Причины возникновения и формы сенсорной афазии. Симптомы заболевания, лечение. Афферентная и эфферентная моторные афазии. Причины развития, диагностика и лечение Что не характерно для моторной афазии
Моторная афазия — затруднение в произношении слов, в тяжелых случаях больной вообще молчит, не может сказать ни единого звука. При этом он отлично понимает все, что говорят окружающие и осознает свой дефект. От афазии могут страдать люди любого возраста (даже дети) и пола. Однако в силу того, что основная ее причина — нарушение кровообращения мозга (), то наблюдается моторная афазия чаще у лиц пожилого возраста. Формы моторной афазии выделяются в зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга:
1. Афферентная или кинэстетическая форма наблюдается при повреждении нижнетеменных отделов (в доминантном полушарии). Этот участок отвечает за движения артикуляционного (речевого) аппарата (губ, челюстей, мышц рта, языка):
- больной не может скоординировать движения речевого аппарата таким образом, чтобы получился нужный звук. Особые затруднения вызывают звуки, при произношении которых совершаются похожие движения губами, языком, например, переднеязычные звуки «д», «т», «л», «м», щелевые звуки «ш», «щ», «з», «х»;
- грубо нарушается способность к повторению;
- оральная апраксия — трудности при выполнении действий, в которых участвуют мышцы рта (не может показать, как задувать свечку, как пить из трубочки).
2. Эфферентная моторная афазия или афазия Брока возникает при очаге в премоторной зоне в заднелобных отделах (зоне Брока). Эта область отвечает за слияние отдельных звуков в слова, а слов в предложения. Именно благодаря правильной работе премоторной коры мы знаем, что буквы в слове следует произносить именно в каком-то определенном порядке, что каждое слово в предложении также имеет свое место. При этом с артикуляцией проблем нет: если человеку показать картинку и назвать, что на ней изображено, он без труда повторит. Также для эфферентной моторной афазии характерны:
- речевые персеверации — повторение одних и тех же слогов либо слов;
- телеграфный стиль, когда человек строит предложения только из существительных, пропуская другие части речи;
- словесный эмбол: в речи пациента остается только одно слово либо сочетание слов (чаще бранных), и эти слова он использует для названия всего вокруг, произнося их с различной интонацией.
3. Динамическая моторная афазия наблюдается при поражении префронтальной области коры. Она отвечает за речевую инициативу и программирование высказывания. Больной хорошо артикулирует звуки, произносит слова, но речь его замедленна, создается впечатление, что человек может, но просто не хочет говорить. Характерные признаки:
- речь бедная, замедленная, паузы между словами и слогами, практически без интонации;
- больной не может до конца высказать свою мысль, обращаясь к окружающим, задать вопрос;
- эхолалии — повторение тех слов и фраз, которые произносят окружающие;
- телеграфный стиль.
4. Смешанная или сенсомотоная афазия развивается при больших обширных очагах, захватывающих кору заднелобных и височных отделов. Это сочетание элементов сенсорной и моторной афазии. Нарушено и понимание речи, и артикуляция. Пишут пациенты так же, как и говорят, с ошибками, переставляя буквы в словах, но некоторым удается довольно неплохо выражать свои мысли на бумаге.
Редко встречается какой-либо изолированный вид афазии, в большинстве своем наблюдаются их различные комбинации. В тяжелых случаях больные не могут произнести ни единого звука, а в легких могут быть затруднения при произношении только некоторых слов, иногда этот дефект даже незаметен для окружающих.
Лечение моторной афазии и восстановление речи
Если нарушение речи развилось остро, то, скорее всего, произошел инсульт. В этом случае нужна немедленная госпитализация в неврологическое отделение, где будет проводится медикаментозное лечение, направленное на ограничение зоны ишемии мозга и восстановление поврежденных клеток. Наряду с лекарствами для скорейшего восстановления речи очень важно общение с родственниками, с медперсоналом, даже если человек ничего не может сказать, это не значит, что с ним не нужно разговаривать. Занятия с логопедом начинают уже с 7-10 дня. Обычно улучшение происходит уже в первые дни, и это говорит о благоприятном прогнозе, с течением времени шансов становится все меньше, поэтому важно не упустить время. При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной. Восстановление речи — тяжелый труд, как для самого больного, так и для его родственников.
Если нарушение речи нарастает постепенно, это может свидетельствовать о наличии опухоли головного мозга, также медленное нарастание афазии наблюдается при прогрессировании энцефалопатии и слабоумия. В этом случае нужно обязательно проходить курсы поддерживающего лечения (нейропротекторы, ноотропы) 2 раза в год, чтобы приостановить процесс и регулярно посещать логопеда для тренировки речи.
Упражнения для коррекции речи. Ежедневные занятия в первые дни должны занимать по времени не более 10-15 минут. Постепенно, в течение месяца их продолжительность можно довести до 30-40 минут. Вот какими могут быть эти упражнения:
- попросить осмотреть комнату (палату) и назвать предметы, которые в ней находятся, если это затруднительно, можно подсказывать первые буквы названий, затем уже можно предложить написать и прочесть выученные слова;
- рассматривать семейные фотографии и просить называть имена близких;
- повторение слов;
- побуджать больного проговаривать вслух все, что он видит и делает;
- составление предложений по сюжетным картинкам;
- при сложностях в произношении звуков и букв можно приобрести детский обучающий говорящий плакат-азбуку.
