Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа). "неречевые и речевые звуки" Занятие для дошкольников речевые и неречевые звуки
Программное содержание:
закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;
повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;
учить придумывать слова с данными звуками;
закрепить буквы А, О, У;
развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук», « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове») , практический (упражнения).
Оборудование:
демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У». Программное содержание:
закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;
повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;
учить придумывать слова с данными звуками;
закрепить буквы А, О, У;
развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания. Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук », « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове» ) , практический (упражнения). Оборудование:
демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.
Ход занятия:
слайд 1. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.
Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! (Дети слушают запись звуков с закрытыми глазами). - Что вы услышали? - Какие это звуки: речевые или неречевые? - Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
– А что же такое речевые звуки?
Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.
слайд 2. Посмотрите на слайд. Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.
слайд 3. Игра «Узнай звук» (по артикуляции). Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам) . - Какие это звуки гласные или согласные?
А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам). – У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.
Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)
Игра «Найди звук в начале слова» слайд 4. Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].
слайд 5. слайд 6. Что изображено на этом слайде? Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] . 2. Время года, которое заканчивается на звук [о]. слайд 7.
слайд 8. Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] . слайд 9.
Игра «Назови лишнее слово» слайд 10-15. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Игра «Найди место звука в слове» слайд 16.
Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова)
Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка. Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.
слайд 17.
Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].
А теперь давайте обозначим звуки буквами.
слайд 19-20. Звук и буква А.
Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на неско лько уроков)
У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.
Посмотри, что ты видишь?….
А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …
Вокруг нас можно услышать разные звуки.
Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.
Поиграем в игру «Угадай звук».
Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…
Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….
Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.
Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.
«В одном царстве жили — были очень интересные жители.
У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .
Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .
На значке кружок, как рот, который поёт.
Их нетрудно перечесть.
Гласных звуков ровно шесть:
А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.
Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.
На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Проведем исследование…
Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :
Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.
Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…
Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.
Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.
Задание 2.
Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .
Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).
Задание 5. Что изображено на рисунках?
Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.
Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.
Задание 7.
Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.
Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.
Слогов столько, сколько гласных звуков!
А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».
Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!
Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!
Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.
Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .
Гласные звуки без ударения называются…. безударными .
Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?
Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .
Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,
Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .
Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…
План фонетического анализа слова:
1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.
2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.
3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.
4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.
5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Знакомься… это гномы Том и Тима…
Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
Сравни слова на рисунках…
Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….
Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!
Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.
Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:
А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.
Понаблюдай за первыми звуками в словах:
- РУКА — РЕКА
- ДОКТОР — ДИРЕКТОР
- ЛЕС — ЛОСЬ
- МАСЛО — МЯСО
Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.
Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.
/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /
А вы знаете, что…
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Звонкие и глухие согласные звуки
Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?
Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….
Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:
На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.
Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.
Мы потолок белили, а дрова пилили.
… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?
Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:
Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).
Разучивание скороговорки…
Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.
Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний
Тема: Речь. Речевые и неречевые звуки.
Цель: формирование понятий «Звук», «Буква», «Согласный звук», «Гласный звук»
Задачи: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах; учить придумывать слова с заданными гласными и согласными звуками; закрепить буквы А, О, У; развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Ход занятия:
РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.
Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас!
Что вы услышали?
Какие это звуки: речевые или неречевые?
Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
– А что же такое речевые звуки?
Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.
Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.
Игра «Узнай звук» (по артикуляции).
Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам).
Какие это звуки гласные или согласные?
А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам).
– У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.
Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)
Игра «Найди звук в начале слова»
Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].
Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] .
2. Время года, которое заканчивается на звук [о].
Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] .
Игра «Назови лишнее слово» Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Игра «Найди место звука в слове»
Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка.
Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.
Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].
А теперь давайте обозначим звуки буквами. Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква У. - Вспомните правило о буквах.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Игра «Чудесный мешочек». - У меня в чудесном мешочке лежат буквы. На ощупь узнайте букву.
Нарисуйте букву в воздухе. Выложите свою букву (из косточек, шнурочков, палочек).
Итог занятия. - Какие бывают звуки? - Какие речевые звуки мы сегодня вспомнили
Ход исследования: Выводы: Источники и характеристики музыкального звука. Цели исследования: Гипотеза:
«Речевое развитие ребёнка» - Диван был накрыт… Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Умеет ли слушать, не перебивая? 11. Как общается с взрослыми? И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ? 23.
«Звук» - Концы вилки совершают колебания удаляясь друг от друга и сближаясь. На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Звук для человека является источником информации. Э х о. Тема: Звуковые волны. Пора задуматься всерьез. Комар машет крыльями с частотой 10 000 раз в секунду!
«Какие бывают часы» - Часы на Спасской башне Кремля в Москве – главные механические часы в нашей стране. Какие бывают часы? Древние китайские водяные часы. Песочные часы. Современные водяные часы. Атомные часы. Мировые часы. Огневые часы. Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Назови. Что не устраивало человека в солнечных, водяных, песочных, огневых часах?
«Речевые умения» - Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми Не наказывать ребенка без причины. Владение элементарными навыками звукового анализа. Правильное произношение всех звуков. Владение элементарными навыками звукового анализа:
«Речевая агрессия» - Оглавление. Ситуация речевой агрессии. Понятие речевой агрессии. Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Заключение. Сферы бытования речевой агрессии.
Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)
ЗАНЯТИЕ №9 .
Тема. Речевые и неречевые звуки .
Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ;
учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове ; способствовать развитию фонематического слуха.
Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
Воспитатель : Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.
1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)
Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)
А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)
А вот слова из чего состоят слова?
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На этом занятии мы узнаем , что же является строительным материалом для слов.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)
А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)
А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?
Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.
Игра «Молчанка» .
Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук )
Что вы слышали?
Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
Беседа о разных звуках , которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)
Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки . С их помощью не построишь слово.
(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)
Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки . Это звуки человеческой речи . Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой : если они станут в определённом порядке, получится слово.
Что я произношу :, [М], [О](звуки )
А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке : , [О], [М].
Что получилось?
Что значит это слово?
Условно мы будем обозначать звук квадратиком .
Сколько звуков в слове сом ? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)
Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)
Мы получили звуковую модель слова сом .
Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах . (работа с зеркалом)
(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце) .
Что помогает произносить речевые звуки ?
звуки [б] , [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.
Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д] , [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.
Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р] . При произнесении этого звука язык дрожит .
Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х] , [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
Физкультминутка «Ванька –встанька» .
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове .
Кто изображён на картинке? (кот)
Для того, чтобы узнать количество звуков в слове . Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук .
(Некоторые звуки тянуть невозможно . Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)
Верно, мы получили звуковую модель слова кот .
Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
Игра «Поймай звук » .
У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м] .
Что вы делали для того, чтобы определить первый звук ? (произносили слово, тянули первый звук .)
Физкультминутка (по выбору детей)
Работа с картинками.
(СТОЛ)
Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)
Под ними звуковые модели . Сколько звуков в каждой модели ?
Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком , а обозначают разные предметы.
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
Из чего же состоят слова?
Что вы можете сказать о звуках ? (Мы их слышим и произносим)
Как мы договорились обозначать звук ?
Игра «Не ошибись» .
Я называю звук , а вы – слова, которые с него начинаются.
Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)
6. Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии ?