Аничков мост. История создания. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт Аничков мост название
Аничков мост - одна из известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он расположился между 66 и 68, 39 и 41 домами Невского проспекта. Назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, батальон которого при Петре Первом дислоцировался за Фонтанкой в старой финской деревушке, прозванной Аничковой слободой.
Деревянный мост
До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы - в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.
В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.
Протяженность моста - 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.
Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.
В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.
Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.
До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, - пропускным пунктом.
Каменный мост с башенками
К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.
Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.
Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта - известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.
Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.
В 1841-м году на западной стороне переправы появились первые статуи из бронзы: «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Скульптуры восточного берега были повторением западного, только отлиты они были из гипса, окрашенного под цвет бронзы.
Новые бронзовые кони с литейного двора по приказу Николая I были отправлены в качестве подарка королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Скульптуры до настоящего времени находятся в Берлине. И только в 1844-м году гипсовые статуи заменили новыми, бронзовыми. Правда, простояли они совсем немного. Через пару лет император отблагодарил ими «короля обеих Сицилий» за его гостеприимство.
Копии коней Клодта находились и в Стрельне, в Петергофе, а также в усадьбе Голицыных. И каждый раз их снимали с моста, возвращая на место гипсовые. В 1851-м году мост наконец-то окончательно укомплектовали. Скульптор отказался от повторения прежних статуй. Он принялся за работу над созданием двух новых композиций. Кони еще два раза покидали Аничков мост в Санкт-Петербурге. Во время блокады 1941-го года их сняли и закопали в дворцовом саду, в 2000-м отправили на реставрацию к юбилею города. Всем, кто видел Аничков мост, скульптуры коней запомнятся надолго.
Современная реставрация
В 2007-2008 годах провели реконструкцию одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга (СПб). Аничков мост подвергся капитальному ремонту. В первую очередь занялись устранением трещин в асфальтобетонном покрытии над промежуточными опорами и устоями, также избавились от дефектов вдоль водоотводных лотков и произвели ремонт гидроизоляции. Победила в тендере компания «Пилон», основной сферой деятельности которой последние 10 лет было благоустройство и ремонт набережных Фонтанки. В качестве генерального проектировщика выступило НПО «Ранд».
В ходе реконструкции планировалось заменить наиболее опасные фрагменты арочной кирпичной кладки и переложить 20 рядов свода в зоне, где основная опора приходится на гранитные устои. Также требовалось обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки или сильных морозов.
Эксплуатация моста
При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.
Близлежащие достопримечательности
Вы планируете посетить вторую столицу России и не знаете, что же стоит посмотреть? Как говорилось выше, одной из достопримечательностей считается Аничков мост. Петербург богат различными переправами и удивительными памятниками архитектуры. Недалеко от Аничкова моста находятся Михайловский сад, памятник Чижику-Пыжику, Храм Спаса-на-Крови, Русский музей, Летний сад и Фонтанный дом.
Образовательный центр «Аничков мост»
Местным жителям известно, что не только достопримечательность Петербурга носит название «Аничков мост». Так еще именуется европейский образовательный центр. В нем объединено два творческих коллектива, оба известны не только в России, но и в Европе. Компания работает с детскими дошкольными образовательными учреждениями, воплощая в жизнь методики раннего развития.
Фольклорное имя
У жителей Петербурга хорошее чувство юмора, и они подшучивают над своим городом весьма изящно и элегантно. Так, к примеру, Исаакиевский собор получил название «Чернильницы», памятник Петру Первому - «Медного всадника», а Аничков мост стали называть «Мостом шестнадцати яиц».
Вначале небольшая историческая справка.
Идея украсить Санкт-Петербург конными статуями возникла в 1832-году, когда молодой скульптор-самоучка Петр Карлович Клодт, к тому моменту вольнослушатель Академии художеств, получил заказ от русского царя отлить две группы фигур для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Однако спустя несколько лет, по просьбе Клодта, было решено их установить на реконструированный Аничков мост. Мост был открыт в ноябре 1841-го, свет увидели первые две группы бронзовых фигур, которые поразили всех (на другой, восточной стороне моста были установлены их точные гипсовые копии). "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста" - писали газеты.