Все это можно делать в домашних условиях после консультации со специалистом логопедом, который разработает индивидуальный план восстановления речи и покажет необходимые упражнения.
Кинестетическое расстройство сформированной речи, обусловленное нарушением центральной регуляции речедвигательного аппарата. Возникает при поражении артикуляционной зоны постцентральной извилины. Клинически проявляется снижением речевой продукции, сложностями артикуляции, смешением фонем с похожим артикуляционным механизмом, вторичной дислексией и дисграфией. Основу диагностики афферентной моторной афазии составляет логопедическое, неврологическое обследование, МРТ мозга. Проводится лечение основной патологии, осуществляется медикаментозная поддержка церебральных функций (нейрометаболиты, сосудистые фармпрепараты), логопедическая коррекция.
Общие сведения
Экспрессивная речь является результатом согласованной работы всех составляющих артикуляционного аппарата: губ, языка, глотки, гортани, лицевой мускулатуры. Корковая регуляция речевого процесса осуществляется при непрерывной афферентации - информировании соответствующих отделов коры о расположении каждого из указанных речевых органов. Обусловленная нарушением процессов афферентации моторная афазия получила название «афферентная». Термин введён отечественным исследователем афазий профессором А. Р. Лурия в 1969 году. Заболевание распространено преимущественно среди пациентов среднего и пожилого возраста, афферентная детская афазия встречается редко. Поражение нескольких зон коры приводит к сочетанным нарушениям – развивается афферентно-эфферентная моторная, сенсомоторная афазия.
Причины афферентной моторной афазии
Заболевание возникает при органическом поражении теменной доли в области нижних отделов постцентральной извилины. Патологические изменения могут иметь ишемический, воспалительный, посттравматический, токсический, компрессионный характер. Основными этиофакторами повреждения выступают:
- Инсульты . Являются наиболее частой причиной афазии. При фокальном поражении нижнетеменных отделов левой постцентральной извилины наблюдается афферентная моторная форма речевой дисфункции. При ишемическом инсульте гибель нейронов указанной области обусловлена нарушением кровоснабжения вследствие тромбоэмболии или спазма питающей церебральной артерии, при геморрагическом - сдавлением тканей излившейся кровью.
- Черепно-мозговые травмы . Ушибы головного мозга с размозжением тканей в нижнетеменных областях приводят к повреждению нейронов, которые воспринимают афферентную информацию от артикуляционных органов. Образование внутримозговой гематомы , нарастание посттравматического отёка становится причиной сдавления нейронов. В результате развивается афферентная моторная афазия.
- Опухоли мозга . Глиомы , астроцитомы , медуллобластомы теменной доли оказывают повреждающее действие путём компрессии окружающих тканей либо разрушением нейронов вследствие своего инвазивного роста. Увеличение объёма внутримозговой опухоли обуславливает нарастающий характер речевых нарушений.
- Нейродегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии , болезнь Пика сопровождаются атрофическими изменениями в коре. Атрофия может возникать при длительно существующем эпилептогенном очаге теменной локализации. Прогрессирующая демиелинизация вызывает разрушение афферентных связей. Результатом является дисфункция поражённых отделов теменной коры - моторная афазия афферентной формы.
- Инфекции . Этиологически различные инфекционные поражения головного мозга (энцефалит , энцефаломиелит, церебральный абсцесс), локализующиеся в теменной доле, приводят к отёку, расстройству микроциркуляции, внутриклеточным изменениям нейронов. Дисфункция и гибель последних, нарушение межнейрональных взаимодействий провоцирует появление речевого расстройства.
Патогенез
В норме экспрессивная речь осуществляется благодаря взаимодействию отделов пост- и прецентральной коры, в которых представлены артикуляционные органы. Эфферентные импульсы, регулирующие необходимые для фонации мышечные сокращения, генерируются нейронами прецентральной извилины с учетом информации от нейронов постцентральной извилины. К последним поступает афферентная импульсация от мышц и связок, участвующих в процессе звукообразования. Этиофакторы обуславливают органические изменения и дисфункцию постцентральной области. В результате нарушается механизм восприятия афферентации, связь с прецентральной извилиной.
Не имея достаточной обратной информации о состоянии артикуляционного аппарата, прецентральные отделы не могут адекватно регулировать процесс фонации. Результатом является речевая апраксия - утрата двигательного артикуляционного навыка, что в выраженных случаях обуславливает полное отсутствие речевой продукции. Поскольку кинестетический контроль играет существенную роль в процессе понимания услышанного, возникают вторичные расстройства фонематического слуха.
Классификация
Афферентная моторная афазия может иметь две отличающиеся по своим проявлениям формы. Вариативность обусловлена различной представленностью артикуляционных органов в постцентральной извилине право- и леворуких пациентов. Классификация была предложена А. Р. Лурия:
- Первый вариант сопровождается расстройством пространственного синтеза обеспечивающих артикуляцию движений. При грубых расстройствах ситуативная речевая продукция полностью отсутствует. Наблюдается апраксия артикуляционных органов.
