание, она вдруг увидела юношу совершенно другим, не таким, каким представляла.
Поэтому до брака нужно очень критически относиться к будущему мужу: сомневаться, не доверяться своим чувствам, не доверяться своему уму. Быть очень осторожной.
Чтобы не получилось так, что выходили вы замуж за принца, а муж оказался Иванушкой-дурачком.
Заколдованный принц
Но уж когда вы вышли замуж и вас повенчали, здесь все меняется. Здесь можно вспомнить сказку, о том, как одного юношу учили хорошо себя вести и правильно относиться к людям. И один учитель сказал ему: «Ты в каждом должен видеть принца, и служить ему, как принцу – как заколдованному принцу, хотя он даже на принца, может быть, и не похож».
Так и жена, если выбрала сама себе мужа, вышла замуж, повенчалась, а он вдруг оказался плохим – должна относиться к нему как к заколдованному принцу.
Ведь мы с вами – христиане, мы знаем, что человеческая природа имеет удивительные возможности, и человек может меняться. И вы можете стать лучше, и ваш муж может стать лучше – благодаря взаимному терпению, уважению, самоотверженной любви и помощи Божией. Вот в это нужно верить.