В 1842-1843 Клодт отлил бронзовые копии фигур, чтобы заменить оставшиеся две гипсовые группы, но их увидел восхищенный прусский король Фридрих Вильгельм, и Николай I распорядился сделать ему подарок, статуи увезли в Берлин, они были установлены у главных ворот королевского дворца.
В 1843-1844 года Клодт вновь отливает бронзовые копии "Укротителей", но уже другой гость Николая I, король Сицилии Фердинанд II, увидев коней Клодта, пожелал видеть их у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад.
Наконец, в 1850-1851 годах Клодт устанавливает последних бронзовый коней, но уже не копии первых двух, как ранее, а две новые группы. Его 18-ти летний труд был завершен.
Конные группы объединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня, передан их страх, гнев, разъяренность, и наконец, повиновение. Первые модели коней 28-ти летний скульптор лепил с двух чистокровных арабских жеребцов из конюшни Николая I, одного из которых звали Амалатбек. Строение коня было воссоздано с абсолютной точностью, видны все его мускулы и складки кожи. По легенде, посетивший мастерскую император, увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". В своих фотографиях я отретушировал все провода, и мешающие фрагменты зданий, чтобы попытаться передать эти ощущения, которые испытывали от просмотра современники великого скульптора.
1-3. Первая группа. Водничий опирается на одно колено, обеими руками сжимая узду, останавливая бег коня.
4-5. Вторая группа. Водничий пытается осадить коня, конь в ярости.
К сожалению, я делал все снимки в одно время суток и сделать фото этой группы в профиль, против солнца, мне не удалось.
6-10. Третья группа. Животное покорно человеку, на копытах видны подковы, вместо седла, похоже, шкура символа "Единой России")
11-13. Четвертая группа. Конь одолевает водничего.
За всё время статуи снимались дважды, во время Великой Отечественной войны кони были закопаны в землю во дворе Аничкова дворца, и во время недавней реставрации перед трехсотлетием Санкт-Петербурга.
Каменный Аничков мост – самый любимый и посещаемый романтиками в Санкт-Петербурге. Многие до сих пор уверены, что красивое название мост получил от некой «Анечки». Однако, изучив историю, можно узнать, что он назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале далекого XVIII века.
Историческая справка
Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.
За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.
Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.
Интересные факты
Известности и огромному количеству историй, связанных с Аничковым мостом, можно только позавидовать. Самые интересные факты:
- Когда в 1726 году переправа стала разводной. Ее открывали для прохода судов с высокими мачтами. Но не только для этого. Чтобы волки из ближних лесов не попадали в город, переправу открывали в ночное время.
- На старых картинах, срисованных с моста. Между пролетами можно увидеть ниши с решетками. Это долговые ямы, в которые попадали злостные неплательщики налогов или картежников. Так было до времен правительства Екатерины II, которая приказала замуровать проемы.
- Скульптуры коней, которые украшают мост с обеих сторон, во времена войны были закопаны в сквере около Аничкова дворца и только в 1945 году их снова откопали и поставили на прежние места. Таким образом, они сохранили свой вид.
В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.
В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.
Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.
В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.
В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.
В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.
В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .
Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.
Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.
Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.
К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.
Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.
Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.
Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.
После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.
Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.
Скульптуры
В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.
Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.
В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.
Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.
Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.
На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».
Скульптурная композиция Аничкова мостаО скульпторе
Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон ЮргенсбургПётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».
Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.
Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.
Аничков мост зимой
Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.
Лицо на гениталиях коняхОчертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.
После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.
Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.
Фрагмент скульптурыВнутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».
Кони Марли в ПарижеГости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.
Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».
Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.
В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.
Как добраться
От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.
Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.
С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.
Любовнику жены не повезло
Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.
Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.
«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»
Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.
Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:
«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»
Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:
«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»
Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.
Если есть конь – на нем можно сидеть
Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.
Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.
Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.