- Второй вариант носит название «проводниковая афазия». Характерна преимущественная сохранность клишеобразных ситуативных высказываний при выраженных нарушениях произвольных видов речи. Встречается при левостороннем (реже правостороннем) поражении теменного полушария у амбидекстров и больных со скрытым левшеством.
Симптомы афферентной моторной афазии
Артикуляционная апраксия приводит к неспособности самостоятельно воспроизвести отдельные звуки. Делая попытку, больной совершает беспорядочные движения языком, губами, производит звуковые замены. Пациент добивается большего успеха, пытаясь воспроизвести звук путём подражания артикуляции врача. Однако расстройство кинестетического анализа силы соприкосновения, направления движения артикуляционных органов обуславливает смешение звуков м-п-б, о-у, н-д-т и пр.
Фонематические подмены длительно сохраняются на фоне постепенного восстановления речевой функции. Больной произносит «дом» как «том», «Вова» как «Вома». Закрытые слоги более сложны для произношения, наблюдается их дробление при помощи гласных звуков. Слово «дым» произносится как «дыма», «шапка» как «ша-па-ка». Затруднения экспрессивной речи заставляют пациентов использовать для коммуникации речевые эмболы - короткие слова, отдельные слоги, имеющие выраженную эмоциональную окраску.
В раннем периоде после ЧМТ, инсульта афферентная моторная афазия сопровождается непониманием услышанной речи. Состояние является преходящим, длится нескольких дней. Более длительно сохраняется затруднённое распознавание на слух отдельных фонем, имеющих общий способ артикуляции (н-ш, б-м-п). Избыточность фонематического разнообразия слов позволяет пациентам понимать обращённые к ним высказывания. Наряду с речевой апраксией нарушено конструктивно-пространственное восприятие – пациенты не могут расположить по инструкции три предмета, дезориентированы в географической карте и т. п.
Прогноз и профилактика
При успешном лечении причинного заболевания, упорной, правильно подобранной логопедической коррекции прогноз благоприятный. Вместе с восстановлением речевой моторики регрессируют нарушения письма, чтения. У некоторых пациентов сохраняются артикуляционные призвуки, создающие впечатление лёгкого акцента, могут присутствовать редкие литеральные парафазии. Профилактические мероприятия включают весь спектр методик, позволяющих предотвратить воздействие этиологических факторов. Основными моментами являются предупреждение и своевременная терапия цереброваскулярной патологии, профилактика травматизма, инфекционных заболеваний, исключение онкогенных влияний.
Афазия — это нарушение разговорных навыков в уже сформированной речи. Расстройство речи возникает, несмотря на то, что артикуляция и слух сохранены, больной способен воспринимать обращенные к нему слова.
Во время неврологического исследования речевых функций выделено несколько вариантов афазий, имеющих некоторые различия между собой в зависимости от того, какие участки и мозга преимущественно повреждены.
Моторная афазия или как еще ее называют афазия Брока — нарушение речи
Второе название данного вида речевого нарушения звучит как афазия Брока. Чем она характеризуется:
- полным нарушением экспрессивности речи
- невозможностью говорить спонтанно
- повторением только отдельных слов, которые запомнились (речевой эмбол)
- пониманием написанных на бумаге единичных слов или коротеньких фраз
При моторной афазии человек сохраняет способность замечать ошибки в построении предложений, пытаясь произнести слово – эмбол больной применяет верную интонацию и мелодию, вполне адекватную тому, что он желает передать. Такая речь при афазии Брока сопровождается выразительными жестами и мимикой.
Моторная афазия развивается вследствиепоражения нижней лобной извилины (ее задних отделов) в левом полушарии мозга. Если данная зона разрушена частично, речь при афазии Брока возможна, но разобрать что говорит больной сложно, речь невыразительная, медленная, искаженная, с поиском нужных слов. При афазии Брока больной переставляет слоги в словах (литеральная парафазия) и может заменять или переставлять сами слова (вербальная парафазия). Моторная афазия выражается в отсутствии в речи склонений и спряжений, фразы выстраиваются грамматически неправильно.
Данная форма заболевания проявляется в том, что человек полностью перестает понимать и воспринимать речь
При данном виде речевого расстройства человек перестает понимать речь, и свою и окружающих, то есть наблюдается нарушение слухового гнозиса. Человек слышит речь, но отсутствует ее фонематическое понимание. При сенсорной афазии речь воспринимается как «тарабарщина» или просто шум. Поскольку речевой контроль пропадает, то речь экспрессивная расстраивается вторично.
Больной «тараторит», не в силах остановиться (логорея), понять его невозможно, речь изобилует вербальными и литеральными парафазиями. Наблюдается персеверация — постоянное повторение одних и тех же звуков, слов или слогов.
Обычно у больных нет осознания своего дефекта. Писать и читать они тоже толком не могут, не различают буквы, где «с» где «з», не понимают различия в написании слов «сок», «бок».
Сенсомоторная афазия
Чаще всего такое расстройство речи встречается после инсульта. Из названия понятно, что в данном случае наблюдается совмещение признаков моторного расстройства и сенсорного – человек не распознает обращенную к нему речь и не инициирует собственную.
