Звук п какой он. Конспект по обучению грамоте: "Звуки,, буква П". Развитие связной речи
Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: Звуки [п-п"], буква «П».
Цель: познакомить со звуками [п-п"] и буквой «П».
Коррекционно-образовательные задачи :
Уточнять артикуляцию звуков [п-п"];
Дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
Закреплять умение выделять начальный согласный звук [п] в словах
и определять его место в слове.
Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать фонематический слух, зрительное внимание и
восприятие, связную речь,
Коррекционно-воспитательные задачи :
- формировать взаимопонимание и взаимопомощь на занятии.
Оборудование: картинки на звуки [п-п"], карточка с буквой «П», мяч, счетные палочки.
Ход занятия
1 . Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость, а кто это, вы
должны угадать. Послушайте загадку: «Сзади – крючок, спереди – пятачок».
Правильно, это поросенок, а зовут его Пончик. Я хочу рассказать вам про
нашего гостя рассказ.
2. Сообщение темы занятия
- Как-то раз поросёнок Пончик пошёл гулять в парк. И вдруг он услышал, как
кто-то плачет и зовёт на помощь. Пончик посмотрел по сторонам и
увидел, что это маленькая птичка плачет. «Пожалуйста, помогите, у меня
выпал птенчик из гнезда»,- попросила птичка Пончика. Птенчик лежал на
пеньке и жалобно пищал: пи-пи-пи. Поросёнок взял палку, положил на неё
птенчика и поднял его, а затем посадил в гнездо. А мама птичка радостно
запела песню о добром поросёнке Пончике.
Какой звук повторяется в словах: поросёнок Пончик, птичка, птенец.
Правильно, звук [п].
3. Артикуляция звуков [п-п"] и их характеристика
Давайте вместе произнесем этот звук.
Губы сомкнуты, воздушная струя разрывает сомкнутые губы.
- Звук [п] гласный или согласный? (Согласный). Почему?
Звук [п ] – глухой, твердый, произносится губами.
А звук [п"] – тоже глухой, но мягкий.
4. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
и с хлопком потом встаём.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка хлопни, громче всех!
На одной ноге поскачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
Мы немножко отдохнём
И на занятие пойдём.
5. Выбери слово со звуками [п-п"] (с мячом)
жук-паук кошка-плошка
бочка-почка творог-пирог
кони-пони варенье-печенье
канава-панама дух-пух
цветок-платок вар-пар
галка-палка воля-поле
6. Упражнение «Почини слово»
Ребята, Пончик предлагает немного поиграть. Я буду называть непонятные слова. Вам нужно подставить в начало слова звук [п] и назвать его правильно
алка, аук, аста, ушка, удель, уговица, очта, олка, очка.
7. Дидактическое упражнение «Закончи слово»
А теперь поиграем наоборот, будем добавлять звук [п] в конец слова.
су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло...(п)
8. Упражнение «Определи место звука в словах»
Пончик, ходит в лесную школу, но не умеет определять место звука в
словах, давайте поможем ему.
Пончик каждому из вас даст картинку, а вы скажите, где слышатся наши
звуки: в начале, в середине или в конце слова.
9 . Знакомство с буквой П.
Ребята, посмотрите, как пишется буква «П». На что она похожа?
(На турник, на дверной проем)
Выложите букву «П» из палочек. Сколько нужно палочек? (Три палочки)
Послушайте стих, про букву «П».
Букву «П» в спортивном зале.
Перекладиной назвали.
Ну – ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись.
10. Работа в тетради. Печатание буквы «П»
Откройте тетради и напишите букву «П». А еще напечатаем слоги АП, ОП.
11. Итог занятия
С какими звуками мы сегодня познакомились? (Со звуками [п-п"])
Какой буквой обозначаются эти звуки? (Буквой «П»)
Какие слова на звуки [п-п"] вы запомнили? (Петух, пони, паук, парта)
Звуки [П], [Пь], буква П
Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].
Задачи :
Образовательные:
уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить определять позицию звука в словах;
познакомить детей с графическим образом буквы П;
учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
Развивающие:
развивать слуховую память, внимание и восприятие;
развивать умение концентрировать внимание;
развивать умение контролировать импульсивные действия;
учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).
Воспитательные:
воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;
воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; буквы; звуковые домики; синие и зеленые фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).
Сообщение темы занятия .
(Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.)
Посмотрите, кто это? (Это почтальон)
Что он нам принес? (Письма)
Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)
- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь])
Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [ Пь ])
Характеристика звуков [ П |. [Пь|.
Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются)
Попробуйте прочесть звук [П].
Получается? (Нет)
Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).
В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)
Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)
Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)
Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)
А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)
Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)
Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.
А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой)
Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.
Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.
Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])
Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].
Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО
А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)
Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).
Первое письмо.
Развитие фонематического синтеза.
Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о... л П... и... л... а П... а... у... к П... а... р
С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь])
Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).
Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);
Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);
Панама, антенна, роза (слово «пар»).
Какой общий звук во всех словах? ([П]).
Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)
Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)
Где звук [П| в середине? (Лапа)
(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)
Игра: «Говори». Развитие умении контролировать импульсивные действия.
Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я скажу: «Говори!».
Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)
Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда)
Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)
4. Физкультминутка.
- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.
Хлопни в ладоши, если услышишь звук П
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
«Кто из вас желает паутинки?»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]
Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.
Знакомство с графическим образом буквы П.
Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но чтобы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота)
Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.
А внизу через проход Проплывает пароход.
Итак, какие же задания приготовил вам петушок?
Второе письмо.
1. Восстановление графического образа буквы П.
Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются листочки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).
Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.
Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П Л П
Игра «Маленькие привидения». Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).
Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.
Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.
Развитие слухового восприятия.
Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.
Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.
Петя пилил пилой пень.
От топота копыт, пыль по полю летит.
Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].
Прежде чем мы приступим к интернет уроку, отгадайте загадку…
Разноцветный Акробат
Забавляет всех ребят.
Он клюёт горох из миски
И болтает по – английски…..
Верно, попугай.
Попугаи – одни из самых красивых птиц, которые приручил человек. Они удивляют своими умственными способностями и веселым нравом. А вы знаете, что…
- Попугаи могут подражать совершенно разные звуки: от голоса человека до шума работающих бытовых приборов.
- В Красную книгу был занесен попугай Жако. Это самая говорливая птица. Он знал около 400 слов, говорил целыми предложениями да еще и на нескольких языках!
А это самый крупный попугай ара. Зовут Петя.
Вы догадались, почему мы заговорили о попугаях? … мы сегодня изучаем звук [п] . Произнесите вместе звук. Опишите его.
А кто запомнил как зовут нашего попугая? Какой первый звук? Верно, мягкий звук [п`].
1. Найдите слова
на звук [п]
и
[п`]
2. «Кто больше?»
Сначала перебираем все слова со звуком [п] , находящиеся на полу (плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).
3. «Светофор» . Если твердый звук, поднимите вверх синий карандаш, если мягкий звук — зелёный.
Паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.
4. «Профессии». Назовите десять профессий на [п] . (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)
5. «Доскажи словечко»
- И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
- Вперевалку шел со льдин к нам на утренник…
- Он круглый и красный, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней…
- Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
- Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
- Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев.Как славно жить, когда они работы не боятся.И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
- На цветы она садится, не устав с утра трудиться.Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).
6. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [п] , затем со звуком [п`] .
7. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [п] – [п`] .
8. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.
9. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую цифру в квадрат.
10 . Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто
П’________________ | П_________________ |
_________________ | _________________ |
_________________ | _________________ |
11. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий [п`] в словах.
12. Добавьте слоги , прочитай получившиеся слова.
13 . Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.
14. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [п] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.
А вот и буква П в летней панаме. Буква П любит лето — п есок, п ляж, п утешествия…
1. «Слова-невидимки»
– Я – самый лучший ткач на свете.
П – – –
– Во мне, смеясь, играют дети.
П – – –
– Я – два ботинка, две перчатки.
П – – –
– Из-за меня рассохлись кадки.
– – – –
О т в е т: паук, парк, пара, жара.
2. «Лесенка»
3. «Выпусти пар!»
4. «По одной букве»
А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.
1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.
П – – – – т
2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.
П – – – т
3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.
П – – т
4. Это слово знает любой шахматист.
П – т
5. Это слово ищите в танце.
О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.
5. «Волшебная цепочка»
Замените одну букву в словах:
палка – галка – балка;
печка – речка – сечка;
печка – пачка – почка;
пень – день – тень – лень;
порт – сорт – корт – торт;
пол – вол – кол – кон – кот – кит.
6. «Найди слово в слове»
Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).
7. «Составь новые слова»
Из букв данного слова составьте новые слова.
8. Начинай с буквы П
О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.
9. Допиши слова.
О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос
10. Найди спрятанные буквы П . Обведи их.
11. Выдели знакомую букву.
12. Добавь недостающий элемент буквы.
13 . Обведи в кружок все буквы П .