Тотальная афазия
Тотальная афазия встречается у людей перенесших инфаркт и проявляется в утрате разговорных навыков
Такое расстройство также встречается после инсульта, когда наблюдается обширное поражение левого полушария мозга и абсолютная утрата рецептивных, импрессивных и экспрессивных разговорных навыков. Больной не способен намеренно продуцировать звуки и любой контакт с ним, жестами или речью, становится невозможен. Указанные признаки в период резидуальной фазы инсульта сохраняются, в развитии речи динамики не наблюдается.
Пациент может воспроизводить нечленораздельные звуки, либо повторять одно и то же слово, оставшееся в памяти. Афазия после инсульта характеризуется утратой автоматизированной, номинативной и отраженной речи. Хотя такие пациенты совершенно не воспринимают произнесенные другими людьми слова, иногда они могут осознать смысл значимых, лично для них, вопросов, и даже выполнить пару простых просьб.
Тотальная афазия сочетает в себе сразу несколько видов речевых дефектов.
Амнестическая фазия
Вышеуказанная форма речевого изъяна бывает при поражении нижних и задних частей мозга, расположенных в области висков и темени. При афазии амнестической больныесталкиваются с тем, что не помнят названий предметов и имен. Несмотря на то, что назвать предмет пациент затрудняется, он хорошо понимает, для каких целей предмет предназначается. Если показать человеку с данной формой заболевания ложку, то он ответит – «это то, чем едят». Речь для такого больного понятна, возможно чтение вслух. Спонтанное написание для пациента недоступно, но под диктовку он с задачей справится. При амнестической афазии человек употребляет множество глаголов, и почти никогда – имена существительные.
Семантическая афазия
Что происходит при семантической афазии: человек теряет способность понимать смысл сложных логико-грамматических предложений с предлогами. Например, ему непонятные такие выражения, как «стул под столом», «квадрат над кругом». Сравнительные и возвратные словесные конструкции ему также непонятны (Саша выше Коли, но ниже Пети. Кто из них самый высокий?). Затруднительны к осознанию атрибутивные конструкции («мать сестры», «сестра матери»). Семантическая афазия протекает без нарушения письма и чтения.
Динамическая афазия фото
Развивается при нарушениях в левом полушарии мозга (задней лобной его части). Именно в этом отделе происходит планирование, активация и регуляция всех речевых навыков. Основные речевые недостатки при динамической афазии:
- недоступность для человека развернутых активных высказываний (внутренняя речь нарушена)
- применение примитивных синтаксических конструкций
- речь пациента состоит в основном из шаблонов и клише
- пересказывая текст, больной его «рвет на кусочки», то есть пересказывает не связанные между собой отдельные фрагменты
- больной не может уловить суть сказанного или прочитанного, однако при легкой форме данного расстройства ситуативная элементарная речь ему вполне понятна
Чтение и написание текстов пациенту остаются доступны, сохранность этих навыков используется во время проведения речевой реабилитации.
Афферентная моторная форма — неспособность человека артикулировать звуки
Эта форма заболевания является еще одним вариантом (второй тип) моторого речевого расстройства. При афферентной моторной афазии отмечается неспособность человека артикулировать звуки. Как результат – отсутствие речи, либо ограничение ее объема. Звуки больной воспроизводит очень неточно, особенно если образовываются они одинаково.
Наиболее явным симптомом моторного расстройства второго типа является хаотичное движение губ и языка пред произнесением звука. Чаще всего нужная артикуляция так и не находится, звук произносится неверно. При грубом моторном расстройстве второго типа фазовая речь полностью отсутствует.
Артикуляционная несостоятельность больных при легких моторных нарушениях речи выражена не сильно, они могут говорить достаточно развернуто, их словарный запас не органичен. Легкое моторное нарушение не мешает речевому общению больного, наоборот, у людей с моторными расстройствами речи второго типа наблюдается высокая «словоохотливость».
Причиной эфферентно моторной формы является инсульт и поражение коры мозга
Эфферентное речевое расстройство чаще всего появляется вследствие нарушенного кровообращения после инсульта, из-за травм и опухолей головы. При эфферентном развитии афазии страдает вся речевая система, но более всего нарушается экспрессивная речь, возникает инертность стереотипов речи паталогического характера, которая приводит к слоговым, звуковым «путаницам» и лексическим грубейшим ошибкам в речи.
Если кровообращение было нарушено резко, особенно после инсульта, эфферентное расстройство проявится полной утратой навыков речи. Для больного главная трудность состоит не в сложности повторения каждого звука отдельно, а в невозможности сложить звуки в слоги, слоги в слова. У пациента возникает аграфия: он может написать одно –два слова, но только проговаривая их по слогам.
Восстановление речи
Лечением афазий занимаются врачи – логопеды. Это очень длительное мероприятие, требующее терпения и времени. В отдельных случаях есть надежда на спонтанное восстановление речевых навыков.
В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:
- Упрощать и сокращать предложения;
- Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
- Не поправлять речь больного;
- Дать время больному на формулирование предложения;
- Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
- Вовлекать больного в беседу.
Видео
Моторная афазия в медицине имеет еще одно название - в честь исследователя, описавшего данный недуг. Это тяжелое расстройство речи, которое происходит на фоне поражения лобной части левого полушария и нарушения его функций. Подобные проблемы чаще всего возникают в результате перенесенного инсульта или тяжелых травм черепа и мозга.
Выражается эта патология сильными трудностями в подборе слов в процессе говорения и, к сожалению, не сводится лишь к нарушениям артикуляции.
Что отличает афферентную афазию?
Одной из разновидностей патологических расстройств речи является афферентная моторная афазия, называемая еще кинестетической.
У больного при этом задеты нижнетеменные отделы головного мозга (ведущего полушария). У правшей - это левое полушарие, которое отвечает за процесс говорения. При данном (в легкой форме) у больного наблюдается особенная беглость речи с отсутствием пауз между словами. При этом заметны нарушения артикуляции, а также парафазийные дефекты (т. е. замена одних звуков или слогов в слове другими) в процессе чтения или спонтанного говорения.
В тяжелом же случае больному с трудом дается произношение звуков. Причем афферентная афазия обладает интересной особенностью - человек, например, непроизвольно может произносить некоторые из них, а по просьбе - нет, так как именно в этот момент ему приходится решать проблему, как именно следует сложить губы, куда деть язык и т. п., чтобы получился тот или иной звук.
Дополнительные признаки афферентной моторной афазии
Следует обратить внимание и на то, что, помимо наличия проблем с речью, у больных с диагнозом "афферентная моторная афазия" нарушается и оральный (т. е. неречевой) праксис.
Это состояние выражается в неспособности выполнить разные оральные движения (кстати, как самостоятельно, так и после демонстрации их кем-либо), например, надуть обе или одну щеку, высунуть язык и т. п.
А в результате кинестетического дефекта у пациентов возникают проблемы и с письмом (как под диктовку, так и самостоятельным). Кстати, довольно часто перечисленные расстройства сопровождаются еще и пассивностью больного, вызванной инертностью процессов в нервных волокнах.
Что такое эфферентная афазия
Эфферентная моторная афазия - это еще одна разновидность речевой патологии, при которой поражается задняя часть нижней лобной извилины. Больной при этом часто способен произносить отдельные звуки, но собрать их в слово, "переключиться" с первого звука на следующий, он не в состоянии. У пациентов с данным типом патологии нарушается именно процесс организации речевого акта, так называемая "кинетическая мелодия" (так говорил исследователь А. Р. Лурия).
Для таких больных характерно "зависание" на первом звуке или первом слоге слова с последующими длительными повторами. Речь теряет плавность, подбор слов затруднен, появляются так называемые эмболы - слова или наборы звуков, которыми больной пытается заменять все, что не в состоянии произнести.
Особенности речи при эфферентной афазии
И чаще всего в процессе речи (при диагнозе "эфферентная моторная афазия") пациент использует только имена существительные и глаголы в начальной форме, например: "Дом… это… стоять". То, что произносит такой больной, имеет, как правило, телеграфный стиль, но при этом, правда, фразы оказываются достаточно информативными.
Коррекционная работа при моторной афазии, кстати, часто подразумевает использование мелодико-интонационной методики. Больным предлагают петь, а также медленно и напевно произносить слова. И интересно, что при таких упражнениях (даже при глубоких расстройствах артикуляции) процесс произношения становится почти нормальным.
Тяжелые случаи моторной афазии
Если же моторная афазия протекает тяжело, то речь больного может состоять только из невнятных звуков или слов "да" и "нет". Пациенты стараются при этом произносить весь доступный им набор фонем с разными интонациями, чтобы собеседник мог понять их отношение к услышанному. Кстати, как уже упоминалось выше, устная речь такими больными воспринимается практически в полной мере, исключение могут составлять лишь сложные речевые обороты или иносказания.
Между прочим, эмоциональный фон людей с моторной афазией любой степени тяжести также нарушается. Больные обычно становятся плаксивыми и легко впадают в состояние отчаяния или депрессии. Неврологические признаки патологии при этом характеризуются слабостью а также невозможностью одновременного использования мышц лица, горла и рта. Поле зрения у данных пациентов также сдвигается с обычных границ.
Что собой представляет сенсорная афазия
Наиболее тяжелым видом речевого расстройства является сенсорно-моторная афазия, или по-иному - акустико-гностическая. Она вызывается поражением задней трети верхней височной извилины и выражается в нарушении понимания произнесенных звуков, хотя процессы произношения и артикуляции у пациентов, как правило, не нарушены. Проблемы с появившиеся у таких больных, приводят к отсутствию контроля над собственной речью.
Нужно при этом отметить и еще одну особенность этого вида речевого расстройства - сенсорно-моторная афазия характеризуется тем, что, в отличие от предыдущих видов патологии, больной не осознает своей проблемы.
Пациенты с указанным диагнозом, как правило, говорят быстро, но употребляют при этом слова в произвольном значении. И все это выглядит для слушателя как эдакий словесный "салат", в тяжелых случаях полностью лишенный смысла.
Восстановление речи при моторной афазии: что нужно помнить
Практика показывает, что даже при одинаковых формах афазии у каждого пациента она проявляется по-разному. Это зависит не только от состояния здоровья и возраста, но и от образовательного, культурного уровней человека, а также от особенностей его личности.
В остром течении (после инсульта) сразу может возникнуть тотальная афазия, при которой больной не в состоянии произнести ни звука. Но, к счастью, часто речь со временем начинает восстанавливаться.