14. Раскрась петушка где буква П в красный цвет.
15 . Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.
16. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков [п] и [п`].
17. Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.
18. Клоун. Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.
О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю, н о когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)
На хоккее, на футболе
Буква П
– ворота в поле.
Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы П
.
20.
Читаем…
21 . Пишем…
22.
Пословицы и поговорки
- Пишут не пером, а умом.
- Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
- Правда глаза колет.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Признание – половина исправления.
Словарь
- Павильон — небольшая постройка для отдыха и развлечений.
- Погода — Состояние атмосферы в данном месте в данное время.
Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.
- Пай — часть, доля.
- Палитра — небольшая доска, на которой художник смешивает краски во время работы.
- Пандус (или рампа ) — наклонная площадка, служащая для въезда детскиx и инвалидныx колясок в дома; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
- Панорама — Вид местности (обычно с возвышенного места)
- Пантомима — представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
- Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие.
- Позоло`та — нанесение на предмет тонкого слоя золота.
- Политика — государственное управление.
- Прибыль — доход от деятельности компании или предприятия.
- Профессор — учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника.
- Психология — наука изучающая внутреннее состояние человека.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Переливать из пустого в порожнее — пустословить ИЛИ заниматься бесцельным и безрезультатным делом.
Порожний — это пустой, ничем не наполненный.
- Плавать как топор — тонуть, не уметь плавать (о человеке).
- Плевать в потолок — бездельничать.
- Побывать в чьей-либо шкуре — пережить ощущения, которые испытывает другой человек.
- Поджать хвост — испугавшись, утратить самоуверенность.
- Похожи как две капли воды — очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о сходстве лиц, предметов, явлений.
- Припереть кого-либо к стенке — разоблачить кого-либо.
- Пройти сквозь огонь и воду — о человеке, которому выпало на долю много трудностей, испытаний.
Тема № 13. Звуки [П], [П"]; [П] - [П"]. Буква П
1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.
2. Учить выполнять графические упражнения.
3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать и на слух и в произношении.
4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков.
5. Развивать у ребенка фонематические представления.
6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развита слухового внимания).
Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:
Задание 3. Знакомство со звуком [П].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда ?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:
Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;
Горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4. Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:
П, м, т, м, п...; па, ма, мы...; ап, оп, ум...; Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...
Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных:
Пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...
Задание 7.
Па-ап; по-...; ...ап-па; оп-...
Задание 8. Работа с картинками:
Четко назвать все картинки в ряду, игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых нет звука [П];
Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах - начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);
Вспомнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.
Задание 9. Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?
Ушки - пушки, Уля - ..., Оля - ...
Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П].
Задание 11. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова:
Полка, лопата, суп.
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Па-па-па - на столе крупа.
Пы-пы-пы - нет крупы.
Оп-оп-оп - все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - мы ели суп.
Задание 13. Знакомство со звуком [П"].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто это?... (Петушок )
Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?»
Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 14. Фонетическое упражнение.
Птенцы пищат: пи-пи-пи!
Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П"]»:
Пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пирога корова...
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, запомнить их, назвать одинаковый первый звук:
Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.
Задание 17. Подобрать слова по первому слогу:
ПИ: -ла, -рог...; ПЕ: -рец, -чень, -карь...
Задание 18. Выучить чистоговорку:
Пи-пи-пи - пирожок купи.
Задание 19. Дифференциация звуков [П] - [П"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:
П, пь, пь, п...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
Па-пя, по-...; пя-па, пи- ...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок. (^ Пила )
Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (Паук )
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух )
Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка )
Подобрать слова со звуками [П] и [П"].
Выучить скороговорки:
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Пара птиц порхала, порхала - да и выпорхнула.
Задание 20. Знакомство с буквой П.
По тропинке из ворот
Детский сад пошел в поход.
^ О. Гофман
На что похожа буква П?
Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы - сжаты в кулак.
Игры с буквой.
Задание 21. Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков), составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв. Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.
Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.
Папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.
^
Тема № 14. Звуки [Б] - [П]; [Б"] - [П"]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] - [П], [Б"] - [П"] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).
4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.
5. Учить составлять предложения по опорным словам.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).
Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).
Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу».
Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.
Задание 3. Дифференциация звуков [Б] - [П].
Назвать первый одинаковый звук в словах:
Батон, булка, баранка...
Назвать одинаковый последний звук в словах:
Суп, тулуп...
Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:
П, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
Па-ба, ба- ...; бу-пу..., пу-...
Повтори за взрослым серию слогов:
Па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба...
Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:
Па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.
Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?
Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):
Банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.
Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.
Подобрать слова со звуками [П] и [Б].
Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?
Почка - бочка, пар - ..., пот - ..., пой - ..., папа - ..., пашня - ..., пас - ..., правый - ..., палка - ...
Задание 4. Дифференциация звуков [Б"] - [П"].
Назвать первый звук в словах:
Бегемот, белка, бизон ([Б"]).
Назвать первый звук в словах:
Петя, первый, пила ([П"]).
Сравнить артикуляцию звуков [П"] и [Б"], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б"]»:
Бь, пь, пь, бь...; пя, бя, би, пи...; береза, белка, писать...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
Пя-бя, пи-...; би-пи, бя- ...
Повторить за взрослым ряд слогов:
Пи-пи-би, би-би-пи, би-пи-би, пи-би-пи, пи-би-би, би-пи-пи.
Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [П"] и [Б"]), взрослый при этом картинки не называет:
Белка, береза, петух, бегемот...
Вспомнить загадки на звуки [П"] и [Б"] (см. темы № 12, 13).
Вспомнить слова со звуками [Б"] и [П"], определить место звуков в этих словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с колокольчиком и без).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П"] на звук [Б"] в слове. Какое новое слово получилось? Составить предложения с этими словами.
Задание 5. Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б"] - [П"].
Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.
Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б - П).
Выучить скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Задание 6. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба ?»
Чтение, списывание слов, предложений:
Тут папа. Тут баба.
Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения):
Баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.
Тема: Звуки «П», «ПЬ». Буква П.
Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков «П», «ПЬ». Задачи:
Образовательная: вырабатывать навык четкого произношения звуков [п],[п " ]. Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова) . Формировать понятие «согласный звук», «твердый и мягкий», «глухой и звонкий» звуки. Закрепить обозначение звука и слова символами. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Познакомить с буквой П, читать слоги, слова.
Развивающая: развивать фонематический слух, слуховое внимание и слухо-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем, карточка с изображением буквы П , счётные палочки, рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
I . Организационный момент
Постановка цели занятия
Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новыми звуками.
II. Основная часть
1. Знакомство с новой темой.
Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать.
В тёмном уголке живёт, Кто имеет пятачок,
Тоненькую нить прядёт. Не зажатый в кулачок?
Он тайком сюда забрался, На ногах его копытца,
Строить новый дом собрался. (Паук) Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Холода их так пугают, Железные избушки
К тёплым странам улетают. Держатся друг за дружку.
Петь не могут, веселиться, Одна, с трубой,
Собрались все в стайки …. (Птицы) Тянет всех за собой. (Поезд)
Скажите, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.
- Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
2. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
- Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие звуки. Пак, Пик - в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
В слове Пик звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.
Звук [п"] – согласный, мягкий, глухой.
Звук «П» согласный, твердый, обозначать мы его будем синим цветом.
Звук «ПЬ» согласный, мягкий, обозначать мы его будем зеленым цветом.
3. Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».
Дети поднимают цветные семафоры, если звук мягкий – зелёный, если звук твёрдый – синий. Слова: паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.
4. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п " ].
На огороде выросли красные … (помидоры)
Мама испекла вкусный … (пирог)
Мальчик на почте отправил … (письма)
Полина сняла … (пальто).
5. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.
- Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
Он какой? (Согласный, мягкий)
Каким цветом обозначим? (Зеленым)
П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л])
Он какой? (Согласный, твердый)
Каким цветом обозначим? (Синим).
И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
Он гласный или согласный? (Гласный)
Каким цветом обозначим? (Красным)
Сколько всего звуков в слове ПИЛА? (Всего 4 звука)
Сколько гласных? (2)
Назовите их: ([и], [а])
Сколько согласных? (2)
Назовите их: ([пь], [л])
Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).
- Проверьте, у всех получилось, так как на доске. Молодцы. Пик и Пак, довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.
III . Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
IV . Знакомство с буквой П.
Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п " ] обозначаются одной буквой?
Они обозначаются буквой П (показ на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
Из скольких элементов состоит буква П?
Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
2. Работа в тетрадях
Печатаем букву П в Тетради по образцу.
Чтение слогов и слов.
Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.
Слова: ПАПА, ПУМА, ПАУК. (Дети читают).
IV . Итог занятия.
С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
- Ребята, чтобы наши друзья - Пик и Пак не забыли, какими звуками обозначается буква П, давайте хором им напомним.
Пик - Звук [п"], согласный, мягкий, глухой.
- Пак - Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.