При этом близким, желающим помочь пострадавшему человеку, не следует при беседе с ним кричать, пытаться побудить его к разговору, - он вас отлично слышит. Не стоит также, обращаясь к больному, говорить сложными фразами, так как процесс восприятия сказанного в это время у него сильно затруднен. Но в то же время следует помнить, что у больного не нарушен интеллект. Проблема для этого человека состоит именно в трудностях произношения!
Моторная афазия - лечение зависит от многих факторов
К сожалению, вернуть речь в полном объеме после инсульта или травмы мозга довольно трудно. Но больному при правильном отношении к этому окружающих удается в достаточной степени восстановить свои коммуникативные способности.
Конечно же, в первую очередь следует провести всестороннее обследование пациента, чтобы выяснить причину нарушений. Как вы уже поняли, от того, какой именно участок мозга пострадал, во многом зависит и методика восстановления речи.
К работе с логопедом присоединяют и медикаментозную терапию. При диагнозе "моторная афазия" лечение, как правило, подразумевает прием таких лекарственных средств, как "Кавинтон", "Корсавин", "Телектол" и др., имеющих вазоактивную направленность (они улучшают кровоснабжение мозга). Не менее популярны и антихолинэстеразные вещества, такие как "Амиридин" и "Галантамин" (они оказывают стимулирующее действие на вегетативную нервную систему), а также миорелаксанты, снижающие тонус мышц в парализованных конечностях (препараты "Элатин" и "Мидокалм"), и ноотропные вещества.
Важны и физиотерапевтические мероприятия в виде иглоукалывания, массажа, лечебной физкультуры и электростимуляции.
Как восстанавливать речь на начальном этапе
Уже на ранних этапах после обнаружения проблемы моторная афазия требует коррекции, так как наиболее эффективное восстановление речи возможно лишь в первый месяц с начала болезни (позже значительных положительных изменений, как правило, не замечается).
При этом нужно пытаться "растормозить" речь, вызвать у больного речевой поток. То есть тем, кто помогает пациенту, следует провоцировать у него произношение хоть каких-то звуков, использовать все возможности. Например, предлагайте имитировать любые звуки: "Скажи, как капает вода?" - "Кап, кап". Или: "Как воет ветер?" - "У-у-у". Еще пример: "Как едет машина?" - "Ж-ж-ж". При этом звуки следует сильно артикулировать, чтобы больной мог понять, как у говорящего при этом двигаются губы.
Некоторые особенности коррекции моторной афазии
Если у больного моторная афазия имеет легкую степень, не поощряйте его к использованию жестов или мимики вместо слов, старайтесь стимулировать речь. Но при этом не добивайтесь чистого и четкого произношения. Не стоит постоянно поправлять все сказанное пациентом.
Предлагайте больному договорить за вами, например, известные поговорки: "Тише едешь - дальше…" Пусть поначалу у него не получится произнести все слово, достаточно даже имитации звуков, которая вызовет побуждение к речи. В этом также помогут и фотографии близких. Нужно попросить показать на них кого-то и назвать его имя.
Как только растормаживание началось, старайтесь употреблять глаголы, подключайте все виды общения: речь, письмо, чтение. Например: "Что делает кошка?" - "Спит". Пусть больной не только произносит данное слово, но и находит среди предложенных подписей ту, что соответствует картинке.
Что делать в случае тяжелой степени афазии
Как было сказано выше, тяжелая степень афазии приводит к тому, что человек не в состоянии произнести даже слог, а не только слово. В таком случае ему пригодится порядковый счет, повторение названий дней недели или пение.
Дело в том, что именно эти процессы наиболее автоматизированы, и контроль над ними переходит уже в другие участки мозга. Поэтому, считая вслед за вами: "Один, два, три, четыре", больной произносит звуки без раздумий. Кстати, то же происходит и в процессе пения. Песня при этом должна быть хорошо знакомой и максимально простой. Вначале пойте ее вместе с пациентом, а затем поощряйте все, даже невнятные попытки к самостоятельному пению или счету.
Помните, что на всех этапах реабилитации больные нуждаются в ободряющих беседах и положительной мотивации занятий, так как эмоциональный фактор - это важная составляющая, успешно преодолевающая моторные формы афазии.
Несколько слов напоследок
Работа по восстановлению речи - это довольно длительный и трудный процесс. Он требует совместных усилий лечащего врача, логопеда и, конечно же, близкого окружения пострадавшего. Причем коррекция моторной афазии должна проводиться обязательно на профессиональном уровне, и чем раньше она начата, тем больше шансов на успех.
Особенно выражена положительная динамика у молодых больных. А спонтанный выход из состояния моторной афазии, между прочим, может сопровождаться возникновением заикания.
Учитывайте все это, не теряйте веры в успех - и у вас все получится!
Навигация
Расстройство речимоторного типа характеризуется частичной или полной утратой пациентом способности к правильному говорению. При этом понимание обращенной к нему речи сохраняется, пострадавший способен сам замечать свои ошибки. Болезнь может протекать по нескольким сценариям: афферентное расстройство, афазия Брока, сенсомоторное нарушение. У каждого из состояний свои особенности и характеристики, что влияет на принципы лечения. Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы. Оно не ограничено проблемами с артикуляций и может быть представлено различными степенями тяжести.
Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения.
Основные типы моторной афазии и их описание
В зависимости от локализации и площади очага поражения ЦНС афазия моторная может протекать по одной из трех основных форм – афферентной, эфферентной, сенсомоторной. Отдельно врачи выделяют динамический и грубый типы речевого расстройства. Первый отличается прерывистым и монотонным способом выдачи информации пациентом. Больной говорит невнятно и медленно, но способен повторять за логопедом отдельные слоги или слова. Грубая моторная афазия характеризуется яркими нарушениями речи, как результатом преходящего осложнения тотальной патологии. Больной выражается обрывками слов, звуками, интонационным мычанием.
Афферентная афазия
Под афферентной моторной афазией подразумевается такой тип речевого расстройства, при котором проблемы возникают из-за сбоя регуляции речедвигательного аппарата. Уже сформированная речь у человека страдает из-за поражения постцентральной извилины, ее артикуляционной зоны. В результате ограничения связи между рядом отделов области у больного нарушается двигательный артикуляционный навык, приводящий к частичному или полному отсутствию речи. Дополнительно отмечаются сбои со стороны фонематического слуха, снижается качество понимания услышанного.
Течение афферентной моторной афазии может происходить по одному из двух вариантов. При первом наблюдается расстройство
реакций,отвечающих за обеспечение движений, необходимых для артикуляции. Отмечается нарушение
целенаправленности действий при попытке использовать артикуляционные органы. В тяжелых ситуациях продуцирование речи становится совсем невозможным. Второй вариант известен под названием «проводниковой афазии». При нем у пострадавшего страдают произвольные типы речи, но сохраняется способность использовать в своем разговоре ситуативные клише.
Эфферентная афазия
Этот тип речевого расстройства имеет еще одно название – афазия Брока. Оно обусловлено расположением очага проблемы в одноименном центре нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Признаки эфферентной моторной афазии возникают при поражении премоторной зоны коры органа ЦНС. Это приводит к нарушению двигательного звена речи и вызывает дефекты, вариативность которых зависит от показателя изменения структуры тканей.
Афазия Брока в зависимости от степени тяжести может быть:
- легкая – речь развернутая, но с наличием штампов и клише. Может проскакивать проговаривание слов по слогам. Больше всего сложностей возникает при назывании предметов, повторении слов или фраз за логопедом. Возможность ведения диалога сохраняется, но разговор однообразен, базируется на стереотипах;
- средней тяжести – спонтанные высказывания делают очевидными трудности с построением предложений. Речь рваная, имеет характеристики телеграфного стиля. Попытки назвать предмет или повторить сказанное врачом приводят к навязчивому произношению одних и тех же слогов или слов. При ведении диалога пациент может отвечать собеседнику его же фразами или вопросами;
- тяжелая – спонтанная речь отсутствует. Если пострадавший пытается что-то произнести самостоятельно, он просто повторяет какие-то слоги. Клиническая картина дополняется сложностями понимания слов, обращенных к больному.
Тип эфферентной формы влияет на подход к лечению патологии. В частности, он сказывается на подборе логопедических методик и приемов, необходимых для восстановления речевой функции.
Сенсорно-моторная афазия
Наиболее тяжелое и опасное речевое расстройство, при котором сложности с произнесением слов дополняются проблемами понимания речи окружающих и своей собственной. Контакт человека с окружающим миром нарушается. Он не понимает людей, не может членораздельно говорить. Степень выраженности признаков, характерных для состояния, зависит от площади и типа поражения коры головного мозга, возраста, а также общего состояния пациента. В большинстве ситуаций клиническая картина дополняется неврологическими симптомами, указывающими на характер основного заболевания.
Причины развития патологии
В основе развития патологии лежит изменение структуры определенных отделов головного мозга под влиянием дегенеративных, воспалительных, некротических и других процессов.
Провоцирующим фактором может стать органическое поражение тканей, соматическая болезнь, физическое или химическое внешнее воздействие.
Успех лечения моторной афазии зависит от правильности постановки основного диагноза и устранения очага проблемы в головном мозге.
Частые причины речевого расстройства:
- острое или хроническое нарушение мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки);
- травмы головы – нарушение речи может быть отсроченным осложнением черепно-мозговой травмы;
- абсцессы в черепной коробке, которые становятся источником воспаления, отека, давления на кору головного мозга;
- воспалительные и инфекционные заболевания ЦНС;
- раковые опухоли ид доброкачественные новообразования в черепной коробке, головном мозге;
- патологии, которые сопровождаются дегенерацией нервной ткани (болезнь Пика, Альцгеймера);
- перенесенные нейрохирургические операции.
Риски развития моторной афазии особенно высоки для лиц с семейным анамнезом, усугубленным перечисленными состояниями. Вероятность появления очагов поражения в головном мозге растет при хронической гипертонии, атеросклерозе сосудов головного мозга, ревматизме, сахарном диабете, пороках сердца. Злоупотребление медикаментами, курение, употребление алкоголя или наркотиков также создают благоприятные для развития патологий условия.
Клиническая картина расстройства
Независимо от того, страдает человек от афферентной моторной афазии или другой формы нарушения речи, у него будет проявляться ряд общих признаков. Они могут иметь разную степень выраженности в зависимости от особенностей ситуации. Комбинации проявлений различны, что иногда осложняет процесс постановки диагноза.
Для состояния характерны такие симптомы:
- перестановки слогов и звуков в составе слов;
- пропуск звуков в устной речи и букв на письме;
- использование в разговоре слов, которые не подходят по смыслу. Трудности с составлением предложений из-за невозможности подобрать адекватное слово;
- повествование преимущественно основывается на использовании однотипных глаголов, без подключения других частей речи. Это делает его монотонным, невыразительным, бессвязным и малоинформативным;
- пациент часто делает продолжительные паузы;
- эмоциональная окраска рассказа сильно смазана или отсутствует;
- при осознании больным своего недуга он становится молчаливым;
- недуг может проявляться сильно выраженным заиканием, проблемами с запоминанием названий предметов;
- чтение и письмо сопровождаются ошибками, пропусками букв, слогов, слов;
- в особенно тяжелых случаях издаваемые пациентом звуки сводятся к мычанию, которое незначительно меняется за счет интонации.
Моторной афазии свойственно прогрессирование в случае отсутствия лечения, постепенное усугубление ситуации. Это связано с дальнейшей деструкцией речевого аппарата, появлением других неврологических симптомов, психических нарушений.
При осознании больным своего недуга он становится молчаливым.
Диагностические меры
Особенности симптоматики позволяют лишь заподозрить у пациента расстройство конкретного типа. В ряде случаев это помогает понять, в каком отделе головного мозга сосредоточен очаг поражения, поставить основной диагноз. Для подтверждения подозрений пациенту могут быть назначены МРТ или КТ, УЗИ церебральных сосудов, люмбальная пункция. Пострадавшего должны осмотреть невролог и логопед. Последний путем специальных приемов оценивает показатели двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, проверяет качество письма и чтения. Важно не просто подтвердить наличие речевого расстройства, а понять, какая именно его форма у конкретного пациента – афазия Брока, афферентная или сенсомоторная.
Методы коррекции и лечение нарушения
Терапия при моторной афазии должна быть комплексной, состоящей из двух одинаково важных направлений. Первое подразумевает борьбу с основной болезнью. Если не устранить причину проблемы, никакие методы традиционной или народной медицины от расстройства не избавят. Параллельно с этим следует начать работу с неврологом и логопедом конкретно по факту нарушения речи. Принципы лечения подбираются индивидуально, исходя из возраста и общего состояния пациента, формы и степени тяжести патологии, специфики ситуации.
Медикаментозная терапия
Лекарства, действие которых направлено на повышение функциональности головного мозга в зоне поражения с целью восстановления речи, должны подбираться неврологом. При моторной афазии это могут быть ноотропы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры, миорелаксанты, тонизирующие средства. В качестве вспомогательных медикаментов нередко выступают антигипоксанты, нейропротекторы, нейростимуляторы. Сегодня все чаще врачи назначают своим пациентам биологически-активные добавки для усиления эффекта от медикаментозной терапии.
Логопедические методики
Работа с логопедом при афферентной или эфферентной моторной афазии может исчисляться месяцами. В случае с сенсомоторным расстройством или тяжелой степенью нарушения лечение длится годами. Принципы и приемы подхода подбираются индивидуально, корректируются в соответствии с признаками положительной динамики или прогрессирования патологии.
Основу терапии составляет отработка речевых навыков и интонации, совершенствование письма, увеличение объема слухоречевой памяти пациента. Под контролем специалиста пострадавший работает с картинками, текстами, окружающим миром.
Все чаще используются современные компьютерные программы и механизмы.
Оперативные вмешательства
Хирургическое воздействие на головной мозг применяется по отношению к причине проблемы, а не с целью налаживания речи. Это могут быть манипуляции по остановке кровотечения, нейтрализации отека, удалению опухоли или поврежденных тканей. Важно понимать, что сами нейрохирургические действия могут стать причиной моторной афазии или других видов речевых нарушений.
Физиотерапия
Эффективность подобных вариантов воздействия на организм человека с моторной афазией до сих пор подвергается сомнениям. На практике применение точечного массажа, иглоукалывания, магнитной или электрической стимуляции, а также лечебной физкультуры показывает неплохие результаты. Такие подходы не могут быть основным способом лечения патологии. Они должны идти в комплексе с приемом медикаментов, посещением логопеда.
Лечить недуг можно иглоукалыванием.
Прогноз и профилактические меры
Шансы на полное выздоровление или достижение результатов, достаточных для ведения привычного образа жизни, зависят от тяжести случая и качества лечения. При игнорировании основной проблемы или отказе от работы с логопедом нарушение способно стремительно прогрессировать. В таких ситуациях возникает риск постепенного ухудшения состояния больного, развития у него инвалидности из-за невозможности общаться с окружающими. Профилактика патологии состоит в предупреждении развития заболеваний, выступающих в качестве ее провоцирующих факторов.
Некоторые принимают смазанные симптомы недуга за результат хронической усталости или логическое последствие пожилого возраста, поэтому не обращаются к врачу. Моторная афазия – это не только одно из проявлений поражения головного мозга, но и состояние, способное существенно снизить качество жизни человека. При первых же признаках расстройства необходимо обратиться к неврологу, пройти полную диагностику, а затем и профильное лечение.